Занятие направлено на формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики, развитие умение делить слова на слоги, развитие связной речи, на формирование умения подбирать слова – действия. Игры знакомят со звуком «НЬ», учат определять место звука в словах, позволяют определять мягкость и твёрдость звука, учат выполнять звуковой анализ слова.
Задачи:
Занятие № 3. Тема: «Одежда. Звук и буква «НЬ».
1. Формирование артикуляционной и мелкой моторики.
2. Формировать умение делить слова на слоги.
3. Развитие связной речи.
4. Формировать умение подбирать слова – действия.
5. Знакомство со звуком «НЬ».
6. Учить определять место звука в словах.
7. Определять мягкость и твёрдость звука.
8. Учить выполнять звуковой анализ слова.
Организационный момент. Сядет, тот, кто назовёт любую одежду.
Игра «Раздели слова на слоги». Закрепляем правило, сколько в слове гласных звуков
столько и слогов.
Шуба, шапка, шарф, футболка.
Артикуляционная гимнастика.
маляр;
чашечка;
вкусное варенье;
лошадка;
грибок;
Погладим язык губами.
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Ответь на вопросы (подбери и
назови как можно больше слов – действий).
Как появляется одежда? (Одежду моделируют, выкраивают, шьют, вяжут).
Покупая в магазине одежду, покупатель (Что делает?) …………………..
Ухаживая за одеждой, человек (Что делает?) ……………………………..
Упражнение «Скажи наоборот»:
Плащ длинный, а куртка короткая.
Футболка светлая, а пальто тёмное.
Носки короткие, а гольфы длинные.
Упражнение «Расскажи – ка»: Составь рассказы о предметах одежды по
предложенному плану.
1) Название.
2) Цвет.
3) Из каких частей состоит?
4) Из какого материала она сделана?
5)
Для кого она предназначена?
Физкультминутка «Помощники»
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре.Встают, наклонившись, руками двигают влево, вправо.
Потянулись,
Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.
Наклонились.
Снова «полощут».
Хорошо мы потрудились.
Вытирают руку о руку.
Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки»
Жили – были в домике
Маленькие гномики:
Дети сжимают и разжимают кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
Загибают пальчики, начиная с больших пальцев.
Раз, два, три, четыре, пять,
Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.
Стали гномики стирать:
Трут кулачки друг о друга.
Токи – рубашки,
Пики – палочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Загибают пальчики, начиная с больших пальцев.
Знакомство со звуком и буквой «НЬ».
Характеристика звука.
Как вы думаете, звук «НЬ» гласный или согласный? Поднесите ладонь ко рту и
произнесите звук «НЬ». Как выходит воздух изо рта? (Не выходит). А откуда выходит
воздух? (Из носа). Значит, есть преграда для произнесения звука «НЬ». А что это за
преграда как вы думаете? (Язык, зубы). Звук «НЬ» согласный, так как он встречает
преграду на своём пути. Положите руку на горло. Оно дрожит? (Да). Значит, голос
есть. Звук «НЬ» звонкий. Характеристика звука «НЬ» согласный, звонкий, мягкий.
Игра «Звуки «Н» и «НЬ» потерялись в словах (начало, середина, конец).
В начале слова: насекомое, няня, насморк, нож, Нина, Николай;
В середине слова: санки, банки, коньки, Ваня, Аня.
В конце слова: сон, конь, слон, огонь.
Игра «Звуковой анализ слова НОС.
В слове три звука, один слог.
Итог занятия.
С каким звуком познакомились на занятии?
Какая игра больше всего понравилась?
Молодцы! До скорой встери.