Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)
Оценка 5

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
2 кл
01.07.2017
Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)
На протяжении многих лет в дошкольной и школьной логопедической практике используются приемы наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ. Цель данного занятия - развитие связного высказывания посредством наглядной модели.
конспект логопедического занятия.docx
Конспект логопедического занятия на тему: Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы. (2 класс по программе VIII вида) Цель: развитие связного высказывания посредством наглядной модели. Задачи: Образовательные:  обобщить и систематизировать знания об осени;  активизировать и расширить словарь по теме «Осень»;  активизировать в речи относительные прилагательные, сложные слова: листопад, разноцветный. Коррекционно­развивающие:  развивать мелкую моторику рук посредством  работы с крупами;  развивать слуховое восприятие и внимание через определение звуков осени, голосов птиц;  развивать зрительное внимание через работу с наглядным материалом. Воспитательные:  воспитывать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей. Оборудование:  мультимедийное   сопровождение,   «Осенний   вальс»,   «Вальс дождя» Ф. Шопена, деревья, осенние листья, птицы из бумаги; карточки для приклеивания картинок – символов по количеству детей, картинки­символы для   составления   рассказа   (демонстрационные   и   раздаточные),   аудиозапись «звуки осени», «голоса птиц», зонт. Ход занятия. 1. Оргмомент.  Доброе утро! Солнцу и птицам.  Доброе утро улыбчивым лицам,  Пусть каждый становится добрым, доверчивым,  Пусть доброе утро продлится до вечера.  Доброе утро всем мы желаем.  И дарим улыбки.  С улыбкой мы утро встречаем И занятие начинаем. 2. Сообщение темы занятия. Звучит   «Осенний   вальс»     Ф.Шопена.   Презентация:   Осенние   картины известных художников. 1 Логопед:  Ребята, вы, конечно, догадались, о каком времени года мы будем говорить.  (Об осени.)  Правильно, итак, тема нашего сегодняшнего занятия ОСЕНЬ. ­ Осень – необыкновенно красивое время года. Недаром композиторы пишут о ней пьесы, известные художники пишут картины, а поэты – стихи. ­ А мы сегодня попробуем написать свою картину об осени. Только напишем мы её не красками. Это будет словесная картина.  ­ Как вы понимаете выражение: «словесная картина»? Это значит, что мы с вами составим рассказ. А для этого нам нужно будет  вспомнить все приметы осени.        А поможет нам составить рассказ схема и картинки, которые лежат перед вами на столе. 3. Актуализация опорных знаний. Логопед: Но с начала мы вспомним осенние месяцы. ­ Какой сейчас месяц? (Октябрь.) (Выставляется карточка ­ Октябрь) ­ Какой осенний месяц уже прошел? (Сентябрь) (Выставляется карточка ­ Сентябрь) ­ Какой месяц наступит после октября? (Ноябрь) (Выставляется карточка ­ Ноябрь) ­ Месяцы, какого времени года вы называли? (Осени.) ­ Сколько месяцев длится осень? (Три.) ­   Давайте   назовём   все   осенние   месяцы   по   порядку.   (Сентябрь,   октябрь, ноябрь) (с опорой на карточки) Логопед: Ребята, когда вы сегодня шли в школу, обратили внимание, какая погода на улице? (Ответы детей). ­ Как изменилась погода с приходом осени? (Стало холодно, или похолодало). ­ Почему произошло похолодание? (Солнце греет меньше.)  Солнце греет мало, значит, стало меньше света и тепла. Опорная картинка «Солнце».         Возьмите солнышко и наклейте его под словом солнце,  Солнце греет мало. ­ Солнце не только греет меньше, но и светит в течение дня меньше. Вы заметили, что вечером темнеет раньше?  ­ Значит, световой день стал длиннее или короче? (Короче.) (Помощь жестами) Выставляется символ дня — короткая желтая полоска. Наклейте желтую полоску, символизирующую световой день. 2 ­ А ночь? (Длиннее.) (Жест) Выставляется символ ночи — длинная черная полоска. Наклейте черную полоску, символизирующую ночь. День становится короче, а ночь длиннее. Итак, сейчас мы с вами составим предложения: Осенью солнце греет мало. День становится короче, а ночь длиннее. Предложение повторяется хором и индивидуально. 4.   Образование   относительных   прилагательных,   сложных   слов: листопад, разноцветные. Логопед:  Ребята,   а   чтобы   познакомиться   с   осенью   поближе   мы   с   вами отправляемся в осенний лес.  (На ковре рассыпаны листья.) ­ Посмотрите, какой красивый ковер из осенних листьев! Здесь хватит листьев для всех. ­ Ребята, поднимите по одному листочку и подумайте, с какого дерева ветер сорвал их. ­ Посмотри, Вика, у тебя лист от клена. Значит он какой? (Кленовый.)  ­Леша,   а   с   какого   дерева   твой   лист?  (С   березы.)  Значит,   он   какой? (Березовый.) Аналогично каждый ребёнок проговаривает название своего листа. ­ Ребята, внимательно посмотрите на свои листья. Они по цвету одинаковые или разные? (Разные.) ­ Какой у тебя по цвету лист, Андрей? (Красный.) ­ А у тебя, Маша (Жёлтый.) ­ А как мы скажем по­другому, какие у нас листья? (Разноцветные.) ­   А   как   называется   явление   природы,   когда   листья   падают   и   деревья становятся голыми? (Листопад.) Упражнение для коррекции зрения. Логопед: Ребята, я предлагаю вам поиграть с листочками.  Но   сначала   вспомним,   где   у   нас   правая   рука?   А   где   левая?   Молодцы. Возьмите в правую руку листочек. ­ Мы листочек увидали и с листочком поиграли.  3 (Дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед  передсобой, сфокусировать на ней взгляд.)  Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.  (Отвести листик вправо, проследить движение взглядом.)  Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести листик влево, проследить движение взглядом.)  Ветер вверх поднимал и на землю опускал…  (Поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз.) Повертел их, покружил (Дети кружатся) И на землю опустил. (Дети приседают на корточки) Логопед: Ребята, а теперь займите свои места. ­ Итак, ребята, мы с вами вспомнили еще одну примету осени ­ Листья меняют окраску и опадают. Возьмите карандаши и раскрасьте листья в осенние цвета. Рядом с листьями наклейте картинку изображающую листопад. ­ Давайте посмотрим на схему и составим предложение об осенних листьях. На доске появляется картинки­символы.  Осенью листья становятся разноцветными и опадают.  Предложение повторяется хором и отдельными учениками. 5. Развитие слухового восприятия: «Отгадай звуки осени». Логопед: Ребята, а вы знаете о том, что осень можно не только увидеть, но и услышать. ­ Давайте послушаем звуки осени.  ­   Внимательно   послушайте   и   определите,   что   это   звучит?  (Включается аудиозапись. Дети слушают и определяют звуки.)  Птицы улетают.   Листья шуршат под ногами.    Ветер воет.  ­   Ветер   осенью,   какой?  (С   помощью   психолога:   холодный,   сильный, пронизывающий.) ­ Леша, повтори, какой ветер осенью. ­ Погода, когда дуют  ветры, какая?  (Ветреная.)  Итак, Осенью дуют холодные ветры. Выставляется опорная картинка.  4 ­ Наклейте на свои листы картинку символизирующую холодный ветер под словом погода.  Шум дождя.  Вы услышали шум дождя.  Осенью  часто идут дожди, значит ­ погода, какая? (Дождливая.)  ­ А в дождливую погоду, что мы видим на небе? (Тучи) Выставляется опорная картинка. ­ Наклейте рядом картинку, символизирующую тучи и дождь. На небе тучи. Часто идут дожди. ­ Как хорошо вы справились с этим заданием! Все звуки осени отгадали! ­ Определяя звуки осени, мы вспомнили, какая погода бывает в это время года.  ­ Давайте с помощью схемы составим предложения об осенней погоде. Осенью дуют холодные ветры. На небе тучи. Часто идут дожди. Предложение повторяется хором и индивидуально. 6. Физминутка. Логопед:  Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть на полянке в осеннем лесу. Становитесь в круг. Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать. Отвечайте: «Да» иль «Нет». – Осенью цветут цветы? – Осенью растут грибы? – Тучка солнце закрывает? – Колючий ветер прилетает? – Туманы осенью плывут? – Ну, а птицы гнезда вьют? – А букашки прилетают? 5 – Звери норки закрывают? – Урожай все собирают? – Птичьи стаи улетают? – Часто­часто льют дожди? – Достаем ли сапоги? –   Солнце   светит   очень жарко? – Можно детям загорать? – Ну, а что же надо делать? – Куртки, шапки надевать? 7. Активизация словаря по теме «Зимующие птицы», развитие мелкой моторики.  Логопед: Когда мы слушали звуки осени, одним из них были взмахи крыльев улетающих   птиц.   А   куда   птицы   улетают?  (В   тёплые   края.)  Почему?  (С помощью наводящих вопросов: Они улетают потому, что осенью и зимой очень   холодно,   птицам   нечего   есть   –   прячутся   насекомые   и   трава   и листья деревьев засыхают.) ­  Птиц, которые улетают в теплые края, называют … перелетными. ­ Птиц, которые зимуют у нас, называют…  зимующими.  ­ Нелегкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших краях. Потому что зима бывает суровая, вьюжная, морозная. Вот поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.  ­ Ребята, а как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки, развесить их на ветках деревьев и насыпать в них корм.)­ Сейчас мы с вами приготовим корм для зимующих птиц. Смотрите, какую кормушку я приготовила, но вот беда   кто­то   смешал   семена   подсолнечника   с   фасолью,   а   ведь   птицы   не питаются фасолью. Ребята, вы поможете перебрать корм для птиц? (Ответы детей.)  Хорошо,   тогда   отделите   семена   подсолнечника   от   фасоли.  Дети сортируют   семена,   после   чего   семена   подсолнечника   высыпают   в кормушку. ­ Теперь поставим кормушку рядом с деревьями, а после уроков мы с вами повесим её на улице. ­ Слышите? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц, дятел») ­ Какая  птица летит к нашей кормушке? Отгадайте! (Дятел.) ­ Послушайте, какая теперь птица к нам летит? (Воробей.)  ­ Еще одна гостья к нам пожаловала.  (Ворона.) ­ Кажется, кто­то еще заметил нашу кормушку. (Сорока.) По мере отгадывания на кормушке появляются бумажные птицы. ­  Ребята,   давайте   назовём   всех   птиц,   которые   прилетели   к   нам.  (Дятел, воробей, ворона, сорока.) ­ Как они называются одним словом? (Зимующие.) Игра на развитие зрительного внимания «Кто улетел?»  ­   Посмотрите   внимательно   на   наши   осенние   деревья   и   запомните   птиц, сидящих   на   них.   Сейчас   вы   закроете   глаза.   А   когда   откроете,   вам   нужно отгадать, какая птица улетела. ­ Ребята, займите свои места. Эти   птицы   остаются   зимовать,   а   перелетные   птицы   улетают   в   теплые края.Леша куда улетают перелетные птицы? в теплые края. ­ Итак, ещё одна осенняя примета ­ улетающие в тёплые края птицы.  На доске появляется картинка­символ ­ птицы улетают.  Наклейте картинку символизирующую улетающих птиц. ­ Давайте проговорим предложение:  Птицы улетают в тёплые края. Предложение повторяется хором и индивидуально. 8. Составление описательного рассказа по опорным схемам. Логопед: Молодцы! Мы так много сегодня говорили об осени. Я думаю, что теперь вы готовы к написанию словесной картины об этом времени года. Рассказ составляют 2­3 ученика, опираясь на свои карточки. Примерный образец рассказа:  Осенью солнце греет мало. День становится короче, а ночь длиннее. Листья становятся разноцветными и опадают. Осенью дуют холодные ветры. На небе тучи. Часто идут дожди. Птицы улетают в тёплые края. 9. Итог занятия. Рефлексия. ­ Мы составили рассказ об осени, как вы считаете, мы  справились с заданием? ­ Что вам больше всего запомнилось на занятии? (Ответы детей.) ­ Что было трудно? ­Что было интересно? ­ А над трудностями мы с вами поработаем на следующем занятии. ­   Ребята,   погода   осенью   переменчива,   как   и   наше   настроение,   то   оно солнечное, то идет дождик. Посмотрите, пожалуйста, на календарь погоды и укажите   стрелочкой,   на   что   похоже   ваше   настроение   сейчас.  (Учащиеся получают   календари.)  Если   вы   чувствуете   себя   хорошо   и   занятие   вам понравилось – укажите стрелочкой на солнышко. Если вам не комфортно и вам было не интересно – укажите на тучку. А если ваше настроение   менялось,   то   укажите   на   изображение солнышко и тучки. Звучит «Вальс дождя» Ф.Шопена. Логопед раскрывает большой зонт и зовёт детей. Логопед: Ребята, начался дождь. Идите все ко мне под зонтик. ­ Вы  такие молодцы, так замечательно справились со всеми заданиями! ­ О каком времени года мы сегодня говорили? (Об осени.) ­ Да, осень – это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы. И пусть идет дождик, холодно, день короче, солнышко не так греет, мы не должны огорчаться, т.к. любое время года приносит нам новые   впечатления   и   нужно   с   благодарностью   принимать   каждый   день   и находить в нем красоту в природе!  ­   Послушайте,   дождик   уже   закончился.   Выглянуло   солнышко.   Давайте улыбнёмся солнышку и друг другу. (Логопед складывает зонтик.) ­ Осень приготовила для вас подарки. (Яблоки.)  ­ Наше занятие закончено.

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)

Конспект логопедического занятия на тему "Составление описательного рассказа на тему «Осень» с использованием опорной схемы" (2 класс коррекционной школы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017