Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
дефектология
2 кл
05.06.2017
Данная программа составлена для неслышащего обучающегося имеющему умственную отсталость. Разработана с учетом его физических и умственных способностей. Учебно-тематический план составлен с опорой на Программу специальной общеобразовательной школы для глухих детей ( вспомогательные классы), рекомендованной Научно-исследовательским институтом дефектологии Академии педагогических наук Российской Федерации.
последний (2).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ТОГБОУ «Школаинтернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом директора
протокол № ___ школы
от _____________ от __________ № ___
Рекомендована к утверждению
методическим советом
протокол № ___
от _____________
Рабочая программа
по развитию психомоторики
и сенсорных процессов
для 2 класса
Учительдефектолог: Лементовская Т.С. Тамбов 2016
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана данная
рабочая программа:
региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Тамбовской области;
учебный план ТОГБОУ «Школаинтернат для обучающихся с ОВЗ»;
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида подготовительный, 14 класс под ред. В.В.Воронковой. Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: «
Просвещение», 2013.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской
программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и
сенсорных процессов» для обучающихся 14 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова,
Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы,
рассчитана на 1 год обучения:
для 2 класса – 33 часа.
На 2 класс выделен 1 час в неделю, продолжительность занятий 2030 минут.
Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающегося.
Она составлена в соответствии с требованиями федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования на
основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию
психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 14 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.:–
Л. С. Сековец, С. А. Венералова, В. И. Гайнитдинова), НИРО, 2005г,
Издательство «АвтосинтезНН» 2005.
Психомоторика имеет определённую специализацию, а именно:
произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки; сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных
свойств в окружающей действительности.
Развитие моторной системы у обучающихся, воспитанников тесно связано с
развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная, слуховая,
вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию, необходимо
рассматривать как единое целое.
Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательный функций,
восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального
опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с
помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с
ней и становится частью её.
Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями
развития рассматривается как одна из существенных при решении задач
социальнотрудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и
формировании жизненной компетентности.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся,
воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в
обвладении школьной программой и социальной адаптации в целом.
Курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" наиболее
востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным
для развития функций эмоциональноволевой регуляции, самоконтроля,
учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных
психических процессов, двигательной расторможенности, координации
движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
Целью программы является расширение психосоциальной и
эмоциональной компетенции обучающихся, воспитанников через обогащение
и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов;
обогащение сенсорного опыта с учётом индивидуальных психофизических
особенностей обучающихся, воспитанников.
2. Совершенствование общей и ручной моторики. 3. Коррекция психических процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения), обеспечивающих детям успешность всех
компонентов учебнопознавательной деятельности.
4. Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через
двигательную, социоэмоциональную, познавательную и волевую сферы.
Коррекционноразвивающая работа предусматривает систему тренинговых и
игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и
упражнения для комплексного сенсомоторного развития обучающихся,
воспитанников начальных классов.
Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).
Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и
коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки,
положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в
социальноэмоциональной сфере.
Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально
дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей
обучающихся, воспитанников, разработку индивидуального образовательного
маршрута для формирования базовых компонентов психомоторного и
сенсорного опыта обучающихся, воспитанников.
Структура содержания программы представлена 4мя блоками:
двигательная сфера;
сенсорная сфера;
коррекция психических процессов;
социальноэмоциональное развитие.
Структура содержания программы:
коррекционная направленность предусматривает преодоление
недостатков психофизического развития учащихся посредством
формирования новых способов познавательной деятельности, общения,
поведения и эмоционального реагирования, индивидуальнодифференцированный подход обеспечивает реализацию
программы с учётом особенностей учащихся в процессе коррекционно
развивающей работы,
принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и
познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы и личности
умственноотсталого школьника в целом,
преемственность обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и
личного опыта учащихся.
Для проведения коррекционной работы требуется специально
организованная предметнопространственная среда:
функционально
ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций
(строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные
пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины,
полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото,
сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный
инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи,
кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и
др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной
деятельностью (магнитофон, набор аудиовидиокассет для релаксации,
звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы,
принадлежности для
элементы одежды,
сюжетные игрушки,
аромотерапии и др.).
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственновременных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий
мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов,
вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорноперцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса обучающегося на основе использования
соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно
двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Содержание программы.
1 блок
Двигательная сфера
1. Диагностика психомоторного развития.
2. Определение умения ориентироваться в своём теле.
Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и названии частей тела,
используя термины (руки: правая, левая; грудь – впереди, спина – сзади и т.д.)
3. Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Учить ориентироваться в окружающем, используя пространственные
характеристики вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади.
4. Формирование навыков произвольности в движениях и их
координации.
Упражнять в выполнении движений частями тела( головой, плечами,
кистями, предплечьями, руками, туловищем, стопой, голенью, бедром).
5. Овладение выразительными движениями и элементами
расслабления.
Закреплять умения использовать выразительные движения при
выполнении различных этюдов и упражнений на основе мимики и
пантомимики; Учить элементам расслабления (имитация движений листьев
во время ветра, листопада и т. д.) 6. Развитие ручной моторики и зрительно – двигательной
координации.
Формировать и развивать ручную моторику, зрительно – двигательную
координацию, графические навыки (штриховка и рисование; обводка по
трафарету геометрических фигур несложного орнамента; графические
диктанты). Усваивать действия по образцу.
2 блок.
Сенсорная сфера.
I. Развитие зрительного восприятия.
1. Восприятие формы, величины, цвета.
Узнавать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб, брус). Группировать предметы
по цвету, форме, величине. Знать основные параметры величин (большой –
маленький; высокий – низкий; толстый – тонкий.) Различать основные цвета и
их оттенки.
2. Формирование целостного образа предмета.
Учить делить круг, квадрат, прямоугольник на 24 равные части. Сравнивать
целое и часть. Целое больше части, часть меньше целого. Картинки –
половинки, четвертинки.
3. Ориентироваться на листе бумаги.
Совершенствовать навыки ориентирования на листе бумаги: правый верхний
угол – левый нижний.
4. Формирование временных представлений.
Закреплять последовательность времён года, частей суток, дней недели.
Учить определять время по часам с точностью до одного часа.
II. Развитие слухового восприятия.
Различать неречевые и речевые звуки. Учить прислушиваться к речевым
звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию.
III. Формирование общей чувствительности. 1. Развитие тактильно – кинестетической, термической
чувствительности.
Продолжать упражнять в обследовании поверхностей различных предметов:
гладкий, шероховатый, полированный, а также мягкий – жёсткий. Определять
температуру в металлических кружках, наполненных водой разных
температур. Познакомить с водным термометром.
2. Воспитание барического чувства (чувства тяжести).
Упражнять в различении по весу трёх деревянных дощечек; вес которых 24,
18, 12 гр. (разница между смежными величинами 6 гр.).
3. Развитие чувства обоняния и вкуса.
Упражнять в различении по запаху 3 – 4 видов приправ: гвоздика, укроп,
чеснок, ванилин. Различать по запаху ароматы цветов. Определять на вкус
сладкие, горькие, солёные продукты.
3 блок
1. Развитие свойств внимания.
Расширять объём внимания до 3 – 4 объектов. Развивать устойчивость
внимания при выполнении однообразной работы (до 7 – 8 минут).
Формировать элементы произвольного внимания. Воспитывать навыки
самоконтроля.
2. Развитие памяти. Способы запоминания.
Способствовать развитию произвольной памяти ( слуховой, зрительной,
двигательной). Учить различным приёмам заучивания и припоминания
материала.
3. Формирование процессов мышления.
Формировать понятийный аппарат. Сравнивать предметы, устанавливать
сходства и различия по 2, 3 признакам. Учить классифицировать предметы по
словесной инструкции. Уметь делать элементы обобщения. Обозначать группу
предметов обобщающим словом.
4 блок Социально – эмоциональное развитие
1. Уверенность в себе.
Знакомить с отличительными особенностями внешности других детей.
2. Чувства, желания, взгляды.
Продолжать знакомить с эмоциональными состояниями человека (радость –
грусть, обида, страх, гнев, удивление).
3. Социальные навыки.
Познакомить с социально – значимыми качествами человека (правдивость,
доброта, терпимость, сочувствие). Отрицательные качества: лживость,
жадность, трусость.
Двигательная сфера
Учащиеся должны знать:
названия частей тела (20 25);
расположение кабинетов директора, зам. Директора, физкультурного зала,
кабинета реабилитации;
3 4 пальчиковые игры;
3 4 подвижные игры;
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в схеме собственного тела;
выполнять выразительные движения разными частями тела;
ориентироваться в пространстве; использовать пространственные
характеристики;
ощущать расслабление и напряжение пальцев рук;
рисовать и обводить по трафарету орнамент из геометрических форм. Сенсорная сфера
Учащиеся должны знать:
эталоны геометрических фигур;
параметры величины; целое больше части;
названия пространственных отношений;
измерение меры времени;
неречевые и речевые звуки.
Учащиеся должны уметь:
группировать предметы по форме, величине;
делить целое на 24 части;
располагать предметы по вертикали и горизонтали;
определять время по часам;
определять звуки по высоте, силе, тембру и воспроизводить ритмический
рисунок.
Формирование общей чувствительности
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изучаемых предметов.
Учащиеся должны уметь:
узнавать свойства предметов по поверхности, весу и температуре;
определять на вкус и по запаху продукты питания, цветы.
Коррекция психических процессов
Учащиеся должны уметь:
действовать одновременно с 34 предметами;
заниматься одним видом деятельности в течении 78 минут; запоминать предметы, действия, звуки;
уметь классифицировать предметы, сравнивать, делать элементарные
обобщения.
Социально – эмоциональное развитие
Учащиеся должны знать и уметь:
выделять отличительные особенности внешности других детей;
определять по внешним признакам эмоциональные состояния человека,
называть их словом;
определять качества личности.
Данный курс занятий является коррекционнонаправленным: наряду с
развитием общих способностей предполагается исправление присущих
умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и
формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе занятия, должна
дополняться индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для
отдельных детей.
Тематический план курса занятий «Развитие моторики и сенсорных
процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на
конкретного ребенка.
Методы и приемы реализации программы
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через
обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в
процессе преимущественно совместной деятельности, что взаимно обогащает
детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению
различными способами управления собственным поведением. Немаловажной
задачей является выработка положительной мотивации к учению.
В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
целесообразно использовать следующие методы и приёмы: совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в
основном на начальном этапе обучения и при изучении нового
содержания);
действия детей по образцу;
действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения
и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа
изображаемого предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по
словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально
подобранных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с
последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы,
предметами окружающего мира, живыми объектами;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.
3.2 Психологопедагогические условия. Реализация данной программы
подразумевает взаимодействие с: Педагогами: Участие в малом педсовете
педагогов, работающих в классах с детьми ОВЗ, консультации педагогов по
вопросам организации учебного процесса;Родителями: выступление на
родительском собрании, консультации родителей, рекомендации.
3.3 Материально технические условия
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития
сенсомоторных функций;
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь
для развития крупной моторики;
оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;
разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любой
дидактический материал, в овладение которым ребенок активно
включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
Реализация программы в учебновоспитательном
пространстве: Включение в воспитательную работу. Учебнотематический план
2 класс
( 1 час в неделю. Всего 33 часа)
№
Название раздела, темы
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Обследование обучающегося
Двигательная сфера
Сенсорная сфера
Формирование общей чувствительности
Коррекция психических процессов
Социальноэмоциональное развитие
Всего
часов
1
6
7
6
7
6
Календарнотематическое планирование
№ п/п
Наименование темы
1 четверть – 18 ч
Всег
о
часо
в 1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
Диагностика ВПФ.
Ориентирование в схеме
собственного тела и названий частей
тела.
Различение основных направлений
пространства относительно
собственного тела.
Различение основных направлений
пространства относительно
собственного тела.
Овладение выразительными
движениями.
Элементы расслабления.
Различение основных направлений
пространства относительно
определённого предмета.
Ориентирование на листе бумаги.
Развитие ручной моторики и
зрительно – двигательных
координаций.
2 четверть – 14 часов.
Развитие ручной моторики и
зрительно – двигательных
координаций.
Ориентировка на листе бумаги.
Развитие ручной моторики и
зрительно – двигательных
координаций.
Различение основных цветов и их
оттенков.
Группирование предметов по
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
форме.
Группирование предметов по
величине.
Формирование целостного образа
предмета.
3 четверть – 20 часов.
Ориентировка во времени.
Формирование целостного образа
предмета.
Развитие неречевых и речевых
звуков.
Развитие тактильно – зрительного
восприятия и термического чувства.
Развитие барического чувства.
Развитие чувства обоняния и вкуса.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
4 четверть – 17 часов.
Развитие памяти.
Сравнение предметов и
установление между ними сходства
и различия по 2 – 3 признакам.
Обобщающие понятия.
Ты и другие в зеркале.
Язык эмоций (радость, грусть,
обида, страх, гнев, спокойствие).
Один и вместе с друзьями.
Учимся честно говорить о
проступке.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 8
Диагностика ВПФ.
1
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год
1. Программа
Л. С.Сековец,
С. А. Венералова,
В.И.Гайнитдинова)
НИРО, 2005г,
Издательство
«АвтосинтезНН»
2005.
Развитие
психомоторики и
сенсорных процессов»
для обучающихся 14
классов специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида
2. Методическо
е пособие
Л.А. Метиева, Э.Я.
Удалова.
Сенсорное воспитание
детей с отклонениями в
развитии : сб. игр и
игровых упражнений
М.:Книголюб,
2007. 119с.
(Специальная
психология).
3. Методическо
Мастюкова Е.М.
е пособие
4. Методическо
Фомина Л.В.
е пособие
5. Методическо
Алябьева Е.А
е пособие
Лечебная педагогика :
(дошкольный возраст :
советы педагогам и
родителям по
подготовке к обучению
детей с особыми
проблемами в развитии
Сенсорное развитие :
программа для детей в
возрасте 56 лет
Занятия по
психогимнастике.
М: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС,
1997. – 304 с.
М.: Сфера, 2001.
77 с. : ил
М:Сфера,2008. 158с.
6. Методическо
Вачков И.В.
«Сказкотерапия»
М. Ось89 2001г
е пособие
7. Методическо
Шмаков С.А.
е пособие
8. Методическо
е пособие
Войлокова Е.Ф.,
Андрухович Ю.В.,
Ковалева Л.Ю.
9. Методическо
е пособие
Ананьев Б.Г.,
Рыбалко Е.Ф
10. Методическо
Выготский Л.С.
е пособие
11. Методическо
Гальперин П.Я.
е пособие
«Игры, развивающие
психические качества
личности школьника»
ЦГЛ Москва
2004г
СПБ., 2005.
. М., 1984.
М., 1991.
М., 1966.
Сенсорное воспитание
дошкольников с
интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности
восприятия
пространства у детей.
Мышление и речь:
Избр. психолог, ис
след.
О поэтапном
формировании
умственных действий //
Исслед. мышления в
сов. психологии.
12. Методическо
. Л. А. Венгер
. Л. А. Венгер
е пособие
М.: Просвещение,
1978. 96 с.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии :
сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. :
Книголюб, 2007. 119 с. (Специальная психология). 2.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы
педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми
проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. М. : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 56
лет / Л.В. Фомина. М. : Сфера, 2001. 77 с. : ил.
Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков
Волгоград «Учитель» 2003г 56с
3.
4.
5. Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А
АлябьеваМ.:Сфера,2008.158с.
6. КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.
Ярославль.1996
Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:Сфера, 1990г.
7.
8. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности
школьника» ЦГЛ Москва 2004г
9. Диагностический альбом
Цветковой М.Ю., Семенович А.С.
«Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго,
М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка
(дошкольный и младший школьный возраст)» СП., «Триумф», 2007г.
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.