Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2 классе, направленное на закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах; формирование навыка дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закрепление знания о гласных и согласных звуках
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на
почве нарушения языкового анализа и синтеза. (2 класс)
Учительлогопед: Сычева И.А.
Цели:
Образовательная:
закрепить навыки звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в
слогах и словах;
сформировать навык дифференцировать сходные по акустическим характеристикам
звуки;
закрепить знания о гласных и согласных звуках.
Коррекционноразвивающие:
развивать мелкую моторику;
развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательная:
создание ситуации успеха.
Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка
с изображением инопланетянина Альфа (Рисунок); карточка для каждого
ученика (Приложение).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Развитие логического мышления.
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.
Запишите отгадки, построив из них цепочку: на последний звук предыдущего слова должно
начинаться следующее слово.
Он в самом омуте живет –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
Это старый наш приятель:
Он живет на крыше дома.
Острый клюв, ходули – ноги,
Пчелам – на работу,
Маме – на заботу,
Хворым на леченье,
Всем – на
угощенье. (Мед)
Пушистая вата
Плывет кудато,
Чем вата ниже,
Тем дождикСтроит сам себе жилье. (Аист) ближе. (Туча)
Цепочка: сом – мёд (звонкий согласный звук на конце слова оглушается) – туча – аист.
2. Запись отгаданных слов и обозначение звуков.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Знакомство с героями занятия.
Логопед. Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок.
Ответ: Альф.
Сколько букв и сколько звуков в имени Альф?
Ответ: Альф – 4 буквы, 3 звука.
Почему количество звуков и букв в слове Альф различно?
Ответ: в имени есть мягкий знак, который звуком не является.
2. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Альфу очень нравятся гласные звуки. Помогите Альфу выделить гласную букву
слова в квадратик.
Ответ: у, у, и, о, а.
3. Закрепление знания о согласных звуках.
Логопед: Альфу очень нравятся согласные звуки. Помогите Альфу выделить согласную
букву в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой.
4. Дифференциация звуков и букв в словах.Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Альф хочет
узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах.
Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.
Ответ: снег – 4 буквы, 4 звука, белка – 5 букв, 5 звуков, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, осень – 5
букв, 4 звука.
5. Работа со словамиперевертышами.
Логопед: Альф нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо
и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас
получились.
ЛАЗ– ... НОС– ... ГОД– ...
ШАЛАШ– ... МИР– ... КОТ– ...
Ответ: лаз–зал, нос–сон, год–дог, шалаш–шалаш, мир–Рим, кот–ток.
6. Физминутка.
Мы ногами топтоп,
Идут на месте,
Мы руками хлопхлоп,
Мы глазами мигмиг,
Мы плечами чикчик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два –
привстали,
Руки кверху все подняли.
хлопают в ладоши,
моргают глазами,
поднимают и опускают плечи.
Держат руки на поясе, поворачивают туловище вправо и
влево,
поворачиваются вокруг себя,
приседают, возвращаются в и.п.
Поднимают руки вверх, опускают на пояс,
приседают (повторяют два раза).
Разводят руки в стороны.
Сели – встали, сели – встали
И ничуть мы не устали!
7. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Альфу нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные домики» и
предлагает нам поиграть. Переставьте буквы так, чтобы получились слова.Б, К, А ______
Д, М, О______
Р, К, У, А________
С, У, Т, Л________
З, Б, А, О,
Р______
К, М, О, А, Р_____
Слова: бак, рука, забор, дом, стул, комар.
8. Работа по преобразованию слов.
Альф так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Наш
гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков.
Соедините их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.
КОТ ЭКРАН
УСЫ ШУТКА
УТКА КРОТ
УЖИ БУСЫ
КАСК
ЛУЖИ
А
КРАН КРАСК
А
III. Итог занятия
Логопед: Назовите образованные пары слов и, выбрав любую из них, определите количество
букв и звуков в ней.
Ответ: кот – 3 буквы, 3 звука, крот – 4 буквы, 4 звука; в слове крот отличается от слова кот
одной буквой Р, и т.д.
Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были активными,
внимательными, вы меня очень порадовали. Большое спасибо! Предлагаю оценить свою
работу и поставить себе оценку за урок.
Список литературы.
1. Абрамова Н.А. «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза:
логопедические занятия 13 классы», Воронеж: Учитель, 2009. – 79 с.
2. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза», конспекты занятий для логопедов,– М.:Издательство ГНОМ и Д,2009, – 128
с.
3. Мазанова Е.В. «Учусь работать с текстом», альбом упражнений по коррекция
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, – М. : Издательство
ГНОМ и Д, 2008, – 48 с.
4. http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/0/9/123590_202028.jpg5.
"Весёлая школа". Сайт для школьников и
учителей: http://otlen.narod.ru/dokuchnie_skazki