"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
дефектология
2 кл
26.04.2018
Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психического развития. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности.дети с билингвизмом
дети с билингвизмом - работа.docx
1
Техника рисование пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом 2
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………………… 4
2. Теоретическая часть……………………………………………………………………… 6
2.1. Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с
билингвизмом…………………………………………………………………………………..6
2.2. Психологические особенности детей с билингвизмом……………………………….6
2.3. Нетрадиционные техники рисования пальчиками…………………………………..7
2.4. Развитие речи у детей с билингвизмом с помощью техники рисования
пальчиками……………………………………………………………………………………..8
3.Практическая часть……………………………………………………….............................9
3.1. Описание методов исследования………………………………………………………..9
3.2. Исследование техники рисования пальчиками у детей с билингвизмом……….....9
3.3. Исследование техники рисования пальчиками для развития речи у детей с
билингвизмом………………………………………………………………………………….11
Заключение ……………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………………………13
Приложения……………………………………………………………………………............14 3
1. Введение
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Актуальность. В настоящее время проблема детей с билингвизмом всё чаще
становится актуальной. В последние десятилетие общество сопряжено со значительной
миграцией населения в связи с геополитическим и экономическими проблемами.
Глобализация общемирового пространства служит предпосылкой к смешению
национальностей и как следствие языков. В мировом социокультурном пространстве не
осталось регионов, где люди бы не говорили на одном языке. По разным подсчетам
билингвы, то есть люди владеющие двумя и более языками составляют около 65 – 70%
населения Земли.
Главным средством социальной адаптации является – речь. Речевое общение
является высшей формой взаимодействие людей, которое предполагает овладение языком.
Речевое общение активизирует познавательные процессы и развивает эмоциональную
сферу.
В логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко
становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок.
Но самой главной ошибкой является то, что детям не развивают мелкую
моторику, внимание, память, мышление и конечно же речь. Поэтому ребёнок говорить
быстро не начнёт. Для этого нужно много уделять времени и сил, чтобы ребёнок
чувствовал, что он развивается в обществе и самое главное понимает тот язык на котором
все говорят.
По словам, Канта, «рука – вышедший наружу мозг». Что они хотели сказать этим?
Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные
или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений
пальцев. [3]
Еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на
кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), 4
тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая
стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. [3]
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью
речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном
дошкольном образовании речь рассматривается как одно из направлений развития детей,
так как от уровня овладения речью зависит, умение выстраивать взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми, общее интеллектуальное развитие.
[4]
Цель нашего исследования: создание благоприятных условий для развития речи у
детей билингвистов с помощью техники рисования пальчиками.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме
исследования;
изучить особенности детей с билингвизмом;
изучить нетрадиционные техники рисования;
изучить развитие речи у детей с билингвизмом с помощью техники рисования
пальчиками;
развитие словаря (активизация, обогащение словаря),
описание предметов, особенностей и строение;
называние действий с данными по теме предметами;
называние признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер или внешний
вид);
развитие общей и мелкой моторики (игровые упражнения, динамические паузы).
исследовать технику рисования пальчиками и развить речь у детей с билингвизмом;
проанализировать и сделать выводы поможет ли техника рисования пальчиками для
развития речи у детей с билингвизмом.
Объект исследования: дети с билингвизмом
Предмет исследования: использование техники рисования пальчиками для
развития речи у детей с билингвизмом.
Методы исследования: наблюдение, групповые беседы, методика: Рут Ф. Шоу
(Ruth F. Show) «Рисование пальцем».
Гипотеза исследования: развитие речи детей с билингвизмом будет улучшаться,
если в работе использовать технику рисования пальчиками. 5
Новизна исследования: методическая разработка комплекса упражнений,
включающие в себя совокупность методов и приемов техники рисования пальчиками для
развития речи у детей с билингвизмом, разработка буклетов.
Практическая значимость:
занятия с использованием техники рисования
пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом, могут найти применение в
методической и практической работе учителей, психологов и учителейлогопедов в
общеобразовательных учреждениях.
2.1. Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом
2. Теоретическая часть
2.2. Психологические особенности детей с билингвизмом
Современные условия в жизни общества сопряжены со значительной миграцией
населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной семье, в которой они,
как правило не теряют язык, в связи с чем развитие речи детей школьного возраста
протекает в условиях билингвизма.
По словам, Л.С. Выготского, билингвизм (двуязычие) – это двуязычие, владение и
попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя разными
языками или различными диалектами одного и того же языка. Двуязычный человек
способен попеременно использовать два языка, в зависимости от ситуации и от того, с кем
он общается. [3]
Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он
нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на
русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и
нарушением речевого и психического развития. Фактор билингвизма для детей с речевой
патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой,
познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности.
Речевое
развитие ребенка билингвиста имеет свои особенности. Такие дети в среднем начинают
говорить позже. Один из родителей говорит на одном языке, а другой — на другом, что для
ребёнка очень плохо в данной ситуации. Незнание языка, на котором проводится обучение
в школе, не дает реализовать возможности языка и речи, тем самым не корригируется
нарушение. [4]
Словарный запас на каждом из языков, как правило, меньше, чем у сверстников
монолингвов, но сумма двух словарей больше, чем у них. Речевое развитие на ранних 6
стадиях в огромной мере зависит от словарного запаса. Чем больше слов знают дети, тем
лучше они научатся говорить, и тем лучше будут учиться в школе.
Ребенок становится двуязычным вследствие особых условий жизни семьи или
воспитания. По мнению выдающегося психолога Л. С. Выготского, «в развитии речи
ребенка могут возникнуть затруднения, когда условия воспитания не гарантируют
образования более или менее самостоятельной сферы приложения каждого языка, когда
ребенок отдан во власть случайной смеси языковых систем, когда детское двуязычие
развивается стихийно».[3]
С логопедических позиций детей можно разделить на тех, которые имеют
патологические речевые расстройства, и тех, у которых таких нарушений нет, либо
нарушения носят физиологический характер, связанный с этапом речевого развития.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у детей билингвистов те же
закономерности речевого развития, что и у детей монолингвов, и они могут допускать как
ошибки физиологического характера, так и специфические ошибки, связанные с речевой
патологией, которые будут затруднять усвоение и родного, и неродного языков.
2.3. Нетрадиционные техники рисования
Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное
творчество, в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными
материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными
навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что
влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем
более вероятен успех в развитии речи ребенка.
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей
интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. [5]
К нетрадиционным техникам рисования относятся: «Тычок жесткой полусухой
кистью», «Рисование пальчикам», «Рисование ладошкой», «Оттиск пробкой», «Оттиск
печатками из картофеля», «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом», «Оттиск
печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой»., «Восковые мелки + акварель», «Свеча
+ акварель», «Печать по трафарету», «Монотипия предметная», «Кляксография обычная»,
«Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой».«Набрызг», «Отпечатки
листьев», «Акварельные мелки», «Тычкование», «Монотипия пейзажная», «Рисование
пальчикам». [5] 7
Все техники рисования, на наш взгляд, очень доступные и их можно все применять
на практике. Мы постарались для себя выбрать одну из техник рисования пальчиками.
Рисование пальчиками – ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на
бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики
вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Потому что детям с билингвизмом
будет намного проще выразить свои эмоции, своё поведение и содержание данного
рисунка.
2.4. Развитие речи у детей с билингвизмом с помощью техники рисования
Рисование тоже является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной творческой
деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки.
Техника рисования пальчиками у детей с билингвизмом на наш взгляд очень
трудоёмкая работа и занимает очень много времени и сил. Для каждого ребёнка нужно
найти не только индивидуальный подход, но и объяснить задание на простом доступном
языке. Существует множество техник рисования, но мы решили использовать технику
рисования пальчиками для детей с билингвизмом. Это наиболее подходящая техника
рисования пальчиками. [1]
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений
пальцев рук. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук,
поэтому, стимулируя моторику обеих рук, мы развиваем речь. Способ получения
изображения для ребенка с билингвизмом не представляет никакого труда. Он опускает в
гуашь пальчики и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается
краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается. При этом ребёнку даются разные задания: перескажи, состав рассказ, повтори
за мной чисто говорку, пропой со мной гласные буквы, какие цвета ты используешь в своём
рисунке. 8
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека
существует тесная связь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром
мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует
формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи,
нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
[4]
В заключение хотелось бы сказать: рисование для ребенка с билингвизмом –
радостный, вдохновенный труд, который очень важно поддерживать, постепенно открывая
перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что техника
рисования пальчиками играет важную роль в общем психическом развитии и речи ребенка.
Это и есть главный аспект в нашей работе, чтобы занятия приносили детям только
положительные эмоции и каждый из детей смог правильно выразить свои мысли.
3.Практическая часть
3.1. Описание методов исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ «Лянторская СОШ №4» с сентября
2017г. по декабрь 2017г. В исследовании принимали участие 6 обучающихся 2 классов в
возрасте от 89 лет.
Гипотеза исследования: поможет ли техника рисования пальчиками для развития
речи у детей с билингвизмом
Методы исследования: наблюдение, групповые беседы, методика: Рут Ф. Шоу
(Ruth F. Show) «Рисование пальцем».
Для практического подтверждения задач, мы использовали в исследовании техники
рисования пальчиками для развития речи детей с билингвизмом, т.к. данная техника
рисования по нашему мнению поможет научиться развивать речь, мышление, внимание,
мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук.
Исследование
состояло из трех этапов: первый этап исследования – определить детей с билингвизмом
с помощью речевой карты (сентябрь 2017 г.). Второй этап исследования развитие речи у
детей с билингвизмом (октябрь ноябрь 2017г.); Третий этап исследования – с помощью
техники рисования пальчиками, помочь развить речь у детей с билингвизмом (декабрь 2017
года).
3.2. Исследование техники рисования пальчиками у детей с билингвизмом
Перед тем, как использовали технику рисования пальчиками, мы провели
логопедическое обследование детей. И выявили у детей ряд нарушений. Повторить слова и 9
предложения, изменить слова в именительном и родительном падеже, они не смогли.
Запомнить и пересказать прочитанный рассказ они не могут.
Поэтому, чтобы помочь детям научиться правильно произносить слова, составлять
предложения и пересказывать рассказ, мы использовали методику рисования пальчиками.
Данная методика использовалась для раскрытия основных характеристик личности.
Рисование пальчиками позволяло выявить искренние проявления личности, создавая
условия для самовыражения.
Рисование пальчиками дает минимальную нагрузку на мышцы руки и не имеет
шаблонов. Рисунки всегда получаются яркими и интересными.
Анализируя показатели по результатам методики Рут Ф. Шоу (Ruth F. Show)
«Рисование пальчиками», можно сделать следующие выводы, рисование пальчиками у
детей с билингвизмом было слабо развито. На этом этапе детям дана была инструкция
нарисовать «Дом дерево», что они ничего не говорят, просто сидят и рисуют. И потом
нужно дорисовать те элементы на рисунке, которые на их взгляд отсутствовали.
Нами было замечено, что рисунки у детей с билингвизмом отличались простотой,
невыраженной эмоциональностью и оригинальностью. Ребятам хотелось всегда чтото
спросить и поделиться эмоциями с другими ребята, но по инструкции было нельзя. Трое из
ребят были агрессивные, потому что у них не получились рисунки, на их взгляд
красочными.
Можно сделать вывод, что большинство детей имеют показатели высокого
поведения. Ребята были обеспокоены тем, что не могут рассказать и донести о том, что они
рисуют и чувствуют, как проживают в целом свой рисунок. Поведение было настолько
вспыльчивым и агрессивным, что рисунок получился испачканным, бумага у детей стала
влажной от рук ребят, ребята беспокоились и тревожились. Ребятам очень хотелось
быстрее всё закончить и приступить к следующим действиям. В работах ребят была
изображена монотонность и неуклюжесть. (Приложение 3)
Ребята по инструкции разместили на рисунке дом и дерево в нужном месте и в
пространстве. Каждый нарисованный элемент соответствовал свои местам. На рисунках у
большинства детей мазки изображены в грубой форме, они беспорядочны и бессистемны. В
содержание рисунков детей объекты и фигуры, абстрактные образы изображены
недостаточно. Так как вербальных реакций не было объяснить и понять, что же на самом
деле изобразили ребята на своих рисунках было достаточно трудно.
С помощью жестов, мимики и эмоций ребятам было проще и легче рассказать, что 10
они изобразили. Ктото попытался изобразить животного, ктото солнышко с лучиками, а
ктото дерево большое.
Большинство ребят распределяли своё время для того, чтобы успеть изобразить
рисунок. Но они не думали о времени, им хотелось быстрее всё закончить и сдать рисунки.
Во время рисования, наблюдались паузы, ребёнок думал о том, что будет изображать, где и
в каком месте будет размещать элементы.
говорить о цветах, то дети выбирали в основном яркие цвета. По инструкции ребятам было
Если
запрещено выходить за пределы альбомного листа. Эффектов светотеней не наблюдается.
Большинство детей выполняли рисунок не ритмично.
Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что ребятам не хватало
вербального общения, эмоциональной поддержки в окружении других ребят. Поведение
ребят было замкнутым, агрессивным. Время, которое они затратили на рисование
проходило медленно, они друг друга ждали и хотели, чтобы данное занятие быстрей
закончилось. В содержании рисунков объекты, фигуры, элементы, на наш взгляд были
недостаточно изображены. Настроение для выборов цветов не было, но все же ребята
старались подобрать подходящие цвета к своему рисунку. Поэтому можно сказать, что
ребятам рисование пальчиками позволяло выявить искренние проявления личности,
создавая условия для самовыражения. Так как рисование пальчиками даёт минимальную
нагрузку на мышцы руки и рисунки всегда получаются яркими и интересными.
3.3. Исследование техники рисования пальчиками для развития речи у детей с
билингвизмом
По окончанию работы нами было проведено повторное исследование техники
рисования пальчиками по методике Рут Ф. Шоу (Ruth F. Show). Мы в свою работу
добавили комплекс упражнений, направленный на развитие речи у детей с билингвизмом. В
комплексе упражнений для детей представлено 10 заданий (Приложение 3). Ребята по
инструкции рисуют «Дом и дерево» и проговаривают комплекс упражнений в слух.
По результатам методики Рут Ф. Шоу «Рисование пальчиками» мы получили
следующие выводы: поведение у ребят стало уравновешенным, они эмоционально были
настроены на урок. Рисунок выглядел достаточно опрятным и красивым. Каждый из ребят
хотел рассказать у доски свою историю.
Большинство ребят распределили быстро своё время, чтобы нарисовать рисунок.
Обдумав, ребята решили для себя, что будут рисовать и в каком месте будут расположены
элементы рисунка. Во время рисования, паузы они не делали, не отвлекались на посторонние дела. Выполняли всё быстро, красиво и с удовольствием (Приложение 3).
Когда ребятам нужно было разместить рисунок в пространстве и местоположении,
то следуя инструкции они не выходили за пределы альбомного листа.
Чтобы
11
подобрать цвет к своему рисунку, ребята не затратили много времени. Они заранее знали,
ребят
что будут рисовать и старались это обсудить в группе.
Большинство
светотени используют в своём рисунке простые, так как не посещают профессиональные
уроки рисования. Поэтому тонкости и детали в рисунке не рассматриваются. Мазки в
своём рисунке обучающиеся выбирают мягкой и нежной формы.
В начале исследования ребятам нужно
было нарисовать при помощи пальчиков и бумаги рисунок «Дом, дерево», без вербальных
реакций. Для них выполнение этого задания было очень трудным, потому что все эмоции
выражали с помощью жестов и мимики. Рисунки выглядели неаккуратными, мазки
неравномерные. В содержании рисунков было трудно понять, что за данный элемент
изображён. Во втором случае ребятам очень понравилось изображать, подбирать цвета.
Ведь ребята старались выполнять достаточно аккуратно, мазки были равномерные и
хаотичные. Движения и жесты у большинства детей не отражали агрессии.
Ребята изображали всё ритмично, быстро и легко. Чтобы рисунок у
ребят получился красивым, красочным и при этом развивалась речь нужно использовать
комплекс упражнений. Он состоит из 7 заданий. Комплекс упражнений развивает речь,
мышление, внимание, память, воображение и мелкую моторику. (Приложение 4)
Ребята так были вовлечены в процесс рисования пальчиками, что не заметили, как
делали движения телом, использовали жесты и мимику лица.
Мы провели повторное логопедическое обследование и выявили, что ребята стали
намного лучше произносить слова, повторять слоги, употреблять существительные в
именительном и родительном падеже правильно. Научились составлять предложения из
слов и по картинке составлять рассказ. Рисунки детей стали намного лучше, красочнее, а
цвета подбирали яркие. Ребятам хватило время на то, чтобы изобразить рисунок и
составить рассказ. В пространстве и местоположении рисунок не выходил за пределы
альбомного листа. Речь у ребят стала развиваться лучше. Большинство ребят
проговаривали сложные для них слова, составляли из этих слов предложения. Ведь данный
комплекс упражнений помог ребятам научиться развивать не только мелкую моторику, но
и развивать речь с помощью техники рисования пальчиками. Поэтому, мы сделали вывод, о 12
том, что использование техники рисования пальчиками детей с билингвизмом способствует
развитию речи.
Заключение
В настоящее время проблема детей с билингвизмом всё чаще становится
актуальной. В последние десятилетие общество сопряжено со значительной миграцией
населения в связи с геополитическим и экономическими проблемами. Глобализация
общемирового пространства служит предпосылкой к смешению национальностей и как
следствие языков. В мировом социокультурном пространстве не осталось регионов, где
люди бы не говорили на одном языке. По разным подсчетам билингвы, то есть люди
владеющие двумя и более языками составляют около 65 – 70% населения Земли.
Целью нашей исследовательской работы создание благоприятных условий для
развития речи у детей билингвистов с помощью техники рисования пальчиками.
В
ходе изучения научной литературы, были рассмотрены особенности и понятие
билингвизма у детей, описание нетрадиционных техник рисования пальчиками и развитие
речи с помощью техники рисования пальчиками.
Подводя итоги по теоретической части можно сказать, что техника рисования
пальчиками на данный момент становится всё больше актуальной, а значит играет важную
роль в развитии речи ребенка. Для этого нужно развивать мелкую моторику обеих рук с
помощью техники рисования.
рамках
В
исследования мы определили технику рисования пальчиками для детей и сделали вывод,
что данная техника рисования способствует развитию речи у детей с билингвизмом.
результаты,
полученные после повторной диагностики, мы выяснили, что ребятам с билингвизмом
Сопоставив
рисовать было намного лучше и интереснее, потому что развивалась речь детей,
эмоционально дети были настроены. Им хотелось повторить эту технику рисования
пальчиками ещё раз. Рисунки детей стали намного лучше, красочнее. Ребята научились
распределять время. В пространстве и местоположении рисунок не выходил за пределы
бумаги. Речь стала намного лучше и больше старались говорить. Поэтому, мы сделали
вывод, о том, что использование техники рисования пальчиками детей с билингвизмом
способствует развитию речи.
Список использованной литературы
1. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера,2011. 13
2. Источник: «Дети и языки». М., 1998. Автор: Е. Ю. Протасова
3. Иванова О.Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
4. Речевое общение в условиях языковой неоднородности / Рос. акад. наук. Инт
языкознания; Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 221.
5. К.К. Утробина «Увлекательное рисование пальчиками с детьми». М.: «Издательство
Гном и Д», 2007.
Приложение 1
Методика «Рисование пальцем»
Проективная методика исследования личности. Описана Рут Ф. Шоу (Ruth F. Show)
в 1932 г. Методика рисования пальцами родилась в Риме для преодоления специфических
проблем, возникавших в ее школе. Эта школа была местом, где встречались дети различных
национальностей, говорящие на разных языках, и рисование пальцами должно было стать
таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации.
Базисное утверждение, на
котором основывается метод, заключается в том, что рисование пальцами это форма
экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики
личности. В этом отношении рисование пальцами перекликается с другими формами
художественного самовыражения, позволяющими максимум экспрессивного поведения и
требующими минимум адаптации.
Общие подходы к интерпретации основаны на учете следующих основных
показателей:
1. Наблюдение общего поведения.
2. Распределение времени.
3. Использование пространства и местоположение.
4. Цвет. 14
5. Светотени.
6. Мазки.
7. Содержание.
8. Движения и жесты.
9. Ритм.
Особенности проведения процедуры тестирования.
Необходимое оборудование.
1. Бумага.
2. Краски.
3. Место для рисования.
4. Емкости.
Диагностические особенности процесса рисования пальцами.
1. Распределение времени.
Затраченное время можно разделить на три значимых элемента:
1. продолжительность реакции до начала рисования,
2. паузы во время рисования,
3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех
рисунков.
Общее время. Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект
позволяет себе быть вовлеченным в процесс.
2. Использование пространства и местоположение. При рисовании пальцами
большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую
часть листа.
3. Цвет. Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета это
прямое выражение наших эффектов и эмоций. Субъект может использовать цвет строго в
пределах рисунка, то есть, не выходя за границы отдельного объекта.
4. Светотени. При рисовании пальцами лучше разделять эффекты светотени,
происходящие из фактуры поверхности, и те, которые являются следствием идеи глубины
или трехмерности.
5. Мазки. Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на
поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий
при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым 15
выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым
продолжением движений тела, и нет никакого инструментапосредника, который бы
тормозил момент экспрессии.
6. Содержание. К содержанию рисунка относятся:
1. видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные
образы, изображенные им на листе;
2. высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования.
7. Движения и жесты. Движения и жесты относятся к поведенческим категориям,
поэтому необходимо обращаться только к движениям тела, а не к тем движениям, которые
влияют на образование конечного продукта. Понятия движений и жестов в большей мере
относятся к движениям рук и пальцев, но также распространяются и на все тело, которое
тоже бывает вовлечено в процесс. Движения также зависят от направления реакции — от
себя или к себе — мышцсгибателей или разгибателей. Жесты — это специфические
действия, не зависящие от направления.
8. Ритм. Ритм — это повторяющееся последовательное использование паттернов или
тем. Это могут быть особенности всех вышеописанных показателей — цвета, мазков,
движений и так далее. Ритмическую организацию можно изучать как через поведение
индивида, так и через конечный продукт.
В конечном продукте можно увидеть ритмическую организацию следующим образом.
Например, это может быть предпочитаемый субъектом выбор переплетения прямых и
закругленных мазков, что может быть показателем контрастных отношений. Такой же ритм
может быть отражен в предпочтении контрастного или постепенного перехода цветов.
Приложение 3 100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Рис.1 Техника рисования пальчиками детей с билингвизмом.
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
16
поведение
распределение времени
пространство и
местоположение
цвет
светотени
мазки
содержание
движения и жесты
ритм
поведение
распределение времени
пространство и
местоположение
цвет
светотени
мазки
содержание
движения и жесты
ритм
Рис.2 Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом. 17
Приложение 4
Комплекс упражнений для развития речи детей с билингвизмом
Цель: помочь обучающимся научиться развивать речь с помощью упражнений.
Задачи:
развивать мелкую моторику;
развивать зрительное восприятие;
развивать память, внимание, мышление и речь;
воспитать трудолюбие и аккуратность;
сформировать интерес к занятиям;
систематизировать комплекс упражнений для развития речи.
Главным средством социальной адаптации является – речь. Речевое общение
является высшей формой взаимодействие людей, которое предполагает овладение языком.
Речевое общение активизирует познавательные процессы и развивает эмоциональную
сферу.
Комплекс упражнений развивает речь, мышление, внимание, память, воображение и
мелкую моторику. Данный комплекс упражнений будет полезен учителям начальных
классов, учителямлогопедам и психологам.
Таблица 1
№
1.
Артикуляционные упражнения
2. Пропой за мной гласные звуки
Аоиуеёыэюя
Упражнения
3. Повтори слоги и нарисуй пальчиками дом, дерево, солнышко и облако.
Доресола
Команаро
Жушапоми
4. Послушай и назови слова по памяти. Скажи пожалуйста, а есть на твоём рисунке те
слова, которые мы сейчас назвали.
Дом, дерево, человек, окно, книга, мама, стол, учебник, доска, ручка.
5. На доске записаны словосочетания. Ребятам нужно выбрать из правого и левого
столбика слова и подружить их между собой. И сказать, что получится.
Шов змеиная
Карандаши грубый
Кожа цветные
Штанишки тихий
Шорох короткие
6. Ребятам нужно нарисовать рисунок и в нём изобразить дом, дерево. После этого им
нужно дорисовать то, что на их взгляд не хватает на этом рисунке. Составить рассказ. 18
Озаглавить его. Ребята выходят к доске и каждый рассказывает свою историю по
рисунку.
Вопросы:
Что ты изобразил?
Какие цвета ты использовал?
Какой у тебя получился дом?
Какое получилось дерево?
Что ты ещё дорисовал в своём рисунке?
7. Комплекс 1. Солнышко проснулось.
Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Потом поменять руку. Поочерёдно
поглаживать пальцы направлений движений – от кончиков пальцев к основанию.
Ладошкаэто солнышко,
А пальчики лучи.
Поёт о солнце скворушка,
Кричат о нём грачи.
Комплекс 2. Солнышко проснулось.
Поглаживать правую ладонь пальцами правой руки. Потом поменять и сделать на
другой руке.
Солнышко милое,
Поделись своей силою!
Просыпайтесь, лучики,
Согревайтесь, рученьки.
Комплекс 3. Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и
называть пальцы.
Пальчикилучики проснулись,
Наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались на зарядку.
Комплекс 4. Сжимать пальчики в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками
обеих рук по лбу.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, погладило.
Рефлексия. Ребята на ладошке изображают свои эмоции. Понравилось ли им данное
занятие.
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
"Техника рисования пальчиками для развития речи у детей с билингвизмом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.