Игры предложенные в занятии позволяют выделять звук "И" из потока гласных звуков. Закрепляют умение анализировать прочитанный слог, проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Учат выделять ударный гласный звук из начала слова. Позволяют закрепить знания о звуке [и] и букве И. Учат звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
Тема: Звук [и] и буква И.
Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и
печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать
прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных
слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный
звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных
слогов, слов.
Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
Учить соотносить звук с символом.
Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь
на схемы.
Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое
мышление.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л,
Ш, Р, Х.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II. Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка;
2. Трубочка;
3. Чередование улыбки и трубочки.
2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».
Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
Выдох медленный, плавный.
3. Игра «Хлопни постучи» на развитие фонематического слуха.
Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и]
постучите по парте.
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А,У, О, О, И, У, Ы, Э.
4. Повторение материала.
1. Звук [и] какой?
2. Почему гласный?
3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?
4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].
5. Какой буквой обозначаем звук [и].
6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?
Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет
воздушная струя?Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды.
Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.
Из каких элементов состоит эта буква?
Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет
мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда
после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.
Прочитайте слоги:
КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;
ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;
ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
5. Игра «Прочитай слова»:
КИТ СИЛА ШИЛО;
КИСКА КИНО ЛИМОН;
6. Игра «Определи место звука».
Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра,
синица, двери и т.д.
7. Чтение слогов:
МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;
МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;
МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;
МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;
МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;
8. Работа с палочками.
Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?
9. Работа в тетрадях:
Напишите под диктовку слоги:
КИ НИ ТИ РИ СИ;
Прочитайте написанные слоги.
10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:
РИС КИНО СИЛА ШИЛО;
УСИКИ МАСКИ;
III. Итог.
С какой буквой познакомились сегодня на занятии?
Какие звуки обозначаются этой буквой?
Из каких элементов состоит эта буква?
Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].
Список литературы:
1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития
речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов
и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П.
Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. –
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания,
разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина,
Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.