Конспект логопедического занятия на тему: "Звук и буква И".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игры предложенные в занятии позволяют выделять звук "И" из потока гласных звуков. Закрепляют умение анализировать прочитанный слог, проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Учат выделять ударный гласный звук из начала слова. Позволяют закрепить знания о звуке [и] и букве И. Учат звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
Иконка файла материала Звук и буква И..doc
Тема: Звук [и] и буква И. Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание   слов   с   данной   буквой.   Закрепить   умение   анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов   и   слов.   Повторить   понятия   «звук»,   «буква»,   «гласный,   согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов. Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.  Учить соотносить звук с символом. Закрепление знаний о звуке [и] и букве И. Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.  Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление. Воспитывать аккуратность, целеустремленность. Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х. Ход занятия: I. Организационный момент: Игра «Узнай звук по артикуляции». У, И, О, У, А, И, У, О, У. II. Знакомство с новой темой: 1. Артикуляционная гимнастика. 1. Улыбка; 2. Трубочка; 3. Чередование улыбки и трубочки. 2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».  Руки поднимаем – делаем глубокий вдох. Руки опускаем – выдох. Выдох медленный, плавный.  3. Игра «Хлопни ­ постучи» на развитие фонематического слуха. Когда   услышите   звук   [а],   хлопните   в   ладоши,   когда   услышите   [и] постучите по парте.  У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А,У, О, О, И, У, Ы, Э. 4. Повторение материала. 1. Звук [и] какой? 2. Почему гласный? 3. Каким цветом мы обозначаем этот звук? 4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и]. 5. Какой буквой обозначаем звук [и]. 6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем? Произнесите его.  В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.  Из каких элементов состоит эта буква? Если после согласного звука следует гласный  И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем  И, а будет читаться как Ы.  Прочитайте слоги:  КИ  ТИ  РИ  ХИ  МИ  ЛИ  НИ   ШИ; ИК  ИТ   ИР ИХ  ИМ  ИЛ  ИН   ИШ; ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ». На поляну, на лужок, Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок. Кружатся снежинки, Белые пушинки. 5. Игра «Прочитай слова»: КИТ         СИЛА      ШИЛО; КИСКА   КИНО      ЛИМОН; 6. Игра «Определи место звука». Игрушка,   сила,   диван,   улица,   иней,   снегири,   фонари,   синий,   искра, синица, двери и т.д.  7. Чтение слогов: МНА    НРА    СМА     ШМА    СМУ    СМЫ; МНО    НРО    СНА      ШНА    ШНУ   ШМЫ; МНУ    НРО    СМО     ШМО    СНУ     СНЫ; МНЫ    НРЫ   СНО      ШНО    ШМУ   ШМЫ; МНИ     НРИ   СНИ       ШНИ    ШМИ   ШНЫ; 8. Работа с палочками.  Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?  9. Работа в тетрадях: Напишите под диктовку слоги: КИ   НИ  ТИ   РИ   СИ; Прочитайте написанные слоги. 10. Выкладывание слогов  и слов под диктовку: РИС   КИНО    СИЛА ШИЛО; УСИКИ  МАСКИ; III. Итог. С какой буквой познакомились сегодня на занятии? Какие звуки обозначаются этой буквой? Из каких элементов состоит эта буква? Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И]. Список литературы: 1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год. 2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год. 3. Занимательное   азбуковедение:   материалы   для   занятий   с   детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель,  2005 год. 4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год. 5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.