Конспект логопедического занятия по : "Дифференциация звуков Р иЛ".
Задачи:
Коррекционные:
Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.
Развивать фонематическое восприятие.
Обучающие:
Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом; согласовывать числительные с существительными; тренировать память, внимание; активизировать словарь.
Конспект
подгруппового логопедического занятия.
Тема:
Дифференциация звуков РЛ.
Мотивация: Путешествие на планету «Ларола».
Задачи:
1. Коррекционные:
Закрепить навыки различения звуков РЛ в слогах, словах.
Развивать фонематическое восприятие.
1. Обучающие:
Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом; согласовывать
числительные с существительными; тренировать память, внимание; активизировать словарь.
1. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к дид.играм на занятии; добрые отношения друг к другу.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
o Ребята, мы отправляемся на планету «Ларола». Прежде, чем мы туда полетим,
нужно облететь и осмотреть ракету. Всё ли в порядке? Нет ли поломок?(дети
берут в руки самолёты и облетают ракету, произнося звук «Л».
o Всё в порядке! Готовимся к полёту.
Игра «Запуск ракеты». (дети изолированно произносят звук «Р»)
1. Сообщение темы.
o Вы наверное догадались, что во время полёта на планету «Ралора» мы будем
продолжать различать звуки РЛ.
2. Артикуляционная характеристика звуков (их сходность и различие)
3. Речевая зарядка.
o На планете «Ларола» живут ларолуны. Разомнём свой язычок для общения с
ними.
Рарара – снежная гора.(руки вверх)
Лалала – лодочка плыла.(соединить ладони лодочкой)
Ралала – очень острая игла.(показываем указ.палец)
Рылыры – нос кусают комары. (Закрываем нос руками)
Рололо – разноцветное стекло.(скрещивание пальцев)Лулуру – принимаете в игру?
1. Развитие фонематического слуха.
Игра на внимание «Сигнальщики». (дифция твёрдых звуков РЛ на слух)
o У нас на корабле своя азбука Морзе.
Инструкция: Если услышите звук «Р» поднимаем сигнальную карточку с буквой «Р», то же
со звуком «Л», а если два звука в слове – две карточки.
Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ,
кРокодиЛ , доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон,
соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет.
Мы попали в зону турбулентности. Садимся в свои кресла. (дети садятся за столы)
Игра «Собери из звуков слово».(синтез слова)
Инструкция: Угадайте слово по начальным звукам в словах:
Лук, Аист, Кошка.(логопед выделяет голосом первые звуки; используем картинки)ЛАК. Что
такое лак?(это жидкость покрывающая поверхность чего – либо)
Замените звук Л на Р. Что получилось? РАК. Кто такой рак? (животное)
Обратите внимание , мы поменяли в слове один звук и значение слова изменилось.
Игра «Замени звук в слове».
Слова: лов – ров дар дал
лама – рама мир мил
ложки – рожки жир жил
лань – рань пир пил
1. Звуковой анализ слов и дифференциация звуков РЛ.
Игра «Засели жильцов по своим квартирам».(Дети садятся за столы, звучит спокойная
музыка)
Я предлагаю вам игру «Засели жильцов по своим квартирам».
Инструкция: В доме три подъезда, в каждом подъезде три этажа, где живут жильцы. На
чердаке «Схема» с указанием места звука в слове. Разложите картинки по «своим
квартирам» (ребёнок отбирает картинки с заданным логопедом звуком)
1. Согласование числительных с существительными. Игра «Счетовод».
o Выберите понравившуюся картинку. Посчитаем её. ( у детей карточки с
цифровым полем – 1 3 5 ; 2 4 7.)
Составление модели предложения с заданным словом.
o А теперь с этим словом составь предложение, выложи его модель.
2. Психогимнастика «Считалочка – бормоталочка». (развитие внимания, ритма)o Зону турбулентности прошли, можно и подвигаться. Вспомните загадку о
подсолнухе.
Золотое решето, черных домиков полно.(отхлопываем каждое последнее слово)
1. Четкое проговаривание звуков РЛ в словах, предложениях.
o Вот мы и прилетели на планету «Ларола». А вот и первый её житель. Думаю,
что он хочет нас обучить своему языку .(кукла)
o САЛОРАМАН! (дети повторяют)
o Здравствуйте! (дети обучают жителя планеты)
o Сласвуйте!(дети исправляют)
o САМА КАРЕНА ЛАРОЛА!(наша планета Ларола)
o Наша планета Земля!
o Ребята, какие знакомые звуки вы услышали в названии планеты РАЛОРА? ( Л
и Р)
o Трудный язык на планете ЛАРОЛА. Только мы с любыми трудностями
справимся. Давайте научим жителя планеты говорить
скороговорку: Проворонила ворона воронёнка. Пусть попробует сказать так
же как и вы.
10. Итог: Пора возвращаться на землю. Жителю планеты мы дарим энциклопедию земли и
приглашаем его к нам в гости . (повторяется часть игры «Запуск ракеты»)
Путешествие закончилось!