Тема: «Постановка звука [Р]»
Цель – учить ребёнка правильно произносить звук [Р].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания об органах артикуляционного аппарата;
- познакомить ребёнка со звуком [Р].
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений;
- развивать речевое внимание и фонематическое восприятие;
- учить координировать речь с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- учить соблюдать правила поведения;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять инструкции;
- налаживать положительный эмоциональный контакт.
Оборудование: индивидуальное зеркало, соска, одноразовый напальчник или ватные палочки, бумажные салфетки, игра-бродилка с артикуляционными упражнениями, фишки и кубик для неё, картинки-символы (тигр и тигрёнок, большая и маленькая машины), звуковые дорожки, индивидуальная тетрадь по развитию звукопроизношения «Солнечные ступеньки», игрушечный щенок, мяч.
Ход занятия
1. Орг. момент. Сообщение темы занятия.
- Здравствуй, сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [Р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!
2. Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Р]
- На занятиях физкультуры вы делаете разные упражнения, чтобы быть гибкими, ловкими и умелыми. Нашему язычку тоже нужные специальные упражнения. Давай покажем их нашему щенку.
Проводится артикуляционная гимнастика (проводится с помощью игры-бродилки): «Улыбка», «Лопата», «Чистим верхние зубки», «Вкусное варенье», «Качели», «Воздушный шар», «Индюк», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан».
3. Постановка звука [Р]
- Щенку очень понравились наши весёлые упражнения для язычка. А сейчас сделай ещё раз упражнение «Грибок» и подуй на кончик языка: «Трррр».
Если после нескольких попыток не удается добиться чёткого произношения звука [Р], то он ставится с механической помощью. Ребёнок выполняет упражнение «Барабан», а логопед раскачивает кончик языка из стороны в сторону ватной палочкой. Затем ребёнок надевает на указательный палец соску или одноразовый напальчник и производит колебательные движения под языком самостоятельно.
4. Физ. минутка. Игра с мячом «Поймай звук».
- А сейчас мы немного отдохнём, поиграв с мячиком. Я буду называть тебе разные слова и бросать мячик. А ты должен мне его вернуть и сказать есть там звук [Р] или нет.
5. Упражнение «Звуковые дорожки»
- А теперь давай посмотрим, что наш щенок делал сегодня утром. Проведи указательным пальцем от «щенка» до другой картинки, произнося: «Ррррррр».
6. Упражнение «Громко-тихо».
- А кто или что ещё умеет рычать? Посмотри на картинки. Как рычит большой тигр? (громко) А как рычит маленький тигрёнок? (тихо) Давай с тобой порычим как большой тигр и тигрёнок.
- А как рычит мотор большой машины? (громко) А маленькой машинки? (тихо)
7. Подведение итогов занятия
- Щенку очень понравилось наше занятие, и он зарычал от радости и удовольствия. Щенок немного устал и ему пора возвращаться домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты научился произносить звук [Р]. Давай еще раз послушаем, как это у тебя получается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.