Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной школы)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл
01.07.2017
Для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью проводятся логопедические занятия. Цель таких занятий - развитие фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа. Представленное занятие позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Дети отправляются на зимнюю прогулку с хорошо знакомым героем - Колобком, во время которой закрепляют умение вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику.
Звук и буква К.docx
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной
школы)
Зимние приключения Колобка.
Цель: познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему
характеристику.
2. Закреплять навык чтения слогов, слов с буквой К.
Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез,
классификация).
3. Способствовать развитию артикуляционного праксиса, мелкой и общей
моторики, тактильных ощущений.
4. Развивать словарь по теме «Зима».
Воспитательные:
1. Прививать интерес к получению знаний.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: игрушка Колобок, индивидуальные зеркала, символы:
согласный глухой, снежинки, снежки из ваты, маска Колобка, мешочек с
игрушками, элементы буквы К на магнитах в конверте, картинки: на что
похожа буква К, элементы к – раздаточный материал, карточки «Катаемся на
горке», снежные комочки со словами и картинками, колобки весёлые и
грустные по количеству детей, мешочек с конфетами.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед: Ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.
Дети стоят в кругу. Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь
своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже
здоровается и так по кругу.
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
Представьте себе зимний морозный день. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети
делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло? Посмотрите друг на друга.
Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радостное настороение
на протяжении всего занятия.
Дети садятся на места.
2. Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика.
Звучит песенка Колобка.
Ребята, кто это спешит к нам в гости? (Колобок)
Правильно, это Колобок. (Показ игрушки.)
В сказке бабушка испекла Колобка. Давайте мы тоже испечём колобок.
Приготовьте ручки.
Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)
Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)
А потом его катаем, (катаем)
в печке выпекаем, на окошко сажаем. (раскрывают ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)
Укатился озорник! (вращение кистями)
Проводится артикуляционная гимнастика.
Логопед: Лежал, лежал Колобок, скучно ему стало, спрыгнул он и покатился
по дорожке.
(Упражнение «Вкусное варенье»)
Катится Колобок, а навстречу ему лягушки. (Упражнение «Лягушка»)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Засмотрелся на них Колобок, но вдруг изза пригорка выглянула змейка –
тонкая шейка. (Упражнение «Змейка»)
Испугался Колобок и скорее покатился дальше.
А из норки выпрыгнул хомяк – толстые щёчки. (Упражнение «Хомяк»)
А ты кто? А я хомка – хомячок. А это моя норка, здесь делаю уборку. И
показал хомяк, как он убирается в своём домике. («Чистим зубки»,
имитация полоскания рта, «Маляр», «вытряхнуть сор из ротика».)
Здорово! — сказал колобок. Давай с тобой дружить. – Давай. Поиграем?
Поиграем, в лошадку! (Упражнение «Лошадка»)
Наигрался хомячок с колобком и лёг отдыхать. (Упражнение «Лопатка») 3. Сообщение темы занятия.
Ребята, а какое время года было в сказке? (Лето.) А сейчас какое время
года? (Зима.)
Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц?
Предлагаю отправиться с Колобком на зимнюю прогулку.
Но сначала послушайте внимательно, как звучит слово «Колобок».
Определите первый звук в этом слове? (К) А последний? (К)
Сколько звуков К в этом слове? (Два)
Как вы думаете, какой звук будет нам помогать на прогулке? (К)
Мы будем его произносить, слушать, искать в словах.
4. Артикуляция и характеристика звука.
Логопед: Так как звук К будет нашим помощником, нам нужно всё узнать об
этом звуке.
Возьмите зеркала, произнесите звук К. Что происходит с губами? (Губы
размыкаются). Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает
воздуху выходить.
Скажите, какой этот звук: гласный или согласный и почему вы так решили?
(Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху).
Давайте дадим характеристику звуку. (Согласный, глухой.) Обозначать его
будем фишкой синего цвета.
5. Физминутка «Снегснежок».
Дети подходят к логопеду.
Логопед: Итак, ребята, отправляемся на прогулку с Колобком.
Снег – снежок, снег — снежок
По дорожке стелется. Дети постепенно опускают руки.
Снег – снежок, снег — снежок
Белая метелица. Плавно качают руками вправо влево.
Снег – снежок, снег — снежок
Замело дорожки. Наклоняются, качают руками вправовлево.
Снег – снежок, снег — снежок
Тает на ладошке. Поочередно вытягивают руки вперед.
6. Развитие фонематического восприятия на уровне звука и слога.
Логопед: Ребята, Колобок попал к нам из сказки, в которой было лето, а о
зиме он ничего не знает. Давайте назовём признаки зимы. (Снег, холод,
мороз, метель.) Пальчиковая гимнастика «Летят снежинки».
Ребята, а откуда падает снег? (С неба, из тучек.)
Представьте, что ладонитучки (Над столом.)
Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем:
одна снежинка, две снежинки....
Вот сколько снежинок нападало, давайте с ними поиграем. (Логопед
раздаёт детям снежинки.)
Я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук К, положите перед
собой снежинку. (К, П, О, М, Т, К, К, В, К).
А мы с Колобком буде смотреть, кто самый внимательный.
(Логопед закрывает рот маской.)
Во что дети любят играть зимой на улице? (В снежки.)
А вы хотите поиграть в снежки?
Я произнесу слоги, если услышите слог со звук К, бросайте снежок в
корзинку. (КА, ТУ, КУ, МО, КО, КУ, ДЫ, КЫ)
Молодцы. У вас очень внимательные ушки.
7. Развитие фонематического восприятия на уровне слова.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Колобок взял с собой на прогулку мешочек с предметами. Давайте узнаем,
что он взял с собой.
Дети на ощупь узнают предмет, определяют, есть ли в его названии звук
К.
Предметы: тарелка, шарик, машинка, кубик, ложка, чашка.
В названии каждого предмета есть звук К. Подругому быть и не могло, ведь
это любимый звук Колобка.
Логопед убирает предметы в мешок и просит детей вспомнить их
названия.
8. Буква К.
Ребята, давайте отнесём мешочек Колобку.
Находим конверт, в котором элементы буквы К.
Это какаято буква. Видимо, от ветра и мороза она сломалась. Ктото из вас
узнал её? Давайте соберём эту букву.
Дети складывают букву К из элементов.
Это буква К. Какой звук обозначает эта буква? (К) На что похожа буква К? (На усики жука, клюв.) Показ картинок.
Два столба стояли рядом,
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
Клюв раскрыла буква «К»
Хочет скушать паука.
В какую сторону смотрит буква К? (В правую.) Сколько элементов у буквы
К? (Три.) Какие? (Одна длинная палочка и две короткие.)
Букву К можно выложить из разных предметов.
Работа в парах. Конструирование буквы из машинок, из лего, магнитной
мозаики.
Прописывание К на ладошке товарища.
9. Чтение слогов.
Упражнение «Катаемся на горке».
Чем дети любят зимой? (Кататься на санках, на лыжах, на коньках)
Давайте покатаем колобка на санках с горки.
Поднимаясь на горку, будем читать медленно, ведь подниматься трудно. А
спускаясь – быстро. Обратите внимание, какая гласная стоит рядом с буквой
К. (Работа по карточкам.)
10. Чтение слов соотнесение с картинкой.
Много забав у детей зимой. Можно построить из снежных комьев крепость.
(Показ картинки.)
Давайте поможем Колобку построить её.
Первый ряд уже есть. (На доске «снежные комочки» с картинками: кот, кит,
куб, жук, бык, лук)
Второй ряд мы построим вместе. Для этого нужно прочитать слово на вашем
комочке и найти такую картинку.
Дети выполняют задание.
Ну, вот наша крепость готова. И прогулка тоже подошла к концу.
11. Итог. Рефлексия.
Ребята, какой звук мы сегодня искали в слогах, словах? (К) Он гласный или
согласный? (Согласный.)
Вам понравилась наша зимняя прогулка с Колобком? Кому было трудно? Перед вами на столе два колобка: один грустный, другой весёлый.
Покажите такого Колобка, какое у вас сейчас настроение.
Сюрпризный момент. Колобок благодарит вас за прогулку и приготовил для
вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из
него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое
лакомство со звуком К)
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной школы)
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной школы)
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной школы)
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной школы)
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной школы)
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» (1 класс коррекционной школы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.