Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 6 . 0 9 . 1 8
У р о к 12
Т е м а : МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Ц е л ь: познакомить учся с основами лингвистических знаний.
Задачи:
1) формировать умения выполнять морфологический разбор имени существительного;
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать
логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению
словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные
инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;
усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать сделанный
выбор. Классифицировать слова по заданному признаку (одушевлённость/неодушевлённость) и
осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Выявлять пели различных видов
языкового анализа. Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи.
Различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизировать знания
по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологиче
ский разбор слова, анализировать правильность его проведения. Осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить ошибки, недочёты
и исправлять их. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность
/невозможность его выполнения. Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Друг познается в беде, герой – в битве, родственники – в невзгодах.
Х о д у р о к а(Древняя Индия.)
II. Словарный диктант.
Бассейн, искусство, аппетит, кроссворд, шоссе, огород, охрана, петух, океан, песок, орех,
остров.
III. Работа над новым материалом.
1. З а п и с ь н а д о с к е :
Ёлка, синица, жук, скамейка, ночь, сестра, учитель, корабль, мастер, шофёр, шкаф, стекло,
рояль, врач.
– Слова какой части речи записаны на доске?
– По какому признаку можно разбить эти слова в два столбика? (Одушевленные и
неодушевленные.)
– Запишите эти слова в два столбика.
– Скажите, с какой целью мы проводим фонетический анализ слова? Разбор слова по составу?
– Что значит «охарактеризовать слово как часть речи»?
– Выберите из слов, записанных на доске, те признаки, которые можно отнести к имени
существительному.
Род, число, краткая или полная форма, падеж, склонение, степени сравнения, одушевленное –
неодушевленное, собственное – нарицательное, личное.
– Как вы думаете, какие признаки имени существительного постоянные, а какие – изменяются с
изменением формы слова?
2. Итак, ребята, с сегодняшнего урока мы будем учиться характеризовать слово как часть речи, т.
е. выполнять морфологический разбор слова.
– Прочитайте порядок морфологического разбора имени существительного.
3. В ы п о л н е н ие упражнения 2, с. 29–30 учебника – устно.
4. В ы п о л н е н ие упражнения 3, с. 30.
– Исправьте ошибки и недочеты в работах ребят.
(стола – дополнение, узорами – Т.п., дополнение.)
5. У п р а ж н е н и е 4, с. 30 – трудное, но я хочу, чтобы вы попробовали свои силы. Если комуто
будет не по силам, вы можете обратиться за помощью ко мне.
Над речкой, в окне, за печкой, в тишине, из щелки.
1.Из щелки – имя сущ.
2. Н.ф. – щелка.
3.П.пр. нариц., неод, ж.р., 1 скл.
4.Непост. пр.: ед.ч., Р.п.
5.Обстоятельство. Откуда? из щелки.
IV. Итог урока.
– С каким видом разбора мы с вами познакомились?
– Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?
& Домашнее задание: упр. 4, с. 26, закончить.