Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 6 . 0 9 . 1 8
У р о к 20
Т е м а : МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Ц е л ь: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний
Задачи:
1) учить выполнять морфологический разбор имени прилагательного;
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса;
развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;
усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Обобщать и систематизировать знания об именах прилагательных. Понимать информацию,
представленную в виде таблицы, сравнивать качественные, относительные и притяжательные имена
прилагательные. Группировать слова по заданному основанию. Осуществлять самоконтроль по
результату выполнения задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в
группах и в парах. Подбирать слова по заданным основаниям. Знакомиться с алгоритмом
морфологического разбора имён прилагательных. Проводить морфологический разбор имён
прилагательных, анализировать правильность его проведения. Находить в тексте слово по заданным
грамматическим признакам. Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения. Контролировать собственные действия в связи с поставлен
ной задачей
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.
Х о д у р о к а
II. Работа над новым материалом.
1. Р а б о т а п о у ч е б н ик у , с. 44.
(Древний Китай.)Рубрика «Вспомни изученное».
– Рассмотрите таблицу. Вспомните, чем отличаются качественные, относительные и
притяжательные прилагательные?
Упражнение 1 – устно.
притяжательный
оленьи
беличьё
дядин
рысий
4
бумажная
относительные
качественные
ровненькая кривая
надёжный
чистое грязное
забавный скучный
спокойное буйное
подземные
кирпичный
серебряная
льняное
соломенное 5
6
Упражнение 2 – устно.
– Назовите сочетания слов с притяжательными прилагательными (с качественными, с
относительными).
Глаза – большие, маленькие, красивые – качественные.
Глаза – голубые, стеклянные – относительные.
Глаза – мамины, папины, куклины, бабушкины – притяжательные.
Стол – большой, маленький.
Стол – деревянный, книжный, кухонный.
Стол – мамин и т.д.
Туча – большая, маленькая, темная.
Туча – снеговая.
Притяжательный нет.
3. Зн а к о м с т в о с а л г о р ит м о м морфологического разбора имени прилагательного.
Чтение вслух.
III. Самостоятельная работа.
У п р а ж н е н и е 3, с. 46 учебника:
I в а р и а н т – 1е предложение;
II в а р и а н т – 2е предложение.
– Проведите взаимопроверку.
1. З а п ис ь н а д о с к е :
Маленьк.. деревья, весенн.. солнце, строг.. учителя, морск.. львы, зимн.. утро, летн.. облако,
летн.. дни, вечерн.. объявление, верхн.. место, верхн.. этажи, передн.. ряды, последн.. событие.
– Запишите слова в два столбика. В первый с окончанием ие, во второй – с ее.
IV. Итог урока.
– Что значит выполнить морфологический разбор прилагательного?
V. Дополнительно.
Р а б о т а в п а р а х , упражнение 4, с.46& Домашнее задание: орфографическая тетрадь «Пишем грамотно», с. 13, упр. 4, 5.