Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 6 . 0 2 . 1 8
У р о к 108
Т е м а : М я г к и й з н а к н а к о н ц е н а р е ч и й п о с л е ш и п я щ и х
Ц е л ь:
1) познакомить с правилом написания мягкого знака на конце наречий после шипящих;
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, способствовать обогащению словарного запаса; развивать умение выполнять
вербальные инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Обобщать знания о звуках русского языка. Наблюдать за написанием ь на конце наречий после шипящих.
формулировать на основе наблюдения выводы. Контролировать собственные действия при списывании текста с
пропущенными буквами. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность
/невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Обосновывать написание
наречия. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в
паре). Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их. устанавливать
причину ошибок. Устанавливать место и тип орфограммы в слове
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами,
планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Любопытство – то же тщеславие; очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.
П. Блез. Франция
II. Работа над новым материалом.
1. Ребята, вспомните, какие звуки называются шипящими и перечислите их.
2. Н а д о с к е :
вскачь
навзничь
наотмашь
сплошь
настежь
вбок
вверх
вмиг
вслух
вслед– Слова какой части речи записаны на доске?
– Что общего у этих слов и чем они различаются?
– Какую особенность вы заметили в записи слов первого столбика?
– Какой вывод можно сделать о правописании наречий на шипящую?
3. Сравните свой ответ с «тайной русского языка» на с. 75 учебника.
– Какие слова нужно запомнить в порядке исключения?
Уж, замуж, невтерпёж.
4. В ы п о л н е н и е упражнения 1, с. 7576 учебника – письменно.
5. В ы п о л н е н и е упражнения 2 с. 76 – фронтально у доски.
III. Работа в «Пишем грамотно» № 2: с. 15.
В ы п о л н е н и е упражнений 1, 2.
IV. Работа по группам: упражнение 4, с. 77 учебника.
I г р у п п а – списать, вставив пропущенные буквы;
II г р у п п а – выписать слова с пропущенными буквами и подобрать проверочные.
Сторонка – стороны, родимая – род, земля – земли, глушь (ж.р,), сладостное – сладость, пение,
несчетных – счёт, рожь (ж.р.), колышется (1 спр.), широкою – ширь, волной – волны.
V. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 3, с. 76 учебника.
(Снова, прекрасно, сплошь.)
Запятая пропущена в последнем предложении.
VI. Итог урока.
– Что узнали о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих?
& Домашнее задание: «Пишем грамотно» № 2, с. 15, упр. 4.