Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Оценка 4.9
Лекции
docx
МХК +1
Взрослым
28.12.2018
Собрание народных песен, во главе которого стоял П.В.Киреевский, создавались не одним человеком, а многочисленным отрядом передовой русской интеллигенции. И не случайно еще в 30-е годы XIX века братья Языковы записывали в родовом имении около полутора сотен песен. По разным дорогам Симбирского края проходили маршруты фольклорных экспедиций.
Начинались они в губернском городе Симбирске, братьями Языковыми. Киреевский пишет, что «положили основу моего собрания – А.М.Языкова, Н.А.Языковой, Е.П.Языковой, П.М.Бестужевой, Ек.М.Хомяковой, Д.А.Валуева.
Конспект Особенности развития русской народной культуры в Поволжье.docx
Особенности развития русской народной культуры в Поволжье.
Среди памятников русского народной поэзии, вошедших в Золотой
фонд мировой культуры, выдающееся место принадлежит Собранию
народных песен П.В.Киреевского.
Собрание народных песен, во главе которого стоял П.В.Киреевский,
создавались не одним человеком, а многочисленным отрядом передовой
русской интеллигенции. И не случайно еще в 30е годы XIX века братья
Языковы записывали в родовом имении около полутора сотен песен. По
разным дорогам Симбирского края проходили маршруты фольклорных
экспедиций.
Начинались они в губернском городе Симбирске, братьями
Языковыми. Киреевский пишет, что «положили основу моего собрания –
П.М.Бестужевой,
А.М.Языкова,
Н.А.Языковой,
Е.П.Языковой,
Ек.М.Хомяковой, Д.А.Валуева. У Языковых был домусадьба, часть песен
была собрана от крепостных и дворовых в своем доме. Постоянным
маршрутом Языковых был путь из Симбирска по Московскому тракту, на
правой стороне которого, в 68 верстах от города находились их имение – село
Языково. Это было большое село с конным и кирпичным заводом, пятьюстами
жителей, преимущественно крепостных крестьян. Здесь с 18331838 гг. почти
безвыездно жил Н.М.Языков, сюда к нему приезжал П.В. Киреевский и вместе
записывали народные песни. В Симбирске была издана «Песенная
прокламация», в которой говорилось: все, что собрано нужно посылать на имя
П.М.Языкова в Симбирск и ставить памятник, кто соберет более или менее
большее количество песен, материалы собранные Языковыми дают
возможность с достаточной полнотой воспроизвести богатейшую песенную
традицию русского крестьянства и казачества населявшего юговосточные
земли России расположенных на берегах Волги, Камы, Урала.
Песни записывались в Сызранском, Сенгилеевсеом уездах. Большое
количество песен было записано А.М.Языковым в Карсунском уезде, в селе
Большое и Малое Станичное, в селах Дубровная Мензелинского уезда
Оренбургской губернии, в селах Новоселках уфимского уезда. Народные песни, записанные в различных краях России, является
историческим памятником жизни народа эпохи феодализма, но и
документальным источником, запечатлевшим развития научной мысли своего
времени. Этим определялось место собирания в развитии национальной
литературной культуры, в особенности начиная с А.С.Пушкина.
Симбирская губерния и Оренбургская являлись самыми надежными
источниками т.к. эти места окраинными рубежами русского государства, куда
стекались все беглые, вольные люди. Борьба с татарами, крестьянские (XVII
XVIII) войны – все это откладывало на нашей местности отпечаток, на
народные песенные традиции, начиная с былин, исторических песен и до
баллад.
Историческая обстановка влияла на народное сознание. Былины
татарского цикла, преобладают в записях Языковых. Среди них наблюдаются
баллады об Илье Муромце, которая связана с речкой соловей, которая
протекает в Языково, происходит борьба между Ильей Муромцем и Соловьем
разбойником, жившим в наших краях.
Известно, что в развитии устного народного творчества сыграло
покорение Иваном Грозным Казанского ханства, походы Ивана Грозного
положили начало окончательной победы над татаромонгольским игом,
освободившим многие тысячи русских пленных от полона. Песни о стали
прототипом для былины Лермонтова «Песня про Ивана Царевича» летопись
народной жизни. А.С.Пушкин в своих произведениях использовал устное
народное творчество (сказки). В собрании Языковых есть замечательные образы исторических песен и
баллад исторического содержания о нашествии татар, Разинском и
Пугачевском бунте записывали Языковы, Д.Валуев. На Волге недалеко от
с.Ундоры, есть мыс под названием Стенька Разин; о кладах зарытых
разинцами песни того времени: «На степи, степи Саратовской», «У нас было
на святой Руси», «Не шуми ты, моя зеленая дубравушка». Исторические
события конца XVII начала XVIII в. запечатлены в компиляции Языковых о
походах Петра I и его Азовские походы, о казни стрельцов: «Уж как по морю
синему», «По Дону гуляет казак молодой». С военными реформами начала
XVIII в. возникают новые исторические песни, это уже не лирические, а
эпические песни. Это прослеживается в записях Языковых. Исторические
песни записанные Языковыми сохраняют древнейшие образы исторического
эпоса, песни о РусскоТурецкой войне, о рекрутских наборах и войне с
Наполеоном и наших Языковских крестьян – 39 человек вместе с помещиком
Языковым приписаны к Симбирскому ополчению и также находят свое
отражение в песнях, привезенных с войны 1812 г.: «Похвалялся вор
французик Россию взять», «Не шуми ты мать зеленая дубравушка». О коне и
войне собран целый цикл песен о гибели молодца, который перед смертью
просит похоронить между трех дорог, называю Сурскую и Карсунскую и на
грудь положить звончатые гусли: «Умер бедняга в больнице военной». Волга и
Оренбургский край окраинные рубежи русского государства, где
формировались отряды вольного казачества. Все это находило своеобразный
отклик в песенной поэзии.Особое место принадлежит матросским песням,
встречающимся среди материалов Языковых «Что ни с гор, что ни с дол».
Флотилии на Волге по указу Петра I формировались из русских.
П.Киреевский приказывал записывать песни «без изъяна». Как следовали
Языковы на указание Киреевского можно судить и по тому, что П.М.Языков
после Пушкина начал записывать о крестьянской Е.И.Пугачева «Пойду я
гулять на Волгу». Доведенные до предела крестьяне, особо в Симбирской
губернии, брались за топоры и громили господские поместья «Хоть до линии меня доведешь», «И бежали на новую землю, на Дарьюреку». А в песенной
поэзии крестьяне воспевали свои мечты и не мирились с крепостным правом
«Не шуми мать, зеленая дубравушка». В с. Большое станичное записана
баллада о Ваньке Ключнике. Лирические песни, известны по записям
Языковых XVXVII относятся к эпохе формирования русского государства.
Записывали и свадебные песни, которые проникнуты жалобами девушки на
свою судьбу, печальными предчувствиями и думами на чужой стороне,
которая горем усеяна, слезами поливна, печалью огорожена», «Дозволь,
тятенька, жениться, дозволь взять, кого люблю». Народно бытовая лирика,
песня «Во субботу день ненастный, нельзя в поле работать». Особое внимание
Киреевского и Языкова, привлекали духовные песни, которые раскрывали
связь с устной поэзией, культурой и литературой древней Руси».
Народный фольклор наблюдается прежде всего у самого поэта
Н.М.Языкова «Песнь баяна», «Песнь барда». Братья Языковы ценили устное
народное творчество «как золотое зеркало русского народа». Особенно
Н.Языков стал ценить его после посещения Тригорского летом 1826 г. при
встрече с А.С.Пушкиным. В Москву Н.М.Языков приехал в 1829 г. и с
Киреевским идут в люди в Ильинское, собирать устное народное творчество с
18321835 г. Н.Языков живет в Языково и записывает песни.
В 30е г. возникает у Н.Языкова мысли о создании сборника народных
песен. Но все собранное братья Языковы доверяли только П.Киреевскому, но
болезнь Киреевского не дала осуществиться задуманному. Киреевский пишет
Н.Языкову 21.02.1834 г.: «Ах братец, если бы ты был здесь! Тото расцвели
наши песни». Но болезнь Н.Языкова не позволила оказать помощь в издании
сборника. К концу 30х г. научную разработку фольклора по инициативе
Н.М.Языкова возглавил П.М.Языков. Перт Мих. Вместе с племянником
Д.Валуевым и П.Киреевским издали «Синбирский сборник». В Симбирске
была издана (1836 г.) «Песенная прокламация», где говорилось, что нужно
посылать в Симбирск на имя Петра Михайловича, а кто соберет более или
менее большое количество нужно ставить памятник. Им записаны: былина о
«Суровце Суздальце», о «Добрыне и Алеше», очень редкая сказка Горшеня.
Большую роль в собирании фольклора принадлежит племяннику
Н.М.Языкова Д.Валуеву, которому принадлежит большой материал о
татарском полоне, о войне 1812 г, О добром молодце. И Д.Валуев наравне с
Языковыми был занесен Киреевским в число собирателей. Было всего собрано
около 10 тыс. текстов, но царская цензура не допустила к печати. И в
творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова использовались песни,
записанные Языковыми, Киреевским.
Не меньшее значение имели песни собранные Языковыми, для развития
русской культуры. Н.М.Языков говорил: «Откуда черпает поэт свои силы, как
не из устного народного творчества». О вкладе Языковых говорится в музее
Ульяновского КМ и в нашем музее п.Языкова.
В Языково на околице по праздникам водили хороводы, пели
обрядовые и свадебные песни, пели о войне 1812 г., солдатские, рекрутские,
тюремные, о несчастной любви.
Пели и в церкви, а 1898 г. купцом М.Ф.Степановым был создан
церковный хор из рабочих, в котором пели и Маленкины сестры и братья
Лобовы, Вяхиревы, Уваровы Анна и Александра – это сторожила хора.
Языковский хор был основан фабрикантом Степановым М.Ф. в 1898 г. при
церкви. Языково славилось своим церковным пением, но пели не только в
церкви, пели в посиделках, пели всюду дома и на улице, в праздники, будни,
на свадьбах, и фабрикант всячески поощрял хор и оркестр в качестве
поощрения возил свою продукцию и возил хор в Париж. Традиции оркестра и
хора передовались из поколения в поколения.
Разрыв ценностных связей между старшим и молодым поколением,
вследствие натиска очередной культурной революции, стал глубоким, как никогда в истории нашего государства. Преодоление этого разрыва,
посредством приобщения юных поколений к культурно – историческому
наследию это важнейшая государственная задача и её решение призвано
вырвать Россию из тисков бездуховности и бескультурья.
И хорошо, что возрождение народных традиций стало одним из
главных дел нашей жизни. Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к
народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших
характеров, взаимоотношений, исторические корни. Пожалуй, ни один другой
народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.
В последнее время, к сожалению, сложилась такая ситуация, что
музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием
активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации
и коммерциализации. Однако следует отметить, что народная песенная
культура не застывшая форма, отображающая когда – то происходившие
процессы, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и
традиционным корням феномен. Если рассматривать в эволюции продукты
народной художественной культуры (в том числе песенные исполнительские
традиции), то можно заметить, что в настоящее время развивается
естественный процесс творческой трансформации народного песенного
искусства. Появились новые направления в народном песенном творчестве,
благодаря смешению разных стилей: фолк и поп музыка, фолк и опера, фолк
и рок, фолк и джаз. Задача творческих коллективов и исполнителей на
сегодня не только перенять традиционную народную музыку, но и дать ей
новое дыхание, перевести её на новый лад, чтобы старинные образцы
фольклорных мотивов получили новое рождение благодаря стилизации,
аранжировке и народная многовековая песня стала популярна среди
молодёжи. Это знаменует новую эру в развитии российской индустрии
популярной музыки.
Тяготение популярной музыки к народной песне не случайно. При
всем кажущемся различии популярной музыки и фольклорного музыкаль
ного творчества они теснейшим образом связаны множеством нитей: разнообразнейшей метроритмикой, опорой на форму куплетной песни с
натуральноладовой основой, краткостью, лаконичностью основной темы с ее
броской подачей. Интерпретации фольклора в популярной музыке, можно
встретить в лучших работах группы «Песняры» и «Ариэль», «Ялла». Это
был, пожалуй, единственные в своем роде эстрадные фольклорные ансамбли,
поставившие своей задачей пропаганду и популяризацию народного песен
ного искусства. Примечательно, что в аранжировках этих фолк групп
главным выразительным средством, как было испокон веку в народном
пении, является вокал.
Интересное голосоведение,
своеобразное звукоизвлечение,
множество нюансов, столь характерных для народного пения все это
результат благотворного влияния богатейших народно песенных традиций.
Ярким примером этому может служить творчество фолкэтнорок певицы
Пелагеи. Она возрождает русское народное певческое искусство от
классического академического русского народного (сотрудничество с
оркестром им. Осипова) и популярного, до альтернативно рокового. Это
признали мастера самых различных жанров. Ещё одна исполнительница
народных песен Варвара. Песни, которые она поет, существуют вне
традиционных форматов "рок" или "поп", потому что ее музыка это тонкий
сплав чуть ли не всех мировых музыкальных традиций. Это симфоническая
музыка, этника северной Европы и Востока, электроника.
Наглядный пример тому, что народные традиции живут, развиваются
в глубинке – выступление и победа «Бурановских бабушек»
на
Международном конкурсе «Евровидение» в 2012 году. Хранительницы
местных песенных традиций своего края показали всему миру, как пели их
прапрабабушки на новый лад, сохраняя мелодику, обрядовость номера. А
Европейцы недоумевают: откуда эти бабушки и где находится эта глубинка в
России, откуда они приехали и как найти её на карте?! Россияне тоже не все
знают, где находится то самое село Бураново. Если смотреть из Москвы за
Волгой, но перед Уралом. За 30 километров до Ижевска, столицы
Удмуртии, стоит село Бураново. «Бурановские бабушки» это живая традиция. Они, с одной стороны, играют на своей экзотичности, а с другой
стороны, в их музыке слышны современные ноты.
И всё – таки в наше время большую ценность составляют
самобытные,
культуры.
Трансформированная под современность, народная песенность это
первозданные
этнической
образцы
неплохо, но важно ещё сохранить то первозданное наследие, которое
дожило до наших веков.
В конце восьмидесятых разрозненные до сих пор молодёжные
коллективы объединились в Российский фольклорный союз, который
сегодня, стал мощным общероссийским движением за восстановление
духовного культурного наследия. Учредителями Российского фольклорного
союза выступили учёные фольклористы, лидеры фольклорных студенческих
и молодёжных групп. Союз объединяет фольклорные коллективы, центры и
школы народной культуры, фольклорно этнографические клубы и студии на
основе активного познания комплексного собирания и освоения народных
традиций. На сегодняшний день в поле деятельности союза около семисот
творческих групп и коллективов из 78 регионов. Основными целями
российского фольклорного союза, является этнографически достоверное
воссоздание духовных ценностей традиционной культуры, в утверждении
важнейшей роли фольклора в нравственно эстетическом и патриотическом
воспитании детей и молодёжи. Правление Российского фольклорного союза
выступило организатором всероссийских творческих
мастерских:
«Фольклор и молодежь»1.
На мастерских молодежь перенимает знание у взрослых, маститых
деятелей науки и культуры, известных фольклористов и выдающих
исполнителей народных песен, а за молодёжью идут следующие поколения.
В 2008 г. в Великом Устюге состоялось открытие 15 Всероссийской
творческой мастерской «Фольклор и молодёжь». 16 коллективов из
различных регионов России представляли свои творческие программы.
Участники фольклорного союза считают, что многовековую народную
1 См. об этом: http://newspark.net.ua/nasledie/tradicionnayanarodnayakulturakakosnova
soxraneniyakulturnojsamobytnosti/#more3567. мудрость нельзя модифицировать, подправлять в угоду современности для
развлечения публики. Её можно только познавать и передавать дальше. 1000
детских и молодёжных фольклорных коллективов берут на себя
ответственность за сохранение разнообразных культурных традиций России.
Они учатся у стариков, носителей народной традиций и обмениваются
полученным опытом на Всероссийских творческих мастерских «фольклор и
молодёжь», который ежегодно проводится в разных регионах России.
Преодоление разрыва между традицией и современностью, между прошлым
будущим вот основная задача, которую решают молодёжные
и
фольклорные, народные ансамбли песни. И если ещё несколько десятков лет
назад фольклорными ансамблями назывались коллективы, состоящие из
деревенских певцов, то сегодня Российское фольклорное движение это
движение молодёжи за сохранение традиций, за воспитание себя и детей на
основе мудрости народа. В целом это важнейшая работа по формированию
и укреплению культурных связей основанных на тысячелетних традициях.
Для кого и зачем поют фольклорные ансамбли? Чтобы кого то
развлекать? Нет, совсем не для этого. Фольклор это не развлечение, хотя
внешне и напоминает формы препровождение свободного времени.
Фольклор это нелёгкий труд познания собственной культуры, соединение
себя с нею и возвращение культуры в жизнь. Нас с раннего детства учат
понимать европейскую композиторскую музыку, но не в школе, ни в Вузе не
учат собственной культуре. А пожилые носители традиций тем временем
уходят из жизни. Лучшие композиторы признавали русскую народную
музыку, как часть мировой музыкальной культуры высочайшего уровня.
Осмысление народных традиций и осознание своего места в отечественной
истории и культуре способствует формированию уважения к собственной
земле. Люди не стремятся покинуть её ради благ цивилизации, а остаются на
месте и пытаются сохранить то наследие, которое досталось им от
предыдущих поколений. Именно в привязанности к своей земле, желании её благоустроить и обустроить на ней свою жизнь, проявляется то чувство
патриотизма, которое всегда было присуще русскому человеку2.
Переходное время, в котором находится современная русская
культура наиболее благоприятно для проявления активности в провинции. В
частности, провинция может сыграть весомую роль в сохранении и
трансляции культурного наследия, поскольку процессы общественной
трансформации идут здесь медленно и неравномерно. В то же время в
провинции могут апробироваться новые эффективные модели социально
культурного развития, которые затем можно распространять по линиям
провинция столица, провинция провинция и провинция село.
Российские регионы, как принято сегодня именовать бывшие земли
Московской Руси, медленно и трудно возрождаются. Восстановление
самосознания российской провинции это единственно верный путь спасения
страны, поскольку известно: все великие исторические события вяжутся в
единый узел в столице, но историю творит окраина, периферия, поднимая
время от времени бунт против потерявшего духовные ориентиры Центра.
Так было и в эпоху крестьянских войн, в 1861 году и после октябрьского
переворота.
Среди отличительных черт провинциальной культуры исследователи
ставят на первый план обозримость и замкнутость культурного горизонта,
близость культурных процессов к человеку, а человека к природе,
включенность явлений культуры в повседневное бытие провинциального
общества, неадекватность оценок, повышенная эмоциональность, резкий
контраст психологических реакций3.
Русское песенное творчество занимает большое место в современной
культурном процессе страны. Русские народные песни составляют основу
репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают
2 См об этом: http://newspark.net.ua «Традиционная народная культура, как основа сохранения
культурной самобытности»
3 Дырдин, А. А. Духовная жизнь России: провинциальное измерение / А. А. Дырдин Духовная
жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира : материалы Всерос. науч. конф., 1920 июня. –
Ульяновск : УлГТУ, 2003. – С. 58. ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников
художественной самодеятельности. Являясь замечательным средством
образной характеристики, русские песни входят в обширный репертуар не
только вокальных коллективов, но и в репертуар опернобалетных и
музыкальнодраматических театров.
Основу провинциальных культур составляли народный быт,
определенные нравственные и этические нормы, народная художественная
фольклор.
культура,
Исследователи провинциального быта
дореволюционной России выявили целый ряд его особенностей: тишину и
покой традиционного уклада; средоточие народного искусства, промыслов,
фольклора и естественный источник профессионального художественного
творчества; органическое единство в провинциальной жизни духовности и
повседневности быта;
своеобразие,
особенное место религии;
индивидуальную неповторимость. Проявлялось это в архитектуре казенных
и жилых строений и особенно церквей, храмов и часовен. Так, культовые
сооружения многих провинций не могли претендовать на то, чтобы стоять в
одном ряду с выдающимися творениями архитектуры.
Традиционные культурные ценности сосредоточены в пространстве
провинциальной культуры. Однако возникает проблема их, с одной стороны,
устойчивости, а с другой – способности к изменению и трансформации с
учетом происходящих изменений.
Провинциальная культура не может рассматриваться изолированно,
без учета ее многосторонних связей и взаимодействий, как намеренных и
регулируемых государством, так и спонтанных, неконтролируемых
взаимодействий между различными пластами современной культуры. В
частности, особую все возрастающую роль в современной российской
цивилизации играет процесс взаимодействия массовой и провинциальной
культуры. Академик Д.С. Лихачев, характеризуя роль провинции,
подчеркивал: «Мы ждем обновления нашей жизни именно из провинции. Мы
верим в провинцию и во все то русское, что она сохранила. В провинции больше непосредственной любви к Родине, чем в городах, претендующих на
столичность…».4
Перспективы развития провинциальной культуры противоречивы и
многовариантны, это связано с тем, что «изначально основные усилия власти
любого региона связаны с тем, чтобы сохранить непроницаемость границ
своей административной единицы для регулятивного воздействия центра и
одновременно укрепить, расширить свои полномочия. Сила культуры
провинции в ее укорененности, связи с определенной местностью и землей,
определенным культурным ландшафтом. Однако с тем же успехом можно
утверждать, что в этом ее слабость. В отрыве от конкретного
местоположения провинциальная культура теряет свой потенциал. С другой
стороны, при существующей тесной связи с этнокультурными родниками она
обладает неповторимым очарованием и высокой творческой способностью.
Оба эти утверждения имеют полное право на существование, определенную
аргументацию и доказуемость. Здесь речь идет о таких характеристиках
жизни провинции, как открытостьзакрытость и устойчивостьизменчивость.
Однако существующая оторванность и удаленность провинции (как в
географическом, так и в культурном смысле) не должна и не может
оцениваться в терминах «хорошо плохо»; это объективно существующая
данность.
Культура провинции включает в себя не только систему эстетических
ценностей (которые могут быть привнесены извне), но и содержит целый
комплекс традиций и обычаев, языковую специфику, местные промыслы,
устное народное творчество, народный костюм, которые передаются из
поколения в поколение, а также историческую самобытность развития.
Современная провинциальная культура по прежнему может быть
охарактеризована как относительно замкнутая, отстраненная часть
российской культуры. Замкнутость ее проявляется, с одной стороны, в
нераспространении вовне ценностей, обычаев, традиций, накопленных
веками, они локализованы и не выходят за рамки определенного
4 Лихачев Д.С. Верю в провинцию // Российская провинция. 1994. № 4. С. 119. социокультурного пространства. С другой стороны, провинциальная
культура неохотно принимает и заимствует новинки из столицы, не спешит к
изменениям привычной, устоявшейся жизни. Часто, на наш взгляд, это
связано с откровенной бедностью населения регионов, которое, например, не
может позволить себе пользоваться новейшими достижениями в сфере
информационных технологий. Даже если для этого есть все технические
возможности, плата за подобные услуги представляется большинству
населения нереальной с учетом их минимальных доходов.
Русская провинциальная культура определяется нами как культура
городская, имеющая свое ядро и периферию. Города с многовековой
историей имеют ярко выраженное культурноисторическое ядро,
сформированное особым архитектурным стилем.
Здесь обычно
располагаются архитектурноисторические памятники (или места их
прежней дислокации, которые в силу разных обстоятельств могли быть
видоизменены), административный, культурный центр города (клуб, дом или
дворец культуры, дома и дворцы творчества, библиотека, стадион, парк
культуры и отдыха, пешеходные зоны).
Культура Симбирска после 1917 г. строилась на развитии уже
имеющихся традиций, но в сочетании с новыми тенденциями. Но всетаки
стержнем социокультурной ситуации почти всего ХХ в. в жизни региона
была ориентация на сохранение и пропаганду ленинских памятных мест. Еще
в 1924 г. город Симбирск был переименован в Ульяновск, а в 1943 г. была
образована Ульяновская область. При подготовке к 100летию со дня
рождения В.И. Ленина в 196670 гг. была реконструирована центральная
часть города, создана мемориальная зона, которая и сегодня включает
элементы архитектуры старого Симбирска и новую мемориальную
застройку.
В 90х годах ХХ ст. началась новая веха в истории культуры
Симбирско Ульяновского региона: активизировались исследования
краеведов и работа музеев по сохранению и трансляции региональных
культурных ценностей. Сегодня Ульяновская область, бывшая Симбирская губерния, с одной стороны – типичный субъект Российской Федерации, а с
другой своеобразная территория, где сформировалась самобытная, в чем–
то отличная от других субъектов государства, культура. Сложное
историческое время наложило отпечаток на весь процесс развития
региональной культуры и всетаки в Симбирском (Ульяновском) крае
сохранилось сформировавшееся в ходе истории своеобразие. Как бы
подтверждая данное утверждение, П.В. Киреевский писал: «Здесь <…>
сложились своеобразные устои народной жизни <…> Борьба с татарами,
крестьянские войны XVIIXVIII вв., острые социальные противоречия – все
это порождало острые исторические коллизии, обуславливая развитие
этнической поэзии»5.
Ульяновск позиционирует себя как город музей. И если убрать
коммунистическую и прочие политические платформы, а название
«Ульяновск» заменить на «Симбирск» становится этот процесс простым и
понятным. Симбирск, как один из крупных поволжских центров, издавна
занимал особое место в общероссийском культурном пространстве.
Провинциальный город был той культурнохудожественной средой, в
которой и формировались таланты, составившие впоследствии гордость и
славу России. В разное время здесь жили и работали выдающиеся русские
писатели и поэты: И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин, Н.М. Языков, И.А.
Гончаров; музыканты: профессор Московской консерватории В.Н.
Кашперов, профессор Петроградской консерватории А.В. Преображенский,
патриарший архидиакон К.В. Розов; актеры: П.А. Стрепетова, В.Н. Андреев
Бурлак, М.И. Писарев; художник А.А. Пластов. Симбирск стал для них
своеобразной духовной родиной, природа, атмосфера, образы которой
питали их творчество долгие годы.
В настоящее время Ульяновск воспринимается культурной
общественностью России, прежде всего, как родина И.А. Гончарова, в
романах которого («Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв»)
5 Собрание народных песен П. В. Киреевского / Подгот. текстов и печат. ст. П. Д. Соймова; АН
СССР, Инт лит. – Л.: Наука, 1977. – С.9. отражены существенные стороны жизни русского общества 4060 гг. XIX в.
на примере жизни Симбирска. Многие гончаровские герои имеют именно
симбирские прототипы, а природные зарисовки посвящены красотам родной
для писателя земле. В произведения И.А. Гончарова отразилось уважение к
своей малой Родине, стремление запечатлеть ее своеобразие и раскрыть на ее
примере проблемы общегосударственные и общечеловеческие. Наверное,
поэтому мотивы его романов можно увидеть в произведения не только
русских классиков Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Брюсова, А. Толстого,
но и в работах выдающихся писателей других стран: И. Чавчавадзе (Грузия),
А. Алунана (Латвия), Ф. Симэя (Япония), А. Хьелланна (Норвегия), Г.
Сенкевича, Э. Ожешко (Польша) и др. Кроме того, И.А. Гончаров принимал
непосредственное участие в культурной жизни Симбирска, в частности в
становлении Карамзинской библиотеки, регулярно начиная с 1848 г. высылал
в ее адрес книги. В настоящее время во Дворце книги г. Ульяновска
находится личная библиотека И.А. Гончарова, насчитывающая 938
экземпляров книг и журналов. В г. Ульяновске немало памятных мест,
связанных с именем великого автора: гончаровская беседка на краю
волжского обрыва, гончаровский сквер – место встреч творческой
интеллигенции; главная улица города – улица Гончарова. С 1982 г. в городе
работает единственный в России музей И.А. Гончарова, на базе которого
проводятся Гончаровские научные чтения.
Культурная жизнь России не умещается только в пределах
мегаполисов, Москвы и Санкт Петербурга. Не только в исторически
сложившихся культурных центрах, но и во множестве провинциальных
городов создаются молодые творческие коллективы, возникают новые
направления в искусстве, и, что не менее важно сохраняются вечные
ценности.
считающихся
Именно в небольших русских городах,
провинциальными, но чрезвычайно значительных для российской культуры,
существуют замечательные коллективы народной песни.
Ульяновск красивый провинциальный город. В 2001 году Ульяновск
стал культурной столицей Приволжского федерального округа. В последние годы здесь наблюдается возрастающий интерес к изучению народного
творчества, к освоению народных песен. Появляются и развиваются
любительские народные коллективы, как в системе образования детей и
молодежи, так и среди взрослого населения. Город является родиной юных
талантов. Ежегодно в рамках фестиваля «Юные таланты Ульяновска»
тысячи ребят показывают своё мастерство. Незабываемое уникальное
«Провинциал Шоу», где наши молодые таланты в своих выступлениях
и всё, чего они достигли в своём искусстве. А из
показывают
провинциальной России в столицу едут именно наши таланты. И для многих
там начинается "звездная" карьера. Так столица прорастает нашими
талантами. Но сколько блестящих подвижников в провинции! И сегодня мы
перед ними в большом долгу, потому что они остались на своей малой
родине – не уехали в столицу и делают все, чтобы сохранялись эти островки
творчества.
Провинция в наше время, когда границей цивилизации для многих
стала Московская кольцевая дорога, сохранила лицо русской окраины. Но
если раньше она порождала и пестовала гениев, которые умирали в столице,
то ныне провинциальные дарования в столице вырождаются, гаснут, может
быть, за исключением эстрадных звезд6.
Культура в провинциальном Ульяновске держится на энтузиастах.
Благодаря энтузиазму и целеустремленности руководителей творческих
коллективов города народные самодеятельные ансамбли существуют,
процветают и приобретают свою индивидуальность и неповторимость. В
большинстве случаев руководители являются профессиональными
музыкантами, режиссерами, танцорами, знающими своё дело, увлечённые
творчеством люди, отдающие себя и свой талант людям. Пока живёт
творческая провинция, будет жить и творчество в крупных городах,
подпитываясь энтузиазмом, духовным началом, творческой искрой
Российской глубинки.
6 См об этом: http://sccomm.ru/conf_fil.php?id=1 Фольклор, песенные традиции и танцевальная культура народов края
говорят о тесном духовном взаимодействие этнокультур региона.
Национальные традиции при тесном взаимодействии приобрели
региональное своеобразие и сохранили этническую уникальность.
В Среднем Поволжье жили и живут обычные люди, которые также
вносили и вносят свой весомый вклад в развитие культуры края.
Справедливо писал Ю.В. Петров: «история как живая действительность
складывается из различных планов бытия. В одном случае, это повседневные
дела людей, лежащие на поверхности видимой действительности: это могут
быть как дела «государей и толстосумов», так и поступки простых и
безвестных людей с их заботами, надеждами, устремлениями»7. Так,
организовать масштабную, активную деятельность, направленную на
внедрение инноваций в изучение региональной культуры могли и просто
энтузиасты, например, учителя Симбирской классической гимназии М.В.
Арнольдов, В.А. Ауновский – педагоги, ученыеэтнографы, краеведы. Уже в
детском возрасте могут проявляться разные виды активности, в той или иной
мере влияющие на становление культуры территории.
Таким образом, провинциальная культура является составной частью
российского социокультурного пространства. Культура конкретного
региона, для которой характерны традиционные ценности и смыслы,
выступает одним из способов социализации личности и является частью
образовательного пространства. Именно благодаря сохранению локальной
культуры во всем многообразии ее проявления формируется полноценная
среда для воспитания и образования личности.
Региональная культура, как часть культурной системы государства,
формируется, развивается и функционирует как явление, имеющее
конкретные географические координаты, свое географическое пространство,
так как регион как таксономическая конкретная территориальная единица
7 Петров Ю. В. Антропологические основания «аналитического синтеза» в историческом
познании /Ю.В.Петров. // Феникс2004: ежегодник каф. культурологии / Редкол.: Н.И.Воронина
(отв.ред.) и др. – Саранск: Мордов.гос.унт, 2003. – С.70 обладает своеобразием культурноисторических процессов и относительно
устойчивыми чертами социальноэкономического развития.
Культура Ульяновска и Среднего Поволжья уникальна. Ее основные
черты: геопространственная обусловленность и глубокие исторические
корни культурных традиций региона, сохранившихся на протяжении веков;
бесконфликтное толерантное взаимодействие, взаимовлияние этнокультур
края, обеспечившее межэтническую консолидацию и интеграцию; активность
членов регионального сообщества в становлении его культуры, наличие
опыта изучения, сохранения, трансляции и воспроизведения региональных
культурных ценностей.
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Конспект на тему: "Особенности развития русской народной культуры в Поволжье".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.