Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 8 . 1 0 . 1 8
У р о к 42
Т е м а : НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Ц е л ь: формировать у учся навыки грамотного, безошибочного письма.
Задачи:
1) учить учащихся ставить глагол в начальную форму, выделять основу глагола с т ь , т и , ч ь .
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса;
развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;
усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. Различать
формы глагола и однокоренные слова. Находить слова по заданному основанию. Фиксировать
(графически обозначать) суффиксы начальной формы глаголов. Контролировать правильность
выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Х о д у р о к а
(Древний Рим.)
II. Актуализация новых знаний.
1. З а п ис ь н а д о с к е :
фильм – фильма – фильмы – фильму
красивый – красивая – красивое – красивые
– Прочитайте.
– Это разные слова или формы одного и того же слова?– Меняется ли при изменении формы слова его лексическое значение?
Г о в о р и т ь , п и с а т ь , в е з т и , б е р е ч ь .
Я говорю, ты говоришь, он говорит, мы говорим, вы говорите…
– Глагол тоже имеет формы начальную (первая строка) и личные (вторая строка).
2. П р оч ит а йт е «тайну русского языка» на с. 87.
– Выделите суффиксы в первой строке глаголов, при помощи которых образуется начальная форма.
– Может ли изменяться начальная форма? (Нет, у нее нет окончания.)
3. В ы п о л н е н ие упражнения 1, с. 87 – устно.
(Разные слова – 1, 3; формы одного слова – 2, 4.)
В ы п о л н е н ие упражнения 2, с. 88 – коллективно.
4. В ы п о л н е н ие упражнения 3, с. 88 – по вариантам.
I в а р и а н т – № 1, 2, 3; II в а р и а н т – № 4, 5, 6.
5. Ч т е н ие правила на с. 88.
– Вернемся к записанным на доске глаголам и выделим основы.
– Суффиксы будут входить в основу?
– Почему?
III. Итог урока.
– Какие формы может иметь глагол?
– При помощи чего образуется начальная форма глагола?
& Домашнее задание: упр. 4, с. 89.