Все мы знаем, что привлечь внимание учащихся к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний.
Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.Конспект нестандартного урока по технологии Ролевая игра "Выбери профессию"
Конспект нестандартного урока по технологии Ролевая игра
"Выбери профессию"
Если вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу, то
счастье само вас отыщет.
Константин Дмитриевич Ушинский
Бодрова Т.А..
Учитель технологии
РОЛЕВАЯ ИГРА « ВЫБЕРИ ПРОФЕССИЮ»
Тема программы: Современное производство и профессиональное
Тема урока: знакомство с профессиями и учебными заведениями
образование
Класс 9
Цель игры:
помочь учащимся овладеть специальными умениями самостоятельно и
осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы;
Задачи игры:
формирование положительных эмоций в выборе будущей профессии и
планирование жизненного пути
развивать познавательные интересы, коммуникативные и организаторские
способности;
предоставить десятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с
учётом полученных знаний.
воспитывать трудолюбие, целеустремленность, уважительное отношение к
людям различных профессий и результатам их труда.
Тип урока: нестандартный.
Участники:
руководитель игры – учитель;
представители профессий: « технолог», «косметолог», «имиджмейкер» , «
брендменеджер», «девелопер» , «мерчендайзер» , «промоутер» , «дилер»,
«маркетолог» ; ученики;
эксперты – ученики ( 2 человека)
представители учебных заведений – ученики (2 человека)
абитуриенты – ученики.План проведения игры
1й этап подготовительный.
1. Учитель за 12 мин объясняет цели, задачи, правила игры и напоминает, что
роли профессий и специалистов учащиеся готовили заранее, используя
информационные технологии.
Учитель назначает экспертную группу.
2. Учитель напоминает , какие роли представителей профессий должны
выполнять ученики. Участники игры по очереди представляют свои
профессии, рассказывая обо всех условиях выполняемой работы.
3. «Представители учебных заведений» приглашают «абитуриентов»
ознакомится с профессиями, условиями приема при поступлении.
«Абитуриенты» выбирают профессии и учебные заведения, аргументируя
свой выбор.
4. Экспертная группа получает ведомость критериев оценивания ролей.
2 – й этап – практический, творческий.
5. Ученики, получив информацию о правилах игры, приступают к подготовке
и проведению игры. Первыми выступают «представители профессий»,
рассказывают о своей профессии и условии работы от первого лица.
6. «Абитуриенты» внимательно слушают «представителей профессий»,
делают соответствующие записи и задают вопросы после их выступления.
«Представители учебных заведений», используя информацию об условиях
приема, ведут рекламную кампанию.
«Абитуриенты» ведут записи и готовят отчет о выборе профессии и
обоснование своего выбора, выбирают учебные заведения и дают оценку
работе «представителей учебных заведений».
7. Учитель наблюдает за деятельностью выступающих, при необходимости
консультирует.
8. Экспертная группа наблюдает за работой учащихся , ставит в оценочную
ведомость баллы: за организацию рабочего места; правильное применение
информации при представлении профессий; работе «абитуриентов»,
«представителей учебных заведений» и за результаты рекламной кампании.
9. Учитель объявляет, что практическая часть завершается.
Ученики проверяют свои работы.
3й этап проверочнооценочный.10. Экспертная группа вместе с учителей анализирует работу всех
участников.
11. Учитель приглашает «абитуриентов» выступить с анализом своих работ.
12. Экспертная группа подсчитывает баллы.
4 –й этап – заключительный.
13.Учитель вместе с экспертной группой подводят итоги игры.
14. Учитель задает учащимся вопросы:
С какими трудностями вы столкнулись, участвуя в игре?
Какие новые навыки вы приобрели?
Что в игре самое интересное?
Кто знает, как определить пути получения профессии?
Кто собирается поступать в ВУЗ?
Для чего нужна работа?
Какие возможности для человека дает работа разных профессий?
15. Учитель объявляет полученные баллы, вручает призы ( например,
авторучка, блокнотик и т.д)
16 Сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов самими учащимися
сообщение о теме следующего урока.
Ожидаемые результаты игры
Умение выполнять, играть роли специалистов учебных заведений,
представителей профессий, абитуриентов и находить компромиссные
решения.
Умение из всех предложенных профессий находить нужное решение в
выборе профессий.
Умение специалистов учебных заведений более убедительно рекламировать
свои учебные заведения.
Проявление учащимися своих актерских способностей, инициативы в
достижении положительных результатов.
Использование информационных технологий в получении информации по
профессиям.
Все мы знаем, что привлечь внимание учащихся к учебному материалу нелегко: онибыстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение
эффективности нашей работы, ухудшение знаний.
Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне
шаблонность, в какойто степени неформальность. В нестандартном уроке нет
жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный
урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников
непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению
эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его
действующим лицам.
Большую роль в оценке знаний, умений и навыков играет систематичность
контроля. Всегда необходим входной контроль, первичный срез – чтобы иметь
представление о том, что умеет и знает класс; понимать, как строить
деятельность учащихся на уроках. Текущий контроль даёт возможность
учителю вносить предложения по улучшению содержания учебных программ,
приучает школьников к систематическому труду и аккуратности. Поэтому я
всегда использую на уроках поэтапный контроль знаний и умений, активность
работы учащихся на уроках, а затем выставляю итоговую отметку. Оценивая
знания, надо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми
при оценке знаний по общеобразовательным предметам.
Оценка знаний и умений имеет ещё функцию поощрения и порицания, и
играет большое воспитательное значение. При этом следует учитывать
индивидуальные особенности учащихся, прививать им правильную
самооценку, уметь отстаивать своё мнение, нельзя допускать поспешности в
оценке знаний и умений, так как одни дети могут быть робкими и
застенчивыми, другие – иметь замедленность в мышлении или физическом
развитии, а третьи, наоборот, излишне самоуверенны.
Проверку знаний можно осуществлять путём устного опроса, письменных и
компьютерных тестов. Устные опросы могут быть краткими и более
продолжительными. Краткий опрос проводится при проверке только что
пройденного материала, а так же во время практической работы. Результаты
могут обсуждаться на последующих занятиях.