Конспект нетрадиционного урока "ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ. ЖАННА Д’АРК"
Оценка 4.7

Конспект нетрадиционного урока "ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ. ЖАННА Д’АРК"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
7 кл
12.11.2019
Конспект нетрадиционного урока "ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ. ЖАННА Д’АРК"
Цель: - дать представление о ситуации во Франции в начале ХV века, обратить внимание на изменения в характере Столетней войны; - воссоздать наиболее полный портрет Жанны д’Арк и ее роль в исходе войны; выяснить обстоятельства окончания Столетней войны; - развивать умение анализировать исторические факты, оценивать их значение, обобщать фактический материал, делать выводы; - работать с исторической картой; - формулировать собственное мнение; - рассмотреть вопрос о роли личности в истории, формировать собственное отношение к подвигу Жанны д’Арк, попытаться показать неоднозначность подвига вообще; - на примере Жанны д’Арк найти ответы на вопросы о современной морали. Тип урока: комбинированный урок с использованием интерактивной методики.
урок Гришина.docx

ТЕМА.  ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ. ЖАННА Д’АРК

Цель:

- дать представление о ситуации во Франции в начале ХV века, обратить внимание на изменения в характере Столетней войны;

- воссоздать наиболее полный портрет Жанны д’Арк и ее роль в исходе войны; выяснить обстоятельства окончания Столетней войны;

- развивать умение анализировать исторические факты, оценивать их значение, обобщать фактический материал, делать выводы;

- работать с исторической картой;

- формулировать собственное мнение;

- рассмотреть вопрос о роли личности в истории, формировать собственное отношение к подвигу Жанны д’Арк, попытаться показать неоднозначность подвига вообще;

- на примере Жанны д’Арк найти ответы на вопросы о современной морали.

Тип урока: комбинированный урок с использованием интерактивной методики.

Учебно-методическое обеспечение: карта «Европа ХIV - ХV веках», картина «Вступление Жанны д’Арк в Орлеан» (М.Г. Ройтер); плакаты с алгоритмами интерактивных методов работы, иллюстрации из сборника «Древо познания», карточки с дидактическими заданиями, документы, статьи периодической печати; фрагмент фильма Люка Бессона «Жанна д’Арк»; макет меча.

 

ХОД  УРОКА

I.                  Фокус урока.

Слово учителя. Ребята, один очень интересный человек, автор мировых бестселлеров о школе и бизнесе, американец японского происхождения Роберт Кийосаки (кстати, очень обеспеченный человек) считает, что большинство изучаемых в школе предметов – бесполезны, так как багаж знаний сам по себе ничего не стоит, если не уметь его использовать его в жизни. Он считает, что в наше сложное, но удивительное время самое ценное, что может быть у человека – это ум, то есть умение воспользоваться приобретенными знаниями, извлечь из них практическую пользу…

А теперь представьте, что вы – счастливые обладатели той ценности, о которой говорит Р. Кийосаки, то есть ума, что помогло вам разбогатеть и стать владельцами крупнейшего издательства «Клио».

Кто такая Клио? (Богиня истории)

Вы специализируетесь на выпуске очень престижны журналов, освещающих разные темы по истории. Очередной выпуск посвящен такой теме: «Перелом в ходе Столетней войны. Жанна д’Арк». Как опытные интеллектуалы, заботящиеся о качестве своего журнала, вы созываете читательскую конференцию и включаете открытый микрофон. (Журнал можно назвать «Страна Жанны д’Арк»)

Метод «Микрофон».

Ваша задача – выяснить, на какие вопросы хотели бы получить ответы читатели в будущем журнале, что их волнует по этой теме?

Передается символический микрофон, и дети высказывают свои мысли, которые фиксируются на доске (плакате).

Например. Открытый микрофон.

- что изменилось в характере Столетней войны?

- кто такая Жанна д’Арк?

- почему ей везло?

- почему ей поверил король и люди?

- почему ее сожгли?

- почему она появилась среди французов, а не англичан? Чем закончилась война?

- как подвиг Жанны д’Арк поможет разобраться в проблемах современной морали?

- что было бы, если бы Жанну спасли?

Слово учителя. Что ж, давайте создавать наш журнал. Я составила примерный план по этой теме. Давайте сравним. (Открывается план под плакатом)

План урока

1.     Ситуация во Франции в начале ХIV века.

2.     Личность Жанны д’Арк.

3.     Окончание Столетней войны.

 

II.               Проверка домашнего задания.

Слово учителя. И раз нам представилась такая возможность, давайте попытаемся создать тематический журнал. Для того, чтобы понять суть события (в нашем случае – Столетней войны), нужно разобраться в его причинах.

Ролевая игра.

Проведем небольшую ролевую игру.

Сейчас нам расскажут о причинах войны сами участники:

1.     Король Англии – Эдуард III;

2.     Король Франции – Филипп VI Валуа;

3.     Жительница города Компьена;

4.     Житель Фландрии;

5.     Житель Шотландии.

(Дети от имени героев объясняют, почему началась война. Король Франции апеллирует к документу – Салической правде.)

Во время ответов ученик у карты показывает все называемые территории.

Работа с картой.

Еще один ученик обобщает сказанное и называет причину (борьба за земли) и повод (династические споры) Столетней войны.

Слово учителя. Теперь поговорим о ходе войны. Проведем «исторический калейдоскоп».

Игра «Угадай событие».

- Скажите, после какой битвы среди англичан распространилась злая шутка:

«Если бы рыба заговорила, то обязательно по-французски – до того она наелась французами!». (Это битва при Слеше, 1340 год)

Или:

По стихотворному сюжету угадай битву

Повстречался Эдуард

С Иоанном Добрым:

Разойтись он был бы рад –

Выкуп уже собран!

Отказался Иоанн

Со своим дофином –

Вот и угодил в капкан

Вместе с младшим сыном…

(Это битва при Пуатье, 1356 год)

Далее – цепочка вопросов:

- Каковы последствия битвы? (Увеличение налогов для выкупа из плена короля с сыном)

- Что еще забрало много жизней? Показ иллюстрации из «Древа познания» (Эпидемия чумы, начавшаяся в 1346 году)

- Кто пострадал больше всех? (Ремесленники и крестьяне)

- О чем говорит появление среди них басни о пастухе, овцах, собаке и волке? (О Жакерии, 1358 год)

- Кто возглавил восстание крестьян уже в Англии? (Уот Таймер)

Слово учителя. Шли годы, новые короли восходили на престол. В Англии – Генрих V, во Франции – Карл VI.

Игнорируя его, дрались за власть группировки герцогов, кстати, его дяди: герцог Орлеанский и его родственники Арманьяки и герцог Бургундский.

 Воспользовавшись ситуацией, английский король дает новую битву, закончившуюся унизительным поражением французов.

Что это за битва? (При Азенкуре, 1415 году)

Герцог Бургундии открыто стал на сторону англичан.

Франции были навязаны тяжелые условия мира: объединение Англии и Франции, женитьба Генриха V на дочери Карла VI и дальнейшее коронование их сына как короля Англии и Франции.

Вскоре почти одновременно умерли короли Англии и Франции, и 10-ти месячный сын Генриха V Генриха VI стал королем. Но дофин Карл VII, мягкий и нерешительный, тем не менее, не согласился с этим и объявил себя королем…

 

III.           Изучение новой темы

Мотивация

Слово учителя. У Ф. Тютчева есть интересный, на мой взгляд, стих, который содержит спорное высказывание. Именно поэтому я предлагаю поместить его в нашем журнале в качестве эпиграфа.

Какая строка вам кажется спорной?

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь…

 

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко, и смело.

Красуются, шумят, и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

 

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих – лишь грезою природы.

 

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Не знаю, как вас, а меня задели строки о бесполезности подвига. (Хотя к этому стихотворению мы еще вернемся на других уроках истории!) Во все времена были люди, совершающие подвиги. И есть, и будут. Неужели это не имеет смысла? И что можно считать подвигом? Сегодня мы поговорим о юной девушке, тоже совершившей подвиг. Почему она отправилась в мир войны?... В те черные дни для Франции можно было услышать английскую и французскую речь: все говорили о девушке из легенды о спасении Франции.

К исследованию жизни Жанны д’Арк обращались многие историки и ученые.

Создавая наш журнал о ней, мы также познакомимся с разными версиями.

Традиционная точка зрения сообщает о том, что Жанна, родившаяся в Домреми у границы Шампани и Лотарингии, с детства была очень ранимой, впечатлительной, глубоко переживала страдания французского народа. Мечтательная девочка часто убегала играть в лес, представляя встречи с лесными феями. Вскоре ее стали посещать видения, из которых она поняла, что не просто так пришла в этот мир. Жанна считала, что от нее зависит судьба Франции, симпатизировала дофину Карлу VII. И однажды, не простившись с родителями, она отправилась к дофину. Ее маршрут: г. Вокулер → г. Шалон.

Хотя сторонники Карла VII отнеслись к Жанне настороженно и устроили ей проверку, девушка безошибочно узнала короля, и он разрешил ей поговорить с ним наедине.

Как вы думаете, о чем мог быть этот разговор?

(Включается соответствующий фрагмент видеофильма Люка Бессона «Жанна д’Арк»)

Но все же, кто она была – Жанна д’Арк? Я предлагаю вам поработать в парах. Каждый ряд получает свою версию описания характера и подвига Жанны д’Арк:

1 ряд – исследование французского историка Мишеля Лами;

2 ряд – французского ученого Роберта Амбелена и американского парапсихолога Дж. Уокера;

3 ряд – фрагмент основательного труда Манфреда, 3-томника «История Франции».

Метод «Мозговой штурм»

Выбирается тайм-кипер, который засекает две минуты, в течение которых каждая пара должна обработать выделенный абзац своего материала и, пользуясь методом «Пресс» (на доске) написать на карточке лишь одно предложение – главную мысль из своего абзаца о Жанне д’Арк. В каждом ряду выбирается пара экспертов, которым передается вся информация. Обработав ее, они тоже составят всего лишь одно предложение. В итоге будут заслушаны три версии.

Слово учителя. Шарль Луи Монтескье сказал, что интеллект – это способность находить разницу в сходном и сходство в различном.

Попытайтесь!

Демонстрация картины М.Г. Ройтера

  Краткий ход событий по картине.

Слово учителя. А теперь представьте, что в создаваемом нами журнале на развороте помещена репродукция этой картины: 8 мая 1492 – победа в Орлеане.

Блиц-вопрос: 17 июня 1429 года – коронация в Реймсе. Быстро придумайте конкурс для читателей по этой картине. Что бы вы выбрали в качестве приза победителю?

(Например, конкурс «За рамкой картины»; придумать, что могло бы случиться с Жанной д’Арк после событий, изображенных на картине. Приз – книга о Жанне д’Арк, а может быть, духи, которые выражали бы характер сильной девушки)

Итак, Жанна попала в плен.

Предали.

Состоялся суд, на котором она вела себя очень достойно.

Процесс возглавил подкупленный епископ Когион (с французского «свинья»).

Жанна была сожжена. Как  бы ни хотелось верить в обратное, но это факт. Хотя есть и опровержения. Кто читал о них или слышал? 30 мая 1431 года – казнь.

 

IV.            Итоги (закрепление, проверка ожидаемых результатов)

Посмотрим на вопросы на доске (плакате). Ответили ли мы на них?

- Бесполезным ли был подвиг Жанны д’Арк?

- Трудно ли совершить подвиг?

- Вы бы смогли?

- Легко сказать: «Я смогу совершить подвиг!», но так ли легко это доказать на деле? Обоснуйте свой ответ.

- Даже зная, что может случиться предательство?

 

V.       Домашнее задание

1. § 37

2. Дифференцированное задание на выбор:

а). нарисовать (или описать) впечатливший вас эпизод и аргументировать свой выбор;

б). придумать ребус к словам, выражающим главную мысль пунктов плана;

в). Составить кроссворд с ключевым словом ЛИЧНОСТЬ;

г). написать мини-размышление от имени, например, Жанны д’Арк («В чем смысл жизни?») или Карла VII («Достоин ли я короны?»)

 

Приложение 1

Жанна д’Арк – национальная героиня Франции. Она родилась 6 января 1412 года в селении Домреми, расположенном на границе Шампани и Лотарингии. Как свидетельствуют современники событий, у Жанны с 1425 года под влиянием тяжелых картин действительности начались галлюцинации, т.е. ей стало казаться, что она слышит некие голоса (как она полагала, святых), которые говорили Жанне, что именно ей предназначено спасти Францию от англичан. Потрясенная своими галлюцинациями, Жанна отправилась в ближайший городок Вокулер и рассказала о якобы возложенной на нее Богом освободительной миссии. Убежденные ее искренностью, жители Вокулера собрали деньги и купили ей военную одежду, оружие и коня. Жанна отправилась в Шинон, где в это время находился Карл.

Под давлением бесконечных военных поражений, опасности, угрожавшей Орлеану, и безвыходности собственного положения Карл был вынужден выслушать представительницу патриотических устремлений народных масс.

22 апреля 1429 года Жанна была объявлена «руководительницей военных действий». Генеральное сражение за Орлеан началось в самом начале мая 1429 года. В результате патриотического подъема французской армии и горожан Орлеана осада с города была снята, а Жанну начали называть в народе Орлеанской девой.

После битвы за Орлеан Жанна отправилась к нерешительному и трусливому Карлу и потребовала военного похода в Реймс для того, чтобы короновать там Карла. Этот проект был продиктован горячим стремлением народных масс, ведших широкую партизанскую войну, изгнать англичан из Франции. Влияние Жанны и ее сторонников после орлеанской победы было так велико, что дофин, наконец, согласился отправиться в Реймс. По пути французы овладели рядом городов, находившихся под властью англичан, в том числе городом Труа. В Реймсе Карл был коронован.

Слава Жанны в этот период достигла высшей степени. К ней обращались с просьбами и письмами, король возвел ее в дворянское звание и преподнес богатые дары. Но Жанна по-прежнему оставалась простой крестьянской девушкой, жившей всецело интересами народа и кровно с ним связанной. Отказываясь от богатства и почета, она просила в качестве награды только о том, чтобы жители ее родной деревни были освобождены от уплаты налогов. Жанна продолжала лично участвовать в военных действиях и была ранена при попытке взять Париж. Французская знать была испугана популярностью простой деревенской девушки и готовила предательство. Весной 1430 года в сражении против англичан и бургундцев у крепости Компьен Жанна не смогла при отступлении укрыться в городе, так как городские ворота перед ней заперли.

Она попала в плен к бургундцам и была продана ими англичанам за большую сумму.

Англичане перевезли Жанну в Руан и заперли в одной из башен города с оковами на ногах и цепью на шее. День и ночь при ней неотлучно дежурила английская стража, и, наконец, начался суд.

Жанна обвинялась в различных «преступлениях»: в том, что она носила мужское платье, в том, что она покинула семью, в том, что она была послана дьяволом. В конечном счете суд признал Жанну виновной в ереси. 24 мая 1431 году Жанну возвели на эшафот и прочитали приговор, обрекавший ее на сожжение. Через несколько дней после этого Жанна была сожжена, а ее пепел брошен в Сену.

Карл VII, которому Жанна оказала столько услуг, не шевельнул даже пальцем для того, чтобы спасти ее. Призрак Орлеанской девы еще витал перед глазами французских феодалов. Огромный авторитет Жанны среди народных масс казался всей королевской клаке чрезвычайно опасным. Однако для того, чтобы отвести от себя упреки в том, что он был коронован колдуньей и еретичкой, Карл VII приказал спустя много лет пересмотреть судебное дело, Жанна была признана осужденной невинно. А уже в 1920 году Жанну официально причислили к лику святых.

Новую попытку объяснить многочисленные противоречия, связанные с именем Жанны д’Арк, предпринимал известный французский историк Мишель Лами. В вышедшей в парижском издательстве «Пайо» книге «Жанна д’Арк. Подлинная история и рождение мифа» ученый выдвигает гипотезы, которые опровергают традиционные представления о жизни и личности Орлеанской девы.

Анализируя многочисленные исторические труды, свидетельства современников Жанны д’Арк, произведения художественной литературы, М. Лами, например, развенчивает складывавшуюся веками легенду о неграмотной пастушке из семьи лотарингского крестьянина. Он доказывает, что Жанна д’Арк была довольно образована для своего времени человеком. Она, несомненно, умела читать и писать, хорошо знала географию и военные науки. По мнению автора, не выдерживают критики и утверждения о том, что Жанна была хрупкой, ангелоподобной девушкой с длинными волосами. М. Лами приводит доказательства того, что она отличалась крепким телосложением, высоким ростом и незаурядной силой. Ученый обращает внимание на то, что Жанна была отличной наездницей, уверенно обращалась с тяжелым оружием, могла за день проскакать верхом в латах около 80 километров.

М. Лами также высказывает предположение, что Жанна происходила из знатной семьи, которая в то время даже претендовала на французский престол. Далее он утверждает, что эпопея Орлеанской девы явилась результатом всевозможных заговоров и интриг, которые плела французская знать в борьбе за престол.

Не согласен М. Лами и с теми историками, которые считают, что Жанна была сожжена в Руане в 1431 году. Он убежден, что ей удалось бежать из замка, в котором она была заключена. Вместо нее в Руане была казнена другая женщина. Жанна же умерла в 1446 году и была похоронена в церкви маленького городка Пюлинье-сюр-Мадон.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Чудесный дар Орлеанской девы

…Во Франции шла Столетняя война. Казалось, ничто уже не может остановить английских захватчиков. Но вот среди народа прошел слух, будто волшебник Мерлин предсказал: «Явится девственница (дева) с топором в руке и спасет всех». Пророчество сбылось в точности.

А произошло это так: никому неизвестной девушке-пастушке Жанне, дочери простых крестьян, явился во сне дух и заявил, что только в ее руках спасение родины. Собрав отряд, Жанна д’Арк повела его на врага. В мае 1429 года она освободила город Орлеан, за что ее и окрестили Орлеанской девой.

Но каким образом крестьянская девушка сумела собрать под свои знамена лучших рыцарей того времени? Как убедила короля Франции и придворных, что является той самой девой из предсказания? Ведь один факт наличия девственности еще не служит безотказным аргументом! Откуда в юной крестьянке (а во времена знаменитых побед Жанне едва исполнилось семнадцать лет!) взялись воинские таланты, выдвинувшие ее в плеяду лучших полководцев всех времен и народов?

По версии французского ученого Роберта Амбелена, Жанна была незаконнорожденной дочерью королевы Франции Изабеллы Баварской. Она была осыпана почестями еще до того, как совершила свои подвиги. Имела свой боевой стяг, что по тем временам было немалой привилегией, у нее была своя свита и свой штаб из знатных дворян, которые (учитывая условности того времени) ни при каких условиях не пошли бы в подчинение простолюдинке – другое дело служить хоть и незаконнорожденной, но принцессе королевских кровей.

И никакие политические ухищрения не заставили бы короля Франции отдать Жанне, будь она простолюдинкой, меч Бертрана дю Геклена, который она потребовала, явившись ко двору (Геклен был известнейшим рыцарем, прославившимся многочисленными подвигами, и его меч, хранившийся в королевском дворце считался бесценной реликвией). Но так как меч был завещан покойному герцогу Орлеанскому (который, по мнению исследователей, являлся отцом Жанны), то оружие выдали деве без возражений – как-никак законная наследница.

Кстати, и свое прозвище – Орлеанская дева – Жанна, скорее всего, получила не столько за освобождение Орлеана, сколько по своему происхождению – по папе… Жанна потребовала еще одно оружие из предсказания – боевой топор. Он был изготовлен специально для нее лучшими мастерами. И на лезвии была выгравирована буква «J» с маленькой короной наверху. В аббатстве Сен-Дени имеется плита с изображением д’Арк в доспехах и с топором, на котором можно разглядеть эту самую букву «J» с короной.

Существуют и другие объяснения странностей, которые действительно просматриваются в истории Жанны. Среди них заслуживает внимания версия американского парапсихолога Дж. Уокера, который утверждает, что все загадки судьбы д’Арк становятся понятыми, если допустить, что Жанна от рождения обладала паранормальными способностями. Это необыкновенное свойство перешло к девушке от отца – Луи Орлеанского, который, как известно, обладал способностью прозревать будущее – он в точности «увидел» картину своей смерти задолго до убийства и в деталях описал ее друзьям. Правда, у герцога Орлеанского этот дар проявился уже в зрелом возрасте, а у Жанны – еще в детстве.

Как свидетельствуют летописцы, странности с девочкой начались после того, как она…попала в гости к феям. Возле деревни, где она жила, раскинулся лес Шеню, а на берегу Смородинового ручья, согласно местным преданиям, росло дерево фей. Жанна любила гулять в этих местах и однажды, вернувшись домой, рассказала родителям, что возле старого бука перед ней открылась дверь в волшебную страну. Маленькую девочку принимала сама королева фей и предсказала ей великое будущее. С той поры Жанну регулярно стали посещать странные видения и голоса…

В воспоминаниях современников Жанны д’Арк то и дело проскальзывают намеки на сверх возможности девушки. Очевидцы описывают, как некий всадник при виде девы в доспехах выругался, на что Жанна предсказала ему быструю кончину. Так вскоре и случилось. Во время одной из битв д’Арк предупредила соратника, чтобы тот отошел в сторону, иначе его поразит пушечное ядро. Рыцарь отошел, но на его место встал другой и тут же был убит.

Очевидно, Жанна обладала и способностью к гипнозу. Ее голос, как вспоминали современники, буквально завораживал воинов перед битвой настолько, что они бросались даже в заведомо неравную схватку.

Дар ясновидения тоже был секретным оружием Жанны д’Арк. И, судя по всему, ее способности в этом были действительно колоссальны. Сверяя свои поступки с внутренними голосами, она ни разу не ошиблась в прогнозах, блестяще выигрывая одну битву за другой. Битва при Потэ, которую провела юная главнокомандующая, вошла в историю как одна из самых блестящих побед французского оружия. Со стороны англичан в ней участвовало около пяти тысяч бойцов, со стороны французов – едва полторы тысячи. Но, несмотря на численное превосходство, англичане потерпели сокрушительное поражение – они насчитали убитыми две с половиной тысячи человек, остальные спаслись бегством или попали в плен. Во французском же войске потери составили всего … десять человек. «Это было похоже на чудо!» - восхищались современники Жанны, которая словно заранее знала ход сражения, безошибочно посылая отряды в самые опасные точки.

Загадочные голоса предупреждали Жанну обо всем. Даже о том, что ей предстоит попасть в руки врагов, она узнала заранее.

В тот день войско Жанны готовилось к боевой вылазке, а перед этим в приходской церкви Сен-Жак прошла служба. Девушка стояла на коленях, когда на нее накатилась волна безысходной тоски. Друзья Жанны замерли, когда она качнулась с закрытыми глазами – так всегда бывало, когда к ней приходило видение. Очнувшись, Жанна сказала: «Меня предали… Я знаю людей, которые сделали это. Я ничем больше не смогу помочь вам, ибо скоро буду отдана в руки смерти!»

Командиры просили Жанну отложить атаку, но она отказалась. И вскоре во время схватки ее взял в плен бургундский лучник. Предугаданное предательство тоже свершилось – капитан Гильом Флави приказал закрыть ворота и поднять разводной мост крепости, из которой вышел отряд Жанны. И рыцари, которые в ней еще оставались, не смогли прийти на подмогу д’Арк.

Жанну обвинили в колдовстве, святые отцы и представители инквизиции долго пытали д’Арк, выспрашивая о том, какие голоса помогали ей в трудную минуту. Мучительные допросы продолжались не один месяц…

Когда «ведьму» возвели на костер и казнили, снова произошло невероятное. В куче угля и пепла обнаружили нетронутое сердце девушки. Его бросили в холодную воду Сены.

Обладала ли Жанна спонтанным даром или пользовалась им вполне сознательно? Свидетельств об этом не сохранилось. Но можно предположить, что у нее были учителя, развившие ее необыкновенные способности. Один из них – маршал Франции Жиль де Ре, бывший сподвижником д’Арк во многих ее походах. На некоторых картинах, изображающих коронацию Карла VII, Жанна стоит по правую руку, а Жиль де Ре – по левую. Этот маршал был также известным алхимиком, знатоком древних эзотерических знаний, вполне мог превратить чудесный дар Жанны в реальное и грозное оружие. Не за это ли вскоре после смерти Жанны был схвачен инквизицией и сам Жиль де Ре? Его тоже обвинили в колдовстве и отправили на костер.

Многие исследователи признают сегодня паранормальные способности д’Арк. Ведь это, пожалуй, единственный достоверно известный случай, когда дар ясновидения использовался в военных действиях, и притом, с неизменным успехом.

Церковь полностью реабилитировала д’Арк, причислив ее в 1920 году к лику святых.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Столетняя война и народные восстания XIVXV веков

Жанна д’Арк родилась в 1412 г. в местечке Домреми на самой границе Франции с Лотарингией. К 1428 г. война докатилась и до этой окраины. Как и все французские патриоты, Жанна тяжело страдала, видя бедствия, обрушившиеся на родину. Постепенно в ней зрело убеждение, что она должна отправиться к Карлу VII и стать во главе армии, чтобы изгнать англичан из Франции. Весть о начавшейся осаде Орлеана заставила ее решиться на этот шаг. Она явилась в ближайший городок Вокулер, сумела добиться помощи от жителей и коменданта замка. Через занятые англичанами и бургундцами области она добралась до Шинона, к Карлу VII. Народ уже знал о ней и ее обещаниях и верил в нее. Жанну поставили во главе армии, окружив лучшими и испытанными военачальниками. Они также поверили в д’Арк, видя ее удивительные успехи и наблюдая энтузиазм, который отважная и великодушная девушка зажигала в сердцах воинов. Жанна быстро усвоила несложную тактику того времени, а живой ум и острая наблюдательность помогали ей ориентироваться в обстановке. Кроме того, она всегда была впереди в самых опасных местах, подавая пример воинам.

В конце апреля Жанна прибыла с армией в Орлеан. Английская армия была недостаточно велика, чтобы окружить город плотным кольцом, и укрепления под городом отстояли довольно далеко друг от друга. За четыре дня эти форты были поодиночке взяты французами, и 8 мая – этот день и теперь празднуется в Орлеане – англичане ушли. Победа под Орлеаном имела огромное значение. Это была первая большая победа после многих поражений и долгих лет национального унижения. По всей стране прокатилась слава о Жанне.

После взятия крепостей на Луаре Жанна отправилась с Карлом VII в Реймс, где состоялась торжественная коронация. Этот факт имел огромное морально-политическое значение: у французов теперь был свой законный государь, воплощавший национальный суверенитет в глазах не только народа, но и государей и населения других стран Европы.

Слава Жанны возросла необычайно. Народ, города, армия видели в ней не только спасительницу родины, но и руководителя. Ее мнение спрашивали по самым различным поводам. Ее необыкновенная популярность затмевала не только советников короля, но и его самого. Поэтому Карл VII и его ближайшее окружение стало проявлять к Жанне все больше недоверия.

В мае 1430 г. в стычке под Компьенем, куда Жанна явилась, чтобы выручить осажденный бургундцами город. Она была захвачена в плен. Герцог Бургундский продал англичанам свою пленницу за 10 тысяч золотых, и в конце 1430 года Жанну перевезли в Руа. Суд инквизиции, в котором судьями были французы – ставленники англичан, обвинили д’Арк в ереси и колдовстве. Покинутая всеми, Жанна мужественно защищалась, пыталась бежать. Англичанам нужно было во что бы то ни стало осудить ее как колдунью – тогда коронация Карла VII потеряла бы свое значение; 30 мая 1431 года, Жанна погибла на костре.

Но дело, начатое ею, не погибло. Французская армия одерживала одну победу за другой, и герцог Бургундский перешел на сторону сильнейшего: в 1435 году он заключил союз с Карлом VII.

Была создана постоянная оплачиваемая армия и реформирована налоговая система: вместо временных субсидий были введены постоянные прямые и косвенные налоги. Вскоре англичане потеряли Париж, Руан, Нормандию, Бордо – и на этот раз навсегда (лишь Кале оставался в их руках вплоть до 1558 года). В 1458 году кончилась война, стоившая французскому народу неисчислимых жертв, но именно народу принадлежала главная роль в изгнании англичан.

В 1455 – 1456 гг. после окончательного изгнания англичан Карл VII приказал пересмотреть судебный процесс 1431 года. Жанна была признана невиновной в колдовстве.

Война была для Франции величайшим бедствием. Она нанесла тяжелый урон экономике страны. Немало деревень исчезло, многие пахотные земли запустели. В городах уменьшилось число ремесленников, сократилась местная и дальняя торговля, таяли купеческие капиталы. Сильно поредевшее население бежало из разоренных областей, ища пристанища в незатронутых войной местах и даже за границей (во Фландрии, Лотарингии). Особенно пострадали северо-восточные провинции: долго еще они разительно отличались от соседней богатой Фландрии и лишь через 20 – 30 лет снова достигли уровня, на котором находилась в начале ХIV века.  

 

 

 


 

ТЕМА. ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ СТОЛЕТНЕЙ

ТЕМА. ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ СТОЛЕТНЕЙ

Журнал можно назвать «Страна Жанны д’Арк»)

Журнал можно назвать «Страна Жанны д’Арк»)

Во время ответов ученик у карты показывает все называемые территории

Во время ответов ученик у карты показывает все называемые территории

Вскоре почти одновременно умерли короли

Вскоре почти одновременно умерли короли

Мечтательная девочка часто убегала играть в лес, представляя встречи с лесными феями

Мечтательная девочка часто убегала играть в лес, представляя встречи с лесными феями

Жанне д’Арк, а может быть, духи, которые выражали бы характер сильной девушки)

Жанне д’Арк, а может быть, духи, которые выражали бы характер сильной девушки)

Вокулера собрали деньги и купили ей военную одежду, оружие и коня

Вокулера собрали деньги и купили ей военную одежду, оружие и коня

Карл VII, которому Жанна оказала столько услуг, не шевельнул даже пальцем для того, чтобы спасти ее

Карл VII, которому Жанна оказала столько услуг, не шевельнул даже пальцем для того, чтобы спасти ее

Приложение 2. Чудесный дар Орлеанской девы …Во

Приложение 2. Чудесный дар Орлеанской девы …Во

Существуют и другие объяснения странностей, которые действительно просматриваются в истории

Существуют и другие объяснения странностей, которые действительно просматриваются в истории

Загадочные голоса предупреждали

Загадочные голоса предупреждали

Приложение 3. Столетняя война и народные восстания

Приложение 3. Столетняя война и народные восстания

Англичанам нужно было во что бы то ни стало осудить ее как колдунью – тогда коронация

Англичанам нужно было во что бы то ни стало осудить ее как колдунью – тогда коронация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2019