Тема: Рождение звуков
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Здоровье».
Методические приемы: музыкальное сопровождение, показ, использование атрибутов – заменителей, использование ИКТ
Место проведения: музыкальный зал
Подготовительная работа: знакомство и изучение музыкальных инструментов
Программа: «От рождения до школы» Н.Е. Веракс и др., М.:2012г.,
Образовательные задачи
формировать представления о звуке
учить правильному овладению певческими навыками.
Продолжать закреплять названия муз.инструментов
Развивающие задачи
развитие музыкального слуха, внимания, памяти,
развитие дыхательной и артикуляционной систем.
Развивать воображение детей
Развивать внимание и логику
развивать мелкую моторику рук;
Развивать правильное интонирование,
Конспект РОЖДЕНИЕ ЗАУКОВ.docx
1
Приложение 3
Конспект музыкального занятия для детей
старшего дошкольного возраста
Тема: Рождение звуков
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность»,
«Здоровье».
Методические приемы: музыкальное сопровождение, показ, использование
атрибутов – заменителей, использование ИКТ
Место проведения: музыкальный зал
Подготовительная работа: знакомство и изучение музыкальных инструментов
Программа: «От рождения до школы» Н.Е. Веракс и др., М.:2012г.,
Образовательные задачи
формировать представления о звуке
учить правильному овладению певческими навыками.
Продолжать закреплять названия муз.инструментов
Развивающие задачи
развитие музыкального слуха, внимания, памяти,
развитие дыхательной и артикуляционной систем.
Развивать воображение детей
Развивать внимание и логику
развивать мелкую моторику рук;
Развивать правильное интонирование,
Воспитательные задачи
воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества
в движениях;
Словарная работа: колебание, вибрация
Оборудование и методическое обеспечение
музыкальный центр
фонограммы Вальс№7 Ф.Шопена; «Радость детства» С.Макарова
экран
проектор
расческа, ложка, игрушечные кастрюльки, резиновые колечки (канцелярские) – на каждого
ребенка
тазик с водой (5 лит.), камешки разного размера(3 шт.)
музыкальный инструмент треугольник
иллюстрации муз.инстр.
столы для детей (5шт.)
Структура занятия: Всего занятие длится 25 мин.
Вводная часть – 3 мин.
Знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация
Закрепление пройденной темы «Музыкальные инструменты»
Основная часть – 21 мин.
Проведение опыта
ИКТ музыкально – дидактическая игра «Назови лишний инструмент» 2
Пальчиковая гимнастика
Дыхательное упражнение
Распевка
Пение
Заключительная часть – 1 мин
Анализ .
Ход НОД
1Вводная часть (3мин.)
1ч. (1 мин.)
Цель: знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация»
Муз.рук.: Добрый день, дорогие дети! А вы знаете, что все звуки происходят от колебаний
– быстрого – быстрого дрожания воздуха, то есть вибрация. Давайте, все вместе скажем
эти новые слова «колебание» и «вибрация». Способов заставить колебаться воздух не
так уж много. Потому – то все музыкальные инструменты делятся всего на несколько
видов. В одни инструменты бьют или их трясут. В другие дуют. А третьи щиплют за струны
или водят по ним смычком. В четвертые что делают? (муз.рук. подводит к ответу –
«нажимают на клавиши», путем мимического показа)
2ч. (2мин.)
Цель: Закрепление пройденных тем.
Муз.рук.: Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты мы знаем.
Дети называют по картинкам знакомые инструменты: бубен, барабан, треугольник,
кларнет, саксофон, дудочка, флейта, труба, скрипка, виолончель, гитара, контрабас, арфа,
пианино, орган. Наши национальные инструменты: хомус, купсуур, дьа5а, сиксик,
хабыр5ас.
Если дети затрудняются назвать, муз.рук. помогает.
2 Основная часть
1ч. (5мин.) Проведение опыта
Цель: С помощью исследования показать детям механизм извлечения звука из муз.
инструментов
Муз.рук.: Дрожание воздуха называют колебаниями, или вибрацией. Сейчас мы
узнаем, как различные инструменты порождают вибрацию воздуха.
Перед вами лежат расчески, оберните ее пергаментной бумагой, прижмите ее ко рту и
попробуйте пропеть звуки. Чувствуете, как бумага колеблется и щекочет губы? Так играет
варган – хомус.
А теперь берем мисочки и ложки. Кончики пальцев приложите к мисочке, чувствуете
вибрацию? Так играет треугольник.
А теперь натянем резинки на пальчики и легонько подергаем за него. Делаем мы это
осторожно, чтобы резинка не соскользнула с пальцев и не поранила вас. Внимательно
посмотрите на резинку, оберегая глаза. Видите, как резинка колеблется. Если дернуть
посильней, только осторожно, вибрация усиливается, а звук становится громче. Так играет
гитара.
Приложите пальцы к горлу, чувствуете вибрацию? Оказывается, когда мы говорим или
поем у нас тоже происходит… (дети должны сами сделать вывод). 3
2ч. (7мин.) ИКТ. Проводится музыкально – дидактическая игра «Назови лишний
инструмент».
Цель: С помощью игры развивать внимание и логику детей, закрепить названия
инструментов.
Муз.рук.: Дети, мы все уже знаем названия многих музыкальных инструментов, знаем
родство муз. инструментов. Посмотрите внимательно на экран и назовите один
лишний инструмент.
Предполагаемый ответ: Барабан и колокольчик
Муз.рук.: Почему?
Предполагаемый ответ: Потому, что барабан не относится к клавишным, а
колокольчик не является духовым.
Муз.рук.: Посмотрите на второй слайд и назовите лишний инструмент
Предполагаемый ответ: Гармошка и фортепиано(при правильном ответе муз. Рук
хвалит детей)
Муз.рук.: Молодцы! А теперь подумаем почему?
Предполагаемый ответ: Гармошка не относится к струнным, а фортепиано
является клавишным инструментом.
Муз.рук.: Молодцы! Посмотрите внимательно и подумайте, почему труба лишняя, а
фортепиано не лишнее?
Предполагаемый ответ: У фортепиано тоже имеются струны, а труба духовой
инструмент. (Если дети затрудняются с ответом, то муз.рук. постепенно подводит к
правильному ответу: У трубы нет струн, а у фортепиано, давайте вспомним, что
находится внутри этого инструмента? Правильно – имеются струны по, которым
стучат молоточки).
Муз.рук.: Теперь очень внимательно посмотрите и подумайте почему один из этих
инструментов лишний. (Если дети затрудняются, то обращаю их внимание на
размеры и габариты)
Предполагаемый ответ: Скрипку держат в руке, а все остальные инструменты стоят на
полу.
3ч. (1 мин.) Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики в сочетании с музыкой; будить воображение детей.
Муз.рук.: Дети, чем и как играют на скрипке? Давайте покажем пальчиками, как это
делается. Активно двигаем пальчиками левой руки и водим правой рукой, как бы
смычком по струнам. А теперь покажем, как играют на фортепиано. (Звучит в записи
Вальс №7 Ф. Шопена)
(1мин.) Дыхательное упражнение
Цель: будить воображение детей, активизировать дыхательный аппарат, работа над
дыханием, артикуляцией.
Муз.рук.: Дети, покажите – ка мне как дуют в трубу. Что мы должны сделать, чтобы наше
дыхание не прерывалось как можно дольше?
Предполагаемый ответ: Нужно набрать носом, как можно больше воздуха в легкие и
выпускать его медленно, по мере выдыхания.
(1мин.) Распевка 4
Муз.рук.: В трубу подули, а теперь тихо – тихо продудим в трубу. Затем, постепенно
увеличивая звук. Дети, что происходит, когда мы своим голосом изображаем трубу?
Приложите пальцы к горлу и скажите, что вы чувствуете?
Предполагаемый ответ: Колебание
Муз.рук.: Правильно, колебание или по другому вибрацию. Звук появляется, когда наши
связки вибрируют. Или звук появляется когда воздух колеблется.
(6мин.) Пение
Цель: Развивать правильное интонирование, учить правильному овладению певческими
навыками. Учить эмоциональному отклику.
Муз.рук.: Первый снег, первый снег!
Дети радости полны.
Поскорее саночки бери!
И на улицу беги!
Какую песню Вам напомнили эти строчки?
Предполагаемый ответ: «Радость детства»
Муз.рук.: Верно! Давайте вспомним, кто написал эту чудесную песенку
Предполагаемый ответ: Светлана Макарова
Муз.рук.: Как мы должны петь эту песенку? Какой у нее характер?
Предполагаемый ответ: Легко и весело!
Муз.рук.: Верно, при этом мы должны прикрывать звуки «а» и «э», чтобы наша песенка
звучала красиво. На третей и четвертой строчке не выкрикивать концы. И самое главное…?
Предполагаемый ответ: Брать дыхание носом и задержать его у нас в животе. Как только,
зазвучит музыка, мы должны начать двигаться под музыку.
3 Рефлексия.(1 мин.)
Муз.рук.: Дети, какие новые слова мы сегодня узнали?
Предполагаемый ответ: Вибрация и колебание.
Муз.рук.: Как происходит звук, за счет чего?
Предполагаемый ответ: звук происходит, когда воздух колеблется.
Муз.рук.: Что происходит, когда мы ударяем палочкой по барабану или дергаем за
струну? (Если дети затрудняются) Что происходит, когда мы ударяем ложечкой по
мисочке?
Предполагаемый ответ: Вибрация (при правильном ответе – молодцы! Как хорошо Вы
поняли наш маиериал!)
Муз.рук.: Значит когда ударяем по барабану или дергаем за струну происходит…?
Предполагаемый ответ: Вибрация
Анализ: Новые слова усвоили более – менее легко. Закрепление названий прошло
положительно, дети отвечали активно с энтузиазмом.
Компьютерная игра детям очень понравилась . Очень быстро нашли лишние инструменты и
что странно, совсем не затруднились с четвертым слайдом. С моторикой и дых.
упражнениями дети справились очень хорошо. Во время распевки с запинкой вспомнили
новое слово «колебание», но во время рефлексии новые термины вспомнили уже легко.
Пели легко и с удовольствием. Были маленькие сложности с дыханием, требуется
продолжение работы с автоматизацией брюшного дыхания.
Конспект НОД тема: "Рождение звуков"
Конспект НОД тема: "Рождение звуков"
Конспект НОД тема: "Рождение звуков"
Конспект НОД тема: "Рождение звуков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.