В конспекте непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда представлен опыт формирования фонематического восприятия путем дифференциации смешиваемых звуков у детей с нарушениями речи. Также во время НОД происходит закрепление артикуляционных навыков, развитие внимания, мимической мускулатуры, мелкой и общей моторики, мышления, совершенствование грамматических категорий.
«Звуки С-Сь».doc
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
логопедического занятия
в подготовительной группе:
«Звуки СС,»
Выполнила:
Учительлогопед МБДОУ
«Детский сад №9»
Львова Инна Владимировна Тема занятия: Звуки [сс, ]
Цель занятия: Развивать фонематическое восприятие детей путём
дифференциации звуков [сс, ] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Закрепление артикуляционных навыков
2. Дифференциация звуков [сс,] в слогах, словах, предложениях.
3. Обогащение словаря (на материале лексической темы «Животные и
птицы и их детёныши»).
4. Развитие зрительного внимания.
5. Развитие мимической мускулатуры.
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Совершенствование грамматических категорий.
8. Развитие творческого воображения.
9. Развитие логического мышления.
Оборудование: Набор картинок «Животные», «Домашние птицы»; пособие
«Домик для животных и птиц»; мяч; набор геометрических фигур; пособие для
развития зрительного внимания; пособие для развития органов артикуляции;
индивидуальные зеркала; карточки для обозначения звуков; мягкие игрушки;
маски с изображением животных.
План занятия:
1. Организация начала занятия
2. Артикуляционная гимнастика
3. Характеристика звуков [сс,]
4. Развитие мимической мускулатуры
5. Дифференциация звуков [сс,] в слогах
6. Логоритмическая разминка
7. Дифференциация звуков [сс,] в словах
8. Массаж «Лиса» 9. Дифференциация звуков [сс,] в предложении
10. Развитие мелкой моторики рук
11. Итоги занятия Деятельность логопеда
1. Организация начала занятия.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня я
приглашаю вас на прогулку в
сказочный лес! А дорогу в этом
волшебном лесу нам укажет зайка.
– Настя, какое ты знаешь
стихотворение о зайке?
Деятельность детей Примечание
Звучит
фонограмма
– Первым зайка
прискакал, про дорогу
рассказал, язычком всё
показал.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Ребята, посмотрите, какая в нашем
лесу
замечательная языковая
полянка! Сейчас мы выполним
несколько упражнений для язычка.
«Лягушки улыбаются»
Тянуть губы прямо к ушкам очень
нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них,
как блюдца.
«Лопатка»
Язык спокойно положу и под счёт
его держу.
Один, два, три, четыре, пять – язык
можно убирать.
«Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик
получаем,
А теперь раздвинем губы –
посчитаем наши зубы.
«Горка»
Вот так горка! Что за чудо!
Выгнулся язык упруго;
Кончик в зубы упирается, бока
кверху устремляются.
«Песенка ослика»
Иэиэиэиэиэиэиэ
– Молодцы, ребята
3. Характеристика звуков [сс,]
– Ребята, скажите, какие звуки
помогают
произносить
выполненные упражнения?
– Эти звуки поются? Воздух
проходит свободно?
– А что мешает ветерку?
нам
Дети держат
зеркала
в
руках
Звуки [сс, ]
Эти звуки не
Нет.
поются
Преграда из зубов – Значит, эти звуки какие: гласные
или согласные?
– Они глухие или звонкие?
Согласные
Глухие, потому что
горлышко молчит
Развитие
мимической
4.
мускулатуры
– Ой, ребята, посмотрите, сколько
животных встречают нас. Давайте
перечислим их.
– Какие это животные?
– А каких животных вы еще знаете?
– Ребята, давайте изобразим их
– Мы знаем, что у всех животных
есть детки. Сейчас мы поиграем с
мячом: я называю животного и, тот,
кому попадёт мяч,
называет
детёныша
5. Дифференциация звуков [сс,] в
слогах
– Ребята, посмотрите, кто это
притаился у нас? Зачем он к нам
пожаловал? Ой, а что это у него в
лапах?
– Ребята, он приготовил нам
задание: из предложенных слогов
нужно выбрать слог с твёрдым
звуком [с] и показать нужный цвет
карточки
СА, УСЬ, СЫ, ОС, СЯ, ОСК, ЕСЬ,
ЫС
– Молодцы, ребята! А теперь нужно
выделить мягкий звук [с, ]; Какой
цвет нам понадобится? Будьте
внимательны.
САНКИ, СЕЛО, СЫН, КОЛБАСА,
СЕРА, ЛОСИ, ПОСЫЛКА, КОС,
СЕКЦИЯ, КАРАСИ
– Молодцы, ребята!
Игра с мячом «Скажи наоборот»
– А сейчас мы с вами превратимся в
этих замечательных зверей и
поиграем в игру. Если я скажу слог с
твёрдым звуком [с], то вы должны
Дети называют
животных.
Это дикие животные
Дети называют
домашних животных
Дети мимикой
изображают лису, волка,
кошку
Все дети называют по
одному детёнышу
Это тигр. Он принёс
карточки для
обозначения звуков
Дети показывают
карточки синего цвета
Нам нужна зелёная
карточка
Дети надевают маски и
отвечают на вопросы будете ответить мне этот слог с
мягким звуком [с,] и наоборот
6. Логоритмическая разминка
Координация речи с движением,
развитие творческого воображения и
подражательности
Жарким днём лесной тропой звери
шли на водопой.
За мамойлосихой топал лосёнок,
За мамойлисицей крался лисёнок,
За мамойежихой катился ежонок,
За
медвежонок,
За мамоюбелкою скакали бельчата,
За мамойзайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат;
Все мамы и дети напиться хотят.
мамоймедведицей
шёл
7. Дифференциация звуков [сс,] в
словах
Развитие зрительного восприятия
– Ой, ребята, пока мы с вами играли,
все зверито перемешались! А вот
ещё какието интересные картинки.
Ничего непонятно,
наверное,
волшебники перепутали зверей.
Ребята,
найдите только тех
животных, в названии которых есть
звуки [с],[с,].
– Посмотрите, для наших зверей
есть уютный домик в три этажа. На
первом этаже мы поселим животных,
в названии которых есть твёрдый
звук [с], на втором этаже –
животных, в названии которых есть
мягкий звук [с,], а на третьем этаже
будут жить все остальные животные
8. Массаж «Лиса»
– Молодцы, ребята, справились с
заданием! А поиграть хотите? Но
сначала отгадайте загадку:
Рыжая плутовка, хитрая, ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
– Конечно, это лиса.
Идут по кругу
Идут, громко топая
Крадутся на носочках
Приседают, медл.
двигаются вперёд
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут на прямых ногах
Идут на четвереньках
Лицом в круг, делают
движение языком –
«лакают»
Двое
детей
работают над
одной
картинкой
Дети выполняют задание
сообща
Это лиса Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой пошлёпала
немножко.
Стала гладить ручки, ножки и бока
совсем немножко.
Ну, красавицалиса! До чего же
хороша!
9. Дифференциация звуков [сс,] в
предложении
– Ребята, скажите, о ком говорят:
днём спит, а ночью охотится?
– Сейчас мы с вами выучим
чистоговорку:
В саду темно, все спят давно,
Итоги занятия.
Одна сова не спит, на суку сидит.
10. Развитие мелкой моторики рук
Аппликация из геометрических
фигур «Сова»
11.
деятельности детей
– Ребята, наша прогулка подошла к
концу. Расскажите, где мы были
сегодня? Кто встречался нам на
пути? Какие задания они нам
приготовили? Какие звуки мы
повторяли сегодня?
Оценка
– Молодцы, ребята. Вы все сегодня
очень хорошо занимались: правильно
отвечали на вопросы, справлялись с
трудными заданиями. Скажем «до
свидания» нашим гостям и пойдём
отдыхать.
Так говорят о сове
Дети повторяют
чистоговорку хором,
затем несколько человек
проговаривают
самостоятельно
Сегодня мы были в
сказочном лесу и
встретили там разных
зверей.
Далее дети перечисляют
выполненные задания
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Конспект НОД учителя-логопеда "Звуки [с-сь]"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.