Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «Грибы». я использовала приёмы и методы, направленные на развитие сохранных анализаторов, а также применила необходимые здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз, физкультминутку, пальчиковую игру).
Конспект НОД в старшей группе по теме «Грибы»
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о
грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые
грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме. Коррекционно
Развивающие:
развивать познавательный интерес;
развивать внимание при решении игровых заданий; развивать зрительное и
слуховое восприятие, внимание, память; развивать координацию слов и
движений; развивать мелкую и общую моторику; обогащать зрительные
впечатления; закреплять умение работать с картинками.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа
о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры с
картинками.
Ход НОД:
I. Орг. момент:
(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской.)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы узнали её?
Дети: Да, это Умная Ворона.
Умная Ворона: Каркар! Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам прилетела.
Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке. С
какого дерева упал этот листок, узнали?
Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.
Умная Ворона: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много припасов и
хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке
долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать дорогу.
Воспитатель: Ворона, а чтоже на листочкето написано, давай я ребятам
прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж
любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе):
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона, а ты всё про грибы знаешь? Нет?
Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и смотрите.
II. Основная часть.1. Сообщение темы:
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни
листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что
есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно,
ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это
маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы
созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки.
Через корниниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие
грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так
можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие
грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2. Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его
изображением.)
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб –
боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая,
светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а
потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете,
почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка
скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и
шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в
которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как
лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудопень? Весь усыпан грибами. Это
опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы
говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать,
сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с
юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Реклама 14
Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться
кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется
вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и
называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята,
знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная
тонкая ножка и бледносерая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в
гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди,которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные
грибы, которые нам встретятся. Покажи Умная Ворона нам дорогу к норке
Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону и лукошко.)
3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и
цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной.
Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки
деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не
повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается
аудиозапись «Шум дождя).
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается!
Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взглядом.)
Мы на небо посмотрели:
(Смотрят вверх.)
Капельки «капкап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками.)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежитв лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.
4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Умная Ворона: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят и подносят воспитателю и Умной Вороне муляж гриба и
листочек из цветного картона с загадкой.)
Воспитатель: Нука, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (боровик).
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный грибборовик?
Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают,
рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко.
Так же с остальными грибами.)
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель
читает загадку.)
Загадка 3.
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы
детей.
Умная Ворона.: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать
его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей
ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится
мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые
ответы или молчат.) Ворона, ты тоже сомневаешься? Запомните важное
правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это загриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет».
Животным оставим.
Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного.
Присядем на пенёчки, отдохнём. (Дети садятся на стульчики возле столов,
соединённых по двое. На столах перед каждым ребёнком лист А4 с
картинкой и фломастеры.) А здесь у нас на картинках тоже грибы
спрятались. Прежде чем грибы искать, покажем Умной Вороне, как мы умеем
играть нашими пальчиками.
5. Пальчиковая игра «За грибами».
Топтоп. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках,
начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
6. Дидактическая игра «Найди и обведи гриб».
Дети находят на картинках контур гриба и обводят его чёрным фломастером.
Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.
7. Дидактическая игра « Что в лукошко мы берём?».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный,
дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных
грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.
8. Сюрпризный момент.
Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с
вами поделюсь своими припасами. (Изза дерева появляется лукошко с
грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а
волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До
свидания. Приходите ещё!(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Умной Вороной,
съедают по 1 грибу.)
III. Итог.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие
молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие?
Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что
делали? Ответы детей.