Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
7 кл
19.11.2018
Цель урока:
Обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог изучения темы. Проверить знания учащихся о характерных чертах природы материка-рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира.
Задачи урока:
Предметные:
- устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка;
-определять местонахождение основных географических объектов Африки и отмечать их на контурной карте.
Метапредметные:
- формировать толерантное отношение к чужой культуре;
- формировать готовность к сотрудничеству, развивать коммуникативные навыки и способности к групповой работе.
Личностные:
-развивать познавательный интерес;
-развивать коммуникативные компетенции во время игры.
На конкурс конспект урока географии 7 класс.docx
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме
« Путешествуем по Африке».
Давыдова Людмила Петровна, учитель географии и экологии
МОУСОШ с.Прокудино Аткарского района Саратовской области.
Цель урока:
Обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог
изучения темы. Проверить знания учащихся о характерных чертах природы
материкарельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного
мира.
Задачи урока:
Предметные:
устанавливать причинноследственные связи между различными
компонентами природы материка;
определять местонахождение основных географических объектов Африки и
отмечать их на контурной карте.
Метапредметные:
формировать толерантное отношение к чужой культуре;
формировать готовность к сотрудничеству, развивать коммуникативные
навыки и способности к групповой работе.
Личностные:
развивать познавательный интерес;
развивать коммуникативные компетенции во время игры.
Форма урока: урок обобщения знаний путешествие (поиск клада)
Оборудование: учебник, тематические карты, контурные карты, карточки –
задания, атласы, макет «Финиковая пальма», фотография кенгуру, сундучок,
путеводители – листы самооценки, смайлики (слон, жираф, оазис в пустыне).
Ход урока:
1.Организационный момент
Вводное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный
урок. На нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть
собранными и внимательными. Многие из вас любят путешествовать. Но какое путешествие может быть в
середине учебного года. И вот, я вспомнила слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте
Листать обратно календарь.
Мы только что изучили материк Африка, и я приглашаю вас в путешествие по
этому материку. Это будет не простое путешествие, а поиски клада.
Согласны?
Вопрос: Что же такое Африка?
Учитель: «Африка – неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной
земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в
отблеске ночных костров, в какойнибудь глухой деревушке, мускулистые
тела танцоров в завораживающих масках и трудно будет возвращаться из
этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим
необычайным континентом,
порой веришь в правдоподобие
неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства
захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине
удивительными многие обычаи и быт жителей этого удивительного
материка»
Эпиграф урока:
«Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное
качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и
разнообразием знаний»
Во время «путешествия» мы будем выполнять задания, которые встретятся на
наше пути и их выполнение поможет нам найти заветный клад.
У вас на столах лежат путеводители – листы самооценки.
2.Обобщение и повторение знаний
Задание 1: «Финиковая пальма»
Самым ценным угощеньем в Африке являются финики.
Посмотрите и у нас есть финиковая пальма, но наши финики не простые, в
них содержатся задания.
Подходите по одному, выбирайте финик, читайте ваше задание и отвечайте,
если затрудняетесь с ответом, вам помогут. Вопрос:
1 Почему материк Африкой зовут?
(название произошло от названия берберского племени афригии,
которое жило в одном из районов на севере материка).
2 Какое место по величине занимает Африка среди материков?
(второе после Евразии).
3 На какие регионы делится Африка?
(на Северную, Западную и Центральную, Восточную и Южную
Африку).
4 Назовите имя исследователя, открывшего водопад Виктория.(Давид
Ливингстон)
5 Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат?
(самая длинная река – Нил, самое длинное озеро – Танганьика, самая
большая тропическая пустыня – Сахара, самое высокое животное –
жираф).
6 Почему Африка – самый жаркий материк? (большая часть материка
лежит в районе экватора)
7 Назовите озеро Африки, меняющее свои очертания. (озеро Чад)
Молодцы, продолжаем наше путешествие.
Задание 2: «Географическое положение»
Мы получили письмо, но оно попало под дождь и некоторые слова размыты.
Наша задача: восстановить письмо.
«Африку почти посередине пересекает ……. и поэтому она находится
в ……. и …….. полушариях. Африку нулевой меридиан пересекает в
…… части и она расположена в …….. и ……. полушариях. В Африке
жарко, потому что она лежит между двумя …….. Африку омывают
….. океана. Индийский океан с востока и ………. с запада. Африка
удалена от всех материков, кроме ……»
Задание 3: «Климат Африки»
В письме говорится, что Африку омывают два океана.
Вопрос: Как это влияет на климат Африки?
А) подчеркните климатические пояса характерные для Африки:
арктический
тропический
субтропический
умеренный экваториальный
субарктический
субэкваториальный
Б) Какому климатическому поясу соответствует следующая характеристика:
Территория расположена в области высокого атмосферного давления.
Осадков выпадает мало – менее 100 мм. Средняя температура января
+10*С, июля +38*С.(тропический)
Для этой территории Африки характерна сезонная смена воздушных масс.
Зима сухая, лето влажное. Температура января +24*С, июля +30*С.
Годовое количество осадков 6001000 мм.(субэкваториальный)
В этой части Африки температура воздуха высокая круглый год.
Осадки распределяются равномерно в течение года – более 1000 мм.
(экваториальный).
Задание 4: «Работа с картой» (работа в парах)
1 «Географический пазл»
Каждая пара получает конверт с фрагментами карты Африки.
Задание: собрать карту.
2 «Лысая карта»
Задание: на контурной карте Африки подписать географические
названия.
3 Работа с физической картой Африки.
Каждая пара получает карточки с названиями географических
объектов, которые необходимо показать на карте:
1 м. Игольный 1) м. Альмади 1) Эфиопское нагорье
2 о. Мадагаскар 2) р. Конго 2) влк. Килиманджаро
3 оз. Виктория 3) горы Атлас 3) Гвинейский залив
Физминутка
Я по Африке иду, (ходьба на месте)
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх) У меня над головой
Пальма зашуршит листвой, (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Но придётся приседать
Чтобы фиников набрать (приседания)
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим.
Задание 5: «Перепутаница»
А) найдите ошибки в тексте:
«По обе стороны от экватора в бассейне реки Замбези расположена зона
экваториальных лесов Африки. Экваториальные леса растут в несколько
ярусов. Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листву
постепенно. Это родина многих ценных растений масличной пальмы,
эбенового дерева, молочаев. Животный мир лесов богат и разнообразен.
Здесь водятся кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, леопарды, гиены,
лисицы. Зона лесов сменяется саваннами. Сочная высокая трава в
течение всего года покрывает все горы и долины. Здесь растут баобабы,
верблюжьи колючки. Почвы в саваннах красно бурые. В саванне много
травоядных животных.
В пустыне редкая растительность изза большого количества осадков.
Только в оазисах развивается богатая растительность. Там растёт
финиковая пальма. Животные могут обходиться без воды»
Б) «Чёрный ящик»
Что лежит в ящике:
«Род крупных тропических многолетних трав, насчитывающий около 300
видов, ряд которых широко разводится ради съедобных ягодовидных
плодов, достигающих в длину 20 см. В зрелом виде плоды покрыты
толстой кожурой с бурыми пятнами. Мякоть их кремовая, легко
переваривается, богата углеводами и содержит относительно много
витаминов А, В и С. Ещё о нем говорят так: трава. (Не травка! Хотя
почти.) А на траве рука. А на руке – пальцы» (Банан).
В) «Половинки слов»
Соедините половинки слов между собой, чтобы получились названия
растений и животных Африки. (1 мин.) мара лиа фи рус
паль бао зеб бу
папи ус мот раф
жи на пард ака
лео беге стра баб
ра ция кус ма
( Марабу, лиана, пальма, баобаб, зебра, папирус, акация, леопард, жираф,
страус, бегемот, фикус.)
Г) «Природные зоны»
О какой природной зоне идёт речь:
то развивается богатая растительность,
1.Занимают большие площади к северу и к югу от саванн… Крайняя сухость
воздуха, пыльные и песчаные бури. Исключительно жаркий день сменяется
довольно прохладной ночью…Растительность весьма скудная, имеет
специфические приспособления… Если близко к поверхности подходят
грунтовые воды,
самое
распространенное растение в таких местах – финиковая пальма…Животный
мир своеобразный. Здесь живут животные, способные в поисках скудной пищи
и воды преодолевать большие расстояния и подолгу обходиться без воды…
Здесь африканские одногорбые верблюды и некоторые антилопы… Грызуны,
ящерицы, змеи, черепахи, которые способны зарыться в песок…Здесь изредка
можно увидеть молочаи, дикие арбузы, а в южной Африке – вельвичию…
Тропические пустыни
2.В условиях жаркого влажного климата деревья образуют несколько
высотных ярусов… Растения буквально карабкаются друг на друга, старясь
подняться как можно выше, как можно ближе к солнцу. Стволы деревьев
увиты многочисленными лианами. Растений так много, что солнечные лучи
пробиваются сквозь листву с большим трудом, и у земли царит постоянный
полумрак… На крупных ветвях, а очень часто и прямо на стволах
распространены растенияпаразиты. Они используют деревья в качестве
опоры и источника питательных веществ, а необходимую влагу получают
непосредственно из воздуха….Большинство животных ведет древесный образ
жизни. Очень много обезьян, особенно некрупных: мартышек и колобусов… И
на деревьях и на земле много змей, ящериц и самых разных, в том числе очень
крупных, насекомых. Особенно много муравьев….Нижние части стволов
деревьев лишены ветвей и поднимаются вверх как огромные колонны.
Оставаться в вертикальном положении им помогают корни особой формы, которые широкими гребнями отходят от ствола, образуя подпорки…
Влажные экваториальные леса
Чтение сочинений «Однодневное путешествие в Гилею»
3.Одиночные деревья и небольшие их группы стоят на расстоянии десятков, а
то и сотен метров друг от друга. Это баобабы, зонтичные акации…Нигде в
мире нет такого разнообразия животных, как здесь… Здесь много антилоп
самого разного размера. Самая крупная – канна – ростом 2 м и весом около
тонны, самая маленькая дукер – с небольшую собаку или крупного зайца…
Много разнообразной травы… Самые большие стада образуют антилопы гну и
зебры… Много хищников. Самый крупный хищник Африки – лев…Гиены и
дикие собаки образуют большие, хорошо организованные стаи и успешно
ведут охоту на традиционную добычу львов: зебр и гну…Самое главное
украшение этой природной зоны – слоны, носороги и жирафы…Саванны
4. Сухое жаркое лето и влажная теплая зима. Поэтому зона давно и хорошо
заселена… Из растительности преобладают культурные растения…Много
цитрусовых деревьев, рощи маслин, грецких орехов и фисташек…Диких
животных практически не осталось… Субтропические жестколистные
вечнозеленые леса и кустарники
5. Страж саванны. Что это?
6. Это растение – достопримечательность Намибии и часто изображается на
его марках. Расскажите об этом растении.
Задание 6: «Население и страны»
Африка – прародина человека, это смешение рас.
Вопрос: Какие народы населяют материк?
На доске: А) арабы
Б) пигмеи
В) эфиопы
Г) тутси, нилоты, масаи
Д) малагасийцы
Е) бушмены, готтентоты
Задание: Слушаем вопрос и выбираем ответ:
1 Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных
лесах. (пигмеи) 2 Народ, населяющий пустыню Сахара, ведущий кочевой образ жизни.
(арабы)
3 Похожие на монголоидов – обитатели полупустынь Южной Африки.
(бушмены, готтентоты)
4 Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.
(тутси, нилоты, масаи)
5 Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север
Африки. (эфиопы)
6 Жители острова Мадагаскар, произошедшие от смешения монголоидов
и негроидов. (малагасийцы)
Задание 7: «Тестирование»
1.В основании большей части материка находится:
а) платформа; б) складчатые области.
2.Африка родина твердых сортов пшеницы. Это определил :
а) Юнкер; б) Вавилов; в) Ливингстон.
3.Полезные ископаемые осадочного происхождения в основном расположены:
а) на севере материка; б) в южной части.
4.На территории Африки максимальное количество осадков выпадает:
а) на экваторе; б) вдоль океанских побережий; в) вдоль Южного тропика.
5.Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня:
а) Сахара; б) Калахари.
6.В Африке большинство рек относятся к бассейну океана:
а) Индийского; б) Атлантического.
7.Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне:
а) экваториальных лесов; б) саванн; в) пустынь. 8.Коренное население Северной Африки относится к расе:
а) монголоидной; б) негроидной; в) европеоидной.
Учитель: Ну, а теперь мы можем найти клад.
(учитель достаёт фотографию кенгуру, спрятанную за картой на доске)
Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему для нас спрятан такой клад –
кенгуру?
Следующий материк, с которым мы будем знакомиться – Австралия. Именно
там обитает это уникальное животное, и оно является символом Австралии.
3.Рефлексия
Ребята, вам понравилось путешествие по Африке?
Вам было интересно?
У вас на столах 3 карточки с изображением жирафа, слона и оазиса в пустыне.
С помощью этих карточек оцените наш урок:
Жираф – мне было интересно,
Слон – мне было интересно, но я испытывал трудности,
Оазис в пустыне – мне было интересно, я со всем справился.
Оценки за урок – листы самооценки.
4.Домашнее задание:
Составить кроссворд по теме «Африка»
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.