Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».
Оценка 5

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
7 кл
19.11.2018
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».
Цель урока: Обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог изучения темы. Проверить знания учащихся о характерных чертах природы материка-рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира. Задачи урока: Предметные: - устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка; -определять местонахождение основных географических объектов Африки и отмечать их на контурной карте. Метапредметные: - формировать толерантное отношение к чужой культуре; - формировать готовность к сотрудничеству, развивать коммуникативные навыки и способности к групповой работе. Личностные: -развивать познавательный интерес; -развивать коммуникативные компетенции во время игры.
На конкурс конспект урока географии 7 класс.docx
Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».       Давыдова Людмила Петровна, учитель географии и экологии  МОУ­СОШ с.Прокудино Аткарского района Саратовской области. Цель урока: Обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог изучения темы. Проверить знания учащихся о характерных чертах природы материка­рельефа,   климата,   внутренних   вод,   растительного   и   животного мира. Задачи урока: Предметные: ­   устанавливать   причинно­следственные   связи   между   различными компонентами природы материка; ­определять местонахождение основных географических объектов Африки  и отмечать их на контурной карте. Метапредметные: ­ формировать толерантное отношение к чужой культуре; ­   формировать   готовность   к   сотрудничеству,   развивать   коммуникативные навыки и способности к групповой работе. Личностные: ­развивать познавательный интерес; ­развивать коммуникативные компетенции во время игры. Форма  урока: урок обобщения знаний ­  путешествие (поиск клада) Оборудование:  учебник, тематические карты, контурные карты, карточки – задания, атласы, макет «Финиковая пальма», фотография кенгуру, сундучок, путеводители – листы самооценки, смайлики (слон, жираф, оазис в пустыне). Ход урока: 1.Организационный момент Вводное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный  урок. На нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть  собранными и внимательными. Многие из вас любят путешествовать. Но какое путешествие может быть в  середине учебного года. И вот, я вспомнила слова А. Твардовского:    Есть два разряда путешествий       Один – пускаться с места вдаль,                                           Другой – сидеть себе на месте Листать обратно календарь. Мы только что изучили материк Африка, и я приглашаю вас в путешествие по этому материку. Это будет не простое путешествие, а поиски клада.  Согласны? Вопрос: Что же такое Африка? Учитель:  «Африка   –   неизлечимая   страсть:   вдохнёшь   пыль   её   красной земли   –   латерита,   услышишь   многоголосый   бой   тамтамов,   увидишь   в отблеске ночных костров, в какой­нибудь глухой деревушке, мускулистые тела танцоров в завораживающих масках и трудно будет возвращаться из этого   таинственного   мира.   Встретившись   лицом   к   лицу   с   этим необычайным   континентом,   порой   веришь   в   правдоподобие неправдоподобных   легенд   и   сказаний,   в   подлинность   сказок,   с   детства захвативших   воображение.   Пришельцу   покажутся   поистине удивительными   многие   обычаи   и   быт   жителей   этого   удивительного материка» Эпиграф урока:  «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество   всех   путешествий   –   обогащать   человека   огромностью   и разнообразием знаний» Во время «путешествия» мы будем выполнять задания, которые встретятся на наше пути и их выполнение поможет нам найти заветный клад. У вас на столах лежат путеводители – листы самооценки. 2.Обобщение и повторение знаний Задание 1: «Финиковая пальма» ­ Самым ценным угощеньем в Африке являются финики. ­ Посмотрите и у нас есть финиковая пальма, но наши финики не простые, в  них содержатся задания. ­ Подходите по одному, выбирайте финик, читайте ваше задание и отвечайте,  если затрудняетесь с ответом, вам помогут. Вопрос:  1 Почему материк Африкой зовут?  (название   произошло   от   названия   берберского   племени   афригии, которое жило в одном из районов на севере материка). 2 Какое место по величине занимает Африка среди материков? (второе после Евразии). 3 На какие регионы делится Африка? (на   Северную,   Западную   и   Центральную,   Восточную   и   Южную Африку). 4 Назовите   имя   исследователя,   открывшего   водопад   Виктория.(Давид Ливингстон) 5 Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат? (самая длинная река – Нил, самое длинное озеро – Танганьика, самая большая тропическая пустыня – Сахара, самое высокое животное – жираф). 6 Почему Африка – самый жаркий материк? (большая часть материка лежит в районе экватора) 7 Назовите озеро Африки, меняющее свои очертания. (озеро Чад) ­ Молодцы, продолжаем наше путешествие. Задание 2: «Географическое положение» Мы получили письмо, но оно попало под дождь и некоторые слова размыты.  Наша задача: восстановить письмо. «Африку почти посередине пересекает …….  и  поэтому она находится  в …….  и …….. полушариях. Африку нулевой меридиан пересекает в  …… части и она расположена в …….. и ……. полушариях. В Африке  жарко, потому что она лежит между двумя …….. Африку омывают  ….. океана. Индийский океан с востока и ………. с запада. Африка  удалена от всех материков, кроме ……» Задание 3: «Климат Африки»  В письме говорится, что Африку омывают два океана. Вопрос: Как это влияет на климат Африки? А) подчеркните климатические пояса характерные для Африки: ­ арктический ­ тропический ­ субтропический ­ умеренный ­ экваториальный ­ субарктический ­ субэкваториальный Б) Какому климатическому поясу соответствует следующая  характеристика: ­   Территория   расположена   в   области   высокого   атмосферного   давления. Осадков   выпадает   мало   –   менее   100   мм.   Средняя   температура   января   ­ +10*С, июля ­ +38*С.(тропический) ­ Для этой территории Африки характерна сезонная смена воздушных масс. Зима   сухая,   лето   влажное.   Температура   января   ­   +24*С,   июля   ­   +30*С. Годовое количество осадков 600­1000 мм.(субэкваториальный) ­ В этой части Африки температура воздуха высокая круглый год.   Осадки   распределяются   равномерно   в   течение   года   –   более   1000   мм. (экваториальный). Задание 4: «Работа с картой» (работа в парах) 1 «Географический пазл» Каждая пара получает конверт с фрагментами карты Африки. Задание: собрать карту. 2 «Лысая карта» Задание: на контурной карте Африки подписать географические  названия.  3 Работа с физической картой Африки. Каждая пара получает карточки  с названиями географических  объектов, которые необходимо показать на карте: 1 м. Игольный                 1) м. Альмади                1) Эфиопское нагорье 2 о. Мадагаскар               2) р. Конго                     2) влк. Килиманджаро 3 оз. Виктория                 3) горы Атлас                3) Гвинейский залив Физминутка Я по Африке иду, (ходьба на месте) Замечаю на ходу, Как над морем буйных трав Шею вытянул жираф (руки вверх) У меня над головой Пальма зашуршит листвой, (наклоны в стороны с поднятыми руками) Но придётся приседать Чтобы фиников набрать (приседания) Мы прогулку завершим (ходьба на месте) И за парты поспешим. Задание 5: «Перепутаница» А) найдите ошибки в тексте: «По обе стороны от экватора в бассейне реки Замбези расположена зона  экваториальных лесов Африки. Экваториальные леса растут в несколько  ярусов. Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листву  постепенно. Это родина многих ценных растений масличной пальмы,  эбенового дерева, молочаев. Животный мир лесов богат и разнообразен.  Здесь водятся кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, леопарды, гиены,  лисицы. Зона лесов сменяется саваннами. Сочная высокая трава в  течение всего года покрывает все горы и долины. Здесь растут баобабы,  верблюжьи колючки. Почвы в саваннах красно бурые. В саванне много  травоядных животных. В пустыне редкая растительность из­за большого количества осадков.  Только в оазисах развивается богатая растительность. Там растёт  финиковая пальма. Животные могут обходиться без воды» Б) «Чёрный ящик»  Что лежит в ящике: «Род крупных тропических многолетних трав, насчитывающий около 300  видов, ряд которых широко разводится ради съедобных ягодовидных  плодов, достигающих в длину 20 см. В зрелом виде плоды покрыты  толстой кожурой с бурыми пятнами. Мякоть их кремовая, легко  переваривается, богата углеводами и содержит относительно много  витаминов  А, В и С. Ещё о нем говорят так: трава. (Не травка! Хотя  почти.) А на траве рука. А на руке – пальцы» (Банан). В)  «Половинки слов»   Соедините половинки слов между собой, чтобы получились названия  растений и животных Африки. (1 мин.) мара лиа фи рус   паль бао зеб бу   папи ус мот раф   жи на пард ака   лео беге стра баб   ра ция кус ма   ( Марабу, лиана, пальма, баобаб, зебра, папирус, акация, леопард, жираф,  страус, бегемот, фикус.) Г) «Природные зоны» О какой природной зоне идёт речь:     то   развивается   богатая   растительность, 1.Занимают большие площади к северу и к югу от саванн… Крайняя сухость воздуха, пыльные и песчаные бури. Исключительно жаркий день сменяется довольно   прохладной   ночью…Растительность   весьма   скудная,   имеет специфические   приспособления…   Если   близко   к   поверхности   подходят грунтовые   воды,   самое распространенное растение в таких местах – финиковая пальма…Животный мир своеобразный. Здесь живут животные, способные в поисках скудной пищи и воды преодолевать большие расстояния и подолгу обходиться без воды… Здесь африканские одногорбые верблюды и некоторые антилопы… Грызуны, ящерицы, змеи, черепахи, которые способны зарыться в песок…Здесь изредка можно увидеть молочаи, дикие арбузы, а в южной Африке – вельвичию… Тропические пустыни   2.В   условиях   жаркого   влажного   климата   деревья   образуют   несколько высотных ярусов… Растения буквально карабкаются друг на друга, старясь подняться  как  можно  выше, как  можно  ближе  к  солнцу.  Стволы   деревьев увиты многочисленными лианами. Растений так много, что солнечные лучи пробиваются сквозь листву с большим трудом, и у земли царит постоянный полумрак…   На   крупных   ветвях,   а   очень   часто   и   прямо   на   стволах распространены   растения­паразиты.   Они   используют   деревья   в   качестве опоры   и   источника   питательных   веществ,   а   необходимую   влагу   получают непосредственно из воздуха….Большинство животных ведет древесный образ жизни. Очень много обезьян, особенно некрупных: мартышек и колобусов… И на деревьях и на земле много змей, ящериц и самых разных, в том числе очень крупных,   насекомых.   Особенно   много   муравьев….Нижние   части   стволов деревьев   лишены   ветвей   и   поднимаются   вверх   как   огромные   колонны. Оставаться в вертикальном положении им помогают корни особой формы, которые   широкими   гребнями   отходят   от   ствола,   образуя   подпорки… Влажные экваториальные леса ­ Чтение сочинений  «Однодневное путешествие в Гилею» 3.Одиночные деревья и небольшие их группы стоят на расстоянии десятков, а то и сотен метров друг от друга. Это баобабы, зонтичные акации…Нигде в мире нет такого разнообразия животных, как здесь… Здесь много антилоп самого разного размера. Самая крупная – канна – ростом 2 м и весом около тонны, самая маленькая ­ дукер – с небольшую собаку или крупного зайца… Много разнообразной травы… Самые большие стада образуют антилопы гну и зебры… Много хищников. Самый крупный хищник Африки – лев…Гиены и дикие   собаки   образуют   большие,   хорошо   организованные   стаи   и   успешно ведут   охоту   на   традиционную   добычу   львов:   зебр   и   гну…Самое   главное украшение этой природной зоны – слоны, носороги и жирафы…Саванны 4. Сухое жаркое лето и влажная теплая зима. Поэтому зона давно и хорошо заселена…   Из   растительности   преобладают   культурные   растения…Много цитрусовых   деревьев,   рощи   маслин,   грецких   орехов   и   фисташек…Диких животных   практически   не   осталось…  Субтропические   жестколистные вечнозеленые леса и кустарники 5. Страж саванны. Что это? 6. Это растение – достопримечательность Намибии и часто изображается на его марках. Расскажите об этом растении. Задание 6: «Население и страны» Африка – прародина человека, это смешение рас. Вопрос: Какие народы населяют материк? На доске: А) арабы                    Б) пигмеи                    В) эфиопы                    Г) тутси, нилоты, масаи                    Д) малагасийцы                    Е) бушмены, готтентоты Задание:  Слушаем вопрос и выбираем ответ: 1 Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных  лесах.   (пигмеи) 2 Народ, населяющий пустыню Сахара, ведущий кочевой образ жизни.  (арабы) 3 Похожие на монголоидов – обитатели полупустынь Южной Африки.  (бушмены, готтентоты) 4 Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.  (тутси, нилоты, масаи) 5 Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север  Африки.  (эфиопы) 6 Жители острова Мадагаскар, произошедшие от смешения монголоидов  и негроидов. (малагасийцы) Задание 7: «Тестирование»  1.В основании большей части материка находится: а) платформа; б) складчатые области.  2.Африка родина твердых сортов пшеницы. Это определил :  а) Юнкер; б) Вавилов; в) Ливингстон.  3.Полезные ископаемые осадочного происхождения в основном расположены: а) на севере материка; б) в южной части.  4.На территории Африки максимальное количество осадков выпадает: а) на экваторе; б) вдоль океанских побережий; в) вдоль Южного тропика.  5.Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня: а) Сахара; б) Калахари.  6.В Африке большинство рек относятся к бассейну океана:  а) Индийского; б) Атлантического.  7.Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне: а) экваториальных лесов; б) саванн; в) пустынь. 8.Коренное население Северной Африки относится к расе: а) монголоидной; б) негроидной; в) европеоидной. Учитель: Ну, а теперь мы можем найти клад. (учитель достаёт фотографию кенгуру, спрятанную за картой на доске) Вопрос:   Ребята,   как   вы   думаете,   почему   для   нас   спрятан   такой   клад   – кенгуру? Следующий материк, с которым мы будем знакомиться – Австралия. Именно там обитает это уникальное животное, и оно является символом Австралии. 3.Рефлексия ­ Ребята, вам понравилось путешествие по Африке? ­ Вам было интересно? У вас на столах 3 карточки с изображением жирафа, слона и оазиса в пустыне. С помощью этих карточек оцените наш урок: Жираф – мне было интересно, Слон – мне было интересно, но я испытывал трудности, Оазис в пустыне – мне было интересно, я со всем справился. Оценки за урок – листы самооценки. 4.Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Африка»

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе по теме « Путешествуем по Африке».

Конспект обобщающего урока географии в 7 классе  по теме  « Путешествуем по Африке».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018