Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»
Оценка 5

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +2
Детсад
16.04.2018
Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»
Конспект открытого занятия в старшей группе с элементами фольклора.Дети совместно с воспитателем отправляются в прошлое, оказываются в русской избе со своими обычаями и традициями. В занятии описывается традиция рождения -появления в семье младенца, дети познают традиции, связанные с этим событием.
конспект открытого ООД.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №27» г.Сыктывкара Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»    Подготовила и провела Воспитатель: Носова Д.Н. Сыктывкар, март 2018 Цель: формировать представления детей о традициях и обычаях семейного быта русского  народа  Задачи: Образовательные: 1.Обогащать  представления  детей о старинных семейных традициях и обычаях русского  народа. 2.Способствовать развитию любознательности. 3.Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для  игр (кукла­оберег) Развивающие: 1.Приобщать  детей к познанию через игровую и двигательную деятельность. 2.Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. 3.Развивать музыкальность детей Воспитательные: 1.Воспитывать интерес и способность работать в коллективе. 2.Воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору. 3.Воспитывать желание принимать участие в играх. 4.Поощрять свободное общения со взрослыми и детьми. Интеграция образовательных областей. 1.Социализация 2.Познание 3.Коммуникация 4.Художественное творчество 5.Художественная литература 6.Музыка 7.Физическая культура 8.Здоровье Словарная работа Обогащать словарный запас детей: 1.Существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук. 2.Определениями: старинный, деревянный, старинный Индивидуальная работа Следить за речью детей, оказывать помощи при ответах на вопросы. Предварительная работа 1.Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба». 2. Слушание и подпевание  колыбельных песен. 3.Рассматривание иллюстраций «Русская изба». 4.Взаимодействие с родителями. История имени своего ребенка 5.Изготовление русских ­ народных костюмов. 6.Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, потешек, рассматривание  иллюстраций, слушанье русских народных песен, колыбельных. 7.Организация и проведение с детьми русских народных игр. Материал и оборудование: 1.Аудиозапись с русской народной музыкой. 2.Атрибуты русской избы. (Кукла, уголек, зернышки, таз с водой, полотенце, русская  рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соль). 4.Заготовки для  изготовления тряпичной куклы­оберега. Методы и приемы: Практические; Наглядные; Словесные; Игровые. Ход НОД Дети входят в групповую комнату. Орг.момент: Собрались все дети в круг Я­ твой друг, и ты­ мой друг, Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Красному гостю­ красное место! Воспитатель: ­ Дети, а вы любите путешествовать? Дети: ­ Да. Воспитатель: ­ Я вас приглашаю в путешествие в прошлое, времена наших давних предков, узнаем много  нового,  встретимся с уже знакомыми  вам  вещами и предметами Дети: Воспитатель: ­ Ну, что же, в путь! (дети под музыку произвольно за воспитателем ходят по группе) Дети проходят в зону «изба». Воспитатель: ­ Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.  Где же мы? Дети: ­ В русской избе. Воспитатель: ­ А почему вы решили, что это изба? Дети: ­ Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда. Воспитатель:  ­В каждой избе была печь, про неё говорили: «Печь всему голова» ­ Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей) (Воспитатель обобщает ответы детей) Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел. Воспитатель: показывает чугунок. ­ Дети, что это? Дети: ­ Чугунок. Воспитатель: ­ Для чего нужен чугунок? Дети: ­ В нем варили кушать. Воспитатель: показывает сундук ­ Дети, что это? Дети: ­ сундук Воспитатель: ­ Для чего нужен сундук? Дети: ­ В него складывали одежду Воспитатель: ­А давайте посмотрим, что в нём (дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их) Воспитатель: показывает лапти. ­ Дети, а это что? Дети: ­ Лапти. Воспитатель: ­ А для чего нужны лапти? Дети: ­ Их одевали на ноги. Воспитатель: ­а из чего делали лапти (ответы детей) Раздается звук плача ребенка. Воспитатель: ­ Дети, что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу. Воспитатель: ­ Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла­малыш. Он только сегодня  родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок качает куклу, плач стихает. Воспитатель: ­ С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и  мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети,  какие вы знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена, выбирают одно имя ­ ребеночка называют Иванушкой. Воспитатель: ­ Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково  Иванушкой. (игра «Назови ласково») ­ А когда он вырастет, то его уже будут называть Иваном. Мы растем и имя наше растет. А  вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей: Сейчас меня зовут Рома, а когда я вырасту, меня будут звать Романом и т.д. Воспитатель: ­ Молодцы. Вот мы и познакомились с Иванушкой и назвали ему свои имена. Дети, посмотрите, здесь для Иванушки  приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Дети: ­ Уголек, зернышки, монетки. Воспитатель: ­ А хотите узнать, зачем нашему малышу эти вещи? (ответы детей, предположения) Воспитатель: ­ Да, раньше, на Руси, давным­давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти  вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже  их положим нашему Иванушке. Воспитатель кладет уголек: Воспитатель: ­ А что говорили, когда клали уголек? Дети: ­ Привыкай к домашнему теплу. Первый ребенок кладет зернышки. Воспитатель: ­ А что говорили, когда клали зернышко? Дети: ­ Будь всегда сыт. Второй ребенок кладет денежку. Воспитатель: ­ А что говорили, когда клали монетку? Дети: ­ Будь всегда богат. Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу. Потешка (дети вместе с воспитателем): Мыли­ мыли­мыли­мыли бело­ набело отмыли Лишь головка одна Всё черным­ черна! Воспитатель: ­А теперь давайте вытрем Иванушку, что же приговаривали, когда вытирали? Дети вытирают куклу. Воспитатель: Полотенце вышито и бело Вытирай­ка малыша умело Будет чистеньким малыш Вырастет у нас крепыш. Воспитатель: ­ Дети, вот мы помыли, вытерли Иванушку, а что же потом делали с ребеночком? Дети: ­ Одевали. Воспитатель: ­ А во что одевали ребеночка? (предположения, ответы) ­ В отцову рубашку. Воспитатель: ­ А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? (Ответы детей) Воспитатель: ­ Чтобы ребенок был похож на отца и матушку, родители хотели, чтобы ребеночек, когда  вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка,  какая она? Дети: ­ Красная, красивая, праздничная. Воспитатель: ­ Давайте и мы оденем Иванушку. Дети с воспитателем  одевают куклу. Воспитатель: ­ А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей? (ответы детей) ­ Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись ,как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Воспитатель: ­ Одели мы нашего Иванушку, а что дальше с ребеночком делали его родные? Дети: ­ Укладывали спать. Воспитатель: ­ А куда клали спать ребеночка? Дети: ­ В колыбельку. Воспитатель: ­ А что же такое колыбелька? Дети: ­ Это кроватка, куда клали малыша и качали. Воспитатель: ­ Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у  нашего Иванушки (показывает детям). Дети: ­ Расписная. Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать. Воспитатель: ­ Что же это? Дети: ­ Хлеб и соль. Воспитатель: ­ Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом­солью всегда встречали на Руси  дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец­то ты  родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» Дети кладут в колыбельку. Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? Дети: ­ Пели колыбельную. Воспитатель: ­ А что такое колыбельная? Дети: ­ Это песенка, под которую засыпает ребенок. Воспитатель: ­ Дети, а давайте я спою колыбельную для Ванюши, а вы послушайте. Баю­ бай,баю­ бай Ты, собачка, не лай Белобока не скули Нашу детку не буди. Баю­баю­баю­бай Спи, Ванюша, засыпай! Воспитатель: ­ Вот и уснул наш Иванушка. Дети, а вам понравилась колыбельная? Дети: ­ Да. Воспитатель: ­ А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так  проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. ­ На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите  поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру  «Ручеек». Воспитатель: У нашего Ванюши сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек  спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они  готовили ему в подарок? Дети высказывают предположения. Воспитатель: ­ Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы  с вами сделаем подарок для Ванечки– и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а  что такое оберег? Дети: ­ Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Воспитатель: ­ Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег –  оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Иванушке подарок, чтобы он оберегал  его от бед? А давайте сделаем куклу­оберег (показываю готовую куклу).  Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить куклу. 1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать).  Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть. 2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани ­ это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой. 3. Возьмите треугольный лоскут ткани ­ это платок. Надеваем его на голову куклы,  концы расправляем и крест­накрест укладываем на лицевой стороне куклы и  закрепляем ниткой. Кукла готова. 4. Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если  у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет  не оберегом для ребенка, а совсем наоборот. 5. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы. Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы. (Использование русской народной  мелодии во время труда детей). Воспитатель: ­ А теперь, давайте подарим Иванушке наш подарок, и пусть каждый пожелает ему что­ нибудь. Дети: ­ Никогда не болей, будь здоров. ­ Расти сильным, крепким да удалым. ­ Слушай отца­батюшку да родную матушку. ­ Будь добр, и пусть встречаются добрые люди. ­ Пусть живет­поживает, да добра наживает. (ставят своих куколок на припечек) Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно? ­   Что   нового   и   интересного   вы   узнали?   О   чём   вы   дома   расскажете   родителям?   Пора отправляться обратно в детский сад (под хороводную музыку идем спокойным шагом) Рефлексия: ­ С кем познакомились? (с младенцем Иванушкой) ­ Какой подарок мы делали? (куклу­оберег) ­ Что обозначает слово оберег? (оберегает) ­ Что вам понравилось на занятии? ­ Что было сложным? ­ Ну и вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание.

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Конспект ООД по нравственному воспитанию  в старшей группе на тему  «Семейные традиции и обычаи на Руси»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018