Ильяшенко Светлана Валентиновна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 94 компенсирующего вида»
г. Ухта Республика Коми
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
(Речевое развитие)
Тема: «Прогулка в зимний лес».
Цель:
Составление рассказов о диких животных с использованием технологии синквейна, опираясь на схему - алгоритм.
Задачи:
§ Закрепить знания детей о диких животных,
§ продолжать учить детей активно участвовать в беседе,
§ уточнить знания детей о словах – признаках, словах – действиях, словах – предметах,
§ уметь составлять рассказ о диких животных по технологии синквейна, опираясь на схему – алгоритм,
§ Совершенствовать вербальный анализ и синтез,
§ Развивать ассоциативное мышление,
§ Воспитывать интерес к созданию синквейна; любовь к природе.
Оборудование: Карточки с изображением белки, лисы, зайца, ежа, волка, медведя и их детенышей; маска медведя.
Предварительная работа:
Знакомство детей с технологией синквейна, с алгоритмом составления синквейна, совместное изготовление моделей (наглядность) для составления синквейна; экскурсия в историко-краеведческий музей г. Ухта; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала; чтение и проговаривание пословиц, поговорок, фразеологизмов о диких животных (Белку ловить – ножки отбить; Хорош заяц белый, а охотник смелый; Трусливый заяц и пенька боится; Волка ноги кормят; Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги.
Вертеться как белка в колесе; Погнаться за двумя зайцами.)
Ход занятия.
Воспитатель
приносит телеграмму:
Помогите, помогите!
Мы заколдованы!
Мы забыли, кто мы есть.
Приходите, нас срочно помирите.
Жители леса.
Воспитатель: Ребята, кто прислал нам эту телеграмму?
Дети: Телеграмму прислали дикие животные. Они живут в лесу.
Воспитатель: Как мы можем помочь лесным жителям?
Дети предлагают отправиться в лес и расколдовать зверей.
Воспитатель: Как мы можем расколдовать диких животных?
(мы составим про них рассказы).
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такая схема – подсказка (схема-алгоритм создания синквейна), как вы думаете, поможет она нам в составлении рассказов? Возьмем её с собой?
Воспитатель: Какие дикие звери живут в лесу?
Дети: В лесу живет заяц. (Белка, еж, медведь, волк, лиса).
Воспитатель:
давайте вспомним, как передвигаются животные
(дети выполняют движения).
· «Медведи шагают» - ходьба по-медвежьи;
· «Лиса крадется» - ходьба на носочках;
«Волк идет» - ползание на четвереньках;
Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до леса.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно. В этом лесу есть деревья, но совсем не видно животных. Что же это за белые карточки, которые лежат под елками? ( Дети высказывают свои предположения.)
Угадать трудно, я возьму карточку и посмотрю. (Воспитатель берет карточку, загадывает загадку).
· Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост – краса.
Кто это? (Лиса)
Воспитатель: Как вы догадались? (Показывает картинку с изображением лисы).
Дети: Это – лиса.
Воспитатель: Лиса – это животное?
Дети: Лиса – это животное.
Воспитатель: Лиса – это дикое или домашнее животное?
(Лиса – это дикое животное, которое живет в лесу).
Воспитатель: Какая лиса? Подберите определения.
(Дети подбирают определения: хитрая, хищная, рыжая и т. д.).
Воспитатель: Что делает лиса в лесу?
(охотится, прячется, мышкует, ворует и т. д.).
Воспитатель:
Давайте расскажем, какая лиса, пользуясь нашей подсказкой (схема-алгоритм создания синквейна).
(Выслушать 1 – 2 рассказа, воспитатель записывает рассказы).
(Появляется игрушка – лиса).
Дети находят следующие картинки и составляют по ним рассказы (Некоторые дети могут сами написать название своего рассказа):
· Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц).
· Сидит на ветке,
А не птица.
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка).
(После каждого рассказа появляются игрушки).
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Сидит белка на тележке».
Воспитатель: Пальчики размяли, давайте дальше зверей расколдовывать.
· Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь).
(Задания с усложнением: предложить некоторым детям составить рассказ без опоры на схему).
Воспитатель: Ребята, всех зверей расколдовали! Слышите, как благодарят вас лесные звери!
Проводится коми народная игра «Медведюшко».
Воспитатель: Вы сегодня, ребята, молодцы. Помогли зверей расколдовать. И в настоящей природе человек должен помогать братьям нашим меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планете.
А теперь нам пора в детский сад.
Дети идут по группе под музыкальное сопровождение, говорят слова:
Мы по лесу все идем
И зверюшек узнаем.
Ну, скорее, раз, два, три:
Быстро зверя назови.
На окончании фразы, дети останавливаются, воспитатель подходит к кому – либо из детей. Ребенок быстро называет какого – нибудь дикого зверя.
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка. (Воспитатель предлагает нарисовать диких животных, тем самым направляет детей на дальнейшую деятельность).
Стихи детей про диких животных.
Лиса. Хитрая, ловкая. Ловит, мышкует, осторожничает. Лиса – всему лесу краса. Животное. (Дима)
|
Белка. Красивая, ловкая. Прыгает, запасает, грызет. Белку ловить – ножки отбить. Дикое животное. (Ваня)
|
Медведь. Косолапый, неуклюжий. Переваливается, засыпает, пугает. Медведь спит зимой в берлоге. Животное. (Даша В.)
|
Волк. Зубастый, серый, хищный. Рычит, воет, охотится. Волка ноги кормят. Зверь. (Жора)
|
Заяц. Белый, трусливый. Прыгает, грызет, боится. Трусливый заяц и пенька боится. Животное. (Егор)
|
Белка. Серая, хвостатая. Перепрыгивает, цокает, запасает. Как белка в колесе. Дикое животное. (Владик)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.