Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.
Оценка 4.8

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
18.10.2019
Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.
Осень – золотая и сказочная пора года. Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от жёлтого до бурого. В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада. Дни становятся короче, ночи – длиннее. Осенью улетают в тёплые края птицы. Это время сбора урожая и подготовки к зиме. Недаром говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». Осень – замечательная, красивая и волнующая пора. Золотой листопад, превращающийся в мягкий пушистый ковер под ногами, навевает мысли о народных поверьях, тайнах, загадках и всяческих приметах.
Осенний наряд леса.docx
«Осенний наряд леса». Прогулка­ экскурсия.  Воспитатель  С.О. Печура Интеграция областей: Коммуникация, познание, художественное творчество, физическая культура. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно­исследовательская, продуктивная.  Задачи: Образовательные задачи:  Закрепить знания детей об осени, о её приметах.   Учить сравнивать деревья, кустарники по внешним признакам (цвету и особенностям коры, толщине и гибкости  веток, по форме листа, расположению хвоинок на ветке.  Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.  Воспитательные задачи:   Продолжать воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.   Продолжать воспитывать умение работать в команде.  Способствовать формированию коммуникативных навыков. Развивающие задачи:  Развивать сенсорные чувства, речь, внимание, память, умение анализировать и делать выводы.    Продолжать развивать познавательный интерес к окружающему миру.  Активизировать словарный запас детей: багряный.  Предварительная работа: наблюдения за деревьями и кустарниками на участке, чтение литературы природоведческого  характера, разучивание стихов о природе; рассматривание иллюстраций с изображение деревьев и кустарников. Ход прогулки: I. Вводная беседа.  Воспитатель читает стихотворение: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это….»          (осень) Что за волшебница Пришла без красок без кисти И перекрасила все листья? (Осень) Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?  ­Докажите, что осень. ­Какая осень? ­Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки). Воспитатель. Какое время года было перед осенью? Какое придет после осени? (лето, зима) Воспитатель. Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, температура  воздуха падает, летит паутина, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает  трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.) Воспитатель. Как можно назвать осеннюю погоду? (хмурая, пасмурная, дождливая, теплая,  солнечная, ветреная) Воспитатель. Какие краски природе дарит осень? Воспитатель. Какие цветы цветут осенью? (гладиолусы, флоксы, астры, хризантемы, розы и др.) Воспитатель. Какую одежду и обувь люди носят осенью, почему? (плащи, куртки, пальто, кофты,  брюки, платья, юбки, сарафаны, пончо. Люди носят одежду, которая может защитить от  ветра, дождя и холода.) Воспитатель. Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна  и  сегодня мы поговорим об осени.  Осень – золотая и сказочная пора года. Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков:  от жёлтого до бурого. В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться  прохлада. Дни становятся короче, ночи – длиннее. Осенью улетают в тёплые края птицы. Это время  сбора урожая и подготовки к зиме. Недаром говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». Осень – замечательная, красивая и волнующая пора. Золотой листопад, превращающийся в мягкий пушистый  ковер под ногами, навевает мысли о народных поверьях, тайнах, загадках и всяческих приметах. Осень,  самое таинственное и романтичное время года, не зря поэты и художники посвящали этой золотой поре свои многочисленные произведения. Только осень сначала одаривает человека урожаем, а потом  погружает всю природу в сон. Календарная осень наступает с первым числом сентября. Сентябрь – первый месяц осени. Его  народное название – «хмурень», поскольку небо в это время начинает хмуриться, часто идут дожди. На  эту пору приходится прекрасный период – бабье лето, когда в воздухе летает много паутины и стоит  тёплая солнечная погода. «Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает», ­ говорят в  народе. В сентябре деревья начинают потихоньку менять свою окраску с зелёного на жёлтый цвет. Дни  становятся короче и прохладней, перелётные птицы собираются на юг. В этот период заканчивается  сбор урожая, ведутся заготовки на зиму. В народных приметах начало этой поры связывают с  наступлением заморозков, перелетом птиц в тёплые места, опадением листвы с деревьев.  Издавна народ внимательно наблюдает за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне. Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней. Приметы:   Тёплая осень к долгой зиме.   На березё листья начинают желтеть снизу – весна ожидается поздняя; если первой верхушка  пожелтела – то ранняя;   Все листья облетели быстро – приближается суровая, вьюжная зима;   Листья не торопятся опадать и желтеют медленно и постепенно – сильных морозов не  ожидается, и зима пройдет быстро.  Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной зиме, изнанкой вверх – зима будет теплая.  Солнце садится красное – погода будет ясная. Звери и птицы тоже могут рассказать приметы осени и подсказать человеку, что его ждёт в будущем.   Перелётные птицы, улетая на юг, сразу поднимаются ввысь – значит, зима будет снежная, а если  они летят низко над землёй, то снега будет мало.   Увидите в небе тихий полёт журавлей, которые как бы общаются друг с другом, можете ожидать тёплую хорошую осень.  Воспитатель: Отгадайте загадку: Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь) Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? (три: сентябрь, октябрь и  ноябрь) Ребята, я приготовила вам вопросы и загадки.   Девятый месяц как придёт так начинается птиц отлёт. (сентябрь).  В каком месяце лето кончается, а осень начинается? (сентябрь).  А кто знает как в народе ещё называют сентябрь (златоцвет, рябинник, птичья стая)  Всё мрачней лицо природы, почернели огороды. Оголяются леса, молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился; что за месяц к нам явился? (октябрь).  А октябрь, как называют в народе? (листопад)  А какой следующий месяц? (ноябрь –предзимник, ворота зимы)  Бегает среди камней,  не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но ­ АХ!  ­ удрала, а хвост в руках. (ящерица) Злая, как волчица, жжётся, как горчица! Что за диво? Это же. (крапива).   Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку.  Кто узнал её? (синичка). Гладенький, аккуратненький, Урчит, воркует, дружка целует. (голубь)   Он холодный, проливной По пятам бежит за мной, Убегаю только хуже, Потому что всюду лужи! (дождь).  Налетит, деревья гнёт Засвистит ­ по речке дрожь. Озорник ­ и не уймёшь (ветер)  Осень, осень к нам пришла И с собою принесла Что? Скажите наугад! Ну конечно! (Листопад) Воспитатель: А какие приметы осени вы можете назвать? (перелетные птицы улетают на юг, дни  стали короче, а ночи длиннее, холодные дни, сильный уже холодный ветер, часто идут  моросящие дожди; листья становятся на желтыми, оранжевыми, красными, багряными;  начинается листопад; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться  теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно). Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему?  Ответы детей. Речевая игра: «Скажи красивые слова об осени»  Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову. Воспитатель: Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая?  (золотая, красивая,  солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя,  ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пёстрая). Воспитатель: Ребята, сегодня на прогулке мы посмотрим, какие изменения произошли в природе и  насладимся яркими красками осени. Воспитатель: Какая сегодня погода? (ответы детей) Воспитатель: Обратите внимание на небо. Какое небо? (ответы детей) Воспитатель: Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? (ответы детей) Воспитатель: Сегодня мы будем наблюдать за кустарники, деревьями и цветами, посмотрим, какие  изменения с ними произошли по сравнению с летом. II. Основная часть.  1. Наблюдение за участком.  Обойти участок, рассмотреть и назвать, какие на нём растут деревья, кустарники; обнаружить на них  признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть покров земли и  отметить, что трава ещё зелёная, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они  яркого цвета (жёлтого, красного).  Вопросы:  Много ли на участке зелени, цветов?  ­ Красив ли участок?  ­ Что создает красоту?  ­ Является ли участок для кого­то домом?  ­ Для кого?  2. Наблюдение за берёзой. Воспитатель: В осень золотом одета, А зимой в морозы. Белый ствол, как лучик света, У красавицы… (берёзы) ­ О каком дереве говорится в загадке?  ­ Как нам узнать берёзу среди других деревьев? ­ Какой высоты берёза?  ­ Какого цвета ствол у берёзы? (Белый с чёрными пятнами.) ­ Какие части берёзы вы ещё знаете? (Ствол, ветви, корень.) ­ Какой ствол у берёзы? ­ Где ствол у берёзы широкий, а где ­ узкий?  ­ Ветки у берёзы толстые или тонкие?  ­ Какого цвета ветки? ­ Зачем корень дереву? ­ Какого цвета листья березы осенью? (Жёлтые.) ­ Какого цвета они были летом? (Зёленые.) ­ А листья можно достать?  ­ Как можно сказать про берёзку?  Воспитатель. Берёзку мы легко нашли по белому стволу с чёрными пятнами. Чёрные пятна — это  «рот» берёзы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и тёплые.  Начался листопад. Берёзка самая первая из деревьев готовится к зиме. Исследовательская деятельность Собрать листья осины и берёзы для гербария. Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка). Приложить берёзовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У  осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются  с нами.) 3. Наблюдение за шиповником. Воспитатель: Дети, подойдите и рассмотрите кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе  его называют “дикой розой”. Осторожно оторвите ягодку, шиповник имеет шипы, ими можно пораниться.  Рассмотрите листья шиповника, листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков. Это растения цветет весной, цветки крупные и душистые, лепестки бывают розового, красного, белого  или жёлтого цвета. Плоды ­ мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно­бурой окраски. Плоды шиповника содержат в себе  целебные свойства, поэтому осенью эти ягоды собирают, сушат, а затем пьют чай. Среди цветов малокровных, Теряющих к осени краски, Пылает поздний шиповник, Шипящий, закатно ­ красный 4. Наблюдение за облепихой.  Воспитатель: Дети, а вот ещё одно очень интересное растение облепиха с красивыми пурпурно­ желтыми и оранжевыми ягодками. Обратите внимание, что листья у облепихи не изменили свою  окраску. Облепиха тоже, как и шиповник, ­ лекарственное растение. Подвижная игра  «Сороконожка»: Дети встают друг за другом в колонну, говорят слова игры и сопровождают их  движениями. Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: кап! Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен, Обойду я лужи. Грязи в дом не принесу, Движение «паровозиком», пружинящим шагом, держась за  плечи друг друга, останавливаются идут высоко поднимая колени останавливаются, трясут правой ногой, затем трясут левой ногой идут топающим, пружинящим шагом Каждой лапкой потрясу И потопаю потом, Ой, какой от лапок гром! 5. Наблюдение за рябиной.  Воспитатель: Отгадайте загадку Ягоды не сладость, Зато глазу радость И садам украшенье, А друзьям угощенье. (рябина) Воспитатель: Дети – это рябина. Рябина очень красивое дерево и когда цветёт, и осенью, когда у неё  появляются плоды. Плоды рябины красные ягодки, их очень любят птички, особенно когда холодно. Люди тоже  используют ягоды рябины как лекарство. Послушайте про неё стихотворение: Листья длинные, как перья, Держат нити паутины Птицам на зиму веселье –  Грозди ягод от… (рябины) Красненькую ягодку Мне дала рябина. Думал я, что сладкая, А она – как хина. Толи это ягодка Просто недозрелая, То ль рябина хитрая Подшутить хотела Воспитатель: Теперь мы видим, что листочки осенью у некоторых деревьев бывают багрового цвета. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Дидактическая игра «С какого дерева листок?» Воспитатель называет дерево, дети должны подобрать соответствующее прилагательное:  С рябины ­ … рябиновый  С тополя ­ … тополевый  С липы ­ … липовый  С дуба –… дубовый   Воспитатель: Дети, послушайте загадку. 6. Наблюдение за елкой, сосной.  С берёзы ­ … берёзовый  С осины ­ … осиновый  С клёна ­ … кленовый  Зимой и летом одним цветом. (ёлка, сосна)  Воспитатель: правильно – это ёлка, посмотрите на ель и скажите, на ёлке листочки растут?  (нет)  Воспитатель: Правильно, а что растёт на ёлке. (зелёные иголки)  Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зелёными иголками.  Воспитатель: Скажите, на какую фигуру похожа ёлка? (на треугольник)  Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте стихотворение о ёлке:  Ёлка, ёлка. ёлочка,  Вершинка, что иголочка.  С буйным ветром борется.  Дотронешься – уколешься.   Воспитатель: Дети, обратите внимание на траву. Как она изменилась? (ответы детей)  Воспитатель: Посмотрите вокруг, цветут ли сейчас какие­либо растения? (ответы детей)  Воспитатель: Так ли их много как летом? С чем связаны такие изменения осенью? (меньше  света, тепла).  Речевая игра: «Найди и опиши» (найти растение, которое назовет воспитатель).  Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне предложил поиграть с ним.   Подвижная игра «Ветер­ветерок».  Воспитатель просит детей встать в круг. Выбирают ведущего – «Ветерок». Дети  двигаются по кругу со словами:  Ветер в парке листья кружит,  В небе кружит, кружит в лужах.  Их бросает нам под ножки,  И на мокрые дорожки.  Ну­ка, ветер­ветерок,  Запятнай скорей листок.  Ведущий – «Ветерок» догоняет остальных детей. Игра повторяется несколько раз.   III. Трудовая деятельность.   Сбор листьев для гербария.  Цель: формировать желание работать сообща.   IV. Итог прогулки:  Воспитатель. Итак, чем мы сегодня занимались?          ­Что запомнили?   ­Какие приметы осени?   ­Кто, что узнал для себя нового?  ­Что интересного было на занятии? ­ Понравилась ли вам прогулка? ­ За какими деревьями мы сегодня наблюдали? ­ Какие кустарники встречали на прогулке?

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.

Конспект  «Осенний наряд леса». Прогулка- экскурсия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2019