Конспект по предмету художественная обработка текстиля для Доп. обр. Возраст детей 10-13 лет. В конспекте рассмотрены следующие моменты. Первое - значение слова, второе - история поясов, третье - виды поясов по принципу их изготовления, четвертое - пример практической работы по данной теме.
Тема: «Основные сведения о поясе, как о предмете определенных обычаев»
(2 часов)
Теоретическое задание по предмету «Работа в материале. Текстиль» для учащихся 2«В»
класса
Преподаватель Сидорова А.В.
МАУДО Эжвинская детская
художественная школа, г. Сыктывкар
Знакомство с новым материалом в течение 1 занятия, которое длится 2 часа.
Цель изучения темы:
Знакомство с поясом, как древнейшим элементом в одежде, его назначением и местом в
жизни человека.
Задачи урока:
Закрепить знания о ткачестве.
Узнать о поясах, как о предмете определенных обычаев.
Воспитать наблюдательность и внимание.
Материалы и оборудование.
Для преподавателя: Образцы поясов.
Для обучающихся: Лист бумаги, карандаш, ластик.
Методические ресурсы для учителя:
https://yandex.ru/images)
книга: Климова Г.Н. Текстильный орнамент Коми. 1995
(интернет сайты
https://infourok.ru/,
План урока
Организационная часть. Проверка готовности ребят к занятию. 10 мин.
Теоретическая часть 40 мин.
Практическая часть 25 мин.
Завершающая часть. Уборка класса 5 мин.
Ход занятия
Постановка проблемы для учащихся:
Что такое пояс? И каково его назначение?
Предложить детям примеры готовых поясов, чтобы они внимательно рассмотрели и
рассказали, какие цвета преобладают.
Алгоритм выполнения задач по теме:
1 этап – постановка цели и задач.
2 этап – теоретическая часть
3 этап – практическое задание
4 этап – обсуждение проделанной работы
Первый этап работы:
Целью вашей сегодняшней работы будет знакомство с поясом, как древнейшим элементом
в одежде, его назначением и местом в жизни человека.
1.
2.
3.
4.
1.Задачи, которые стоят перед вами, это рассказать о том, что такое ткачество. Рассмотреть
представленные образцы поясов. И зарисовать некоторые из них.
Второй этап работы:
Абсолютное большинство слышало словосочетание «совсем распоясался». Оно
обозначает откровенно дурное поведение. Но почему крылатое выражение связано с
банальным аксессуаром? И какое значение пояс издревле имел для русского человека?
Пояс является неотъемлемой частью русской народной одежды, как мужской, так и
женской. Практическое назначение пояса состоит в том, чтобы удерживать одежду на
стане. Им подпоясывали рубашки, укрепляли набедренную одежду, подпоясывали распаш
ную верхнюю одежду, иногда не имевшую застежки.
Основная функция пояса — включение человека в пространство культуры и выделение его
социального статуса, обозначение границ человека внутри социума. Пояс выполняет
одновременно три функции — эстетическую, утилитарную и ритуальную. Подпоясанная
одежда, плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во
время работы. К поясу крепились предметы обихода — сумочки, гребни, ключи, орудия
труда и оружие. Необходимым компонентом в конструкции пояса являются кисти,
символизирующие корни родового древа, связи с плодородной функцией земли.
Виды поясов
Со времен Древности пояс имел не только функциональное значение, но был важным
социальным и обрядовым атрибутом.
Пояс — общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка,
покромка, ремень.
Ширина поясов различная. Исследователи выделяют два типа поясов:
1) узкий в виде шнура или тесьмы (витой, плетёный, дёрганый или тканый);
2) широкий кушак, который обычно носили по верхней одежде. У русских кушаками
подпоясывали полушубки и другую верхнюю одежду.
Узкие пояса изготавливали шириной чаще 13 см и реже 410 см. Длина такого пояса могла
составлять 2,56 м.
Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Пояс,
обёрнутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади.
Женские пояса, которые были обычно длиннее мужских, нередко оборачивали несколько
раз вокруг фигуры.
С точки зрения технологии изготовления пояса были кожаные и нитяные. Кожаный пояс
являлся, как правило, принадлежностью мужского костюма, его надевали на рубаху и на
верхнюю одежду. Среди нитяных поясов можно выделить 4 основных вида:
1) плетёные (кручёные, полутканые);
2) тканые;
3) вязаные;
4) вышитые. Более распространёнными у мужчин и женщин были плетёные и тканые пояса.
Плетёные пояса — такие, в которых чётко не прослеживается продольная нить и уток. К
ним относятся следующие техники:
На вилке (рогатине) — своеобразное плетение нитей в виде сложной косички.
Такие пояса считались только женскими. На спице (другое название — в бутылку). Нанизывание узлов цветными нитями на нить
основы. Такие пояса носили только мужчины.
В тканых поясах обязательно присутствуют уточная и продольные нити. Для них
характерен прямолинейногеометрический орнамент. Встречаются мотивы ромба,
усложнённый гребенчатый орнамент, рисунок из двух перекрещивающихся линий, косых
крестов, в том числе различных свастик, иногда розеток.
Сюда отнесём пояса, тканые:
на бердечке (специальная деревянная пластина с прорезями и отверстиями);
основной репс – узор заложен в основе
уточный репс – узор заложен уточной нитью
на дощечках, кружках (квадратные пластинки с четырьмя отверстиями по углам);
3 вида заправки –рядно –елочка –смешенная
на сволочкё (ниту);
на ткацком станке;
выполненные закладной техникой (разноцветный уток, пропущенный не полностью, а
через часть основы и с нитью, отправленной обратно).
Вязаные пояса выполнялись на спицах и крючке. Такая техника считается более поздней.
Вышивали пояса:
«отстрочкой» на швейной машине;
вручную по однотонной ткани «набором» — цветными нитями, разбивая рисунок на
отдельные цветные части по всей длине, при этом счёт вёлся не по длине пояса, а по
ширине его.
Пояса отличались:
повседневные (из простых материалов, скромные)
праздничные (из дорогих материалов, украшенные)
История
После 12ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки,
которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские. Их
обычная ширина — 22,5 см (полвершка). Кроме покромок, юноши и мужчины носят
круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно.
Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются «бахромой», а
повседневные витые и круглые плетёные – одной кистью. Праздничные пояса во всех
сословиях, кроме смердов, всегда были браными (т.е. с выбраными рукой узорами) и
разноцветными. Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать
обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству. Ширина
свадебных кушаков – от 1го до 1,5 вершков (примерно 4,57 см). Кисти свадебных
кушаков в княжеском сословии могли украшаться колокольцами, самоцветными и
серебряными подвесками («варворками»), золотной нитью, заговорёнными узлами.
Обрядовые пояса отличаются особыми узорами и особым выбором цвета. Они всегда
браные. Иногда их ткут для проведения только определённых обрядов (на станке или «на
ниту»). Обрядовые кушаки самые широкие. Ритуальные пояса могут быть любыми: витыми,
ткаными, плетёными — в зависимости от назначения. Они изготавливаются каждым
человеком для себя в определённое время и с определёнными заговорамимолитвами. В
чужие руки такие пояса не дают и скрывают от чужих глаз, чтобы сохранить чистую
энергетику намоленного пояса. Хранят их в свёрнутом виде в особых деревянных ларях
вместе с ритуальной одеждой и по наследству не передают.Существующее многочисленное разнообразие видов поясов и их терминологии является
ярким свидетельством народной памяти и культурных контактов с соседними этносами
Народная пословица предостерегает «носить рубашку с крестом и кушаком, и ничего
плохого не случится». Русские женщины также носили пояса, ужимая ими исподнюю
рубаху. Причем не снимали их даже ночью. Отсутствие кушака порицалось в быту и в
сказках. Считалось, что в таком виде ходит только нечисть – «распоясавшаяся».
(рассматриваем варианты поясов, представленные в кабинете, разбираем их виды)
Третий этап работы:
А сейчас вашим заданием будет зарисовать некоторые пояса с книг или с поясов, которые
здесь представлены. А так же максимально разобраться, с моей помощью, какой вид пояса
вы зарисовываете.
Четвертый этап работы:
Готовы зарисовки?
Тогда давайте рассмотрим их.
Каждый из вас, расскажите про один из поясов, который вы зарисовали.
Молодцы! Вы проделали замечательную работу.
Домашнее задание: вашим домашним заданием будет, закрепить полученные знания.
Просмотрите доступные вам материалы на сегодняшнюю тему.
Завершаем наш урок. Прибираем свои рабочие места. Буду рада видеть вас на следующем
занятии. Досвидания.