Тема: «Весна идет! Весне дорогу…»
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного
Цель: углубление знаний детей о весенних явлениях природы через
чтение художественной литературы, повторение ранее изученного.
Задачи:
обучающая:
развивать навыки выразительного чтения стихотворений; умения
отвечать на поставленные вопросы; рассуждать; развивать
творческие способности учащихся;
коррекционноразвивающие:
развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление
(анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную
выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнять
словарный запас; формировать способность понимать смысл
незнакомых слов;
коммуникативные навыки поведения на уроке;
воспитательная:
воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся;
формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях;
Ход урока
1. Организационный момент
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках подтянулись,
Вправовлево повернулись
И друг другу улыбнулись.
2. Речевая гимнастика
Начнём урок с речевой гимнастики. Говорим чётко, правильно, хором.
Бейбейбейприлетел к нам воробей.
Бибиби – прилетели голуби.
Бубубу – птицы сели на трубу.
3. Сообщение темы и целей урока Учитель:
Ребята у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их,
пожалуйста, улыбкой. Сегодня мы будем вспоминать произведения, в
которых авторы прославляют весну, рассказывают нам о её приметах.
4. Работа над темой урок
Ребята, а какие произведения вы прочитали обо мне?
Ответы детей:
Стихотворение Федора Тютчева «Весенние воды» и «Весенняя
гроза», «Весна» Лев Толстой, «Яшка» автор Барков, Сказка
«Медведь и солнце».
Какие народные приметы мы знаем?
Учитель:
Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны – весна света, весна
воды и весна зеленой травы. Отгадайте загадку о каком месяце весны
пойдет речь:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
(Ответы детей)
Учитель вывешивает на доску название месяца МАРТ,
Молодцы, а сейчас давайте послушаем об этом рассказы наших
мудрых предков.
К доске выходит ученики и рассказывают о марте.
1 ученик: Март – первый месяц весны.
Давнымдавно, в старину, март называли: Солнечник, Капельник и
Протальник.
В марте еще повсюду лежат большие сугробы снега, по ночам мороз. Но
все ярче и теплее пригревает солнце, с каждым днем звонче и веселее
капает капель, мы все ощущаем приближение красавицывесны. Какое стихотворение мы знаем о марте? Кто его написал?
Расскажите!
2 ученик:
Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..
Учитель:
А теперь давайте обратим внимание на то, как в старину называли
этот месяц и попробуем объяснить значения этих слов. Учитель
вывешивает на доске слова (Солнечник, Капельник и Протальник).
Давайте прочитаем эти слова хором, объяснение 1 учеником.
протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются
проталины,
солнечниксолнце греет все ярче и жарче
капельник с крыш свисают и плачут сосульки
Учитель:
Молодцы, а сейчас мы с вами узнаем, о каком месяце будет
следующий рассказ.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришёл… (Апрель)
Ученик вешает на доску название месяца АПРЕЛЬ, к доске
выходит ученик и рассказывает об АПРЕЛЕ. 1 ученик: Апрель – второй месяц весны.
В народе его называли "месяцводолей", снегогон, месяц вскрытия
рек и половодья, наводнений, птичьих песен, лесных подснежников.
Древнерусское название этого месяца красивое и звучное – цветень; ведь
в этом месяце появляется первая зелень, и зацветают некоторые
растения.
Учитель: (вывешивает слова ЦВЕТЕНЬ, СНЕГОГОН, ПОЛОВОДЬЕ,
НАВОДНЕНИЕ). Чтение слов хором, объяснение значения.
цветень начинают зацветать первые деревья
снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега
половодье разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда
наводнение стихийное бедствие, затопление суши водой,
выступившей из берегов
Учитель:
Ребята, а чем опасно наводнение для людей.
Ответы детей:
Во время наводнения может затопить дома, погибнуть люди,
животные.
В каких прочитанных произведениях вы узнаёте апрель?
(«Весна» Л.Н. Толстого, «Полюбуйся, весна наступает», «Дедушка
Мазай и зайцы, «Яшка» А. Барткова).
Давайте зачитаем отрывки из этих произведений, докажем, что это
в них говорится именно об апреле.
2. Физкультминутка. Учитель:
Молодцы ребята, давайте послушаем загадку о следующем весеннем
месяце.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Вас теплом встречает … май.
Учитель вывешивает на доску название месяца МАЕ, к доске
выходит ученик и рассказывает о МАЕ.
1ученик: Месяц май – конец весне, лету начало. Это месяц первых
гроз, обновления земли, зеленого шума. Древнерусское название месяца
– Травень. И действительно всё вокруг покрывается зеленью и цветами.
Май радует нас приятными запахами, удивляет своей красотой, дарит
первую грозу.
Какие стихотворения о мае мы знаем?
«Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева. Почему оно именно о мае?
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный
Всё вторит весело громам.
Учитель: (вывешивает название месяца, чтение хором)
Как вы думаете, почему в древности русские люди называли май
так красиво Цветень.
Рассуждения детей.
Учитель: Что мы с вами изучали сегодня на уроке?
( Говорили о весне, повторяли то, что мы о ней читали.)
( Мы говорили о трех месяцах весны.)
Молодцы!
Ну вот и подошёл к концу наш урок. Весне пора в дорогу. Пора
втречать свою соседку – лето.
Не зря в народе говорят: «Май леса наряжает, лето в гости
встречает».
Оценки за урок.
Дидактическая игра: «Весенние слова».
Весна: А сейчас мы с вами немного поиграем. Если слово, которое я
назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать
ногами. Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март,
новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
Давайте вспомним весенние приметы и поиграем в игру «Думай,
отвечай!». Я начну предложение , а вы его закончите
Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
Весной солнце… (что делает?) греет, припекает, Светит ярче
Сосульки на крышах (что делают?) тают на солнце..
Почки на деревьях (что делают?)… набухают, распускаются
Ручьи (что делают) … бегут, журчат, текут.
Весной лёд на реке (что делает?) тает, ломается, плывёт.
На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины,
подснежники, молодая травка.
Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые. Они (что
делают?) ….строят гнезда, выводят птенцов.
У деревьев начинается (что?)… сокодвижение.
Конспект открытого интегрированного урока по чтению и развитию речи в 4 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ
Конспект открытого интегрированного урока по чтению и развитию речи в 4 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ
Конспект открытого интегрированного урока по чтению и развитию речи в 4 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ
Конспект открытого интегрированного урока по чтению и развитию речи в 4 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ
Конспект открытого интегрированного урока по чтению и развитию речи в 4 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ
Конспект открытого интегрированного урока по чтению и развитию речи в 4 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ
Конспект открытого интегрированного урока по чтению и развитию речи в 4 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.