Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
Оценка 4.7

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
04.02.2019
Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по рабочей программе учебного предмета «Биология», по учебнику И.В. Романова, И.Б. Агафоновой «Биология. 9 класс. Человек». Общая биология» для специальной (коррекционной школы) VIII вида. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по биологии в 8-9 классах. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки, поэтому на уроке осуществляется дифференцированный подход к различным видам деятельности учащихся. Все учащиеся 9 класса, страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.
КОНСПЕКТ Зубы их функции и строение.doc
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской   области  «Новочеркасская специальная школа­интернат №1». Конспект открытого урока по биологии в 9 Тема: «Строение и значение зубов. Гигиена классе зубов». Разработала: учитель биологии Яричевская Лариса Ивановна 2019 год. Тема: Строение и значение зубов. Гигиена зубов. Цель урока: Формирование представления о строении, функциях зубов и навыков правильного ухода за ними. Задачи урока: Образовательные:  Формировать знания и представления о строении и значении зубов и мерах, познакомить с гигиеническими  правилами ухода за полостью рта.  Формировать умение работать с мультимедийной презентацией, распознавать разные типы зубов и их расположение  по рисункам, устанавливать взаимосвязь строения и значения зубов.  Коррекционно­развивающие:  Развивать внимание, память, наблюдательность и речь учащихся, обогащать словарный запас.   Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать взаимосвязь между  строением и функциями зубов.  Развивать самостоятельность и способность на практике применять полученные знания (гигиенические навыки  ухода за зубами). Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.  Оборудование: учебники, ноутбук, проектор, презентация, куриное яйцо, грецкий орех (для модельного эксперимента),  раздаточный материал для обучающихся: карточки «рефлексивная мишень», кусочки хлеба и моркови на тарелочках.  Тип урока: Комбинированный. Направление: коррекционно­развивающее. Формы организации: фронтальная и индивидуальная. Методы: словесные, наглядные (демонстрация слайдов), практические, модельный эксперимент. Технологии:  * Здоровьесберегающие, * технология активного (деятельностного) обучения, * слайдовой презентации. Словарь: коронка, шейка, корень, эмаль, дентин, пульпа, кариес. Планируемые результаты: Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков  правильного ухода за ними. Метапредметные: Познавательные: умение   структурировать   материал,   работать   с   различными   источниками   информации,   включая электронные   (совместно   с   учителем);  формулировка   проблемы;   умение   осознанно   и   произвольно   строить   речевые высказывания;   умение   формулировать   ответы   на   вопросы,   осмысление   полученных   знаний,   умение   применения   на практике. Информационно­коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников  информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния. Предметные: знание видов, строения, функций зубов человека; понимание роли зубов в организме человека; умение  правильно ухаживать за зубами, использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний зубов. № Этапы урока и виды деятельности учителя Виды  деятельности  Формируемые УУД Ход урока I Орг. момент (1 минута) ­ Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада всех видеть, всем  хорошего настроения, садитесь! Самое удивительное явление на свете  – это человеческая доброта! И для начала я попрошу всех посмотреть  на своего товарища и подарить ему улыбку! А я улыбнусь вам! ­ Начать урок хотелось бы со слов Теодора Эстона:  «Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…» ­ И мы с вами, ребята, на каждом нашем уроке пытаемся решить эту  проблему. ­ На предыдущих уроках мы с вами выяснили, какой длительный и  долгий путь проделывает пища в человеческом организме. Актуализация знаний. ­ С чего же начинается путь пищи? (с ротовой полости) Регулятивные: волевая  саморегуляция. Личностные:  Смыслообразование. Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и со сверстниками. учащихся Слушают,  наблюдают,  настраиваются на восприятие  материала  урока.  Проверяет  свою  готовность к  уроку,  концентрирует внимание. Слайд № 2. Учащиеся  дают ответы  на  поставленный  Личностные: оценка уровня подготовки к  уроку. ­Давайте вспомним, какие органы ротовой полости мы знаем. (Ответ: зубы, слюнные железы, язык) ­ Ребята, скажите, какую систему органов человека мы с вами сейчас  изучаем? Давайте вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. II Проверка знаний (5 минут) 1. Работа с тестами презентации фронтально.  (Учащиеся выполняют задания слайда с последующей проверкой  щелчком мыши по надписи: «проверь себя») Примечание:  при   выборе   варианта   ответа   щелчком   мыши   по прямоугольнику   меняется   цвет   букв.   Учащийся   может   проверить себя, нажав мышью на слова «проверь себя». Появляется трафарет, который оставляет открытыми правильные ответы вопросы. Слайды № 3­ 6 Учащиеся  выбирают  вариант  ответа. Коммуникативные:  сотрудничество в поиске и  сборе информации. Познавательные: осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в  устной форме. Коммуникативные: умение  находить варианты решения  проблем. Личностные: оценка своих  достижений, ошибок и  затруднений в сообщениях  одноклассников;  осуществление  взаимопомощи и поддержки  товарищам в  затруднительных ситуациях. Общеучебные: понимание  последовательности  действий, умение сравнивать  полученные результаты с  учебной задачей Регулятивные: проявление III Изучение нового материала. 1.Сообщение темы и постановка задач урока совместно с учащимися  (2 минуты) ­ Чтобы узнать тему урока вам нужно угадать загадку: Беседа с  классом Они жевать нам пищу помогают, Когда мы не едим, то дружно отдыхают. Слайд № 7  У нас во рту растут, … их зовут!  (Зубами). ­ Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом зубы?   (учитель записывает на доске все слова предложенные учащимися) Ответы детей. ­ О чем мы можем говорить на уроке? (формулировка задач урока  совместно с детьми). познавательной инициативы. Регулятивные:  целеполагание как постановка учебной задачи.  Познавательные: умение структурировать  знания, постановка и  формулировка проблемы,  умение осознанно и  произвольно строить речевые  высказывания. Общеучебные: выявление  существенных признаков  объекта, выбор наиболее  эффективных способов  решения учебных задач. ­ Итак, сегодня мы поговорим об очень важном, о зубах! 2. Актуализация знаний (3 минуты) Слайды № 8­ 9 Учитель   дает   определение   зубов:  Зубы   –   костные   образования,  Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества. служащие для захвата, удержания и пережевывания пищи.     ­ Зубы играют чрезвычайно важную роль в организме, они режут и перемалывают пищу. Чем лучше пища пережёвана, тем легче и полнее она   усваивается   организмом.  Давайте   вспомним,  что   мы   узнали   по этому вопросу в предыдущем классе? Вы изучали системы органов животных в 8 классе, строение зубов у млекопитающих. Внимание на экран! Мы видим, что зубы у млекопитающих дифференцированы. И их   форма   зависит   от   способов   питания   животного.  Функции   зубов млекопитающих определяются характером и особенностями их пищи. Примечание   для   учителя:  (дополнительный   материал,   о   зубах животных представленный в конспекте урока учитель использует в полном объеме, если позволяет уровень сформированности ЗУН класса)     ­ Дети, ответьте какие зубы особенно развиты у грызунов? (Ответы детей: ­ резцы, они их стачивают твёрдой пищей).      ­ Какие зубы особенно развиты у хищников? (Клыки и коренные зубы).        ­ Правильно, ребята! Зубы, выполняющие различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки, у грызунов – резцы и Учащиеся  слушают  рассказ  учителя,  отвечают на  поставленные  вопросы по  слайдам № 8,  9 Познавательные: поиск и выделение  необходимой информации,  построение логической цепи  рассуждений, умение  формулировать ответы на  вопросы. Регулятивные: проявление  познавательной инициативы. Общеучебные: выявление  существенных признаков  объекта, проведение разных  видов сравнения. Учащиеся  отвечают на  поставленные  вопросы. коренные зубы, а клыки отсутствуют. 3. Объяснение новой темы: Зубы человека, их число, классификация. (5 минут) Слайд № 10­ 11. ­  Теперь рассмотрите слайд, сколько зубов имеет человек? ­ У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. ­ Одинаковы ли они по своему внешнему виду?  ­   Форма   и   размер   зубов   неодинаковы,   потому   что   разные   зубы выполняют различные функции. ­ Каковы функции каждого типа зубов? Как связано их строение с  выполняемыми функциями? 1. Задание: Возьмите кусочки хлеба, пожуйте их и проглотите!  Ответьте на вопросы: ­ Какими зубами откусывали хлеб? ­ Какими пережёвывали и почему? ­ Почему кусочки хлеба стали влажными? Какое участие в этом  процессе принимал язык? Учащиеся  отвечают на  поставленные  вопросы. Учащиеся  выполняют  задание и  отвечают на  поставленные  вопросы. Личностные: проявление  познавательных интересов,  направленных на изучение  строения, функций зубов и  навыков правильного ухода за  ними. Познавательные: умение  структурировать материал,  работать с различными  источниками информации,  включая электронные; по­ нимание роли зубов в  организме человека. Регулятивные: проявление  познавательной инициативы. Общеучебные: проведение  разных видов сравнения,  определять понятия по  существенным признакам. 2. Задание: Возьмите кусочки моркови, откусите, пожуйте и  проглотите её. ­ Почему мы применили клыки и резцы при откусывании моркови? ­ Почему дольше жевали? ­ Ребята, ответьте, что вам известно о молочных зубах и зубах  мудрости? (ответы) 4. Строение зуба (3­4 минуты) ­ Прочитайте параграф учебника о строении зубов на стр. 152,  выпишите в тетрадь, термины, соответствующие номерам на слайде  11.  ­ Зуб состоит из 3­х отделов: 1. Коронка – это та часть, которую видно, когда мы улыбаемся. 2. Шейка – эта часть накрыта десной. 3. Корень – прочно укрепляет зуб в челюсти. ­ Снаружи коронка покрыта эмалью (похожей на вещество кости, но  намного прочнее, потому что содержит фосфор и кальций). Эмаль  Слайды №  12­13 Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества. Учащиеся  работают с  текстом и  рисунком  учебника. Познавательные: поиск и выделение  необходимой информации,  смысловое чтение,  построение логической цепи  рассуждения. Общеучебные: выявление предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов. ­ Под эмалью находится дентин ­ видоизмененная костная ткань.  Шейка и корень состоят из дентина и цемента. Внутри зуба  расположена полость – пульпа, в которой находятся кровеносные  сосуды и нервы. Поэтому зубы чувствительны к холодному и  горячему. Примечание   для   учителя:  проверка   задания   слайда   12 осуществляется   щелчком   мыши   по   номерам   в   прямоугольниках. Возможно   объяснение   учителя   по   данному   слайду.   По   ходу объяснения постепенно открываются необходимые термины.      5. Молочные зубы. Смена зубов. Зубы мудрости.  ­ Новорожденный не имеет зубов. Первые молочные зубы появляются у человека в 6­9 месяцев. Эти зубы называются молочными. Их бывает только 20. Молочные зубы имеют некоторые особенности: они меньше размерами, имеют меньше бугорков и небольшие расходящиеся корни. Постепенно молочные зубы начинают выпадать. И к 12­14 годам они полностью заменяются постоянными зубами.  ­   Ребята,   как   вы   считаете   зачем   нужна   смена   зубов?   (ответы Работа по  слайдам № 12­ 13. существенных признаков  объекта, проведение разных  видов сравнения. Слайды №  14­15. Учащиеся  слушают  рассказ  учителя. Личностные: проявление  познавательных интересов,  направленных на изучение  строения, функций зубов и  навыков правильного ухода за  ними. Познавательные: умение структурировать материал,  работать с различными  источниками информации,  включая электронные; по­ нимание роли зубов в  организме человека. Регулятивные: проявление  познавательной инициативы. учащихся) ­   Правильно!   У   детей   челюсть   маленькая   и   зубы   маленькие. Постоянные   зубы   –   более   крупные,   массивные.   К   18­22   годам   у человека появляются последние коренные зубы – зубы мудрости. ­ Почему зубы мудрости так называют?  (ответы учащихся)     ­  Когда зуб мудрости начинает расти, ему часто не хватает места в сложившемся   ряду   зубов,   что   может   вызывать   осложнения. Неправильное   прорезывание   зуба   может   сопровождаться воспалительными заболеваниями. В мягкие ткани, окружающие зуб, при травмировании может проникнуть инфекция. Воспаление может перейти   на   глубокие   ткани,   вызывая   пародонтит.   Признаком воспаления являются покраснение и распухание десны вокруг зуба, появление неприятного запаха, сильная боль. Физкультминутка:     (Музыкальный фрагмент, 1­2 мин)                                               Дружно встали. Для здоровья, настроения  Делаем мы упражнения: Руки вверх и руки вниз,  На носочки поднялись, То присели, то нагнулись Дружно все мне улыбнулись. Поклонились и присели, Заниматься тихо сели! 6.Заболевания и гигиена зубов (12 минут) ­ Эмаль зуба – очень твёрдое, но хрупкое покрытие зуба. Как стекло! На   ней   могут   образовываться   трещины,   что   приводит   к   развитию заболевания – кариеса!  6.1. Модельный эксперимент: Опыт с яйцом. ­ А сейчас я предлагаю вам провести один очень важный опыт. Вы  запомнили, чем у нас покрыты зубы снаружи? Правильно, эмалью. А  теперь посмотрите сюда (показывает яйцо). Это яйцо, которое  Выполнение упражнений стоя (потягивание и т.д.)  для смены позы. (2 минуты) Учащиеся  слушают  рассказ  учителя. Личностные: проявление  познавательных интересов,  направленных на изучение  строения, функций зубов и  навыков правильного ухода за  ними. Познавательные:  умение формулировать   ответы   на критическое вопросы, покрыто скорлупой, состоящей из кальция, как и эмаль зуба. Давайте  возьмем орех и попробуем разбить орех яйцом (учитель берёт яйцо и  ударяет по ореху, скорлупа трескается). Ребята, что случилось?  Почему? То же самое может произойти и с эмалью ваших зубов,  потому что эмаль очень хрупкая, её нужно беречь и ухаживать за ней. Учащиеся  внимательно  наблюдают за  действиями  учителя. 6.2. Заболевания зубов ­ При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в этом случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и неподготовленная к дальнейшей   химической   обработке   пища.   Вот   почему   так   важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин,   выделяющийся   во   время   курения;   ни   в   коем   случае   не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению трещин в эмали и кариесу (разрушению эмали и дентина). Появляется неприятный   запах   изо   рта,   происходит   пожелтение   и   разрушение эмали, разрушение тканей десны около зубов – пародонтоз.  Кариес вызывается   бактериальным   зубным   налетом.   Бактерии   выделяют кислоту,   которая  контактирует   с   поверхностью   зубов,   растворяя минеральные   компоненты   эмали.   Кислота   истончает   эмаль   и образуется   зубная   полость. Бактерии   достигают   пульпы,   поражают нервы и кровеносные сосуды.   Идет разрушение пульпы, воспаление корня   зуба.   Из   ротовой   полости   бактерии   попадают   в   желудок   и Слайд № 16.  Учащиеся  слушают  рассказ  учителя.   осмысление полученных знаний, умение применения на практике. Коммуникативные: действовать   по   правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. Регулятивные:  контроль   и коррекция в форме сравнения способа   действия   и   его результата   с   заданным эталоном. Личностные:   аккуратность, внимательное   и   бережное отношение своему организму в целом, к зубам – в частности. к     Регулятивные: оценка,  саморегуляция. Общеучебные:  формулирование проблемы и  определение способов ее кишечник,   проникают   в   кровь   и   разносятся   по   всему   организму. Больной зуб может нарушить работу сердца, почек, суставов, органов пищеварения. Появляется опасность распространения гноя по всему организму.   В таком случае вам поможет только врач­стоматолог, он В таком случае вам поможет только врач­стоматолог, он пломбирует зуб, в запущенных случаях – удаляет.. пломбирует зуб, в запущенных случаях – удаляет 6.3. Профилактика повреждения зубов. ­ Здоровье человека на 70% зависит от питания! Самый опасный  компонент для зубов – углевод сахароза. Это всем нам знакомый  сахар, которого полно в конфетах, пирожных и газировках. Еще  опаснее ­ резкий перепад температуры. Из­за разницы температуры на  эмали образуются микротрещины.  ­ Важно беречь зубы: не грызть ногти, не разгрызать кости и твердые конфеты;   не   раскусывать   орехи;   не   пить   холодную   воду   и   не   есть мороженое   сразу   после   горячей   пищи;   не   курить,   никотин   вреден зубам и деснам; посещать стоматолога два раза в год и т.д. 6.4 Уход за зубами. Учитель даёт разъяснения о правилах чистки зубов. Примечание: щелчком мыши по изображению на слайде № 25 можно увеличить размер иллюстрации. Правила гигиены можно прокручивать решения.  Личностные: оценивание  усваиваемого содержания,  обеспечивающее личностный  моральный выбор. Регулятивные: оценка,  саморегуляция. Слайды №  17­20. Учащиеся  слушают  рассказ  учителя.  Работа по  слайдам 17­20. Слайд № 21­ 28. многократно, щелчком мыши по кнопке с надписью «нажми». IV Закрепление (3 минуты)     Работа по тестам презентации Примечание: на слайдах даны задания и варианты ответов.  Вариант ответа   выбирается   щелчком   мыши   по   квадрату.  Если   изображение, спрятанное   под   вариантом   ответа,   совпадает­ответ   верен.   Можно выбрать новый рисунок. щелкнув мышью по прямоугольнику «выбери новый рисунок»  V Итог урока. Рефлексия (2­3 минуты) Работа по  слайдам № 21­ 28. Слайды №  29­30. Учащиеся  выполняют  задание,  выбирают  вариант  ответа. Работа с  карточками  Личностные: формирование  навыков правильного ухода за  зубами. Регулятивные: оценка,  саморегуляция. Познавательные:  закрепление и взаимопроверка знаний о зубах, умение  осознанно и произвольно  строить высказывания. Коммуникативные: умение  находить варианты решения  проблем. Регулятивные: проявляют  познавательную инициативу. Общеучебные: умение  обобщать, подытоживать  информацию. Личностные: умение  оценивать качества своей и (Использование приема «Рефлексивная мишень» На листках с изображением «мишени», учащиеся ставят значки «+» в том   секторе,   который   соответствует   их   оценке   урока   (3,4   или   5 баллов) Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно». При выходе из класса мишени прикрепляются магнитами к доске. Или при наличии интерактивной доски учащиеся рисуют значок «+» на мишени  VI Домашнее задание.  Стр. 151­155(1 минута) «Рефлексивн ая мишень» общей учебной деятельности. Выбирают Д/З  и записывают  его в тетрадь. Познавательные: умение структурировать  знания, оценка процессов и  результатов деятельности.  Регулятивные: волевая саморегуляция,  осознание того, что уже  усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019