Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
10.06.2018
Конспект открытого урока по сольфеджио
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения.
Интервалы терции и секунды».
Цель урока: закреплять теоретические знания об интервалах, совершенствовать умения практического применения этих знаний.
- образовательные:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;
- формировать умение и навыки в освоении интервалов;
- учить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;
- развивающие:
- развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка;
- развивать наглядно-образное, аналитическое мышление (анализировать, размышлять);
- воспитательные:
- вызвать у учащихся живой интерес к музыкальному искусству;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития обучающихся;
- воспитать организованность, работоспособность, активность, самостоятельность.конспект
конспект.docx
Конспект открытого урока по сольфеджио
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения.
Интервалы терции и секунды».
Цель урока: закреплять теоретические знания об интервалах,
совершенствовать умения практического применения этих знаний.
образовательные:
формировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;
формировать умение и навыки в освоении интервалов;
учить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;
развивающие:
развивать и совершенствовать вокальноинтонационные навыки, слуховые
представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять элементы
музыкального языка;
развивать нагляднообразное, аналитическое мышление (анализировать,
размышлять);
воспитательные:
вызвать у учащихся живой интерес к музыкальному искусству;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая
интеллектуальный и духовнонравственный уровень развития обучающихся;
воспитать организованность, работоспособность, активность,
самостоятельность.
Методы обучения:
Словесный (беседа, объяснение).
Наглядный (показ, исполнение педагогом).
Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
Игровой.
Методические приёмы:
вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие
поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся,
групповой и индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе опроса теории,
слухового анализа, пения;
вариативность заданий на заданную тему;
образные сравнения, как приём связи с жизненным опытом и образным
мышлением обучающихся.
Задачи:
1 повторить ключевые знаки пройденных тональностей;
дать определение квинтовому кругу;
уметь найти к заданной тональности параллельную тональность;
учить безошибочно определять интервалы по ступеневой величине;
учить применять теоретические сведения о терциях и секундах на практике:
находить на ступенях мажорного и минорного лада, на музыкальном
примере;
ориентироваться на «немой» клавиатуре;
закреплять интонации большой и малой терции при помощи вокальных
упражнений, анализа на слух;
уметь определять на слух консонирующие и диссонирующие интервалы
сравнивая терцию с секундой;
учить детей свободно воспроизводить пройденную ритмическую группу:
четверть с точкой восьмая, безошибочно простучать с дирижированием в
двухдольном размере;
петь нотами музыкальные примеры, дирижируя и простукивая;
уметь определять на слух музыкальные примеры.
Содержание урока:
I. Организационный
момент.
II. Проверка
домашнего задания.
III.Теоретические
сведения по теме
урока.
Ход урока:
Методика проведения:
1.Приветствие, психологический настрой учащихся.
2. Проверка наличия учащихся на уроке.
3. Объявление темы урока и его задач: «Изучение
интервалов на начальном этапе обучения. Интервал
терции и секунды».
1.Упражнение на стр. 67 (а – г).
2.Тональность Ми минор (3 вида).
3.Выучить правило об интервалах.
4. №264 наизусть, №272, №273
переписать, подписать интервалы.
1.Опрос пройденного материала:
Перечислить порядок диезов при ключе.
Перечислить порядок бемолей при ключе.
(Квинтовый
Дать определение квинтовому кругу
круг это система тональностей расположенных по
квинтам).
Перечислить квинтовый круг диезных и бемольных
тональностей.
Что такое интервал? (Интервал – это расстояние
играть,
петь,
Время:
1 мин.
2 мин.
15 мин.
2 интервалы выражают
между двумя звуками).
Как называется нижний звук интервала? (Основание).
Как называется верхний звук интервала? (Вершина).
Перечислить все простые интервалы в пределах
октавы. (Поём интервалы).
Как принято обозначать интервалы? (Буквой и
цифрой).
Что обозначает цифра? (Ступеневую величину).
А что обозначает буква? (Тоновую величину).
На какие виды делятся интервалы? (Большие, малые,
чистые, увеличенные и уменьшённые).
Перечислить чистые интервалы (Кварта, квинта,
прима, октава).
Перечислить большие и малые интервалы (Секунды,
септимы, терции, сексты).
ладовую
Какие
принадлежность, а какие нет? (Большие и малые
выражают ладовую принадлежность, а
чисты
интервалы нейтральные).
2.Практическое задание:
Опрос по таблице, карточкам.
Работа с магнитами. (Напомнить учащимся как
воспроизводить запись секунд (близнецы) и терций
(светофор)).
Работа с клавиатурой – построение интервалов.
Чем отличается мелодическое звучание интервала от
гармонического?
(При мелодическом звучании
интервалы идут друг за другом, при гармоническом –
звучат одновременно).
3.Интервал Секунда.
Дать определение секунде. (Секунда – это интервал,
состоящий из двух ступеней, секунды бывают
большие – б.2 и малые – м.2).
Сколько тонов содержит б.2? (1 т.) м.2? (1.5)
Спеть попевку: б.2 «Фа соль, фа соль, вот и
выросла фасоль» (I – II ступень мажорной гаммы);
м.2 – при пении мы представляем как разрешение VII
ступени в I в мажорной гамме (Вводный тон).
Поём хроматическую гамму.
4.Интервал Терция.
Дать определение терции. (Терция – это интервал,
состоящий из трёх
ступеней, терции бывают
3 к
консонансам
большие – б.3 и малые – м.3).
Сколько тонов содержит б.3? (2 т.) м.2? (1.5 т.)
Спеть попевку: б.3 «Как у наших у ворот, муха
песенку поёт». (I – III ступень мажорной гаммы);
м.3 «Выйди, солнышко, к нам в оконышко» – (I – III
ступень минорной гаммы).
5.Анализ на слух:
1. Интервалы делятся на группы по характеру звучания:
диссонансы и консонансы.
2.Какие интервалы относятся
(благозвучные)? Какие к диссонансам (резкие)?
3.Охарактеризовать услышанное:
как звучат терции (мягко, нежно – эти интервалы при
гармоническом звучании сливаются);
как звучат секунды? (резко, колко, пронзительно).
4. Проигрывание секунд и терций одновременно.
Задача:
ответить, сколько сыграно одновременно
секунд, терций.
5. Проигрывание отдельно секунд и терций. (Задача:
определить, сколько сыграно больших или малых
интервалов).
1. Опрос домашнего задания: №264
размер?
тональность?
ключевой знак?
параллельная тональность?
дать определение параллельной тональности.
ритмические особенности (четверть с точкой восьмая);
простучать с дирижированием пунктирный ритм.
спеть тональность Ми минор трёх видов, тоническое
трезвучие, вводные звуки;
пение №264 по нотам, ступенями, устойчивыми и
неустойчивыми звуками, пение наизусть.
вопрос: назовите секунды и терции в данном номере.
IV. Вокально
интонационные
навыки.
V. Устные диктанты. Упражнение на странице 67 (а – г).
VI. Анализ на слух.
1.А сейчас давайте послушаем, как изобразил в музыке
сцену народного гулянья крупнейший русский
композитор ХХ века Игорь Федорович Стравинский в
своём знаменитом балете «Петрушка» (показ портрета
композитора).
Балет был любимым жанром
композитора. (Прослушивание и просмотр фрагмента
из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского).
10 мин.
10 мин.
5 мин.
4 2.Сейчас мы обратимся к творчеству ещё одного
композитора. Это Вольфганг Амадей Моцарт
–
гениальный австрийский композитор второй половины
XVIII века (показ портрета). Сочинять музыку он
начал в 4е года. Композитор писал оперы, симфонии,
концерты. А в конце своей жизни он создал Реквием.
Это слово в переводе с латинского означает «покой».
Реквием исполняли хор, солисты и оркестр. Звучал он в
память об умершем человеке, в момент, когда близкие
люди скорбят и оплакивают его. В Реквиеме несколько
частей. Одна из них называется «Лакримоза», т.е.
«Слёзная». Как вы думаете, какой интервал вошёл в
основу мелодии хоровой партитуры?
3. В. А. Моцарт Симфония №40, соль минор.
1.Ми минор, Си минор (2 диеза) играть, петь.
2.Стр. 67 (а – г).
3.№272 выучить наизусть.
4.№274 играть, петь, переписать, обозначить интервалы.
3 мин.
VII. Задание на дом.
Используемая литература:
1. Б. Калмыков, Г. Фридкин «Практическое руководство по
музыкальной грамоте», М. «Музыка», 1968.
2. Баев Н., Зебряк Т., Учебник сольфеджио для 12 классов ДМШ, –
М.,1980.
3. В.А.Вахромеев «Вопросы методики преподавания сольфеджио», изд.
«Музыка», М., 1978.
4. Е.Давыдова «Сольфеджио», методическое пособие, изд. «Музыка», М.,
2006.
5 Самоанализ открытого урока по сольфеджио во втором классе
общеразвивающего отделения преподавателя теоретических дисциплин ГБУ
ДО ДМШ№2 Павлович Е.Д.
разнообразные формы подачи материала.
Урок на тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения.
Интервалы терции и секунды» предназначен для учащихся 2 года обучения
по предмету сольфеджио. Это третье занятие в изучении данной темы,
направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство
с его количественной и качественной величиной, понятиями мелодический и
гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с
первоначальным образноэмоциональным восприятием интервалов на слух.
Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии я
использовала
Новую
терминологию давала не сухим теоретическим языком, а в виде песенного
материала. Использовала карточки, магниты, музыкальный материал для
анализа на слух, что помогает лучшему запоминанию нового материала. Все
новые знания закрепляла не только через слово, но и через действие «Я
слышу и осознаю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Цели и задачи были в соответствии с программными требованиями по
сольфеджио и содержанием материала для накопления необходимых знаний
и умений. Урок выстроила по плану, охватив разделы сольфеджио:
теоретические сведения, анализ на слух, вокальноинтонационные навыки,
диктант, работа над чувством ритма. Урок начала с проверки домашнего
6 задания, в ходе проверки сделала вывод, что пройденный материал усвоен,
так как учащиеся справились с письменным домашним заданием.
В разделе «Теоретические сведения» с учащимися закрепила знания,
полученные на предыдущих уроках, связанных с темой урока, подробно
остановилась на интервалах секунд и терций, тональностью Ми минор. В
ходе интонирования гаммы Ми минор учащиеся повторили правило о
параллельных тональностях, а также закрепили правило о трёх видах минора
и практически подкрепили умение петь минор с альтерированными
ступенями. Особое внимание было уделено опросу по заданной теме урока
«Интервалы», а именно,
название интервалов, их качественный и
количественный состав, понятие: «консонанса и диссонанса».
В ходе устного опроса подробно разобрали интервалы терцию и
секунду, повторили правила, теоретические сведения были подкреплены
практическими заданиями: учащиеся показали своё умение построения
интервалов на «немой» клавиатуре, построение интервалов магнитами на
доске, определяли на слух пройденные интервалы.
В разделе «Анализ на слух» учащиеся верно определяли пройденные
интервалы. Анализ на слух построила на контрасте, чтобы подчеркнуть
звуковую природу диссонанса и консонанса.
В разделе «Диктант» подобрала музыкальный материал, отвечающий теме
урока. Диктант был взят в тональности Ми минор, в предложенных
музыкальных примерах имелись терции и секунды.
В разделе «Вокальноинтонационные навыки» подробно разобрали №264,
определили размер, тональность, форму периода, каденции, назвали такты с
интервалами секунд и терций, закрепили пунктирный ритм, затем спели
номер нотами, ступенями, спели устойчивые ступени, неустойчивые ступени
исполнила я. Далее, проверила домашнее задание учащиеся исполнили
музыкальный номер наизусть.
В конце урока предложила в качестве анализа на слух популярные
произведения классиков, для активизации мыслительной деятельности и
определения изучаемых интервалов а слух.
Закончила урок заданием на дом и подведения итога работы учащимися на
уроке.
В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим
темам: тональности, интервалы,
пунктирный ритм, длительности.
Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию
музыкального слуха, музыкальной памяти, аналитическому мышлению, а
также развитию навыков точного интонирования,
восприятия и
воспроизведения различных метроритмических фигур, определения на слух
интервалов.
игровых
технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности,
позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на
7
На протяжении всего занятия использование занятии различным игровым формам и методам, урок прошёл увлекательно и
интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны,
внимательны, собраны. Методы дидактической игры способствовали тому,
чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной,
занимательной форме. При построении и ведении урока старалась
избегать статичности, наращивала динамику, старалась разнообразить
задания. К кульминации урока отнесла устный диктант.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку
Все поставленные цели были реализованы: воспитательная, через работу
в команде, развивающая – в процессе работы над анализом произведения из
предложенного музыкального материала, а также в процессе индивидуальных
ответов. Реализация образовательной цели осуществлялась на всех этапах
урока.
Системы моей работы, на данном уроке осуществлялось по средствам чёткой
постановки цели в начале урока, логики в построении урока, подведение
итогов после выполнения заданий и в конце урока.
сольфеджио:
1.Функциональный: совершенствование собственной устной речи ученика в
процессе индивидуального ответа, умение работать.
2.Коммуникативно деятельностный:
музыкального произведения.
3.Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в
том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной
деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы
отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.
работа с карточками, анализ
В конце урока задала домашнее задание, направленное на развитие
творческих навыков и закрепление теоретических навыков по теме интервалы.
8 9
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.