Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Оценка 4.6

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
10.06.2018
Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Конспект открытого урока по сольфеджио Тип урока: комбинированный. Тема урока: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды». Цель урока: закреплять теоретические знания об интервалах, совершенствовать умения практического применения этих знаний. - образовательные: - формировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов; - формировать умение и навыки в освоении интервалов; - учить детей к самостоятельному поиску звуковых образов; - развивающие: - развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка; - развивать наглядно-образное, аналитическое мышление (анализировать, размышлять); - воспитательные: - вызвать у учащихся живой интерес к музыкальному искусству; - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития обучающихся; - воспитать организованность, работоспособность, активность, самостоятельность.конспект
конспект.docx
Конспект открытого урока по сольфеджио Тип урока:  комбинированный. Тема урока:  «Изучение  интервалов  на  начальном   этапе  обучения.        Интервалы  терции и секунды». Цель урока:  закреплять  теоретические знания об интервалах,  совершенствовать умения практического применения этих знаний. ­ образовательные:   ­ формировать систему знаний,  нацеленных на осмысление интервалов; ­ формировать умение и навыки в освоении интервалов; ­  учить детей к самостоятельному поиску звуковых образов; ­ развивающие:  ­ развивать и совершенствовать вокально­интонационные навыки, слуховые  представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка; ­ развивать наглядно­образное, аналитическое мышление (анализировать,  размышлять); ­ воспитательные:  ­ вызвать у учащихся живой интерес к музыкальному искусству;  ­ воспитывать  эмоциональную  отзывчивость  на музыку, тем самым повышая  интеллектуальный и духовно­нравственный уровень развития  обучающихся; ­ воспитать организованность,  работоспособность,  активность,   самостоятельность. Методы обучения:      Словесный  (беседа,  объяснение).                                                                            Наглядный (показ, исполнение педагогом).                                                              Практический  (пение упражнений, игра на инструменте).                                     Игровой.     Методические приёмы: ­ вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие  поисковые ситуации; ­ применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся,  групповой и индивидуальный опрос; ­ побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе опроса теории,  слухового анализа, пения; ­ вариативность заданий на заданную тему; ­   образные   сравнения,   как   приём   связи   с   жизненным   опытом   и   образным мышлением обучающихся. Задачи:  1 ­ повторить ключевые знаки пройденных тональностей;  ­ дать определение квинтовому кругу; ­ уметь найти к заданной тональности параллельную тональность; ­ учить   безошибочно определять интервалы  по  ступеневой  величине; ­ учить применять теоретические сведения о терциях  и секундах на практике: находить   на   ступенях   мажорного   и   минорного   лада,     на     музыкальном примере;  ­ ориентироваться на «немой» клавиатуре; ­   закреплять   интонации   большой   и   малой   терции   при   помощи   вокальных упражнений, анализа на слух; ­ уметь определять на слух консонирующие и диссонирующие интервалы ­ сравнивая терцию с секундой; ­   учить   детей   свободно   воспроизводить   пройденную   ритмическую   группу: четверть с точкой восьмая,   безошибочно простучать     с дирижированием в двухдольном  размере;  ­ петь нотами музыкальные примеры, дирижируя и простукивая; ­ уметь определять на слух  музыкальные примеры. Содержание урока: I. Организационный момент. II. Проверка  домашнего  задания. III.Теоретические  сведения по теме  урока. Ход урока: Методика проведения: 1.Приветствие, психологический настрой учащихся. 2. Проверка наличия учащихся на уроке. 3.   Объявление   темы   урока     и   его   задач:    «Изучение интервалов  на  начальном   этапе  обучения. Интервал терции и секунды». 1.Упражнение на стр. 67 (а – г). 2.Тональность Ми минор (3 вида). 3.Выучить правило об интервалах. 4.   №264   наизусть,   №272,   №273   переписать, подписать интервалы. 1.Опрос пройденного материала: ­ Перечислить  порядок   диезов  при ключе. ­ Перечислить порядок бемолей при ключе.   (Квинтовый ­   Дать   определение   квинтовому   кругу   круг  ­ это система тональностей расположенных по квинтам). ­ Перечислить квинтовый круг диезных и   бемольных тональностей.  ­ Что такое интервал?  (Интервал – это расстояние   играть,     петь, Время: 1 мин. 2 мин. 15 мин. 2 интервалы   выражают   между двумя звуками). ­ Как называется нижний звук  интервала? (Основание). ­ Как называется верхний  звук  интервала? (Вершина). ­   Перечислить   все   простые   интервалы   в   пределах октавы.  (Поём интервалы).   ­   Как   принято   обозначать     интервалы?     (Буквой   и цифрой). ­ Что обозначает цифра?  (Ступеневую  величину).  ­ А что обозначает буква? (Тоновую  величину).  ­ На какие виды делятся интервалы? (Большие, малые, чистые, увеличенные и уменьшённые). ­   Перечислить     чистые   интервалы  (Кварта,   квинта, прима, октава). ­ Перечислить  большие и малые  интервалы  (Секунды, септимы, терции, сексты).   ладовую ­   Какие   принадлежность,   а   какие   нет?  (Большие   и   малые выражают   ладовую   принадлежность,   а     чисты интервалы нейтральные).  2.Практическое задание: ­ Опрос по таблице, карточкам.  ­ Работа с магнитами.   (Напомнить   учащимся   как воспроизводить запись секунд  (близнецы)  и терций (светофор)). ­ Работа с клавиатурой – построение интервалов. ­ Чем отличается мелодическое звучание интервала от гармонического?    (При   мелодическом   звучании интервалы идут друг за другом, при гармоническом – звучат одновременно). 3.Интервал  Секунда. ­ Дать определение секунде. (Секунда – это интервал, состоящий   из   двух   ступеней,   секунды   бывают большие  – б.2  и малые – м.2). ­ Сколько тонов  содержит  б.2?  (1 т.)  м.2? (1.5) ­   Спеть   попевку:   б.2   «Фа   ­   соль,   фа   ­     соль,   вот   и выросла фасоль» (I – II ступень мажорной гаммы); ­ м.2 – при пении мы представляем   как разрешение  VII ступени  в I в мажорной гамме (Вводный тон). ­ Поём хроматическую гамму. 4.Интервал  Терция. ­ Дать определение терции. (Терция – это интервал, состоящий   из   трёх     ступеней,   терции   бывают 3 к     консонансам большие  – б.3  и малые – м.3). ­ Сколько тонов  содержит  б.3?  (2 т.)  м.2? (1.5 т.) ­   Спеть   попевку:   б.3   «Как   у   наших   у   ворот,   муха песенку поёт».  (I – III ступень мажорной гаммы); ­ м.3 «Выйди, солнышко, к нам в оконышко» –  (I  –  III ступень минорной гаммы). 5.Анализ на слух:  1. Интервалы делятся на группы по характеру звучания: диссонансы и консонансы. 2.Какие   интервалы   относятся   (благозвучные)? Какие  к  диссонансам (резкие)? 3.Охарактеризовать услышанное:  ­ как звучат терции (мягко, нежно – эти интервалы при гармоническом звучании сливаются); ­ как звучат секунды? (резко, колко, пронзительно). 4.   Проигрывание   секунд   и   терций   одновременно. Задача:     ответить,   сколько   сыграно   одновременно секунд,  терций. 5.   Проигрывание   отдельно   секунд   и   терций.   (Задача: определить,     сколько   сыграно   больших   или   малых интервалов). 1. Опрос домашнего задания:  №264 ­ размер? ­ тональность? ­ ключевой знак? ­ параллельная тональность? ­ дать определение параллельной тональности. ­ ритмические особенности (четверть с точкой восьмая); ­ простучать с дирижированием пунктирный ритм. ­ спеть тональность Ми минор трёх видов, тоническое  трезвучие, вводные звуки; ­ пение №264 по нотам, ступенями, устойчивыми и  неустойчивыми   звуками, пение наизусть. ­ вопрос:  назовите секунды и терции в данном номере. IV. Вокально­ интонационные  навыки. V. Устные диктанты. Упражнение на странице 67 (а – г). VI. Анализ на слух. 1.А сейчас давайте послушаем, как изобразил в музыке сцену   народного   гулянья   крупнейший   русский композитор ХХ века Игорь Федорович Стравинский в своём знаменитом балете «Петрушка» (показ портрета композитора).  Балет   был   любимым   жанром композитора. (Прослушивание и просмотр фрагмента из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского). 10 мин. 10 мин. 5 мин. 4 2.Сейчас   мы   обратимся   к   творчеству   ещё   одного композитора.   Это   Вольфганг   Амадей   Моцарт     – гениальный австрийский композитор второй половины XVIII   века  (показ   портрета).  Сочинять   музыку   он начал в 4­е года.  Композитор писал оперы, симфонии, концерты. А в конце своей жизни он создал Реквием. Это слово в переводе с латинского означает «покой». Реквием исполняли хор, солисты и оркестр. Звучал он в память об умершем человеке, в момент, когда близкие люди скорбят и оплакивают его. В Реквиеме несколько частей.   Одна   из   них   называется   «Лакримоза»,   т.е. «Слёзная». Как вы думаете, какой   интервал вошёл в основу  мелодии  хоровой  партитуры? 3. В. А. Моцарт  Симфония №40,  соль минор. 1.Ми минор, Си минор (2 диеза)  играть, петь. 2.Стр.  67 (а – г). 3.№272 выучить наизусть. 4.№274 играть, петь, переписать, обозначить интервалы. 3 мин. VII. Задание на дом. Используемая литература: 1. Б. Калмыков,  Г.  Фридкин  «Практическое руководство по  музыкальной грамоте», М.­ «Музыка», 1968. 2. Баев Н., Зебряк Т., Учебник сольфеджио для 1­2 классов ДМШ, –  М.,1980. 3. В.А.Вахромеев  «Вопросы методики преподавания сольфеджио», изд.  «Музыка», М., 1978. 4. Е.Давыдова  «Сольфеджио», методическое пособие, изд.  «Музыка», М., 2006. 5 Самоанализ открытого урока по сольфеджио во втором классе  общеразвивающего отделения преподавателя теоретических дисциплин ГБУ  ДО ДМШ№2 Павлович Е.Д.   разнообразные   формы   подачи   материала.          Урок  на тему:  «Изучение  интервалов  на  начальном   этапе  обучения. Интервалы  терции и секунды»  предназначен   для учащихся 2 года обучения по   предмету   сольфеджио.     Это   третье   занятие   в   изучении   данной   темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной и качественной величиной, понятиями мелодический и гармонический   интервал,   диссонансами   и   консонансами,   а   также   с первоначальным   образно­эмоциональным   восприятием   интервалов   на   слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии  я использовала     Новую терминологию   давала   не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала.   Использовала   карточки,     магниты,   музыкальный   материал   для анализа  на слух, что помогает  лучшему запоминанию нового материала.  Все новые знания закрепляла   не только через слово, но и через действие ­ «Я слышу и осознаю.  Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».            Цели и задачи были в соответствии с программными требованиями по сольфеджио и содержанием  материала  для  накопления  необходимых знаний и     умений.   Урок     выстроила     по     плану,   охватив   разделы   сольфеджио: теоретические сведения, анализ  на  слух,   вокально­интонационные  навыки, диктант, работа над чувством ритма. Урок   начала с проверки домашнего 6 задания, в ходе проверки сделала вывод, что пройденный материал   усвоен, так как учащиеся справились с письменным домашним заданием.                      В разделе «Теоретические сведения» с учащимися закрепила знания, полученные   на   предыдущих   уроках,   связанных   с   темой   урока,   подробно остановилась на   интервалах секунд и терций,   тональностью Ми минор. В ходе   интонирования   гаммы   Ми   минор   учащиеся   повторили   правило     о параллельных тональностях, а также закрепили правило о трёх видах минора и   практически   подкрепили   умение   петь   минор   с   альтерированными ступенями.   Особое внимание было уделено опросу по заданной теме урока «Интервалы»,   а   именно,     название   интервалов,   их   качественный   и количественный состав, понятие: «консонанса и  диссонанса».                  В   ходе устного опроса   подробно   разобрали интервалы терцию и секунду,   повторили     правила,   теоретические   сведения   были   подкреплены практическими   заданиями:     учащиеся   показали     своё   умение     построения интервалов   на «немой» клавиатуре,   построение интервалов   магнитами на доске, определяли на слух пройденные интервалы.          В разделе «Анализ на слух»   учащиеся верно определяли пройденные интервалы.   Анализ   на   слух   построила   на   контрасте,   чтобы   подчеркнуть звуковую природу диссонанса и консонанса.        В разделе «Диктант» подобрала музыкальный материал, отвечающий теме урока.   Диктант   был   взят   в   тональности   Ми   минор,   в   предложенных музыкальных примерах имелись терции и секунды.        В  разделе «Вокально­интонационные навыки»  подробно разобрали №264, определили размер, тональность, форму периода, каденции, назвали такты с интервалами   секунд   и   терций,    закрепили   пунктирный   ритм,   затем   спели номер нотами, ступенями, спели устойчивые ступени, неустойчивые ступени исполнила   я.  Далее,   проверила   домашнее   задание   ­   учащиеся   исполнили музыкальный номер наизусть.            В   конце   урока   предложила   в   качестве   анализа   на   слух   популярные произведения   классиков,   для   активизации   мыслительной   деятельности   и определения изучаемых интервалов а слух.       Закончила урок заданием на дом и подведения итога работы учащимися на уроке.      В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам:   тональности,   интервалы,     пунктирный   ритм,   длительности. Применяемые   на   занятии   игровые   формы   способствовали   развитию музыкального   слуха,   музыкальной   памяти,   аналитическому   мышлению,   а также   развитию   навыков   точного   интонирования,   восприятия   и воспроизведения различных метроритмических фигур,   определения на слух интервалов.     игровых технологий   поддерживало   у   учащихся   интерес   к   учебной   деятельности, позволило   осуществлять   её   более   успешно.   Благодаря   применяемым   на 7   На   протяжении   всего   занятия   использование занятии различным игровым формам и методам, урок прошёл увлекательно и интересно.   Учащиеся   на   протяжении   всего   занятия   были   активны, внимательны, собраны. Методы дидактической   игры способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной   форме.           При     построении     и   ведении     урока   старалась избегать   статичности,   наращивала   динамику,   старалась   разнообразить задания. К кульминации урока отнесла устный диктант.         На   данном   уроке   были   реализованы   современные подходы к   уроку Все поставленные цели были реализованы: воспитательная, через работу в команде, развивающая – в процессе работы над анализом произведения из предложенного музыкального материала, а также в процессе индивидуальных ответов.   Реализация   образовательной   цели   осуществлялась   на   всех   этапах урока.  Системы моей работы, на данном уроке осуществлялось по средствам  чёткой постановки   цели   в   начале   урока,   логики   в   построении   урока,   подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.   сольфеджио: 1.Функциональный:   совершенствование   собственной   устной   речи   ученика   в процессе индивидуального ответа, умение  работать.  2.Коммуникативно   ­   деятельностный:   музыкального произведения. 3.Личностно­   ориентированный   подход   на   данном   уроке   был   реализован   в том,   что   я   как   учитель   выступала   в   роли   организатора   образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.    работа   с   карточками,   анализ   В   конце   урока   задала   домашнее   задание,   направленное   на   развитие творческих навыков и закрепление теоретических навыков по теме интервалы. 8 9

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс

Конспект открытого урока "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервалы терции и секунды" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018