Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
09.10.2019
1. Образовательная: раскрыть идейное содержание поэмы; посредством анализа текста поэмы, работы с иллюстрациями, с музыкальными отрывками дать возможность учащимся глубже понять характер романтического героя; выявить структурные особенности произведения.
2. Развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать; навыки выразительного чтения, анализа ключевых эпизодов проихведения, интегрированного анализа произведений разных видов искусств.
3. Воспитательная: формирование нравственной позиции учащихся, собственного обоснованного мнения и отношения к герою.
3 урок.docx
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Конспект открытого урока литературы
в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Урок разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Ибрагимова П.М.
Цели урока:
1. Образовательная: раскрыть идейное содержание поэмы; посредством анализа
текста поэмы, работы с иллюстрациями, с музыкальными отрывками дать
возможность учащимся глубже понять характер романтического героя; выявить
структурные особенности произведения.
2. Развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать; навыки
ключевых эпизодов проихведения,
выразительного чтения,
интегрированного анализа произведений разных видов искусств.
анализа
3. Воспитательная: формирование нравственной позиции учащихся, собственного
обоснованного мнения и отношения к герою.
1. Орг.момент
Добрый день! Рада видеть вас в полном составе, в хорошем настроении. Нам предстоит
интересный урок, надеюсь, вы будете активно работать.
2. Мотивация
Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Сегодня на уроке
мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу
по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием
романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на
сегодняшнем занятии откроет для себя чтото новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.
3. Актуализация ранее изученного материала.
– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он
передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про
купца Калашникова”.)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?
(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и
традиционной морали.В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как
измельчало нынешнее поколение.) Слово учителя.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях
Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни.
Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых,
мужественных людей.
Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.
Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но
есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.
Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием
поэта по ВоенноГрузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу
Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою
историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В
дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог
привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой
попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и
провел жизнь в стенах монастыря.
4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.
1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?
Мцыри – это … (см. сноску в учебнике) .
Какое значение больше подходит Мцыри?
2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез
и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.
Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)
3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый
стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и
монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества
и тоски.
5. Усвоение новых знаний. Работа с текстом поэмы.
В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри
и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3ей главы читаем:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю…»
Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником;
откровенное признание в чемнибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на
доске).
В каком значении, повашему, употреблено это слово в поэме?
(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней
юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о
высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.) Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите
цитаты из текста.
(а) Давнымдавно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли
земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.
б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но
родной.
в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я
променял бы, если смог.
г) …Я цель одну // Пройти в родимую страну // Имел в душе…
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть
свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной
аул.
Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость
борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из
монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и
битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем .
Слово учителя.
Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время
своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.
(гл. 6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с
однотонностью монастырской обстановки.И в пристальном внимании, с каким герой
смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней,
сочувствие всему живому.)
Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет
на земле?
(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения
с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир
прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем
создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы вот
вывод)
Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что
он успел совершить. Что произошло в эти три дня?
(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой
с барсом.)
Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к.
только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
(Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие,
презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней
раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине –
делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья,
любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради
цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в
отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом,
он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)
Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем
поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?
(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил
минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и
многообразие природы.)
Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
(Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было
совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем
стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой
"пройти в родимую страну".)(15 м)
6. Первичная проверка понимания. Работа по карточкам.
Закончите предложения, запишите их в тетрадь.
Для Мцыри жить – это значит:
1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…
2. Не томиться в душных кельях, а…
3. Не склоняться перед алтарём, а…
4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…
7. Итог урока
Выдержки из критики
Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в
монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической
структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а
сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы. В.И. Коровин
Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину,
в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви. Д.Е. Максимов
Мцыри – любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии его собственной
личности, во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его
собственной мощью". В.Г. Белинский
Учащиеся должны выбрать ту критическую позицию, которая, на их взгляд,
точнее передает характеристику образа Мцыри как романтического героя.
8. Рефлексия урока.
Урок был полезен для меня тем, что ….
Мне понравилось (не понравилось), как прошел урок, потому что…
Больше всего мне понравилось на уроке…
9. Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: В чем видит счастье герой поэмы? Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедалиев А.А.
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв родителей
об уроке русского языка
в 8а классе,
по теме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
учителя русского языка и литературы
МКОУ «ШСОШ» Ибрагимовой П.М.
Данный урок является первым в цикле уроков изучения творчества М.Ю.Лермонтова,
и его роль – это повторение изученного о поэте и переход к изучению поэмы «Мцыри».
Основная технология, выбранная для подготовки и проведения урока – технология
групповой проектноисследовательской деятельности. Предварительно были созданы 2
группы: «Экскурсоводы» и «Историки», которые подбирали фактический материал к
уроку, стихотворения, создали презентацию. На этапе подготовки урока учитель
осуществлял консультативную и контролирующую функцию, к моменту проведения
урока подготовленный учащимися материал был включен в план проведения урока. Все
учащиеся справились со своей работой достойно, не считая некоторого волнения перед
кинокамерой. Использование компьютерных технологий позволило повысить
заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
С целью мотивации учащихся, повышения их познавательного интереса учителем
использованы высказывания известных людей о М.Лермонтове, музыкальные
произведения: П.Чайковский «Времена года. Октябрь»; А.Даргомыжский «Мне
грустно…»; неизвестный автор «Выхожу один я на дорогу»; группа «Unreal»
«Демон».
На уроке осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались
разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Решались
метапредметные и личностные задачи: развитие умения задавать вопросы,
слушать, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; работать
коллективно и самостоятельно; контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Совершенствовалась коммуникативная компетенция учащихся: умение строить
монологическое высказывание и выступать перед аудиторией. Данный урок
способствовал повышению мотивации к обучению, формированию потребности в
изучении русской классической литературы. Воспитательная роль данного урока
заключалась в первую очередь в постижении личности величайшего поэта, феномене
гения с короткой, трагичной судьбой и творчеством, не теряющим актуальности
спустя 200 лет с рождения поэта.
За счет применения технологий проблемного диалога, критического мышления,
групповой и игровой технологий поддерживалась активность учащихся в течение всего
урока и осуществлялась обратная связь. Кроссворд и перепутанные строфы
стихотворений вызвали интерес учащихся.
При изучении нового материала использовалась технология продуктивного чтения
12 глав поэмы «Мцыри», которая позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать
из текста важную информацию и формировать свою позицию в результате
ознакомления с новой информацией.
Интересным моментом стало сравнение христианских и мусульманских
религиозных обрядов. Учащийсяинофон (билингвист с постепенным переходом на
русский язык с узбекского, воспитанный в мусульманской вере) рассказал об узбекском
молении, чем заинтересовал русских товарищейодноклассников. Такие
культурологические компоненты урока способствуют не только развитию
толерантности, но и формированию потребности в изучении культуры других народов.
Было незначительное отклонение от планаконспекта урока: по болезни отсутствовал
учащийся, который должен был рассказать об исторической основе поэмы, и учитель
его заменил, не меняя структуры урока. Все этапы урока были последовательными и
логически связанными.
Цели и задачи урока выполнены полностью. На этапе рефлексии учащиеся
самостоятельно выдвинули новую цель для последующих уроков: глубокое знакомство
с лирикой М.Лермонтова.
Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедалиев А.А. МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв коллег
об уроке русского языка
в 8а классе,
по теме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
учителя русского языка и литературы
МКОУ «ШСОШ» Ибрагимовой П.М.
В течение урока обеспечивалась субъективная позиция учащихся за счёт того, что
ученики имели возможность свободно выражать свои мысли, проявляли уважение к
мнению других, рефлексировали. Учащиеся ориентированы на самостоятельную работу
по решению образовательных задач урока. Ставка сделана на партнёрскую позицию.
В процессе организации и проведения самостоятельной работы учащимся был дан
чёткий инструктаж с определением учебной задачи (работа с текстом, ответы на
проблемные вопросы «Что значит для Мцыри жить?», «В чем смысл жизни для
Мцыри?», определение понятий «свобода» и «свободолюбивый», вывод по идейному
содержанию поэмы, рефлексия). Учебное время использовано рационально. В ходе
выполнения самостоятельной работы учащиеся активны, умеют представить
результаты своей работы.
Содержание урока повлияло на ценностносмысловую сферу учащихся через открытое
предъявление учителем собственных ценностей, чувств, отношения к понятиям
«свобода» и «несвобода», «смысл жизни», через высказывание учащимися собственных
суждений по вопросам значимости этих понятий, через анализ эпизодов поэмы, образа
Мцыри. Родители 8а класса
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Конспект открытого урока литературы в 8а классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.