План - конспект урока литературы в 6 классе
,,Животный мир в лирике С.А.Есенина“
(учебник под редакцией Г.С.Меркина)
студентки Астраханского Государственного университета
Гр. РЛ-41Ахмедовой Д.М.
Ход урока
I.Оргмомент.
II. Формулировка темы и цели урока.
Беседа
1.Ребята на прошлом уроке мы знакомились с биографией С.А.Есенина. Что вы узнали интересного о поэте?
2.На доске вы видите картинки с домашними животными,попробуйте сформулироватьтему урока.
Ученик:Животный мир в лирике Есенина.
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
Слово учителя о целях урока:Сегодня на уроке мы попробуем понять глубокую сопричастность лирики Есенина с живой природой, главным образом, с животным миром. Если мы проникнем в мир поэтических образов Есенина, то сможем ощущать себя братьями не только одинокой березы, старого клена, но и разного зверья. Именно это чувство, чувство братства к ,,братьям нашим меньшим,, должно помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.
2.Какие стихотворения о домашних животных вы нашли в сборнике поэта и выучили наизусть.(2-3 ученика выразительно читают стихи о животных).
III.Мотивационный этап.
Cлово учителя: Животный мир у Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной.
Его звери не басенные аллегории не олицетворения человеческих пороков и добродетелей.
Это действительно ,,меньшие братья,,у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.
В поэзии С. Есенина присутствует мотив ,,кровного родства,, с животным миром.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим
понемногу", 1924 г.)
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемуючасть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.
IV. Групповая работа.
- Ребята сейчас мы выполним работу по группам. На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения и дополнительный материал(карточка)
Задача: прочитать эти стихотворения, а потом в группах проанализировать их.
1.Анализ стихотворений "Корова", "Табун", "Собаке Качалове".На выполнение задания отводится 5-6мин.)
1 группа: Анализ стихотворения,,Корова’’.
1.Выразительно прочитать стихотворение.
2.Какому домашнему животному посвящено стихотворение?
3.Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
4.Охарактеризуйте образ коровы в стихотворение?
5.С помощью каких художественно - выразительных средств создается образ старой коровы?
2 группа: Анализ стихотворения,,Табун’’
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Какому домашнему животному посвящено стихотворение?
3. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
4. Охарактеризуйте образ коня в стихотворение?
5. С помощью каких художественно - выразительных средств создается образ коня?
3 группа: Анализ стихотворения "Собаке Качалове"
1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
2. Какому домашнему животному посвящено стихотворение?
3. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
4. Охарактеризуйте образ собаки в стихотворение?
5. С помощью каких художественно - выразительных средств создается образ собаки?
Выступление учащихся с анализом стихотворений.
2. –Каждая группа читает дополнительный материал к своему стихотворению.
1группа: Бытовые значения образов животных. Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня,двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставится воссоздать образ того или иного животного. Животные ,являясь частьюбытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качествеисточника и средства художественно – философского осмысления окружающегомира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
2группа: Символическое значение образа коня.
В русском фольклоре животные наделяются символами.Укаждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа.Есенин также использует народные поверья о животных,но в то же время многие образы животных переосмысливаются и получают новую значимость.
Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет".
Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: "Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".
3группа: Собака в мифологии.
Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образсобаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшаявозможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувствоматеринства , свойственное собаке в такой же степени, как и женщине –матери.
Животное переживает о гибели своих детенышей , которых "хозяинхмурый" утопил в проруби.Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этогозверя с человеком.
Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин попроисхождению, а в детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан,он в то же время по внутренней сути совсем другой , чем они. В отношении кживотным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам- сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтомусобака "была моей юности друг"
- Слово учителя о случае из жизни поэта, связанном с каждым из стихотворений , после работы каждой группы последовательно.
После 1группы.Отношение к корове у поэта порой доходило до курьеза.После возвращения с А.Дункан из заграничной поездки Есенин признавался тому же И.Грузинову:,,Как только мы приехали в Париж,я стал просить Изадорукупить мне корову.Я решил верхом на корове прокатиться по улицам Парижа.Вот был смех!Вот было бы публики!Но пока я собирался это сделать,какой-то негр опередил меня, всех удивил:прокатился на корове по улицам Парижа.Вот неудача!Плакать можно,Ваня!’’
После 2группы.Известен случай(воспоминание Всеволода Рождественского),когда группа московских писателей, вернувшись ночью из Ленинграда, потеряла из виду Есенина .,,А где же Есенин?’’ – спросил кто-то. И тут увидели, как несколько в стороне он стоял перед клячей уныло спящего на козлах извозчика и, стащив тугую перчатку, задумчиво трепал ее челку. Он говорил что-то шепотом, чуть наклоняясь к настороженно поднятому лошадиному уху”.
После 3 группы. Однаждыпридя в гости к великому артисту,поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Прошёл год после этого знакомства. Есенин лежит в Бакинской больнице, ему очень плохо, и он говорит врачам:
- Вы знаете, что это за собака – Джим! Если Качалов приведёт его сюда, я моментально буду здоров, пожму ему лапу , и мы с ним отправимся купаться в море….
V.Работа со стихотворением ,,Песнь о собаке”.
Учитель:Какое самое грустное,трагическое стихотворение о животных вы знаете?
Ученик: Песнь о собаке
Учитель:А почему оно трагическое?
Ученик: У собаки – матери отняли и утопили её детей
Учитель: Это стихотворение было переложено на музыку,вы сейчас послушаете песню и попробуйте поделиться впечатлениями.(2-3 ученика комментируют свое чувственное восприятие)
VI.Работа с таблицей(на выполнение заданий 5 мин.)
Задание:
1. Выписать в два столбика из стихотворения слова и словосочетания вызывающие положительные и отрицательные эмоции .(на столе листочки с таблицей)
(Положительные:златятся, рыжие щенята, ласкала, снежок, теплый, месяц над хатой.Отрицательные: хмурый, бежала, дрожала воды гладь,плелась,глядела звонко,скуля,подачки,бросякамень,смех)
2. Найдите в стихотворении нарушение закона лексической сочетаемости слов, т.е. такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно.
(«В синюю высь звонко глядела она, скуля».Все сдвинуто: не звонко скулила, глядя в высь, а наоборот).
-Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?
Учитель: Сочетание несочетаемых понятий - это оксюморон(слово на доске)
Ученики записывают понятие ,,оксюморон’’в тетрадях.
-А теперь попробуйте сами составить словосочетание, взяв одно слово из положительного и одно из отрицательного столбиков.
(ласкала скуля, месяц хмурый)
Учитель:Сочетание несочетаемых понятий помогают передать в стихотворение нарушение гармонии в жизни не только этой собаки,но и во всем мире.
VII. Рефлексия.
1)Открыли ли вы что-то новое на уроке?
2)Чем вы занимались, и какой этап урока вызвал у вас больше интереса?
3)Насколько близко ваше отношение к животным и отношение к ним Есенина?
Обобщающее слово учителя: Есенин, будучи крестьянским поэтом посвятил много стихотворений домашним животным, которые сопровождали крестьян на протяжение всей жизни. Мир животных в поэзии Есенина подобен миру человека.
Они имеют душу, радуются и страдают, какчеловек.Очень часто в своих стихотворениях поэт обращается к образу звезд.Собака у которой отняли щенков смотрит в небо и скулит,словно просит у бога защиты от человека.
Человеческая жестокость здесь нарушает гармонию Мира.Поэтому в конце стихотворения,,Песнь о собаке ,,действие происходит одновременно в двух измерениях- конкретно-бытовом и ,,космическом”. Так подчеркнута глобальность частного факта:разрушить счастье одного живого существа - значит разрушить гармонию Мира:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
VI. Оценивание учащихся.
VII. Домашнее Задание.
-Выучить наизусть любое стихоторениео животном С.А.Есенина. И напишите комментарий к нему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.