Конспект открытого урока по литературе на тему:,,Животный мир в лирике C.А. Есенина"
Оценка 5

Конспект открытого урока по литературе на тему:,,Животный мир в лирике C.А. Есенина"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
16.01.2017
Конспект открытого урока по литературе на тему:,,Животный мир в лирике C.А. Есенина"
Цели урока:формирование знаний о творчестве С. А. Есенина, развитие уменийанализа поэтического текста, формирование собственного мировоззрения. Оборудование:портрет поэта,рисунки учащихся,(на доске)аудиозапись песни ,,Песнь о собаке’’. Чапаев и пустота, на темной стороне улице, тетя-мотя, географ глобус пропел, Карточки с заданиями для групповой работы учащихсяпо стихотворениям: "Корова", "Табун", "Собаке Качалове",карточки с дополнительной информацией. Класс разделён на 3 группы ( по 6 человек). Методы и приемы: метод-эврестический, приемы – беседа и слово учителя, групповая работа учащихся, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений. Термин(на доске):оксюморон.Конспект открытого урока по литературе 6 класс.
открытый урок по литературе.docx

             План - конспект урока  литературы в 6 классе

                 ,,Животный мир в лирике С.А.Есенина“

                 (учебник  под редакцией  Г.С.Меркина)

     студентки Астраханского Государственного университета

                          Гр. РЛ-41Ахмедовой  Д.М.

 

 

                                                      Ход урока

I.Оргмомент.

II. Формулировка темы и цели урока.

Беседа

1.Ребята на прошлом уроке мы знакомились с биографией С.А.Есенина. Что вы узнали интересного о поэте?

2.На доске вы видите картинки с домашними животными,попробуйте сформулироватьтему урока.

Ученик:Животный мир в лирике Есенина.

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

Слово учителя о целях  урока:Сегодня на уроке мы попробуем понять   глубокую сопричастность лирики Есенина с живой природой, главным образом, с животным миром. Если мы проникнем в мир поэтических образов Есенина, то сможем ощущать себя братьями не только одинокой березы, старого клена, но и разного зверья. Именно это чувство, чувство братства к ,,братьям нашим меньшим,, должно помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

2.Какие стихотворения о домашних животных вы нашли  в сборнике поэта и выучили наизусть.(2-3 ученика выразительно читают стихи о животных).

III.Мотивационный этап.

Cлово учителя: Животный мир у Есенина часть природы, живой, одушевленной, разумной.

Его звери не басенные аллегории не олицетворения человеческих пороков и добродетелей.

       Это действительно ,,меньшие братья,,у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

В поэзии С. Есенина присутствует мотив ,,кровного родства,, с животным миром.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим понемногу", 1924 г.)

С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемуючасть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.

IV. Групповая работа.

- Ребята сейчас мы выполним работу по группам. На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения и дополнительный материал(карточка)

 Задача: прочитать эти стихотворения, а потом в группах проанализировать их.

  1.Анализ стихотворений "Корова", "Табун", "Собаке Качалове".На выполнение задания отводится 5-6мин.)

1        группа: Анализ стихотворения,,Корова’’.

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Какому домашнему животному  посвящено  стихотворение?

3.Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

4.Охарактеризуйте образ коровы в стихотворение?

5.С помощью каких художественно - выразительных средств  создается образ старой  коровы?

2 группа: Анализ стихотворения,,Табун’’

1.     Выразительно прочитать стихотворение.

2.     Какому домашнему животному  посвящено стихотворение?

3.     Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

4.     Охарактеризуйте образ коня в стихотворение?

5.     С  помощью  каких художественно - выразительных средств  создается образ коня?

3 группа: Анализ стихотворения "Собаке Качалове"

1.     Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

2.     Какому домашнему животному  посвящено стихотворение?

3.     Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

4.     Охарактеризуйте образ собаки  в стихотворение?

5.     С  помощью  каких художественно - выразительных средств  создается образ собаки?

Выступление учащихся с анализом стихотворений.

2.Каждая группа читает дополнительный материал к своему стихотворению.

1группа:  Бытовые значения образов животных. Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том  ,  что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве  (поле,   река,  деревня,двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то  есть  не  ставится  воссоздать образ того или иного животного. Животные ,являясь  частьюбытового пространства  и  окружения,  предстают  в  его  поэзии  в  качествеисточника и средства художественно  –  философского  осмысления  окружающегомира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

2группа:  Символическое значение образа коня.

В русском фольклоре животные наделяются символами.Укаждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа.Есенин также использует народные поверья о животных,но в то же время многие образы животных переосмысливаются и получают новую значимость.

Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое  существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет".

Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть.   А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: "Как олицетворение порывистых ветров, бури  и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

3группа:   Собака в мифологии.

Если обратимся к  тем  произведениям,  в  которых  встречается  образсобаки, то  например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915  г.).   "Песнь"  (подчеркнуто "высокий"  жанр)  это  своего  рода  гимнография,  ставшаявозможной  благодаря  тому,  что  предмет  "воспевания"  -  святое   чувствоматеринства , свойственное собаке в  такой  же  степени,  как  и  женщине  –матери.

Животное переживает о  гибели  своих  детенышей  ,  которых  "хозяинхмурый" утопил в проруби.Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе  этогозверя  с  человеком.  

Лирический  герой  С.  Есенина  тоже  крестьянин   попроисхождению,  а в детстве и юности – сельский  житель.  Любя односельчан,он в то же время по внутренней сути совсем другой , чем они. В  отношении  кживотным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь  к  "сестрам- сукам" и "братьям - кобелям"  -  это  чувства  к  равным.  Именно  поэтомусобака "была моей юности друг"

- Слово учителя о случае из  жизни поэта, связанном с каждым из стихотворений , после работы каждой группы последовательно.

После 1группы.Отношение к корове у поэта порой доходило до курьеза.После возвращения с А.Дункан из заграничной поездки Есенин признавался тому же И.Грузинову:,,Как только мы приехали в Париж,я стал просить Изадорукупить мне корову.Я решил верхом на корове прокатиться по улицам Парижа.Вот был смех!Вот было бы публики!Но пока я собирался это сделать,какой-то негр опередил меня, всех удивил:прокатился на корове по улицам Парижа.Вот неудача!Плакать можно,Ваня!’’

После 2группы.Известен случай(воспоминание Всеволода Рождественского),когда группа московских писателей, вернувшись ночью из Ленинграда, потеряла из виду Есенина .,,А где же Есенин?’’ – спросил кто-то. И тут  увидели, как несколько в стороне он стоял перед  клячей  уныло спящего на козлах извозчика и, стащив тугую перчатку, задумчиво трепал ее челку. Он говорил что-то шепотом, чуть наклоняясь к настороженно поднятому лошадиному уху”.

После 3  группы. Однаждыпридя в  гости к великому артисту,поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Прошёл год после этого знакомства. Есенин лежит в Бакинской больнице, ему очень плохо, и он говорит врачам:

- Вы знаете, что это за собака – Джим! Если Качалов приведёт его сюда, я моментально буду здоров, пожму ему лапу , и мы с ним отправимся купаться в море….

V.Работа со стихотворением ,,Песнь о  собаке”.

Учитель:Какое самое грустное,трагическое  стихотворение о животных вы знаете?

Ученик: Песнь о собаке

Учитель:А почему оно трагическое?

Ученик: У собаки – матери отняли и утопили её детей

Учитель: Это стихотворение было переложено на музыку,вы сейчас послушаете песню и попробуйте поделиться впечатлениями.(2-3 ученика  комментируют свое чувственное восприятие)

VI.Работа с таблицей(на выполнение заданий 5 мин.)

Задание:

1.     Выписать в два столбика из  стихотворения слова и словосочетания вызывающие положительные  и отрицательные эмоции .(на столе листочки с таблицей)

(Положительные:златятся, рыжие щенята, ласкала, снежок, теплый, месяц над хатой.Отрицательные: хмурый, бежала, дрожала воды гладь,плелась,глядела звонко,скуля,подачки,бросякамень,смех)

2.      Найдите в стихотворении нарушение закона лексической сочетаемости слов, т.е. такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно.

(«В синюю высь звонко  глядела она, скуля».Все сдвинуто: не звонко скулила, глядя в  высь, а наоборот).

-Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?

Учитель: Сочетание несочетаемых понятий  - это оксюморон(слово на доске)

Ученики записывают понятие  ,,оксюморон’’в тетрадях.

-А теперь попробуйте сами составить словосочетание,  взяв одно слово из положительного и одно из отрицательного столбиков.

(ласкала скуля, месяц хмурый)

Учитель:Сочетание несочетаемых понятий помогают передать в стихотворение   нарушение гармонии в жизни не только этой собаки,но и во всем мире.

VII. Рефлексия. 

1)Открыли ли вы что-то новое на уроке?

2)Чем вы занимались, и какой этап урока вызвал у вас больше интереса?

3)Насколько близко ваше отношение к животным и отношение к  ним Есенина?

 

Обобщающее слово учителя: Есенин, будучи крестьянским поэтом посвятил много стихотворений домашним животным, которые сопровождали крестьян на протяжение всей жизни. Мир животных в поэзии Есенина подобен миру человека.

Они  имеют душу, радуются и страдают, какчеловек.Очень часто в своих стихотворениях  поэт обращается к образу звезд.Собака  у которой отняли щенков  смотрит в небо и скулит,словно просит у бога защиты от человека.

Человеческая жестокость здесь нарушает гармонию Мира.Поэтому в конце стихотворения,,Песнь о собаке ,,действие происходит одновременно в двух измерениях- конкретно-бытовом и ,,космическом”. Так подчеркнута глобальность частного факта:разрушить счастье одного живого существа - значит разрушить гармонию Мира:

 

                                 Покатились глаза собачьи

                     Золотыми звездами в снег.

 

VI. Оценивание учащихся.

 

VII. Домашнее Задание.

 

-Выучить наизусть любое стихоторениео животном С.А.Есенина. И напишите комментарий к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План - конспект урока литературы в 6 классе ,,Животный мир в лирике

План - конспект урока литературы в 6 классе ,,Животный мир в лирике

С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды

С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды

Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром,…

Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром,…

Учитель:Какое самое грустное,трагическое стихотворение о животных вы знаете?

Учитель:Какое самое грустное,трагическое стихотворение о животных вы знаете?

VI I . Домашнее Задание. -Выучить наизусть любое стихоторениео животном

VI I . Домашнее Задание. -Выучить наизусть любое стихоторениео животном
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017