Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Оценка 4.6
Карточки-задания +4
docx
русская литература
8 кл
04.03.2018
Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)
Раздаточный материал для работы в группах к уроку "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС
Конспект открытого урока.docx
Конспект открытого урока. Городской семинар 19.12.2017 г.  Приемы комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» в условиях реализации   ФГОС Учитель Меньших А.А. Цель: 1. Формировать :  умение определять цели учебной деятельности;    умение ставить и формулировать задачи в учебе и  познавательной деятельности;   умение развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности 2. Познакомить учащихся с приемами комического. Дать  необходимые теоретические понятия. Объяснить природу  гоголевского смеха. 3. Прививать интерес к произведениям писателя. 4. Развивать творческие способности учащихся.             Оборудование, оформление.  Мультимедийная презентация.   Включение видеосцен из спектакля театра Сатиры.  Сцена из комедии (сцена вранья) в исполнении учащихся.  Заготовки для групповой работы на столах (заготовки кластеров /метод  интеллектуальных карт/, формула ПОПС для подведения итогов,  театральные маски для рефлексии, заготовки для определения пороков)  Текст комедии Гоголя «Ревизор»                                              Ход урока: 1. Нестандартный вход в урок. (Цитата из старой презентации). Слово учителя.   Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Начнем?  Взгляните на экран. (слайд №1 Запись дана без кавычек) Время беспутное и сумасшедшее… Делаются такие вещи, что кружится  голова, особенно когда видишь, как законные власти сами стараются  себя подорвать и подкатываются под собственный фундамент… Где только дело касается создания и устройства, там раздор,  нерешительность, опрометчивость.  О каком это времени? Создается впечатление, что это заметки о современной  предвыборной кампании. А на самом деле это отрывок из письма Гоголя,  написанного о России первой четверти 19 века. (Появляется слайд №1прим. ­  подпись автора и его портрет.) Ведь использовав сюжет, подаренный ему А.С.  Пушкиным, Гоголь показал, как в капле воды, всю Николаевскую Русь. (слайд  2) Не поэтому ли у города нет названия? На сегодняшнем уроке, как вы, ребята, уже догадались, мы продолжаем  обсуждение гоголевской комедии «Ревизор». Поставив себя на место героев,  перевоплотившись в них, попробуем проникнуть в мир их чувств, тайных  побуждений, т.е. воспринять произведение еще на уровне подсознания, а не  только осмысления. Для этого нам понадобится побывать в мастерской  писателя. (2 минуты)  Каково отношение Гоголя к тому, о чем он говорит в этом  письме? (Осуждает, высмеивает недостатки)  Как называют таких писателей? (Писатель­сатирик) Запись темы урока на слайде и в тетрадях: Приемы комического в пьесе Можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке и для  2. какой цели? (определять пороки, осуждаемые автором, и приемы, которые он  использует) 3. Н.В. Гоголя «Ревизор» (слайд № 3) 4. (Комедия – однокоренное слово) 5. к некоторым моментам. 6. (сцена, где городничий вопрошает, как могли «тряпку…» принять за важную  Прежде чем обратиться к новому материалу, давайте еще раз вернемся  Включается видеозапись спектакля театра Сатиры «Ревизор    »  А что такое комическое, по ­вашему? (Слайд №4) Жанр пьесы?    персону.) (слайд №5) 7. Беседа: (Слайд №6)  Похож ли Хлестаков на важного чиновника? (Нет)  Почему?  Что же заставило принять его за ревизора?                      Правильно, СТРАХ! Это главный импульс пьесы.  Почему же так боятся чиновники? (Совесть нечиста)  Каковы же пороки, с которыми борется Гоголь?  Сегодня вы работаете в группах. Их ­  3. У каждой ­  свое задание. Задания на столах перед вами. Каждая группа работает 5­6 минут.  Затем отчитывается, а другие группы делают записи в тетрадях  (таблицах­заготовках)   И на вопрос о пороках отвечает 1 группа.    8.       Работа в группах  .  1 группа. Попробуйте выделить наиболее значимые пороки­изъяны, изобличаемые писателем на примере деятельности чиновников, характерные и для  современного общества. Оформите в виде кластера или схемы  (оформление схем в раздаточных листах, озвучивание результатов  работы, составление на доске общего кластера (1 человек оформляет  крупно), дополнение и коррекция группами). Все подтверждаем  фактами! МОШЕННИЧЕСТВО, ЛОЖЬ, ВОРОВСТВО, КАЗНОКРАДСТВО  (обирает купцов) ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО (взятки борзыми щенками – ерунда, по их  мнению) ПРОИЗВОЛ ВЛАСТЕЙ (забрали в армию мужа слесарши Пошлепкиной) ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ (в суде висит охотничий арапник, фамилия  частного пристава Уховертов, еще Держиморда. Высекли унтер­офицерскую  вдову. Это о многом говорит.) НЕВЕЖЕСТВО (Ляпкин – Тяпкин прочитал за свою жизнь 5­6 книг) ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ (вскрываются чужие письма) ХАЛАТНОСТЬ И НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (больные «походят на  кузнецов», не получают пищи) ПРИКИДЫВЮТСЯ ВЕРУЮЩИМИ ЛЮДЬМИ (церковь не построили, а  деньги потрачены)  Изучение нового материала. Беседа по проблеме. Обсуждая юмористические рассказы, мы уже говорили с вами, на чем  ЧИНОПОЧИТАНИЕ КОРРУПЦИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ 8. • основывается комическое. Вспомните, пожалуйста. (Несоответствие ­ между внешним видом  Хлестакова и его сущностью, например. Неожиданность – принятие  Хлестакова за ревизора неожиданно даже для него самого.) Но пьеса –  особенное произведение. Наша задача – познакомиться с авторскими  приемами создания комического в комедии.) (Слайд №7 с приемами). по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» будет Задание 2 группе состоять в том, чтобы найти несоответствие В левом столбике приводятся характеристики персонажей «Ревизор», данные автором в «Замечаниях для господ актеров», в правом- Хлестаковым в письме Тряпичкину. Сгруппируйте попарно характеристики, относящиеся к одному и тому же герою, и назовите его имя, должность и чин. ...уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему ...глуп, как сивый мерин. ...в сильнейшей степени моветон. ...совершенная свинья в ермолке. ...точь-в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть, так же, подлец, пьет горькую. Характеристика из письма Хлестакова человек. Хотя взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно сурьезен; несколько даже резонер. ...простодушный до наивности человек. ...человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. ...очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек; но при всем том проныра и плут. Очень усужлив и суетлив. Таблица ответа: Персонаж (имя, должность,чин) Характеристика из «Замечаний для господ» ...уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно сурьезен; несколько даже резонер. ...простодушный до наивности человек. ...человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. ...очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек; но при всем том проныра и плут. Очень усужлив и суетлив. Ответы. Персонаж (имя, должность, чин) Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий Иван Кузьмич, почтмейстер, надворный советник Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья, коллежский асессор Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, надворный советник Характеристика из «Замечаний для господ» ...уже постаревший на службе и очень неглупый по- своему человек. Хотя взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно сурьезен; несколько даже резонер. ...простодушный до наивности человек. ...человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. ...очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек; но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. Характеристика из письма Хлестакова Городничий глуп, как сивый мерин. Почтмейстер точь- в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть, так же, подлец, пьет горькую. Судья Ляпкин- Тяпкин в сильнейшей степени моветон Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке Учитель:  Смех смеху рознь. Гоголь тоже ведь смеётся по­разному, выступает в  комедии и как юморист, и как сатирик. Узнать, какие понятия есть в его арсенале, нам помогут ребята, которые дома работали с  литературоведческим словарем. Обратите внимание на толкование  понятий юмор, сатира. (выступление учащихся, слайд №8, 9, 10) С этим связано задание 3 группе. • Вам даны заготовки с перечислением сцен и названных приемов.  Определите, какой из них используется Гоголем в сценах из комедии.  Соедините. «Я, брат, не такого рода! Со мной советую…», «О! Я  а) Гибнер, Ляпкин­Тяпкин, Хлестаков, Сквозник­Дмухановский,  Держиморда (Использование говорящих фамилий) б) …приезд ревизора предвещает грядущую войну И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…можете  представить себе, 35 тысяч одних курьеров! (гипербола).          в) шутить не       люблю. Я такой! Я не посмотрю ни на кого… я говорю  всем: я сам себя знаю, сам». (речевая характеристика) г) (Городничий, вытянувшись и дрожа всем телом, робея). (ремарка) д) «Если бог хочет наказать, так отнимет, прежде всего, разум». (афористичный язык) е)«Городничий глуп, как сивый мерин». «Почтмейстер, должно быть,  также, подлец, пьет горькую». (речевые портреты из писем) ё) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками.  Мне бы только немножечко в щелочку­то, в дверь этак посмотреть, как  у него эти поступки…» Здесь проявляется прием использования (юмора)            ж) Унтер­офицерша «сама себя высекла» (гротеск). з) Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост  подвернул…» (сатира) и) Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли,  что, даже, когда ложишься спать, всё думаешь: «Господи, Боже ты мой,  как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было  довольно? Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты  хорошо содержатся, пьяниц мало… чего ж мне больше? Ей­ей, и  почестей никаких не хочется. Перед добродетелью все прах и суета.» (ирония автора)     к) «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!». (сарказм) 9. Отчет групп. 10. Учитель.  Молодцы! 11. Учитель:  Особенность комедии ещё и в том, что писатель не даёт своим героям  нравоучений, а просто насмехается, высмеивает. Как же он смеётся над главой  уездного города? (конечно, язвительно: ведь Гоголь выставил на посмешище  всему миру нравственные и социальные пороки жизни провинциального города, всей России, потому что считал и был твёрдо убеждён, что смех – одно из  средств нравственного исправления людей) В   «Ревизоре»   Гоголь   заставил   современников   смеяться   над   тем,   к   чему они привыкли и перестали замечать. Он бичует эти пороки, но не моралью, не нотациями и нравоучениями.   А вот вы, ребята, что бы предпочли: чтобы вас отругали или высмеяли? Вот  поэтому автор и предпочел смех. Ведь «…только смехом поражается здесь  порок», т.к. это единственное честное и благородное лицо, и его, по словам  Гоголя, боится даже тот, кто ничего не боится». В «Авторской исповеди» он  писал: «Если смеяться, так уж луҹше смеяться сильно и над тем, ҹто  действительно достойно осмеяния всеобщего. В «Ревизоре» я решился собрать  в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом  посмеяться над всем». (слайд № 11)  Хочу заметить, что пьеса создается для постановки на сцене. Поэтому зритель может не только включать воображение, но   еще и видеть, что описано в книге. Например, костюмы, внешний облик, декорации. Комическое проявляется в  костюмах героев, их внешнем облике.  Посмотрите на экран (слайд 12) Это костюмы и декорации в представлении  художника М. Добужинского.  А вот такими их увидел художник А. Константиновский (слайд 13)  По мнению художника П. Боклевского, все должно выглядеть вот так (слайд  14)  Кроме того, для любого актера важно умение владеть интонацией. А  как вы понимаете эти слова? (Где­то понизить голос или повысить его,  взять паузу, следить за логическим ударением.)   Посмотрите, как это делают актеры Театра Сатиры. Просмотр сцены 1 встречи Хлестакова и городничего (о жарком). (Слайд № 15) Музыкальное решение. А  музыкальным решением  у зрителя  вызвать смех? Осипа к трактирщику. Что делает актер на сцене? У Гоголя ремарка:  «Насвистывает сначала из «Роберта», потом «Не шей ты мне, матушка», и наконец, «ни то ни се». Зритель понимает: герой сосредоточен на  пустом желудке, перескакивает с одного на другое. Хлестаков отсылает    как  Поведение, движение. От этого зависит очень многое. Не случайно автор написал  «Замечания для господ актеров». Поэтому разные режиссеры,  принимаясь за постановку гоголевской комедии, предлагали свои  решения.  А теперь давайте посмотрим, как наши классные артисты представляют  себе поведение героев. 9.   Фрагмент спектакля, поставленный учениками. 10.Теперь я предлагаю вам подвести итог тому, что мы с вами выяснили об авторских приемах комического, пользуясь которыми, Гоголь  высмеивает недостатки окружающей жизни. (слайд № 16) Метод «ПОПС­формула» Запишите в тетради четыре предложения о Гоголе и его приемах комического,  отражающие следующие моменты формулы: П – позиция (Я считаю, что…) (Гоголь – писатель­сатирик) О – объяснение (Потому что…) (он высмеивает пороки             современного ему общества)  П – пример (Я могу это доказать на примере…) (использования  следующих приемов комического) С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…) Н.В.  Гоголь – писатель­сатирик 11.А теперь попробуем ответить, КАКОВА ЖЕ ЦЕЛЬ ОСМЕЯНИЯ? НЕ ФАРС!!! (помните, как Гоголь был недоволен первой  постановкой?) БИЧЕВАНИЕ, ВЫСМЕИВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОРОКОВ – вот его цель! Ну, высмеял… А что дальше? Смех Гоголя – средство нравственного  исправления людей. Нужно, чтобы зритель задумался об этой жизни, о том,  как жить каждому из нас. Вы обратили внимание – я сказала «нас»? Потому  что величие комедии и заключается в том, что она действенна во все времена.  Спасибо за урок. Запишите домашнее задание. 12.Дома вы должны подумать, как авторские приемы комического  проявляются в создании конкретного образа. (Выбрать героя самим) 13. Учитель. На этом заканчивается наш урок, но не заканчивается жизнь комедии  “Ревизор». Пожелать хотелось бы только одного: пусть каждый из нас живет и поступает так, чтобы гоголевские герои смешили нас только со сцены и ни в  коем случае не из зеркального отражения, ведь “неча на зеркало пенять, коли  рожа крива”  18.Рефлексия. Я предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью театральных  масок. Выберите одну из них и прикрепите на доску. темно­синий – сделал не все, что мог; белый – мог бы лучше;  голубой – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Спасибо! Оценки!

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе по теме "Приемы комического в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" в условиях реализации ФГОС. (8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018