Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"
Оценка 4.8

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
21.08.2017
Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"
"Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"" - это технологическая карта урока для 8 класса. Урок может проводится как с использованием ЭФУ, так и с обычным учебником. Позволяет познакомить учащихся с личностью одного из величайших деятелей просвещения – М.В. Ломоносовым; раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова."Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"" - это технологическая карта урока для 8 класса.
k_module5_3.docx
Название методической разработки: Урок­исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля" Автор разработки: Фомина Галина Владимировна Класс 8 Предмет литература Название Общая часть Тема урока "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля" Используемая электронная форма учебника Класс Авторы Литература. 8 класс. Часть 1.. ­ Вентана­Граф 8 Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М … Предметные Метапредметные Личностные Планируемые образовательные результаты умение делать умозаключение (индуктивное и по  аналогии) и выводы на основе аргументации;  умение строить логическое рассуждение,  включающее установление причинно­ следственных связей;  умение самостоятельно  осуществлять исследовательскую деятельность;  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях  событий; анализировать текст; делать выводы; умение при планировании достижения цели  самостоятельно учитывать условия и средства их  достижения; умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками; умение осуществлять  коммуникативную рефлексию как осознание  оснований собственных действий; умение  обобщать понятия, осуществлять сравнение; уважительное и доброжелательное отношение к  другому человеку, его мнению, мировоззрению,  культуре, языку, вере, гражданской позиции, к  истории, традициям; ТСО (оборудование) Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) Компьютер учителя, мультимедиапроектор  ЭФУ на платформе LECTA Модель применения ЭФУ на уроке (1:1) 1:1 Организационная структура урока Этап урока Образовательные задачи  (планируемые  результаты) Используемые ресурсы, в  т.ч. ЭФУ (для ЭФУ  укажите названия  конкретных объектов и  страницу) Деятельность учителя Деятельность обучающихся … … Подготовка учебников,  тетрадий 1. Оргмомент Цели урока:    познакомиться с личностью  одного из величайших  деятелей просвещения –  М.В. Ломоносовым;  раскрыть суть реформ М.В.  Ломоносова.  Ожидаемый результат:  учащиеся освоили   комплекс теоретических  понятий по теме; составили  маркировочную таблицу и  кластер по новой теме,  реализуя индивидуальное и  общее  домашнее задание.     длит .  этап а  (мин) 1 3. Вступительное  слово учителя. ­пробудить  познавательный интерес к  изучаемому  материалу; … “О, незабвенное столетье!  Радостным смертным  даруешь/Истину, вольность и  свет, ясно сужденье навек”.  Таким увидел XVIII век  2 1721 год – Петр I провозглашен императором, 1755 год –  открыт Московский  университет, 1765 год –  основано вольное 4. Возвращение к  истокам  ­актуализировать  имеющиеся знания,  умения и  навыки в связи с  изучаемым материалом; ­пробудить  познавательный интерес к  изучаемому  материалу; ­помочь учащимся  самостоятельно  определять направление в  изучении темы и  самостоятельно решать  проблемы. писатель А. Н. Радищев. Да, то  было время парадоксов в  русской жизни: рабства и  просвящения, культуры и  невежества. Чтобы лучше понять XVIII век, нам необходимо  состариться почти на триста лет. Какие события того времени  Вам известны? экономическое общество, 1757  – основана Академия  художеств. Вспомним 1745 год, когда  академиками стали В. К.  Тредиаковский и М. В.  Ломоносов, 1755 год, когда  была написана “Российская  грамматика”. Как изменилось положение  русского писателя в обществе? Каких писателей Вы знаете? 7 (Рассказ подготовленного  ученика о В. К.  Тредиаковском. В. К.  Тредиаковский родился в  Астрахани, сбежал в Москву  учиться, получил образование в Славяно­греко­латинской  академии. Побывал за  границей. Посещал лекции в  Сорбонне. Писал стихи,  романы. Стал придворным  “пиитом” Анны Иоановны. Был зачислен в штат Российской  Академии Наук, дабы  “вычищать язык русский”.  Защищал мысль о  необходимости в разработке  литературного языка опираться на разговорный, развивал  учение о вымысле, ал  определение жанра оды,  ратовал за реформирование  силлабической стихотворной  системы. Современники  относили его к тем, кто  “вещает истину смело”.) Какова роль В. К.  Тердиаковского в реформах  русского языка? Что Вы узнали о судьбе поэта? Отвечают Чтение наизусть отрывка из  стихотворения В. К.  Тредиаковского “Стихи  похвальные России”.  (подготовленный ученик) Как сегодня звучат эти строки? Как поэт называет Россию? Роль риторических вопросов? “Стихи похвальные России” ­  преклонение перед Родиной  истинного патриота. Отвечают 5. Постановка  проблемы  ­ ­актуализировать  имеющиеся знания,  умения и  навыки в связи с  изучаемым материалом;   6. Повторение. “Трудолюбивы филолог” (так  назван поэт в подписи к его  портрету), “возовик” Радищев,  Тредиаковский начал учение “о  поэтических вольностих”,  многое сделал для русской  филологии, реформировал  силлабическое стихосложение. В 1701 году вышло восемь  издательский единиц, в конце  первой четверти века – 149, в  середине 827. Почему была необходима  реформа русского языка? Ученые и поэты искали границы  использования традиционно­ книжных элементов, место  народных слов в речи. Об этом  много спорили В. К.  Тредиаковский и М. В.  Ломоносов Классицизм – направление в  культуре XVII­XVIII века.  Заочная экскурсия в Санкт­ Петербург (презентация). Что Вам известно о классицизме  в литературе?  2 Характерные черты:  античность, симметрия, ордер.  Разделение на высокий и  низкий жанры. 5 7.  Самостоятельная работа с ЭФУ ­ Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый  материал: ­Помочь соотнести старые  знания с новыми. 8.  Совместная  работа с ЭФУ 9.  Применение  знаний  Электронные  учебники.  (Литература. 8  класс. Часть 1.  Ланин Б.А.,  Устинова Л.Ю.,  Шамчикова В.М. ­  Вентана­Граф) «Михаил Васильевич Ломоносов (1711 –  1765) стр. 9­10 Электронные  учебники.  (Литература. 8  класс. Часть 1.  Ланин Б.А.,  Устинова Л.Ю.,  Шамчикова В.М. ­  Вентана­Граф) «Теория трех  штилей» (1711 –  1765) стр. 22­24   Читают, выписывают важные  моменты 3 М. В. Ломоносов вывел  зависимость стиля речи от  присутствия в ней  церковнославянских слов или  русских из разговорной речи,  создал теорию “трех штилей”. 3 К какому стилю можно отнести  это произведение? Почему? Чтение наизусть стихотворения М. В. Ломоносова “Кузнечик”. Слушают. Отвечают. 2 Какие строки запомнились? Почему? Основные жанры литературы  эпохи классицизма: трагедия,  ода, комедия. Чтение «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 3 1747 года». 10.  Совместная  работа с ЭФУ.  Применение  знаний  ­ Помочь учащимся  активно воспринимать  изучаемый материал: ­Помочь соотнести старые  знания с новыми.  Электронные  учебники.  (Литература. 8  класс. Часть 1.  Ланин Б.А.,  Устинова Л.Ю.,  Шамчикова В.М. ­  Вентана­Граф) «Михаил Васильевич  Ломоносов (1711 – 1765),  стр. 12­19 14 Идея просвещенной монархии –  центральная в творчестве  Ломоносова. Ода – жанр  высокого стиля, позволяющие  соединить в большом  стихотворении лирику и  публицистику, высказаться по  вопросам, имеющим  государственное значение. На доске и в тетрадях  записываются признаки  высокого стиля: оканье,  архаизмы, приемы ораторской  речи. Как построена ода? Какие  события упоминает автор? Почему этот день так важен для  поэта? Какой предстала Росиия? Какие целя ставит автор перед  правлением Елизаветы? Какими чувствами проникнута  ода? Что воспевает автор? На доске и в тетрадях  записываются признаки  высокого стиля: оканье,  архаизмы, приемы ораторской  речи. (Елизавета – науки – Петр –  Россия – будущее науки). Россия – сокровище, широкое  поле для деятельности  просвещенного человека. Быть щедрой во благо  Отчизны. “Процветание” России, её  богатства зависят от характера  государственного правления. Какие худежественные средства   усеченные формы слов использует автор для создания  торжественного высокого слога  оды?      (“лира восхищенна”,  “главу венчанну”); славянизмы (“хощет”,  “тщание”); инверсия (“где  мерзлыми Борей  крылами”); особые орфоэпические  нормы, подкрепленные  рифмой (пространства – поддaнство, Индuя –  Россия); сравнения (“Лена, как  Нил, народы напояет”); эпитеты (в  полях кровавых,  пламенные звуки). Можем ли мы определить  стихотворный размер оды?  четырехстопный ямб. Какой вывод делаем?  Перед нами программа  деятельности монарха и  общества, обращенная в  будущее. Поэту важно призвать слушателя и читателя к  активному участию в ее  выполнении. Ломоносов  воспевает силу и мощь Верны слова А. Н. Радищева:  “Ломоносов описал все слогом  чистым и внятным”. российского государства. Его реформа стихосложения  открыла колоссальные  возможности русской поэзии,  его реформирование русского  литературного языка дало  отечественной культуре  мощное средство ее развития. 11. Итоги.  Рефлексия.  оценивание Задачи: ­помочь учащимся  самостоятельно  обобщить изученный  материал; ­помочь учащимся  самостоятельно  определить направления в  дальнейшем изучении  материала.  Какова роль М. В. Ломоносова в  развитии литературы? На слайд:  2 Его реформа стихосложения  открыла колоссальные  возможности русской поэзии,  его реформирование русского  литературного языка дало  отечественной культуре  мощное средство ее развития. Выставление оценок за урок с  комментариями Домашнее  задание ­ закрепление полученных  знаний; расширение  кругозора учащихся Выбор домашнего задания 1 Электронные  учебники.  (Литература. 8  класс. Часть 1.  Ланин Б.А.,  Устинова Л.Ю.,  Шамчикова В.М. ­  Вентана­Граф).  Задания после  текста «Оды...»  стр. 20 работа с заданиями после текста оды (одно на выбор): «для любознательных» ­  индивидуальные сообщения об  одном из открытий или  изобретений М.Ломоносова  (опора  ­ статья «Ломоносов­ филолог», стр. 20) «для любимых» ­ «Решаем  читательские задачи» (стр.20)  «для творческих натур» ­  «Литературная мастерская»  (стр. 20)

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.