Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
04.10.2019
Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"
- Воспитывать любовь к родному краю, через эстетическое переживание детьми прочитанного стихотворения. - Научить детей анализировать стихотворный текст, уметь использовать в данной работе литературоведческие понятия (сравнение, олицетворение, эпитет) -Развивать умение работать с заглавием произведения, соотносить заглавие с содержанием текста и иллюстрацией. Умение находить в стихотворном тексте слова и выражения, которые использовал автор для описания картин природы. Целесообразность: - пополнение словарного запаса; - расширение кругозора младшего школьника; - развитие образного мышления; - формирование эстетически культурной личности.
Открытый урок литературного чтения в 4 классе Золотая осень.docx
МКОУ «СОШ №19» г.Хасавюрт Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4­м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень" Разработала урок учитель начальных классов Абдусаламова А.С. Цели: ­ Воспитывать любовь к родному краю, через эстетическое переживание детьми  прочитанного стихотворения. ­  Научить детей анализировать стихотворный текст, уметь использовать в данной  работе литературоведческие понятия (сравнение, олицетворение, эпитет) ­Развивать умение работать с заглавием произведения, соотносить заглавие с  содержанием текста и иллюстрацией. Умение находить в стихотворном тексте слова и  выражения, которые использовал автор для описания картин природы. Целесообразность: ­ пополнение словарного запаса; ­ расширение кругозора младшего школьника; ­ развитие образного мышления; ­ формирование эстетически культурной личности. Оборудование: презентация к уроку, толковые словари, словари “настроений”. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. 1. Орг.момент.  Введение в тему занятия.  Учитель: Сегодня в очередной раз мы открываем с вами “Поэтическую тетрадь” ­  раздел нашего учебника чтения. Давайте узнаем, с чем нам предстоит познакомиться,  чему научиться. (Дети изучают первую страницу раздела, где перечислены его цели и задачи). Дети: Мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов XX века. У. Чему нам предстоит научиться? Д. Мы будем учиться определять в стихотворении настроение и чувства поэта. У. В этом нам будут помогать словари настроений. Но я хочу обратить ваше внимание  на то, что до этого нам не встречалось понятие “лирическое стихотворение”. Вам следует узнать, что в лирическом стихотворении, даже если оно описывает  картины природы, на первом месте стоит его автор, его мысли, чувства, душевные  переживания. Василий Андреевич Жуковский, друг и наставник А.С.Пушкина, даже сравнил лирику с пейзажем души. ­ Что такое пейзаж? Д. ­ Это описание природы в художественном произведении. У. – Как тогда вы понимаете выражение “пейзаж души”? (Ответы могут быть неоднозначными.Дети высказывают разные точки зрения) ­ И чудесно, попробуем разобраться в этом сложном вопросе. А поможет нам в этом  прекрасный русский поэт – Борис Леонидович Пастернак.  2. Беседа о поэте. “Широко раскрытыми глазами, как ребенок, который все видит впервые, все чувствует, не как взрослые, которые ко всему привыкли, смотрел он на мир".  Борис Леонидович всю жизнь не уставал удивляться природе, миру, тайнам вселенной,  не уставал ими восхищаться. А.А. Ахматова одна из первых отметила эту его способность и сказала: "Он награжден каким­то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил..." Многие отмечали его необыкновенную способность передавать глубокие и тонкие  человеческие чувства и мысли через изображение картин природы. Вот вам,  пожалуйста, ­ пейзаж души! Борис Леонидович сегодня представит вам душу русской золотой осени в  стихотворении "Золотая осень". ­ Как вы думаете, почему же именно Борис Пастернак поведет нас в удивительный мир  золотой осени? ­ Сегодня мы увидим осень глазами Пастернака и попробуем сравнить с нашими  впечатлениями об одном из самых чудесных времен года – золотой осени. ­Закройте глаза и вспомните, какая из осенних картин сразу возникает в вашей памяти?  Какой вы представляете себе осень? (ответы детей). ­ Посмотрите на эпиграф нашего урока. Почему именно его я взяла на сегодняшний  урок? Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. Н. Рыленков. 3. Проверка домашнего задания. А сейчас мы отправимся в музей изобразительного искусства. Перенестись туда нам  помогут репродукции картин, которые вы нашли по теме “Осень”. (выступление каждой группы, рассказ о художнике и картине) ­ Стихи каких поэтов вспомнили, глядя на эти картины? (чтение учащимися ранее изученных стихов об осени) 4. Первичное восприятие стихотворения. ­ Еще одно необычайно красивое стихотворение вам сейчас прочитает (имя ученика).  Оно называется “Золотая осень” и написал его Б. Пастернак. (Чтение стихотворения заранее подготовленным хорошо читающим учеником) Какое настроение создало стихотворение. (ответы детей) Давай те в нашей галерее оставим только те картины, которые созвучны настроению  автора. Они помогут нам глубже понять стихотворение. Чтение текста учителем. ­ Какие картины вы представили себе, слушая это стихотворение? ­ Что можно сказать о чувствах поэта к своей Родине? Прочтите стихотворение ещё раз внимательно. Будем объяснять значение слов,  которые вы подчеркнули. Попробуем увидеть краски, которые рисует автор с помощью слов и услышать звуки природы. 5. Чтение текста с комментированием. 1 строфа. Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. ­ Прочтите первые две строки стихотворения. Какое незнакомое слово вы  подчеркнули? (чертог) (Словарная работа: карточки с незнакомыми словами вывешиваются учителем на  доске) ­ Это слово старинное, его значение можно отыскать в «Толковом словаре русского  языка В.Даля». На перемене я попросила найти это слово девочек. ­ Пожалуйста, девочки, прочтите выдержку из словаря. (Чертог – дворец, роскошные  палаты) (слайд 9) ­ Почему автор сравнивает осень с дворцом? (Осенью листья на деревьях жёлтые,  словно  золотые.И внутреннее убранство дворца украшено позолотой) ­ Всем ли открыт этот дворец для обзора? (Всем) ­ Давайте войдём туда и мы. ­ Что мы увидим в прихожей дворца? Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. ­ Что такое просеки? (ответы детей) ­ На что похожи озёра, если в них можно заглядеться? ( На зеркала в прихожей) ­ С какой интонацией будем читать эту строфу? (Спокойно,  загадочно, словно мы  попадаем в сказку) 2 строфа. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. ­ Чем заполнены залы дворца? (картинами) ­ Что изображено на картинах? (деревья) ­ Откуда взята позолота на рамках картин? (слайд 10) ­ Кого мы можем встретить во дворце? (вязы, ясени, осины) 3 строфа. Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной. Лик берёзы – под фатой Подвенечной и прозрачной. ­ С кем сравнивает поэт липу и берёзу? ( с девушками – невестами) ­ Как называется этот приём в литературе? (олицетворение) ­ Что надето на липе? (обруч золотой) ­Почему его сравнивают с венцом для новобрачной? ­ Венец – корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.  (показ фотографии венца) (слайд 11) ­ В каком наряде берёза? (в фате) ­ Почему фата на ней прозрачная? (листьев на деревьях мало, их количество  уменьшается с каждым порывом ветра) ­ Какая картина может быть иллюстрацией к этим строкам? (слайд 12) 6. Физ. минутка. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Вот кленовый, вот дубовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой. К ночи ветер – ветерок Рядом с листьями прилег. Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке. ­ Выйдем из дворца во двор и немного разомнёмся. 7. Продолжение работы над текстом. ­ Что мы можем увидеть на воображаемом осеннем дворе? 4 строфа. Чтение первых двух строк. Погребённая земля Под листвой в канавах, ямах. ­ Как понимаете слово «погребённая»? (похоронена, присыпана землёй) ­ А чем присыпана земля? (опавшей листвой) ­ Посмотрите на репродукции картин «Тишина» и «Осень. Усадьба», можно ли сказать,  что земля погребена под листвой? ­ И писатель, и художник увидели похожий уголок нашей Родины, но изобразили  каждый по­своему. Чтение 3 и 4 строки. В жёлтых клёнах флигеля Словно в золочёных рамах. ­ Какое слово вам не понятно? (флигеля) (вывесить карточку со словом) ­ Слово флигель в другом словаре – «Толковом словаре русского языка Ожегова»,  находили мальчики. (Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во  дворе большого здания) ­ С чем сравниваются клёны? (с золочёными рамами) ­ Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту  клёнов? (жёлтых, золочёных) 5 строфа. Где деревья в серебре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. ­ Что такое закат? (ответы детей) ­ Видели ли вы янтарь? (слайд 13) ­ Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? (закат  отражает на коре деревьев краски осени) 6 строфа. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует что ни шаг, Под ногами лист древесный. ­ Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? (ответы детей) ­ Прочтите хором 3 строку, выделяя голосом звук [ш]. Услышали, как шелестят  листья? ­ Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком­то листе говорит автор?  (нет, это собирательный образ, говоря «лист древесный», поэт имеет в виду все листья) 7 строфа. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишнёвый клей Застывает в  виде сгустка. ­ Что ещё можно услышать в осеннем лесу? (эхо) ­ С чем сравнивает автор зарю? (с вишнёвым клеем) ­ Закройте глаза. Представьте зарю. Когда садится солнце, цвет тёмно – красный, очень насыщенный, густой, как клей, который застывает в виде сгустка. Перед чтением 8 строфы. ­ Посмотрите, какие эпитеты использовал поэт при описании осени.(золотой,  золочённых, жёлтых, янтарный, вишнёвый) ­ Что станет с этой красотой через некоторое время, когда наступит зима? ­ Этот период подходит к концу, заканчивается и наше стихотворение. Прочтём  последнюю строфу. 8 строфа. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. ­ С чем сравнивает осень Пастернак? (с древним уголком) ­ Что хранится в этом уголке? (ответы детей) ­ Когда бывает так, что старые ненужные вещи дороги их хозяину? (ему дороги  воспоминания, связанные с ними) ­ Так и старые листья, которые опали, они не нужны, но воспоминания об их красках,  золоте дороги. Они будут согревать душу долгими зимними вечерами. Ведь не зря поэт  называет их сокровищами. 8.Закрепление нового материала (беседа с выборочным чтением) Какие чувства испытывает автор глядя на падающие листья? (удивление, восхищение) Прочитайте первое четверостишие. Что представили, читая эти строки? Как понимаете строки “просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера” Выберем из картинной галереи ту картину, которая соответствует прочитанным  строкам. Прочитайте второе и третье четверостишие. Какие цвета использует автор в своем стихотворении? Какие деревья описывает? Как понимаете выражение “как на выставке картин залы, залы, залы, залы” Найдите пример олицетворения. Выберем картину. Почему летящие листья вызывают у автора мысли о старых книгах, одежде, оружии? Как будем читать стихотворение? С какой громкостью? Выразительное чтение стихотворения. Соревнование групп. Конкурс чтецов. (лучшим вручается кленовый лист) 9.Итог урока. ­ Наша литературная гостиная завершила свою работу. ­ В каком времени года оказались, благодаря стихотворению Пастернака. Какие картины помогли нам глубже понять чувства автора? Почему? 10. Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения. По желанию выучить наизусть. Директор МКОУ «СОШ№19»  ___________  Корголиев У.И Зам.директор по УВР МКОУ «СОШ№19» ____________ Зурканаева М. А. МКОУ «СОШ №19» г.Хасавюрт Отзыв коллег об уроке литературного чтения по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень" в 4 а классе, учителя начальных классов МКОУ «СОШ№19»  Абдусаламовой А.С. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Поэтическая тетрадь». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В  содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующего  затруднения. Чтение стихотворения Б.Пастернака «Осень. Сказочный чертог».   Совместно с детьми выясняем, что осень можно изобразить через живопись, музыку,  фотографию, прикладное искусство и, наконец, через текст, стихотворный и  прозаический.  Деятельность учащихся: Определяют основополагающий и направляющие вопросы:  Что такое осень? На каких уроках мы говорим об осени? Как можно изобразить осень?  Какой информационный продукт мы должны создать в результате урока? Предлагают  свои варианты, слушают музыку, смотрят образцы изображения осени На первом этапе урока была проведена речевая разминка, в которую были включены  упражнения по технике речи (дыхание, голос, дикция, интонация), имеющие большое  значение для выразительного чтения. Данный этап, хотя и был непродолжительным,  позволил быстро включить учащихся в ход урока. На этапе первичного синтеза была проведена подготовка к первичному восприятию  текста. Подготовка детей к правильному эстетическому и эмоциональному восприятию проводилась в форме демонстрации слайд­шоу с музыкальным сопровождением.  Первичное восприятие стихотворения было предложено в виде аудиозаписи мастера  художественного слова. Выявить эмоциональный отклик помогла эмоционально­ оценочная беседа, которая также помогла заинтересовать учащихся в анализе  произведения и создала условия для активности работы на уроке. На этапе анализа учащимся предлагались задания, побуждающие их к повторному  чтению текста, лексико­синтетическому анализу каждой из его частей. Также на  данном этапе использовалось словесное рисование, являющееся эффективным  средством речевого развития учащихся, так как приучает тренировать воображение,  обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. На этапе работы над выразительным чтением учащиеся самостоятельно подготовили  партитуру стихотворения, упражнялись в выразительном чтении индивидуально, а  также  в парах. При этом учащиеся оценивали чтение друг друга. На заключительном этапе урока были подведены итоги, прокомментирована  деятельность учащихся, было предложено домашнее задание. Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершенность  каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на  уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Директор МКОУ «СОШ№19»  ___________  Корголиев У.И Зам.директор по УВР МКОУ «СОШ№19» ____________ Зурканаева М. А. МКОУ «СОШ №19» г.Хасавюрт Отзыв родителей об уроке литературного чтения по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень" в 4 а классе, учителя начальных классов МКОУ «СОШ№19»  Абдусаламовой А.С. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока.  Так основной задачей урока являлось создание условий для успешного текста Б. Л.  Пастернак «Золотая осень». Этому благотворно содействовало использование музыки  П.И. Чайковского «Времена года» ­ «Осень – октябрь» и А. Вивальди «Четыре времени года», а так же чтение под музыку стихотворения Б.Л. Пастернака «Золотая Осень». Словарная работа (слова и словосочетания), содержащая прилагательные,  описывающие текст стихотворения. Индивидуально подготовленные задания по стихотворению, текст спропусками  прилагательных описывающих детали стихотворения и слова помощники, дали  возможность слабоуспевающим учащимся успешно выполнить работу. Использование подвижной (сбор листьев, разбросанных ветром) и зрительной  (представление стихотворения с закрытыми глазами по слуховому восприятию)  физминутки способствовало снятию напряжения у учащихся зрительных анализаторов и мышечной системы. Так же это способствовало реализации охранительно –  педагогического принципа. В ходе урока ученики с желанием отвечали на поставленные вопросы, эмоционально  реагировали на музыкальное и литературное сопровождение, стремились показать свои  знания. С поставленными задачами учащиеся справились. Темп урока соответствовал возможностям учеников, психоэмоциональный настрой был положительный. Родители 4а класса

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

Конспект открытого урока по литературному чтению  в 4-м «а» классе по теме Б. Л. Пастернак "Золотая осень"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2019