Конспект открытого урока разработан в занимательной игровой форме "Полет на борту авиалайнера", где учитель выступает в роли командира экипажа воздушного судна (в соответствующей форме), дежурные ученики в роли бортпроводников( в головных уборах бортпроводников), остальные ученики -пассажиры. на уроке использовались технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения.
Тема: Глагол как часть речи.
ЦЕЛИ: 1. Обучающая: формирование системы знаний о глаголе как части речи:
обучение умению и навыкам определения глаголов, нахождению их среди других частей
речи, правильному употреблению их с именами существительными.
2. Развивающая: развитие умения работать по алгоритму; формирование
навыков работы в паре; развитие навыков контроля и самоконтроля; развитие речи
учащихся, внимания и памяти.
3. Коррекционная: формирование познавательного интереса через развитие
логического мышления.
4. Воспитательная: воспитание учебной активности, усидчивости;
формирование навыков осознанного подчинения определённым правилам и
требованиям.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Карта путешествия.
2. Таблица с алгоритмом.
3.Индивидуальные карточки с заданиями,
дифференцированными по группам заданиями.
4. Учебные принадлежности.Этапы урока.
Формы и методы работы.
Физминутка.
I. Организационный
момент.
ХОД УРОКА.
Содержание работы.
«Мы проверили осанку…»
Уважаемые пассажиры! Вас приветствует экипаж рейса 4
«А». Капитан (ФИО учителя, бортпроводники – фамилии
нескольких учеников)
Прошу занять места согласно купленным билетам.
Бортпроводнику1 проверить готовность к полёту.
1. Проверка
готовности к
уроку.
2. Настрой на
работу.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь не зевать,
Чтобы лучше всё понять!
В начале урока, я, как командир экипажа, хотела бы
узнать, с каким настроением мы начинаем наше путешествие?
У вас на партах лежат карточки с символами разного
настроения. Выберите, пожалуйста, тот, который подходит к
вашему настроению больше всего, и покажите мне..
Я рада, что у всех прекрасное настроение. Это значит, что
мы готовы к работе. И я спешу сообщить, что наш полёт
проходит на высоте 4 000 метров при пасмурной погоде. А
почему же у нас пасмурно? Всё понятно: на небе тучи и
солнце не может согреть нас своими лучами.(на доске изображение солнца без лучей)
Наша задача, сделать так, чтобы к концу полёта солнце
снова ярко засияло и одарило нас своим теплом.
Но чтобы наше путешествие было успешным, нам надо
вспомнить некоторые правила.
( дети зачитывают «золотые» правила русского языка)
В начале полёта необходимо заполнить бортовые журналы.
Откройте тетради. Прочитайте, какое сегодня число?
Сначала мы пропишем его в воздухе: представьте себе, что
вы пишите, глядясь в зеркало – я буду вашим отражением.
Покажите, как надо держать ручку. Приступаем.
(дети прописывают число в воздухе, учитель прописывает
в зеркальном отражении)
А теперь запишем число в тетрадь.
Наш полёт над планетой Частей Речи начинается. Давайте
вспомним, в каких странах мы уже побывали. В этом нам
поможет карта путешествия. Но что случилось?
При взлёте карта рассыпалась на части. Нам надо её
восстановить.
(дети собирают карту; каждая часть обозначена номером,
внизу карты даны условные обозначения:
1 – имя существительное;
2 – имя прилагательное;
3 – имя числительное;
4 – местоимение;
дети берут часть карты, по номеру определяют часть
речи)
Молодцы! Но у нас осталась ещё одна деталь карты. Это та
страна, по которой мы начинаем сегодня большое и
интересное путешествие. Чтобы узнать пункт назначения, мы
должны выполнить следующее задание.
II.Сообщение темы
урока
1. Каллиграфическая
минутка (оформление
тетрадей).
2. Сопоставление
формы предмета с его
образом.3. Постановка
проблемы.
Перед вами на партах лежат конверты с вашими фамилиями
и номерами групп. Возьмите из конверта карточку жёлтого
цвета. Внимательно прочитайте задание.
Задание: из пяти слов в каждом ряду одно слово – лишнее.
Найдите эти слова и подчеркните их.
4. Подготовка к работе с
Работа
алгоритмом.
по образцу.
Карточки:
«Найди лишнее
слово».
5. Работа по алгоритму
определения частей
речи.
1. Парта, ручка, строить, клей, пенал.
2. Кислый, прибежать, солёный, сладкий, горький.
Какие слова подчеркнули?
Задание: записать найденные слова в столбик (друг под
другом). Поставить вопрос к каждому слову (записать).
Определить, что обозначает каждое слово (записать).
(учитель пишет на доске, дети – в тетрадях)
Строить (что делать?), действие предмета.
Прибежать – (что сделать?), действие предмета.
Посмотрите внимательно на запись в бортовых журналах и
скажите, что общего вы заметили в записанных словах?
(слова отвечают на одинаковые вопросы и обозначают
одно и то же)
А сейчас, пользуясь схемой, мы узнаем, какой частью речи
являются все эти слова.
(дети по карточкам с алгоритмом определяют, на какой
вопрос отвечают слова, что они обозначают, и какой
частью речи являются)
Откройте учебники на с. 96 и проверьте, правильно ли мы
определили часть речи. Приведите свои примеры.Работа с правилом
6. Словарная работа.
(развитие зрительной
памяти)
Молодцы! Мы действительно летим в город Глагольск –
столицу страны Глаголов (обозначить эту
страну
флажком).
Для начала, давайте запомним, как пишется это слово.
(учитель показывает карточку со словом глагол, дети
запоминают и прописывают всю строку)
Ребята, иной раз, чтобы достичь цели, необходимо
преодолеть различные препятствия, возникающие на пути.
Вот и перед нами встала первая проблема.
Глаголы решили поиграть с нами в прятки и проверить,
сможем ли мы найти их среди других частей речи.
Задание: Возьмите из конвертов зелёные карточки. На них
вразброс записаны слова, являющиеся различными частями
речи: у 1 группы – это слова какойто одной части речи и
глаголы; у 2 группы – слова двух частей речи и глаголы; у 3
группы – слова трёх различных частей речи и глаголы. Ваша
задача – найти глаголы, пользуясь схемой, и подчеркнуть их.
III.Работа по теме.
1. Упражнение
в нахождении
глаголов.
я он
ты выучить
помнить
знать оно
пять вы
знать помнить
они он
сто выучить
знать стол я
большой помнить
выучить вы они
школа
Закончили. Положили ручки.
1 группа
2 группа
Уважаемые пассажиры! Бортовой компьютер показывает
снижение высоты полёта. Нужно исправить положение. Япрошу бортпроводника 2 помочь нам.
3 группа
Физминутка
2. Проверка
(работа по
формированию
навыка контроля и
самоконтроля)
3. Упражнение в
правильном
употреблении
глаголов с именами
существительными.
4. Постановка
проблемы.
(формирование
навыка работы в
паре)
Замечательно! Высота набрана. Теперь надо проверить, как
вы справились с заданием.
Обменяйтесь тетрадями со своим соседом. На этой карточке
записаны спрятавшиеся глаголы. Если всё правильно, на
полях поставьте карандашом «+».
Встаньте те, чей сосед не ошибся.
( учитель отмечает тех учся, кто справился с заданием)
Мы с вами выяснили, что глаголы обозначают какоелибо
действие предмета. Получается, что все жители области
Глаголов всегда производят какието действия с предметами:
главное, не перепутать, какой глагол с каким предметом
должен употребляться. Поэтому, в следующем задании вы
будете подбирать к именам существительным подходящие
глаголы.
Достаньте из конвертов карточки розового цвета. На них в
два столбика записаны слова. Прочитайте их. Скажите,
пожалуйста, в каком столбике находятся глаголы?
(дети определяют)
Задание: соедините имя существительное из первого столбика
с подходящим глаголом из второго столбика стрелочкой.
Вы можете совещаться со своим соседом и вместе выбрать
тот вариант, который кажется вам правильным.
Конь несётся
Машина катится
Мяч скачет
А теперь давайте проверим.
Кто изображён на этом рисунке? (конь)
Прочитайте получившееся предложение. А у кого другое?
(учитель переворачивает рисунок, дети читаютправильный ответ и списывают его в тетрадь.)
Аналогично с остальными рисунками.
А теперь поработаем с учебником. Номер страницы записан
на этой карточке. Что надо сделать, чтобы узнать его?
96
(карточка повернута на 90 градусов)
Правильно, с. 96, упражнение 345.
Задание: к данному глаголу поставить вопрос и подобрать
подходящее имя существительное (три словосочетания).
Образец: Строить (что?) дом.
Молодцы! Давайте дадим нашим пальцам отдохнуть.
(«Папа, папа, это ты?»)
Все вы оказались очень хорошими попутчиками: работали
дружно, активно, правила не нарушали. Во время полёта я
наблюдала, как вы заполняли свои бортовые журналы.
Самыми аккуратными оказались … (23 уч.). Большую
помощь в преодолении препятствий и решении проблем
оказали… (34 уч.).
( учитель оценивает работу каждого учащегося, как
устную, так и письменную)
Для закрепления данных, полученных в полёте, вам
необходимо ещё одно задание выполнить дома.
Упражнение домашнего задания находится на той же
странице, на которой мы работали; номер этого упражнения
на одну единицу меньше номера того упражнения, которое мы
выполняли. На какой странице и какое упражнение задано
вам на дом?
Достаньте из конверта карточки белого цвета. На них
записано ваше домашнее задание (по группам) – объяснение д.
з.. Запишите д. з. в дневники.
По какой стране мы сегодня начали путешествие?
Что такое глагол?
5. Проверка.
(списывание с
печатного текста)
6. Закрепление. Работа с
учебником у доски по
образцу.
(с. 96, упр. № 345)
(комментированное
письмо)
(на доске)
Пальчиковая
гимнастика
IV.Выставление оценок. На какие вопросы отвечают глаголы?
Что они обозначают?
Я надеюсь, что вы не забыли о той задаче, которая была
поставлена в самом начале полёта? Мы должны помочь
солнышку
пробиться сквозь тучи. А для этого надо
вспомнить, что мы делали в полёте. Выберите из
перечисленного.
(на доске записаны глаголы: писали, скучали, отвечали на
вопросы, отвлекались, узнавали новое,
старались,
работали в парах, помогали друг другу, баловались; дети
называют виды работ, а учитель приклеивает лучи к
солнышку на каждое правильно названное слово)
Молодцы, посмотрите, как засияло наше солнышко! Я
надеюсь, что всем сразу стало теплее. Большое спасибо за
работу! Наш полёт окончен.
V. Домашнее задание.
VI.Подведение итогов.
VII .Рефлексия.