конспект открытого урока по русскому языку (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект открытого урока разработан в занимательной игровой форме "Полет на борту авиалайнера", где учитель выступает в роли командира экипажа воздушного судна (в соответствующей форме), дежурные ученики в роли бортпроводников( в головных уборах бортпроводников), остальные ученики -пассажиры. на уроке использовались технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения.
Иконка файла материала Глагол как часть речи.doc
Тема: Глагол как часть речи.   ЦЕЛИ:   1. Обучающая: формирование системы знаний о глаголе как части речи:  обучение умению и навыкам определения глаголов, нахождению их среди  других частей  речи, правильному употреблению их с именами существительными.                                  2. Развивающая:  развитие умения работать по алгоритму; формирование навыков   работы   в   паре;   развитие   навыков   контроля   и   самоконтроля;   развитие   речи учащихся, внимания и памяти.                    3. Коррекционная: формирование познавательного интереса через развитие логического мышления.                                  4.   Воспитательная:  воспитание   учебной   активности,   усидчивости; формирование навыков осознанного  подчинения определённым правилам и  требованиям.                       ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Карта путешествия.                                        2. Таблица с алгоритмом.                                                                                    3.Индивидуальные карточки с заданиями, дифференцированными по группам заданиями.                                        4. Учебные принадлежности.Этапы урока.  Формы и методы работы. Физминутка. I. Организационный  момент. ХОД УРОКА. Содержание работы. «Мы проверили осанку…»   ­ Уважаемые пассажиры! Вас приветствует экипаж рейса 4 «А». Капитан ­  (ФИО учителя,  бортпроводники – фамилии нескольких учеников) Прошу занять места согласно купленным билетам. ­ Бортпроводнику1 ­  проверить готовность к полёту. 1. Проверка  готовности к  уроку. 2. Настрой на  работу. ­ Долгожданный дан звонок,   Начинается урок.   Всё ль на месте, всё ль в порядке:   Ручки, книжки и тетрадки?   Все ли правильно сидят?   Все ль внимательно глядят?   Начинается урок,   Он пойдёт ребятам впрок.   Постарайтесь не зевать,    Чтобы лучше всё понять!    ­   В   начале   урока,   я,  как   командир   экипажа,     хотела   бы узнать, с каким настроением мы  начинаем наше путешествие? У   вас   на   партах   лежат   карточки   с   символами   разного настроения. Выберите, пожалуйста, тот, который подходит к вашему настроению больше всего, и покажите мне.. ­ Я рада, что у всех прекрасное  настроение. Это значит, что мы   готовы   к   работе.   И   я   спешу   сообщить,   что   наш   полёт проходит на высоте 4 000 метров при пасмурной погоде. А почему   же   у   нас   пасмурно?   Всё   понятно:   на   небе   тучи   и солнце  не может  согреть нас своими лучами.(на доске изображение солнца без лучей) ­   Наша   задача,   сделать   так,   чтобы   к   концу   полёта   солнце снова ярко засияло и одарило нас своим теплом. ­   Но   чтобы   наше   путешествие   было   успешным,   нам   надо вспомнить некоторые правила.      ( дети зачитывают «золотые» правила русского языка) В  начале  полёта   необходимо   заполнить   бортовые   журналы. Откройте тетради. Прочитайте, какое сегодня число?    Сначала мы пропишем его в воздухе: представьте себе, что вы пишите, глядясь в зеркало – я буду вашим   отражением. Покажите, как надо держать ручку. Приступаем.  (дети прописывают число в воздухе, учитель прописывает в зеркальном отражении) ­ А теперь запишем число в тетрадь. Наш полёт над планетой Частей Речи   начинается. Давайте вспомним,   в каких странах мы уже побывали. В этом нам поможет карта путешествия. Но что случилось? ­   При   взлёте   карта   рассыпалась   на   части.   Нам   надо   её восстановить. (дети  собирают карту; каждая часть обозначена номером, внизу карты даны условные обозначения: 1 – имя существительное; 2 – имя прилагательное; 3 – имя числительное; 4 – местоимение; дети   берут   часть   карты,   по   номеру   определяют   часть речи) ­  Молодцы! Но у нас осталась ещё  одна деталь карты. Это та страна,   по   которой   мы   начинаем   сегодня   большое   и интересное путешествие.  Чтобы узнать пункт назначения, мы должны выполнить следующее задание.  II.Сообщение темы        урока       1. Каллиграфическая минутка (оформление тетрадей). 2. Сопоставление формы предмета с его образом.3. Постановка проблемы. ­ Перед вами на партах лежат конверты с вашими фамилиями и номерами групп.   Возьмите из конверта карточку жёлтого цвета. Внимательно прочитайте задание. Задание:  из пяти слов в каждом ряду одно слово – лишнее. Найдите эти слова и подчеркните их. 4. Подготовка к работе с   Работа алгоритмом. по образцу. Карточки: «Найди лишнее  слово». 5. Работа   по   алгоритму определения   частей речи. 1. Парта, ручка, строить, клей, пенал. 2. Кислый, прибежать, солёный, сладкий, горький. ­ Какие слова подчеркнули? Задание:  записать   найденные   слова   в   столбик  (друг   под другом).   Поставить   вопрос   к   каждому   слову  (записать). Определить, что обозначает каждое слово (записать).  (учитель пишет на доске, дети – в тетрадях) Строить ­  (что делать?), действие предмета. Прибежать – (что сделать?), действие предмета. ­ Посмотрите внимательно на запись в бортовых журналах и скажите, что общего вы заметили в записанных словах? (слова   отвечают   на   одинаковые   вопросы   и   обозначают одно и то же) ­ А сейчас, пользуясь  схемой, мы узнаем, какой частью речи являются все эти слова. (дети по карточкам с алгоритмом определяют, на какой вопрос   отвечают   слова,   что   они   обозначают,   и   какой частью речи являются) Откройте учебники на с. 96 и проверьте, правильно ли мы определили часть речи. Приведите свои примеры.Работа с правилом 6. Словарная работа. (развитие   зрительной памяти) ­ Молодцы!   Мы   действительно летим в город Глагольск – столицу   страны   Глаголов  (обозначить   эту     страну флажком).  ­  Для начала, давайте запомним, как пишется это слово. (учитель   показывает   карточку   со   словом   глагол,   дети запоминают и прописывают всю строку) ­   Ребята,   иной   раз,   чтобы   достичь   цели,   необходимо преодолеть   различные   препятствия,   возникающие   на   пути. Вот и перед нами встала первая проблема. ­     Глаголы решили поиграть с нами в прятки и проверить, сможем ли мы найти их среди других частей речи.   Задание:   Возьмите из конвертов зелёные карточки. На них вразброс   записаны   слова,   являющиеся   различными   частями речи: у 1 группы – это слова какой­то одной части речи и глаголы; у 2 группы – слова двух частей речи и глаголы; у 3 группы – слова трёх различных частей речи и глаголы. Ваша задача – найти глаголы, пользуясь  схемой, и  подчеркнуть их.   III.Работа по теме. 1. Упражнение  в нахождении  глаголов.       я                          он                ты                                        выучить                            помнить          знать                                   оно     пять                вы                                   знать                                      помнить                                              они                он           сто                              выучить    знать            стол              я             большой                              помнить      выучить              вы             они                                                школа  ­ Закончили. Положили ручки. 1 группа      2 группа ­   Уважаемые   пассажиры!   Бортовой   компьютер   показывает снижение   высоты   полёта.   Нужно   исправить   положение.   Япрошу бортпроводника 2 помочь нам.       3 группа    Физминутка  2. Проверка (работа по  формированию  навыка контроля и  самоконтроля) 3. Упражнение в  правильном  употреблении  глаголов с именами  существительными. 4. Постановка  проблемы. (формирование  навыка работы в  паре) ­ Замечательно! Высота набрана. Теперь надо проверить, как вы справились с заданием. ­ Обменяйтесь тетрадями со своим соседом. На этой карточке записаны   спрятавшиеся   глаголы.   Если   всё   правильно,   на полях поставьте карандашом «+».  ­  Встаньте те, чей сосед не ошибся.   ( учитель отмечает тех уч­ся, кто справился с заданием) ­ Мы с вами выяснили, что глаголы обозначают какое­либо действие   предмета.   Получается,   что   все   жители   области Глаголов  всегда производят какие­то действия с предметами: главное,   не   перепутать,   какой   глагол   с   каким     предметом должен   употребляться.   Поэтому,   в   следующем   задании   вы будете   подбирать   к   именам   существительным   подходящие глаголы. ­ Достаньте из конвертов карточки розового цвета. На них в два   столбика   записаны   слова.   Прочитайте   их.   Скажите, пожалуйста, в каком столбике находятся глаголы?  (дети определяют) Задание: соедините имя существительное из первого столбика с подходящим глаголом из второго столбика стрелочкой.  ­ Вы  можете совещаться со своим соседом и вместе выбрать тот вариант, который кажется вам правильным.                              Конь                несётся                             Машина           катится                              Мяч                 скачет     ­ А теперь давайте проверим. ­ Кто изображён на этом рисунке? (конь)   Прочитайте получившееся предложение. А у кого другое?   (учитель   переворачивает   рисунок,   дети   читаютправильный   ответ   и   списывают   его   в   тетрадь.) Аналогично с остальными рисунками. ­ А теперь поработаем с учебником. Номер страницы записан на этой карточке. Что надо сделать, чтобы узнать его?          96 (карточка повернута на 90 градусов) ­ Правильно, с. 96, упражнение 345.   Задание:  к данному глаголу поставить вопрос и подобрать подходящее имя существительное (три словосочетания). Образец:   Строить (что?) дом. ­ Молодцы! Давайте дадим нашим пальцам отдохнуть.   («Папа, папа, это ты?»)    ­ Все вы оказались очень хорошими попутчиками: работали дружно, активно, правила не нарушали. Во время полёта я наблюдала,   как   вы   заполняли     свои   бортовые   журналы. Самыми   аккуратными   оказались   …   (2­3   уч.).     Большую помощь   в   преодолении   препятствий   и   решении   проблем оказали… (3­4 уч.). (   учитель   оценивает   работу   каждого   учащегося,   как устную, так и письменную) ­   Для   закрепления   данных,   полученных   в   полёте,   вам необходимо ещё одно задание выполнить дома.  ­   Упражнение   домашнего   задания   находится   на   той   же странице, на которой мы работали; номер этого упражнения на одну единицу меньше номера того упражнения, которое мы выполняли.   На   какой   странице   и   какое   упражнение   задано вам на дом?   ­     Достаньте   из   конверта   карточки   белого   цвета.   На   них записано ваше домашнее задание (по группам) – объяснение д. з.. Запишите д. з. в дневники.  ­ По какой стране мы сегодня начали путешествие?  ­ Что такое глагол? 5. Проверка. (списывание с  печатного текста)  6. Закрепление. Работа с учебником у доски по  образцу. (с. 96, упр. № 345) (комментированное  письмо) (на доске) Пальчиковая  гимнастика   IV.Выставление оценок.­ На какие вопросы отвечают глаголы?  ­ Что они обозначают? ­ Я надеюсь, что вы не забыли о той задаче, которая была поставлена     в   самом   начале   полёта?   Мы   должны     помочь солнышку     пробиться   сквозь   тучи.   А   для   этого   надо вспомнить,   что   мы   делали   в   полёте.   Выберите   из перечисленного. (на доске записаны глаголы: писали, скучали, отвечали на вопросы,   отвлекались,   узнавали   новое,     старались, работали в парах, помогали друг другу, баловались; дети называют   виды   работ,   а   учитель   приклеивает   лучи   к солнышку на каждое правильно названное слово) ­ Молодцы, посмотрите, как засияло наше солнышко! Я  надеюсь, что  всем  сразу стало  теплее.  Большое спасибо  за работу! Наш полёт окончен.    V. Домашнее задание. VI.Подведение итогов.  VII .Рефлексия.

Посмотрите также