Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
07.03.2018
Тип урока- комбинированный. Вид урока – упражнений и исследований.
Данный урок является десятым в разделе «Имя существительное» и второй по данной теме.
Урок построен на основе деятельностного метода. Использовалась групповая форма работы, работа в парах, фронтальная и индивидуальная. Методы: частично-поисковый, наглядный.
Тема открытого урока.doc
Открытый урок по русскому языку 3 класс
Тема: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на
шипящий. Повторение.
Ананьева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов средней школы №1 города
Серебрянска
Цели:
формировать представление о грамматической функции мягкого знака, практические
навыки правильного написания существительных с шипящим на конце;
развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, обобщать;
пополнять словарный запас; формировать навыки самоконтроля.
воспитывать самостоятельность, творческую активность,
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, схемы для работы в группах,
карточки со словарными словами, картинки (сыч, рожь), учебник.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
«Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком» М.Данилов
В каком значении в этом стихотворении употребляется слово ключ?
Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать
очень важное открытие.
2. Сообщение темы и цели урока
Тема: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на
шипящий.
Чему будем учиться на уроке?
А еще узнаем о роли мягкого знака после шипящих у существительных.
3. Актуализация знаний
1) Проверка домашнего задания (Упр.174)
На какие изученные правила были пропущены орфограммы?
2) Повторение об имени существительном.
Игра «Данет»
Обозначает предмет?
Отвечает на вопросы Какой? Какая?
Изменяется по числам?
Изменяется по родам?
У имен существительных мужского рода после шипящих пишется ь?
Проверка. На доске ответы (+ + )
3) Оформление тетради. Запись числа.
Графическая минутка. Какая буква лишняя? Ш ж щ ч ь Почему? Записать мягкий знак
Что вы знаете про мягкий знак? Какую роль он выполняет?
4. Работа по теме 1)
Словарная работа. Загадки о времени
Чем же, чем же этот месяц
Всем ребятам интересен?
Не зима еще, мы знаем,
Но в снежки уже играем! (Ноябрь)
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он — ... (Февраль)
Всех оставит дома утром
Деньволшебник. Вот везение!
Но проходит почемуто
Очень быстро ... Воскресенье
И еще одна загадка.
Подходить к дому стала –
С неба солнце украла. (ночь)
Взаимопроверка.
2) Выявление роли мягкого знака
Ребята, чем похожи слова, которые вы записали? ( Имена существительные, в них есть
мягкий знак).
Решите орфографическую задачу: запишите эти слова в три столбика по схеме и
подумайте, какую роль играет мягкий знак в словах. Работа в группах.
Критерии: записать слова правильно, без ошибок, указать, какую роль играет мягкий знак
в словах.
Назовите различия в нахождении мягкого знака и его роли?
( Обозначает мягкость, разделяет согласную от гласной, указывает на форму)
Вывод: в слове ночь мягкий знак лишь указывает на форму слова. Такую работу
выполняет мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Он сообщает, что
это слово женского рода, третьего склонения.
3)Упражнения в правописании существительных с шипящими на конце.
1) Определить род существительных сказочных персонажей. (Работа в парах)
Бараш, Скруч, Баяжь, Иружь.
Дополнительно для сильных учащихся карточка
В каких сказочных словах нужно поставить мягкий знак после шипящих?
Пяшлая куж ? Бурявый пуполош ? Мяувая дуч ?
Какова же работа мягкого знака в эти словах? (Грамматическая)
Есть ь после шипящих – ж.р.
Нет ь после шипящих м.р.
4) Работа по учебнику. Упражнение №176 (1 абзац)
Объяснить значение слов рожь (Растение, из молотых зерен которого выпекают
ржаной хлеб.), сыч (ночная или сумеречная хищная птица из семейства совиных)
(Картинки)
Как мы можем из текста понять, какого рода эти существительные? Кто раньше
выполнит, найти слова с безударной гласной и написать проверочные.
Проверка.
Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих это орфограмма.
Физминутка
Игра: Девочки встают, если услышат слова женского рода, а мальчики, если слова
мужского рода. Учитель называет слова: шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, меч, дочь,
печь, монтаж.
5) Замените одним словом и напишите слова в два столбика: в первый – существительные
мужского рода, во второй – женского.
Человек, который играет на трубе. (Трубач.)
Специалист, который лечит больных. (Врач.)
Место, где купаются и загорают. (Пляж.)
Густая непрозрачная акварельная краска (гуашь)
– Какой столбик оказался короче? (столбик, где мы записывали существительные
женского рода, оказался короче.)
– Если вы сейчас правильно подберете словасинонимы, то сможете дополнить второй
столбик.
Учитель называет с л о в а неправда (ложь), ерунда (чушь), а дети записывают слова с
шипящими на конце.
6. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам
Разноуровневые задания
1 уровень
Запиши имена существительные в единственном числе
Калачи – калач
Ночи ….
Печи …
Грачи ….
Камыши…
Вещи…
2 уровень
Напиши близкие по значению слова с шипящими на конце.
Доктор…
Обман…
Команда…
Сила…
Призыв…
Соревнование…
Слова для справок: клич…, мощ…, экипаж…, лож…, матч….
3 уровень
Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на
шипящий.
Дикий … тихий… кирпичный…
овощной… дрожать… плакать ….
Проверка
7. Итог
Что нового узнали сегодня на уроке?
Итак, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как
мягкий знак, в русском языке употребляется:
• Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
• В качестве разделительного знака;
• Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.
8. Рефлексия
Какие задания вы выполняли с удовольствием?
А были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения:
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось..
Я научился…
Отметить на шкале уровень понимания темы.
9. Домашнее задание. Упр.№176 , ночь зв. букв.разбор.
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.