Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Оценка 4.9

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
07.03.2018
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Тип урока- комбинированный. Вид урока – упражнений и исследований. Данный урок является десятым в разделе «Имя существительное» и второй по данной теме. Урок построен на основе деятельностного метода. Использовалась групповая форма работы, работа в парах, фронтальная и индивидуальная. Методы: частично-поисковый, наглядный.
Тема открытого урока.doc
Открытый урок по русскому языку 3 класс Тема: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на  шипящий. Повторение. Ананьева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов средней школы №1 города  Серебрянска Цели:    ­ формировать представление о грамматической функции мягкого знака, практические  навыки правильного написания существительных с шипящим на конце; ­ развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, обобщать;  пополнять словарный запас; формировать навыки самоконтроля. ­ воспитывать самостоятельность, творческую активность,   содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах. Оборудование: карточки для самостоятельной работы, схемы для работы в группах,  карточки со словарными словами, картинки (сыч, рожь), учебник. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком, Это потому, что я владею Русским всеохватным языком» М.Данилов ­ В каком значении в этом стихотворении употребляется слово ключ? ­Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать  очень важное открытие. 2. Сообщение темы и цели урока Тема: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на  шипящий.        ­Чему будем учиться на уроке?  А еще узнаем о роли мягкого знака после шипящих у существительных. 3. Актуализация знаний 1) Проверка домашнего задания (Упр.174)  ­На  какие изученные правила были пропущены орфограммы? 2) Повторение об имени существительном.  Игра «Да­нет»   Обозначает предмет?  Отвечает на вопросы Какой? Какая?  Изменяется по числам?  Изменяется по родам?  У имен существительных мужского рода после шипящих пишется ь?  Проверка. На доске ответы  (+ ­ + ­ ­) 3) Оформление тетради. Запись числа.  Графическая минутка. Какая буква лишняя? Ш ж щ ч ь Почему? Записать мягкий знак Что вы знаете про мягкий знак? Какую роль он выполняет? 4. Работа по теме 1) Словарная работа. Загадки о времени Чем же, чем же этот месяц Всем ребятам интересен? ­ Не зима еще, мы знаем, Но в снежки уже играем! (Ноябрь) Последний зимний месяц жаль, Короткий самый он — ...    (Февраль) Всех оставит дома утром  День­волшебник. Вот везение!  Но проходит почему­то  Очень быстро ...  Воскресенье  И еще одна загадка.  Подходить к дому стала – С неба солнце украла.  (ночь) Взаимопроверка.  2) Выявление роли мягкого знака ­ Ребята, чем похожи слова, которые вы записали? ( Имена существительные, в них есть  мягкий знак). Решите орфографическую задачу: запишите эти слова в три столбика по схеме и  подумайте, какую роль играет мягкий знак в словах. Работа в группах.  Критерии: записать слова правильно, без ошибок,  указать, какую роль играет мягкий знак  в словах. Назовите различия в нахождении мягкого знака и его роли? ( Обозначает мягкость, разделяет согласную от гласной, указывает на форму) Вывод: в слове ночь мягкий знак лишь указывает на форму слова. Такую работу  выполняет мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Он сообщает, что  это слово женского рода, третьего склонения.   3)Упражнения в правописании существительных с шипящими на конце. 1) Определить род существительных сказочных персонажей. (Работа в парах) Бараш,    Скруч,   Баяжь,   Иружь. Дополнительно для сильных учащихся карточка ­ В каких сказочных словах нужно поставить мягкий знак после шипящих? Пяшлая куж  ?  Бурявый пуполош  ?  Мяувая дуч  ? ­ Какова же работа мягкого знака в эти словах? (Грамматическая) Есть ь после шипящих – ж.р. Нет ь после шипящих­ м.р. 4) Работа по учебнику. Упражнение №176 (1 абзац)  Объяснить значение слов рожь (Растение,  из   молотых   зерен   которого   выпекают    ржаной   хлеб.), сыч (ночная или сумеречная хищная птица из семейства совиных)  (Картинки)  ­ Как мы можем из текста понять, какого рода эти существительные? Кто раньше  выполнит, найти слова с безударной гласной и написать проверочные.  Проверка.  Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих ­ это орфограмма. Физминутка Игра: Девочки встают, если  услышат слова женского рода, а мальчики, если слова   мужского рода. Учитель называет слова: шалаш, калач, глушь,  морж, вещь, сторож, ложь, овощ, меч, дочь,  печь, монтаж. 5) Замените одним словом и напишите слова в два столбика: в первый – существительные мужского рода, во второй – женского. ­  Человек, который играет на трубе. (Трубач.) ­   Специалист, который лечит больных. (Врач.) ­   Место, где купаются и загорают. (Пляж.) ­ Густая непрозрачная акварельная краска  (гуашь) – Какой столбик оказался короче? (столбик, где мы записывали существительные женского рода, оказался короче.) – Если вы сейчас правильно подберете слова­синонимы, то сможете дополнить второй столбик. Учитель называет с л о в а  неправда (ложь), ерунда (чушь), а дети записывают слова с шипящими на конце. 6. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам Разноуровневые задания 1 уровень Запиши имена существительные в единственном числе Калачи – калач Ночи ­ …. Печи ­ … Грачи­ …. Камыши­… Вещи­… 2 уровень Напиши близкие по значению слова с шипящими на конце. Доктор­… Обман­… Команда­… Сила­… Призыв­… Соревнование­… Слова для справок: клич…, мощ…, экипаж…, лож…, матч…. 3 уровень  Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на  шипящий.  Дикий ­…                    тихий­…                    кирпичный­…  овощной­…                дрожать­…                 плакать­ …. Проверка  7. Итог  ­Что нового узнали сегодня на уроке?  Итак, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как  мягкий знак, в русском языке употребляется:  • Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук; • В качестве разделительного знака; • Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы. 8. Рефлексия ­ Какие задания вы выполняли с удовольствием?  ­ А были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения:  ­ Я понял, что…  ­ Было интересно…  ­ Было трудно…  ­ Мне захотелось..  ­ Я научился…  Отметить на шкале уровень понимания темы. 9. Домашнее задание. Упр.№176 , ночь зв.­ букв.разбор.

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий. Повторение." 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018