Тема: Слова - омонимы
Цель урока: создание условий для знакомства с понятием "омонимы".
Задачи урока:
• Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;
• Ввести термин «омонимы»;
• Наблюдать за использованием омонимов;
• Находить слова-омонимы в речи;
• Отличать слова-омонимы от многозначных слов.
Данный урок способствует формированию положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке; развитию умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свою деятельность на уроке, умению сотрудничать с учениками и учителем в решении учебных задач.
Конспект открытого урока Слова-омонимы.docx
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Учитель: Мисюрина Анна Анатольевна
Тема: Слова омонимы
Цель урока: создание условий для знакомства с понятием "омонимы".
Задачи урока:
Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по
значению;
Ввести термин «омонимы»;
Наблюдать за использованием омонимов;
Находить словаомонимы в речи;
Отличать словаомонимы от многозначных слов.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного
выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и
обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении
учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести
учебный диалог, строить развернутые высказывания № Этап урока Деятельность учителя
Ход урока:
Деятельность
учащихся
1.
к
Самоопреде
ление
учебной
деятельности
(12 мин.).
Цель:
1.Мотивиро
вать учащихся
к учебной
деятельности,
посредством
создания
эмоциональ
ной
обстановки.
2.
Актуализаци
я знаний
Цель:
Актуализиро
вать учебные
знания и
умения,
необходимые
для
восприятия
нового
материала
Вот нам подали звонок
Начинается урок!
Добрый день, ребята, а теперь давайте повернёмся к
нашим гостям, поприветствуем их.
(Сядьте ровно, повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Каждый даст свою ладошку
И потрет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем!)
Начинаем урок русского языка.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Осанка.
А начать его мне хочется словами из стихотворения
М. Данилова:
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
Приступим к получению новых знаний, чтобы владеть
нашим русским языком.
Посмотрите на доске записаны слова.
берегите язык прекрасный наш русский
Прочитайте.
Можно ли эту запись назвать предложением?
Почему?
Соберите из слов предложение. Что получилось?
О каком языке говорится в предложении?
Нет, нельзя
Слова не
связаны по
смыслу
Берегите наш
прекрасный
русский язык
О русском,
родном языке, на
котором говорят
с детства
Не засорять Вспомните, что значит «беречь язык»?
грубыми
словами, не
обзываться,
правильно
писать и
говорить
Это необходимо выполнять каждому, тогда все тайны
русского языка вы угадаете.
Запишите это предложение красивым
каллиграфическом почерком в тетрадь. Не забывайте
про осанку.
Все ли мы знаем о русском языке?
Вот сегодня нам предстоит раскрыть еще одну тайну
русского языка.
Как называется раздел, который мы изучаем?
Запись
предложения
Ответы
учащихся
Слово и его
значение
Слова с
несколькими
значениями
Многозначные
слова
Примеры слов
Слова имеют
одинаковое
произношение,
написание,
похожи по
смыслу
Какую тему мы изучаем в настоящее время на
уроках русского языка?
Как называются такие слова?
Приведите примеры многозначных слов.
Какой секрет есть у многозначных слов?
На доске появляется:
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
одинаковое произношение
одинаковое написание
одинаковый смысл
Всё верно, у многозначных слов имеется общая
смысловая часть. Эти знания нам пригодятся на уроке. 3.
Выявление
места и
причины
затруднения
Ребята, я вам сейчас расскажу одну история, а вы
поможете понять, почему мама и сын не сумели
договориться?
«Мама варила вишневое варенье и мешала его
деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил:
«Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и
замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!» (слова
на доске)
Почему мама и сын не смогли понять друг друга?
Перепутали
значение, есть
два разных
слова; мешать
взбалтывать, и
мешать –
создавать
препятствие для
работы
Помочь матери
помешать
варенье
Мешать –
создавать
препятствие
Разные значения
были у слов
Говорили о
разном
В каком значении сын употребил слово «мешать»?
А что же мама подумала?
Почему не получилось договориться?
Значения разные, они не взаимосвязаны
Что же они перепутали?
Эти значения одинаковы или нет?
Значения разные, они не взаимосвязаны 4.
Постановка
учебной
задачи
Цели:
1.Организо
вать
коммуникати
вное
воздействие, в
ходе которого
выявляется и
фиксируется
необходи
мость
знакомства со
словами
омонимами
2.Согласовать
цель и тему
урока.
Так, над какими словами мы будем работать сегодня?
Предположите тему нашего урока.
Открыть тему на доске «Слова с разными
значениями»
А каких целей мы должны достигнуть на уроке?
УЗНАТЬ…
РАСШИРИТЬ…
НАХОДИТЬ…
ОТЛИЧАТЬ…
Возьмите дорожки знаний и отметьте свой уровень
знаний по этой теме. Покажите.
5.
Построение
проекта
выхода из
затруднения.
Проведем небольшое исследование. Посмотрите
внимательно на слова, изза которых произошло
недопонимание между героями.
Что еще заметили?
На доске появляется:
?
одинаковое произношение
одинаковое написание
Слова с
разными
значениями
1.Узнать как
называются
такие слова;
2.Расширить
знания об этих
словах;
3.Находить эти
слова в речи.
4.Отличать от
многозначных
слов.
Слова имеют
одинаковое
произношение и
написание, но
разное значение
разные по смыслу
Можно ли эти слова назвать многозначными?
Почему?
Ребята, а может ктонибудь знает, как называются
эти слова?
Нет
Разное значение
Предположения
Учебник,
учитель, знания Стр.25
Самостоятель
ное чтение
Омонимы –
слова, которые
звучат и
пишутся
одинаково, а
значение имеют
разное
Узнали, как
называются
такие слова
Об омонимах
В толковом
словаре
Омонимы
А где мы можем проверить свои предположения?
На какой странице учебника мы узнаем ответ на наш
вопрос?
Прочитайте самостоятельно. Выделите «!» новое
для вас.
Один ученик с энциклопедией и дополнит
информацию о новых словах.
Что нового узнали?
Ученик дополнит информацию
Какой цели достигли?
Давайте дополним тему нашего урока. О каких
словах будем говорить?
На доске дополняется тема. ОМОНИМЫ.
Одинаково нас пишут
Одинаково нас слышат
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки!
Где мы можем более точно узнать значение этих
слов?
Вернемся к словам, изза которых мама и сын не
поняли друг друга. Вы сказали у них разное значение,
они одинаково пишутся и произносятся. Как мы их
назовем?
На доске дополнить схему. ОМОНИМЫ. 6.
Первичное
закрепление с
проговарива
нием во
внешней речи
1. Какой цели будем достигать сейчас?
СЛАЙД 1.
Прочитайте загадку и назовите отгадку:
Из меня берут порою
Речки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок.
СЛАЙД 2
Об одном или двух ключах говорится в загадке?
Рассмотрите картинки, которые показаны на экране.
Объясните их значение.
Что общего у этих слов?
Чем отличаются эти слова?
Можно ли утверждать, что слово «ключ» является
многозначным словом?
1.ключ – от слова клокотать (родник)
2. ключ – инструмент для открывания (дверной)
Как называются такие слова?
Подберём к каждому слову словопризнак, чтобы еще
лучше отличать их друг от друга.
ключ (какой?) …, (железный, дверной)
ключ (какой?) …, (чистый, лесной)
Составим и запишем предложение в тетрадь со
словом ключ
Второе предложение со словом ключ, составьте и
Расширять
знания об
омонимах
Ключ
О двух ключах
1.Приспособлен
ие для запирания
и отпирания
замка
2. Бьющая из
под земли вода.
Написание,
Произношение
Разное значение,
не связанные по
смыслу
Нет, нельзя
Омонимы
Дверь
открывают
железным
ключом. запишите самостоятельно
Проверим, что же получилось?
Сделаем вывод, как называются эти слова?
Какой цели достигли?
В лесу мы
увидели чистый
ключ.
Омонимы
Расширили
знания об
омонимах
ФИЗМИНУТКА
ПРОВОДИТ УЧЕНИК
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Напомните тему урока.
7.
Какой цели будем достигать сейчас?
Работа в
группе
А для этого поработаем в группах.
Напомните правила работы в группе.
Какое задание нужно выполнить?
Омонимы
Находить
омонимы в речи
Расходятся по
группам
Прочитать, Приступайте к выполнению, на работу у вас 1 минута.
После окончания работы, проанализируйте свою
работу по алгоритму.
Прочитать, подчеркнуть слова омонимы, объяснить
свой выбор
подчеркнуть
слова омонимы,
объяснить свой
выбор
1 группа: В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета белого овса.
Запишем омоним коса в тетрадь.
2 группа: Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
Запишем омоним серёжка в тетрадь
3 группа: Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
Где вы были?
У лисички!
Что вы ели там?
Лисички!
Запишем омонимы норка, лисичка
4 группа: Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
5 группа:
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
Запишем омоним пеночка, овсянка в тетрадь.
Проверка через документкамеру. Анализ работы
групп по алгоритму самооценки работы в группе.
После анализа работы, выставить картинку на
доске (омонимы).
Молодцы, хорошо поработали в группе, выполнили
все правила. Находить
омонимы в речи
8.
Самостоя
тельная
работа с
самопроверкой
по эталону
(внутренняя
речь)
9.
Подведение
итога урока
10.
Оценивание
11. Домашнее
задание
Какой цели достигли?
Поработаем самостоятельно, чтобы еще больше
закрепить наши знания об омонимах.
Положите карточку перед собой, прочитайте задание,
выберите свой уровень сложности.
1. Задание: Найди слова – омонимы. Спиши
предложение и подчеркни омонимы. Объясни значение
каждой пары?
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
2. Придумай и запиши два предложения со словами
омонимами:
Лук,лук
3.Разгадай омонимы. Составьте и запиши два
предложения с этими омонимами.
1. Музыкальная нота; пищевой продукт.
Анализ работы.
Какой цели достигли?
Какой была тема урока?
Каких целей достигли?
Возьмите дорожки знаний и отметьте, как изменился
ваш уровень знаний к концу урока. Покажите.
Рассмотрите слова в классе, под какими номерами вы
увидели словаомонимы.
1.КЛЮЧ.2.ШИШКА.3.НОС.4.НОРКА.5.ЛИСИЧКИ.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и
разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы
вы умели пользоваться этим богатством в своей устной
и письменной речи.
Где мы можем более точно узнать значение этих
слов? (слайд)
Сегодня получат оценки следующие учащиеся.
СЛАЙД
Дифференцированное домашнее задание
(выполнить любое на выбор)
1.Упражнение 32,с.24
2.В словаре найти 2 пары омонимов. Составить с ними
предложения. Записать в тетрадь.
3.Придумай загадкушутку со словамиомонимами,
запиши ее в тетрадь. 12.
Рефлексия
учебной
деятельност
и
встаньте те ребята, кому было понятно
остались вопросы
нужна помощь
Урок сегодня завершен
Но каждый должен знать
Познание, упорство и труд
К успеху в учебе приведут!
Урок окончен.
Работа в группе Прочитайте четверостишие, подчеркните слова омонимы,
объяснить свой выбор:
В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета белого овса.
Работа в группе
Прочитайте четверостишие, подчеркните слова омонимы,
объяснить свой выбор:
Возвращаясь под вечер с
поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел
Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка. Работа в группе
Прочитайте четверостишие, подчеркните слова омонимы,
объяснить свой выбор:
И
Суслик выскочил из норки
спросил у рыжей норки:
Где вы были?
У лисички!
Что вы ели там?
Лисички!
Работа в группе
Прочитайте четверостишие, подчеркните слова омонимы,
объяснить свой выбор:
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном
щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка. Самостоятельная работа:
1 уровень: Найди слова – омонимы. Спиши предложение и подчеркни
омонимы. Объясни значение каждой пары?
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
2уровень: Придумай и запиши два предложения со словами
омонимами:
Лук( оружие для стрельбы стрелами), лук (растение).
3 уровень: Разгадай омонимы. Составь и запиши два предложения с
этими омонимам.
Музыкальная нота; пищевой продукт.
Самостоятельная работа:
1 уровень: Найди слова – омонимы. Спиши предложение и подчеркни
омонимы. Объясни значение каждой пары?
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
2уровень: Придумай и запиши два предложения со словами
омонимами:
Лук( оружие для стрельбы стрелами), лук (растение).
3 уровень: Разгадай омонимы. Составь и запиши два предложения с
этими омонимам.
Музыкальная нота; пищевой продукт. 1. Норка
2. Ключ
3. Кисть
4. Коса 5. Лук
Анализ работы в группе:
1. Какое задание нужно было выполнить? Цель?
2. Какой получился результат? (Прочитать стихотворение,
назвать омонимы, объяснить свой выбор)
3. Все ли члены группы принимали участие в работе?
4. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? Удалось ли договориться?
Анализ работы в группе:
1. Какое задание нужно было выполнить? Цель?
2. Какой получился результат? (Прочитать стихотворение,
назвать омонимы, объяснить свой выбор)
3. Все ли члены группы принимали участие в работе?
4. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? Удалось ли
договориться?
Анализ работы в группе:
1. Какое задание нужно было выполнить? Цель?
2. Какой получился результат? (Прочитать стихотворение,
назвать омонимы, объяснить свой выбор)
3. Все ли члены группы принимали участие в работе?
4. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? Удалось ли
договориться?
1. Какое задание нужно было выполнить? Цель?
Анализ работы в группе: 2. Какой получился результат? (Прочитать стихотворение,
назвать омонимы, объяснить свой выбор)
3. Все ли члены группы принимали участие в работе?
4. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? Удалось ли
договориться?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.