Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
30.10.2019
Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)
Урок русского языка 2 класс, УМК «Перспектива» Тип урока: урок изучения нового материала Учебник: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык» 2 класс Цель урока: создание условий для знакомства с понятием "омонимы". Задачи урока: • Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению; • Ввести термин «омонимы»; • Наблюдать за использованием омонимов; • Находить слова-омонимы в речи; • Отличать слова-омонимы от многозначных слов.
Открытый урок 5 февраля.docx
А.А. Мисюрина,  учитель МАОУ «Средняя школа № 33  с углубленным изучением  отдельных предметов» ПКГО Слова ­ омонимы  Урок русского языка 2 класс, УМК «Перспектива» Тип урока: урок изучения нового материала Учебник: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык» 2 класс Цель урока: создание условий  для знакомства с понятием "омонимы". Задачи урока:  Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;  Ввести термин «омонимы»;  Наблюдать за использованием омонимов;  Находить слова­омонимы в речи;  Отличать слова­омонимы от многозначных слов. Планируемые результаты. Личностные:  формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке  формирование осознания смысла своих учебных действий Регулятивные:   развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока контролировать и оценивать свою деятельность на уроке Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение   формировать умение  осознавать и формулировать проблему Коммуникативные:  формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач  развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания № Этап урока 1. Самоопределение   к учебной   деятельности (1­2 мин.) Цель: 1.Мотивировать  учащихся к учебной  деятельности,  посредством создания  эмоциональной  обстановки 2. Актуализация знаний Цель: Актуализировать  учебные знания и  умения, необходимые  для восприятия нового  Ход урока: Деятельность учителя Деятельность обучающихся Вот нам подали звонок Начинается урок! ­  Добрый день, ребята, давайте поприветствуем друг друга: Сядьте ровно, повернитесь И друг другу улыбнитесь. Каждый даст свою ладошку  И потрет ее немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем!  ­ Начинаем урок русского языка. ­ Откройте тетради и запишите число, классная работа. Обратите внимание на осанку. ­ А начать урок мне хочется словами из стихотворения М. Данилова: Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным  языком.  ­ Приступим к получению новых знаний, чтобы владеть нашим русским языком. ­ Посмотрите, на доске записаны слова:  берегите язык  прекрасный наш русский  ­ Прочитайте. ­ Можно ли эту запись назвать предложением? ­ Почему? Нет, нельзя Слова не связаны по смыслу материала ­ Соберите из слов предложение. Что получилось?  ­ О каком языке говорится в предложении? ­ Вспомните, что значит «беречь язык»?  ­ Это необходимо выполнять каждому, тогда все тайны русского языка вы  угадаете. ­ Запишите это предложение красивым каллиграфическом почерком в тетрадь.  Не забывайте про осанку.  ­  Всё ли мы знаем о русском языке?  ­ Вот сегодня нам предстоит раскрыть еще одну тайну русского языка. ­ Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем? ­  Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? ­ Как называются такие слова? ­ Приведите примеры многозначных слов.  ­ Какой секрет есть у многозначных слов?  На доске (по ходу ответов): МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА одинаковое произношение одинаковое написание Берегите наш прекрасный русский  язык О русском, родном языке, на  котором говорят с детства Не засорять грубыми словами, не  обзываться, правильно писать и  говорить Запись предложения Ответы учащихся «Слово и его значение» «Слова с несколькими значениями» Многозначные слова Дети приводят примеры и  доказывают, что слова являются  многозначными. Слова имеют одинаковое  произношение, написание, похожи  по смыслу. 3. Выявление места и  причины затруднения одинаковый смысл ­ Всё верно, у многозначных слов имеется общая смысловая часть. Эти знания  нам пригодятся на уроке.  ­ Ребята, я вам сейчас расскажу одну историю, а вы помогите понять, почему  мама и сын не сумели договориться?  Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын  подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!» (на доске слова: мешать,  мешать) ­ Почему мама и сын не смогли понять друг друга? Перепутали значение, есть два ­ В каком значении  сын употребил слово «мешать»? ­ А что же мама подумала?  ­ Почему не получилось договориться?  ­ Что же они перепутали? ­ Эти значения одинаковы или нет? ­ Так, над какими словами мы будем работать сегодня?  Предположите тему нашего урока (при необходимости учитель уточняет) ­ Показ темы на доске «Слова с разными значениями» ­ А каких целей мы можем достигнуть на уроке? УЗНАТЬ… РАСШИРИТЬ… НАХОДИТЬ… ОТЛИЧАТЬ… разных слова: мешать – взбалтывать  и мешать – создавать препятствие  для работы. Помочь матери помешать варенье Мешать – создавать препятствие Разные значения были у слов Говорили о разном Значения  Значения разные, они не  взаимосвязаны. Над словами с разными значениями Предположения детей 1.Узнать, как называются такие  слова; 2.Расширить знания об этих словах; 3.Находить эти слова в речи. 4.Отличать от многозначных слов. ­ Возьмите дорожки знаний и отметьте свой уровень знаний по этой теме.  Покажите. Каждый ребенок отмечает свой  уровень знаний 4.  Постановка учебной  задачи Цели: 1.Организовать  коммуникативное  воздействие, в ходе  которого выявляется и  фиксируется необходи­ мость знакомства со  словами­омонимами 2.Согласовать цель и  тему урока. 5. Построение  проекта  выхода из затруднения. ­ Проведем небольшое исследование. Посмотрите внимательно на слова, из­за которых произошло недопонимание между героями. ­ Что еще заметили? На доске появляется схема: Слова имеют одинаковое  произношение и написание, но  разное значение Нет  Разное значение Ребята высказывают предположения Учебник Учебник, стр.25 Самостоятельное чтение Омонимы – слова, которые звучат и  пишутся одинаково, а значение  имеют разное Узнали, как называются такие слова  (Ребенок, работавший по  энциклопедии, дополняет) Узнали, как называются такие слова. Об омонимах В толковом словаре Омонимы Можно ли эти слова назвать многозначными?  ­ Почему?  ­ Ребята, а может кто­нибудь знает, как называются эти слова? ­ А где мы можем проверить свои предположения? ­ На какой странице учебника мы узнаем ответ на наш вопрос? ­ Прочитайте самостоятельно. Выделите «!» новое для вас.  (Один ученик работает по энциклопедии и дополняет информацию о новых  словах). ­ Что нового узнали?  ­  Какой цели достигли? ­ Давайте дополним тему нашего урока. О каких словах будем говорить? На доске дополняется тема: ОМОНИМЫ. Одинаково нас пишут Одинаково нас слышат Сходным лицам вопреки Мы по смыслу далеки! ­ Где мы можем более точно узнать значение этих слов? ­ Вернемся к словам, из­за которых мама и сын не поняли друг друга. Вы  сказали у них разное значение, они одинаково пишутся и произносятся. Так как мы их назовем? На доске дополняется схема: 6. Первичное закрепление  с проговариванием во  внешней речи  ­ Какой цели будем достигать сейчас?  (слайд 1) ­ Прочитайте  загадку и назовите отгадку: Из меня берут порою Речки свой исток, А в руках твоих открою Я любой замок. ­ Об одном или двух ключах говорится в загадке? ­ Рассмотрите  картинки, которые показаны на экране (слайд 2) ­ Объясните их значение. ­ Что общего у этих слов? ­ Чем отличаются эти слова? ­ Можно ли утверждать, что слово «ключ» является многозначным словом?  Почему? 1.ключ – от слова клокотать (родник) 2. ключ – инструмент для открывания (дверной) ­ Как называются такие слова? ­ Подберём к каждому слову слово­признак, чтобы еще лучше отличать их друг от друга (слайд 3) ключ (какой?) …, (железный, дверной) ключ (какой?) …, (чистый, лесной) ­ Составьте и запишите в тетрадь предложение со  словом ключ.  ­ Второе предложение со словом ключ составьте и запишите самостоятельно Расширять знания об омонимах Ключ О двух ключах 1.Приспособление для запирания и  отпирания замка 2. Бьющая из­под земли вода. Написание, произношение Разное значение, не связаны по  смыслу Нет, нельзя. Высказывания детей. Омонимы Например: Дверь открывают  железным ключом. Например: В лесу мы увидели  чистый ключ. ­ Проверим, что же получилось? ­ Сделаем вывод, как называются эти слова? Почему? ­ Какой цели достигли? Омонимы Расширили знания об омонимах 7. Работа в группе ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Кинезиологические упражнения (проводит ребенок) ­ Напомните тему урока. ­ Какой цели будем достигать сейчас? Работа в группах. ­ А для этого поработаем в группах. ­ Напомните правила работы в группе. ­ Какое задание нужно выполнить? Приложение 1. ­ Приступайте к выполнению, на работу у вас 1 минута. После окончания  проанализируйте свою работу по алгоритму.   ­ Проверка через документ­камеру.  Анализ работы групп по алгоритму  самооценки работы в группе. По ходу проверки слова записываются и появляются предметные картинки на  доске: коса – коса сережка – сережка норка – норка лисичка – лисичка шашки – шашки пеночка – пеночка овсянка ­ овсянка   «Омонимы» Находить омонимы в речи Расходятся по группам Прочитать, подчеркнуть слова­  омонимы, объяснить свой выбор 1 группа:  В море суши полоса Называется коса. И у девушки коса Цвета белого овса. 2 группа:  Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Сережка. Прибежал, постучал в окошко: Отыскалась твоя сережка. 3 группа:  Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: ­ Где вы были? ­ У лисички! ­ Что вы ели там? ­ Лисички! 4 группа:  Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, 8. Самостоятельная  работа с самопроверкой по  эталону (внутренняя  речь) 9. Подведение итога  урока ­ Оцените свою работу в группах ­ Какой цели достигли? ­ Поработаем самостоятельно, чтобы еще больше закрепить наши знания об  омонимах. ­ Положите карточку перед собой, прочитайте задание, выберите свой уровень  сложности (приложение 2). Задание 1. Найди слова – омонимы. Спиши предложение и подчеркни  омонимы. Объясни значение каждой пары?  А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани. Задание 2. Придумай и запиши два предложения со словами омонимами: Лук, лук Задание 3. Разгадай омонимы. Составь и запиши два предложения  с этими омонимами. Музыкальная нота; пищевой продукт. ­Анализ работы.  ­Какой цели достигли? ­ Какой была тема урока? ­ Каких целей достигли? ­ Возьмите дорожки знаний и отметьте, как изменился ваш уровень знаний к  концу урока. Покажите. ­ Рассмотрите слова в классе, под какими номерами вы увидели слова­омонимы (слова расположены по периметру класса) 1.КЛЮЧ.2.ШИШКА.3.НОС.4.НОРКА.5.ЛИСИЧКИ. ­ Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык.  Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей  устной и письменной речи. Мы играем в шашки. 5 группа: Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Каждая группа оценивает свою  работу в группе. ­ Находить омонимы в речи ­ Расширяли свои знания об  омонимах, учились отличать их от  многозначных слов Ответы обучающихся Дети ходят по классу и найденные  слова прикрепляют на доску В словаре омонимов Высказывания детей 10. Оценивание 11. Домашнее задание 12 . Рефлексия учебной деятельности ­  Где мы можем более точно узнать значение этих слов? (слайд 4) ­ Оцените свою работу на уроке (самооценка, взаимооценка) ­ Оценивание работы на уроке учителем. Дифференцированное домашнее задание (по выбору) (слайд 5) 1. Упражнение 32,с.24 2. В словаре найти 2 пары омонимов. Составить с ними предложения. Записать  в тетрадь. 3. Придумать загадку­шутку  со словами­омонимами, записать ее в тетрадь. Встаньте те ребята:  ­ кому было понятно ­ остались вопросы ­ нужна помощь Урок сегодня завершен Но каждый должен знать Познание, упорство и труд К успеху в учебе приведут! Урок окончен. Прочитайте четверостишие, подчеркните  слова омонимы, объяснить свой выбор: В море суши полоса Называется коса. И у девушки коса 1 группа Приложение 1 Цвета белого овса. Прочитайте четверостишие, подчеркните  слова омонимы, объяснить свой выбор: 2 группа Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Серёжка. Прибежал, постучал в окошко: ­ Отыскалась твоя серёжка. Прочитайте четверостишие, подчеркните  слова омонимы, объяснить свой выбор: 3 группа Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: ­ Где вы были? ­ У лисички! ­ Что вы ели там?      ­ Лисички! Прочитайте четверостишие, подчеркните  слова омонимы, объяснить свой выбор: 4 группа Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки. Прочитайте четверостишие, подчеркните  слова омонимы, объяснить свой выбор: 5 группа Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. 1. Какое задание нужно было выполнить? Цель? 2. Какой получился результат?  (Прочитать стихотворение,  назвать омонимы, объяснить свой выбор) 3. Все ли члены группы принимали участие в работе?  4. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? Удалось ли договориться? Анализ работы в группе: 1 уровень: Найди слова – омонимы. Спиши предложение и подчеркни омонимы. Объясни значение каждой пары?  А у Сани, а у Сани Самостоятельная работа: Приложение 2 С горки сами мчатся сани. 2 уровень: Придумай и запиши два предложения со словами омонимами: Лук ( оружие для стрельбы стрелами), лук (растение). 3 уровень: Разгадай омонимы. Составь и запиши два предложения  с этими  омонимам. Музыкальная нота; пищевой продукт.

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы" (2 класс, русский язык)
Скачать файл