Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м «а» классе по теме «Слог»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
04.10.2019
Цели:
• Познакомить с понятием «слог» как частью слова.
• Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв. Познакомить с правилом переноса слов.
• Воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознательность.
• Продолжать работу по развитию речи учащихся.
1. Орг.момент
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Посмотрите все на парты – всё ль лежит сейчас на них:
Ручка, Азбука, тетрадка, фишки, карандаши, дневник?
Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь.
Начинаем наш урок – будь внимательным, дружок
Открытый урок в 1 классе Слог.docx
МКОУ «СОШ №19» г.Хасавюрт
Конспект открытого урока по русскому языку
в 1м «а» классе по теме
«Слог»
Разработала урок
учитель начальных классов
Абдусаламова А.С.
Цели:
Познакомить с понятием «слог» как частью слова.
Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных
букв. Познакомить с правилом переноса слов.
Воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознательность.
Продолжать работу по развитию речи учащихся.
1. Орг.момент
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Посмотрите все на парты – всё ль лежит сейчас на них:
Ручка, Азбука, тетрадка, фишки, карандаши, дневник?
Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь.
Начинаем наш урок – будь внимательным, дружок!
2. Повторение изученного.
1. Чтение предложений по схемам.
– Какие виды речи вы знаете? (Письменная и устная речь.)
– Приведите примеры устной и письменной речи.
– Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
– Послушайте мою речь и определите, что я скажу:
– В цирке выступал весёлый клоун (Это предложение.)
Какое задание можно предложить? (Составить схему предложения.)
– Кто может составить схему этого предложения?
Ученик у доски составляет схему:
– Сколько слов в этом предложении? (пять слов.)
– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? (Паузами.)
– Из чего состоит предложение? (Из слов.)
– А из чего состоят слова? (из звуков.)
О ком говорится в предложении?
Что он делал?
А какой клоун? Назовите противоположное по смыслу слово (грустный)
2. Игра «Найди слово». – Какое слово «спряталось» Как вы догадались? –
Напечатайте это слово.
Какое задание можно предложить? (Состав.схему сл.)
3. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие
нового.
Проблемная ситуация.
Учитель: Ребята, вы назвали несколько способов, как можно определить слоги в
словах. Как вы думаете, какой из них самый главный?
Дети: Правильно произносить слово.
Учитель: А это как – правильно?
Дети: Медленно или…(затрудняется).
Учитель: Резко.
Дети: Да, резко.
Учитель медленно произносит: Ра – а – а – к, затем скандирует: ра – к. Возникает
спор: одни ученики согласны с учителем, другие нет.
Учитель: Как вы объясните разногласие между вами?
Дети: Я согласна с вами, потому что мы весь урок говорили, что выдох – это слог.
Здесь два выдоха – два слога.
А я не согласна! Главное, чтобы был гласный. А выдох – не главное.
Учитель: Следующее задание, мне кажется, поможет нам разобраться, кто из нас прав.
Пишет на доске слова: рыба, крот, забор, магазин.
Учитель: Произнесите первое слово, разделяя его на слоги, докажите, что вы правы.
Дети: Ры – ба (как бы зовёт). Два слога. Ры – ы – гласный [а] , ба – а – гласный [а].
Кро – т (скандирует). Нет, (резко произносит ) крот.
Учитель: Почему нет?
Дети: Кроот. Один гласный [о] .Я бы на стадионе кричал:
«Крот! Крот!».
Учитель: А как бы ты кричал «забор»? Помогите! Давайте все вместе!
Дети: Забор! Забор. (Доказывают.) Заа – гласный ,боор – гласный [о].
Так же анализируют слово «магазин». Приходят к выводу: чтобы определить слог,
надо чётко произнести слово и проверить, во всех ли частях есть гласный.
Прибежали зайцы, принесли буквы. Прочитайте их.
На доске буквы: р, л, м, н.
Назовите общий признак этих букв. (обозначают согласные звуки)
Попробуйте составить из них слово. (слова не могут состоять из одних согласных)
Добавим гласные: у, а, ы, о, э.
Попробуйте ещё раз составить слово. (луна, ура, мыло, эму, мыло, мало)
Какой вывод можем сделать? (в слове всегда должны быть гласные).
Как вы произносили составленные из букв слова: отдельными звуками, одним звуком
или по частям? (по частям)
Произнесите по частям, составленные вами слова.
Как же называют такие части, из которых слагаются слова? (слоги).
Правильно такие части называются: слоги. А как произносятся звуки в слоге? (слитно)
Обозначать слоги будем маленькими дугами под звуковой схемой:
Дуга показывает, что звуки в слове сливаются, произносятся слитно.
А теперь? Какие составили слова? рама, лама.
Учитель (делает вид, что не знает этого слова):
Удивительное слово. А что оно обозначает? Это название животного. Мы в Азбуке
читали стихи про ламу маму и ламу дочку.
Дети называют слова, а учитель (или вызванный к доске ребенок) «печатает» их на
д.: мама, Лара, рана, мала.
Учитель добавляет еще одну букву –и. У детей получаются слова – мир, Рим, Ира,
Мила.
4.Работа с учебником
Откройте «Азбуку» на странице 38 (это две цифры 3 и 8 слева внизу). Во втором ряду
даны буквы. Назовите их.
у, л, н, а.
Составьте из этих букв слово. «луна».
слово «улан», незнакомое большинству детей, и ребенок предлагает записать это слово,
кратко объясните его
значение. Уланы в XIX веке – один из видов кавалерии.
Продолжаем. Слово луна сегодня уже нам встречалось.
Откройте тетрадь для печатания. Напечатайте
слово «Луна». Рядом составьте звуковую модель.
(звуки, обозначают их цветом.)
Что вы можете рассказать о луне как о предмете? . Луна не светит, она отражает
свет Солнца. Луна желтая, на ней нет жизни, воздуха.
Слышали ли вы выражение «с луны свалился»? Что оно означает? (Так говорят о
человеке, который ничего не слушал. –О невнимательном человеке. О том, кто
отвечает не то)
Хорошо. А что можете рассказать о слове луна?
(В слове четыре буквы.–Две буквы согласных звуков.
Две буквы гласных звуков)
Учитель предлагает спросить слово.
(Вместе.) «Что это?» –«Это луна».
Что обозначает слово «луна»? Обозначает предмет.
А на какие две части можно разделить это слово? На слоги
СЛОГ
О чем сегодня поговорим на уроке?
Определите, сколько в слове частей?
Верно, из этих частей сложили слово. Поэтому каждую такую часть ученые назвали
слог.
Сравните слоги. Что в них общего?
Каждый слог состоит из гласного и согласного звуков.
В слове луна поставьте ударение.
Какой слог по счету ударный? «Какой слог ударный: 1 2?». От какого звука зависит – ударный слог или безударный? (От гласного)
Значит, «хозяином» слога является гласный звук. Без него –нет слога! Скажите,
сколько гласных в слове луна?
А сколько в этом слове слогов?
Сделайте вывод о том, как определить в слове количество
слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
5.Подведение итогов
Учитель: Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?
Как вы считаете, вы научились вежливо возражать тем,
с кем не согласны?
Какое правило мы сегодня открыли на уроке?
Мы узнали, что слово состоит из слогов.
–Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты?
Действительно, это так. Но я надеюсь, что на следующем уроке мы с вами раскроем и эти
секреты.
6. Рефлексия
Учитель: Давайте подведем итог нашего урока: что нового узнали? Что научились
выполнять?
Директор МКОУ «СОШ№19» ___________ Корголиев У.И
Зам.директор по УВР МКОУ «СОШ№19» ____________ Зурканаева М. А. МКОУ «СОШ №19» г.Хасавюрт
Отзыв коллег
об уроке русского языка
по теме «Слог» в 1 а классе,
учителя начальных классов
МКОУ «СОШ№19» Абдусаламовой А.С.
На 1 этапе были использованы фронтальная и индивидуальная формы работы, на
третьем этапах урока детям была предложена групповая форма работы.
Проектировался поисковый тип активности учащихся. При введении учебного задания
Аминат Саадулаевна старалась опираться на фактически имеющиеся у учащихся
знания и умения. Дети самостоятельно применяли способы работы со словом: делили
на слоги, ставили ударение, рисовали схемы слова. Осуществляли работу в парах:
составляли предложение и подчёркивали в нём «опасные места». На каждом этапе
урока детьми осуществлялся контроль как своих действий, так и действий товарищей.
Дети работают с печатной тетрадью, где есть задания для развития творческого
мышления и дана информация для общего развития. На доске упражнения записаны
красивым каллиграфическим почерком, наглядность яркая, красочная, способствует
эстетическому вкусу учеников. В ходе обсуждения дети в равной мере обращают свои
высказывания как к учителю, так и к оппоненту.
На заключительном этапе была организована работа, с помощью которой вспомнили о
теме урока и его целях. Каждый ребёнок высказал мнение о своей работе на уроке и об
уроке в целом. Директор МКОУ «СОШ№19» ___________ Корголиев У.И
Зам.директор по УВР МКОУ «СОШ№19» ____________ Зурканаева М. А.
МКОУ «СОШ №19» г.Хасавюрт
Отзыв коллег
об уроке русского языка
по теме «Слог» в 1 а классе,
учителя начальных классов
МКОУ «СОШ№19» Абдусаламовой А.С.
На уроке осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи. Дети работают
с печатной тетрадью, где есть задания для развития творческого мышления и дана
информация для общего развития. На доске упражнения записаны красивым
каллиграфическим почерком, наглядность яркая, красочная, способствует
эстетическому вкусу учеников. На уроке учитель проводит беседу о поведении во
время весеннего паводка, здесь и картина ранней весны, и техника безопасности.На
уроке имеют место различные виды деятельности: речевая, слушание, записывание,
помощь ученикам.
В зависимости от тем урока было распределено время между классами.
На уроке комфортная обстановка, каждого ребенок поощряется словесно и
наглядным материалом .
Использование физминутки с активными двигательными упражнениями, а также
выход учеников к доске, проверка задания друг у друга, работа с карточками и
алгоритмами помогает ученикам снять напряжение на уроке .
Родители 1 а класса
Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м «а» классе по теме «Слог»
Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м «а» классе по теме «Слог»
Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м «а» классе по теме «Слог»
Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м «а» классе по теме «Слог»
Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м «а» классе по теме «Слог»
Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м «а» классе по теме «Слог»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.