Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»
Оценка 5

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
дефектология
4 кл
10.05.2018
Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»
Цель урока: Формирование навыков работы на ножной швейной машине. Задачи: Образовательные: • повторить материал по теме: «История создания и устройство швейной машины»; • ознакомить учащихся с организацией рабочего места при машинных работах, с техникой заправки верхней и нижней ниток, с правилами работы на швейной машине; • научить учащихся организовывать рабочее место при работе на швейной машине, научить учащихся заправлять верхнюю и нижнюю нити, ознакомить с правилами работы на швейной машине. Отработать навыки работы на швейной машине (тренировочные упражнения). Коррекционно-развивающие: • способствовать развитию связной речи, памяти, двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук); • формировать стремление выполнять работу на высоком уровне качества; • способствовать формированию и развитию эстетического вкуса. Воспитательные: • Формировать навыки культуры труда и аккуратности; • формировать навыки самостоятельной работы и умения работать в коллективе.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РАБОТА НА ШВ. МАШИНЕ.doc
Государственное казённое общеобразовательное учреждение  Ростовской области «Новочеркасская специальная  школа­интернат №1». Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине» Разработала: учитель профессионально­трудового обучения  высшей категории Артамонова Н.М. Новочеркасск, 2018г                                                   Тема урока: «Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине». Цель урока: Формирование навыков работы на ножной швейной машине. Задачи: Образовательные:  повторить материал по теме: «История создания и устройство  швейной машины»;  ознакомить учащихся с организацией рабочего места при  машинных работах, с техникой заправки верхней и нижней ниток, с правилами работы на швейной машине;  научить учащихся организовывать рабочее место при работе на  швейной машине, научить учащихся заправлять верхнюю и  нижнюю нити, ознакомить с правилами работы на швейной  машине. Отработать навыки работы на швейной машине  (тренировочные упражнения). Коррекционно­развивающие:  способствовать развитию связной речи, памяти, двигательной  сферы (овладение моторикой мелких мышц рук);  формировать стремление выполнять работу на высоком уровне  качества; способствовать формированию и развитию эстетического вкуса.  Воспитательные:  Формировать навыки культуры труда и аккуратности;   формировать навыки самостоятельной работы и умения работать  в коллективе. Наглядные пособия: с ручным приводом. Литература: Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина «Швейное дело», Интернет­ ресурсы. Оборудование: швейная машина с ручным приводом, нитки, ножницы, ткань.  Методическое оснащение урока. Материально­техническая база:  швейная мастерская;  инструменты: иглы, ножницы, швейные машины;  приспособления и принадлежности: булавки, напёрсток,  портновский мел;  материалы: образцы машинных швов, швейные нитки;                          Дидактическое обеспечение:  карточки для проведения игры «Проверь и оцени»;  словарные слова;  ноутбук, проектор, экран;  технологические карты.       Литература: Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина «Швейное дело», Интернет­ ресурсы. Методы   обучения:    наглядно­иллюстрированный, объяснительно­наглядный,   практический   (объяснение   с   показом   приёмов выполнения практической работы), артикуляционная гимнастика. репродуктивный, Форма познавательной деятельности: индивидуальная. Словарная работа:  Тип урока: комбинированный.  Класс: 7 (5 человек).  Применяемые технологии:  игровые  ИКТ – технологии (слайдовая презентация)  здоровьесберегающие  технология активного (деятельностного) обучения Первый уровень обученности: ученики самостоятельно может выполнить  всю работу.  Второй уровень обученности: учитель должен пояснить, уточнить задание  или операцию. Третий уровень обученности: ученики нуждается в индивидуальной  помощи. Четвёртый уровень обученности: ученики выполняет всю работу с помощью учителя. Ход урока. 1. Организационный момент: Приветствие. Проверка   готовности   учащихся   к   уроку,   проверка   явки учащихся, заполнение классного журнала и настрой учащихся на работу. Учитель: ­ Добрый день, дети.  Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости,  поприветствуем их!  1. Актуализация знаний учащихся.      Учитель:   ­ Дети, чем мы с вами занимались на прошлых уроках? (Повторить  теоретический материал по теме «История создания и устройство швейной  машины»). Перед тем как перейти к новой теме, давайте повторим санитарно­ гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной  машине. Повторение мы проведём в виде игры «Проверь и оцени». Вам  предстоит ответить на вопросы и оценить себя: 2. Устный опрос: 1. Как должен стоять стул при работе на швейной машине? (стоять против иглы) 2. С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность? (с  левой стороны или спереди) 3. Каким должно быть расстояние между работающим и машиной? (10­15 см) 4. Можно ли класть на машину посторонние предметы? (нет) 5.Что категорически нельзя делать при работе на швейной машине?  (не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям  машины) 6. Кто может еще дополнить и рассказать о правилах ТБ при работе на швейной машине?          Карточка к игре: «Проверь и поставь оценку».                              Тема: «Работа на швейной машинке» Ответ на вопрос Кол – во  баллов № п/п  1.   2.   3.   4.   5.   6.    Сумма баллов    Отметка           30 баллов           5           24 балл               4           18 баллов           3        Артикуляционная минутка: «Стеша спешила, рубашку шила». 3. Изложение нового материала. ­ Дети, мы с вами вспомнили чем занимались на прошлом уроке. Сегодня на уроке мы   с   вами   продолжим   знакомство   со   швейной   машиной,   научимся подготавливать швейную машину к работе и работать на ней.  Тема нашего урока сегодня:     Сообщение темы урока: «Подготовка швейной машины к работе, работа  на швейной машине».       Динамическая пауза: Раз ­ подняться, потянуться.                                      Два – согнуться, разогнуться.                                      Три – в ладоши три хлопка головою три кивка.                                       На четыре – руки шире.                                       Пять – руками помахать,                                       Шесть – за парту тихо сесть.     Цель урока: ­ Сегодня на уроке мы научимся подготавливать швейную машину к работе и начнём работать на ней:………… Дифференцированное задание разным группам учащихся. 1. Ученицы первого уровня обученности прокладывают копировальные  строчки самостоятельно. 2. Второго уровня обученности ­ прокладывают копировальные строчки с  небольшой помощью учителя. 3. Третьего уровня обученности ­ прокладывают копировальные строчки на  образце по заранее нанесённым точкам. Индивидуальная помощь. Вводный инструктаж. Цель: научить   учащихся   организовывать   рабочее   место   при   работе   на швейной   машине,   научить   учащихся   заправлять   верхнюю   и   нижнюю   нити, ознакомить   с   правилами   работы   на   швейной   машине.   Отработать   навыки работы на швейной машине (тренировочные упражнения). 1. Рассказать: Прежде чем начать работу на швейной машине, необходимо правильно  организовать свое рабочее место. Вопрос: Как вы думаете, что значит «правильно организовать рабочее  место»? Ответы учащихся. Организация рабочего места.           Рабочее место, это то место, где вы будете выполнять свою работу. В нашем  случае, это  стол,  где  стоит  швейная  машина. Рабочее  место нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно­ гигиенические требования и правила безопасности труда. При   выполнении   машинных   швейных   работ   все   необходимые   инструменты   и   принадлежности   должны   лежать   в   ящике   машины,   а   на платформе – только ткань или изготовляемое изделие. Подготовка машины к работе: (дать под запись) 1.Поставить приводной рычаг в рабочее положение; 2. Поставить машину на рабочий ход; 3. Поднять иглу; 4.Вынуть из­под лапки кусочек ткани; 5. Заправить нить. 2. Рассказать: Заправка ниток.               При   заправке   верхней   и   нижней   ниток   необходимо   соблюдать определенную   последовательность.   Малейшая   неточность   при   заправке приводит к неполадкам в работе машины. Заправка верхней нитки. (дать под запись) 1.Поставьте машину на рабочий ход и поднимите иглу верхнее положение. 2.Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку  через прорезь нитенаправителя. 3. Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки,  потянув её за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины. 4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите её за крючок  нитепритягивателя на иглодержателе. 5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив  свободный конец нитки длиной 10­15 см. (Все приемы объясняю и показываю на швейной машине). Учитель: ­ Теперь познакомимся с челночным устройством. Шпульный колпачок предназначен для заправки нижней нитки в челночное устройство и для регулирования её натяжения. Изготавливают его из стали. Давайте   рассмотрим   его   и   разберем   его   детали:   корпус   колпачка, установочный палец, рычаг защелки, винт, прорезь, пружина натяжения нитки. Показываю учащимся шпульный колпачок и называю его детали. Заправка нижней нитки. (дать под запись) 1. Вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок. 2. Заправьте нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка,  оставив конец длиной 10­15 см. 3. Вставьте шпульный колпачок в челночное устройство. Палец шпульного  колпачка должен войти в прорезь челночного устройства. Если при этом  послышится щелчок, то, значит, колпачок установлен правильно. 4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через  отверстие игольной пластинки. 5. Концы обеих ниток заведите назад, под лапку. (Все приемы объясняю и показываю на швейной машине). 3. Рассказать: При работе на швейной машине вы должны соблюдать следующие  правила: 1. Маховое колесо вращать только на себя. 2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью. 3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид  машинной строчки. 4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине  (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно  одного цвета). 5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны. 6. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее  рейки. Правила работы на швейной машине: Начало работы:        Подложить подготовленную для работы ткань под лапку и проколоть её иглой, придерживая концы ниток. Опустить лапку и приступить к работе. Выполнение работы:         При выполнении строчки направлять ткань так, чтобы намеченная линия строчки   находилась   между   рожками   лапки.   При   шитье   нельзя   тянуть   или подталкивать ткань. Окончание работы:                  Поднять иглу, поднять лапку, отвести ткань от себя левой рукой и обрезать нитки, оставляяконцыдлиной10­15 см. Подложить кусочек ткани под лапку и опустить её. Поставить машину на холостой ход. (Все приемы объясняю и показываю на швейной машине). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Учащиеся встают, делают один шаг в сторону от парты и выполняют  зарядку) Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем, разминаем спину плечи, чтоб сидеть нам было легче. (Руки перед грудью, рывки руками) Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево, повернись, на соседа оглянись. (Поворот туловища в стороны.) Голову тяну к плечу, шею я размять хочу. В стороны разок­другой покачаю головой. (Наклоны головы вправо и влево.) Хорошо чуть ­ чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты) Продолжение урока. 4. Практическая часть. Текущий инструктаж. Практическая работа №1 «Тренировочные упражнения работы на  швейной машине с ручным приводом». Раздаю ИТК «Тренировочные упражнения работы на швейной машине с   ручным   приводом» для   ознакомления   и учащиеся   приступают   к выполнению упражнения 1 и упражнения 2 в моём присутствии. Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения упражнений. Практическая работа №2 «Заправка швейной машины»          Раздаю ИТК «Заправка швейной машины» для ознакомления и учащиеся приступают к выполнению П. р. в моем присутствии. Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения заправки верхней и нижней ниток. 5. Заключительный инструктаж. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок, их аргументация. ­ Наш урок подошёл к концу, цели урока достигнуты, результатами вашего труда,  девочки,  я   довольна.  Сегодня   на   уроке  вы   получили   следующие оценки (объективно оцениваю и комментирую результаты индивидуального труда уч­ся на уроке, выставляю отметки в журнал).  ­ У нас осталось несколько минут, и мы с вами проведём интересную игру! Игра­активатор: «Интересное полезное». Что вам сегодня на уроке  понравилось, что нет? Домашнее задание (выучить записи в тетрадях и повторить ТБ при  машинных работах). Инструкционно – технологическая карта Подготовка машины к работе: 1. Чистка и смазка машины. а) Подготовка машинки к чистке и смазке. б) Снять ремень. в) Выключить электродвигатель. г) Поднять иглу и вынуть ее. д) Поднять лапку. е) Снять фронтовую доску, задвинутую и игольную пластинки. ж) Ослабить винт. з) Вынуть шпульный колпачек.   2. Чистка машины. а) Вычислить зубцы двигателя ткани. б) Вычислить детали рукава. в) Вычислить детали под платформой машины. г) Вычислить челночное устройство без разборки. д) Вычистить поддонник. 3. Смазка машины. а) Смазать детали под платформой.  б) Смазать детали в рукаве машины. в) Удалить излишки масла. г) Провернуть главный вал, удалить излишки. д) Установить шпульный колпачек, боковую пластинку, фронтовую  доску, установить иглу. Протереть рукав и платформу машины. Протереть рукав и платформу машины Инструменты: Отвертка, щетка, тряпка, масленка. Инструкционно – технологическая карта Тренировочные упражнения работы на швейной машине с ручным приводом Упражнение 1. 1. Поставьте машину на холостой ход. Для этого винт­разъединитель  поверните до отказа на себя, придерживая левой рукой маховое колесо. 2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение: вставьте его в гнездо  привода, оттянув стопор. 3. Потренируйтесь, равномерно вращая маховое колесо за рукоятку ручного  привода. Помните, что при работе оно всегда должно вращаться на  работающего. 4. Выньте приводной рычаг из гнезда, оттянув стопор. Упражнение 2. 1. Начертите карандашом на ткани, сложенной вдвое, линии. 2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение. Оставьте машину на  рабочий ход, повернув винт­разъединитель до отказа от себя. 3. Поднимите иглу и лапку и подложите под лапку подготовленную для  работы ткань. 4. Опустите иглу, поворачивая маховое колесо на себя, и проколите ткань  вначале намеченной линии. 5. Опустите лапку и, медленно вращая рукоятку привода, направляйте ткань  так, чтобы проколы иглы проходили точно по намеченной линии. 6. Повороты делайте на опущенной игле. 7. При окончании работы, поднимите иглу и лапку и выньте ткань. Инструкционно­технологическая карта Заправка швейной машины 1. Заправка верхней нитки 1.Поставьте машину на рабочий ход и поднимите иглу верхнее положение. 2.Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку  через прорезь нитенаправителя. 3. Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки,  потянув её за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины. 4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите её за крючок  нитепритягивателя на иглодержателе. 5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив  свободный конец нитки длиной 10­15 см. 2. Заправка нижней нитки 1. Вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок. 2. Заправьте нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка,  оставив конец длиной 10­15 см. 3. Вставьте шпульный колпачок в челночное устройство. Палец шпульного  колпачка должен войти в прорезь челночного устройства. Если при этом  послышится щелчок, то, значит, колпачок установлен правильно. 4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через  отверстие игольной пластинки. 5. Концы обеих ниток заведите назад, под лапку. Инструкционно­технологическая карта Работа на швейной машине: 1.Установить приводной рычаг в рабочее положение. 2.Поставить машинку на рабочий ход, поднять иглу, вынуть из­под лапки  кусочек ткани: 3.Заправить верхнюю и нижнюю нитки: 4.Установить требуемую длину стежка. 5.Положить ткань под лапку, проколоть ей иглой и приступать к работе. Шить по намеченным линиям. 6.По окончании работы поднять иглу и лапку, отвести ткань от себя левой  рукой и обрезать нитку. Подложить кусочек ткани под лапку и опустить ее,  поставить машинку на холостой ход.      Все строчки, кроме отделочных, выполняются нитками одного цвета с  тканью. При шитье ткань нельзя тянуть или подталкивать. Ширина шва должна быть равномерной по всей длине, строчка ровной, шов аккуратно разутюжен или заутюжен. Правил охраны труда с иглой и ножницами: Давайте повторим все вместе: ­ Хранить булавки в определённом месте. ­ Чтоб не болели зубы и живот,  ­Не брать иголки и булавки в рот. На стол кладу я ножницы Кольцами к себе. Передаю я ножницы  Кольцами к тебе. Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда. Положишь их разомкнутыми – может быть беда.

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»

Конспект открытого урока по швейному делу 4 класс «Работа на швейной машине»

Конспект  открытого урока по швейному делу  4 класс  «Работа на швейной машине»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018