Для одного нет ничего сложнее
синтаксиса сложного предложения,
для другого нет ничего проще
синтаксиса сложного предложения,
но для того и другого нет ничего
интереснее синтаксиса сложного
предложения, потому что и тот, и
пытаются
другой
анализировать синтаксис сложного
предложения!
думают,
Академик В.А.Обручев
1
- Как вы думаете, какая тема
будет главной на уроке ?
- Что мы должны будем отложить
в «багаж наших знаний» ? (С
какой целью мы будем работать
на уроке?)
- А зачем нам нужны эти новые
знания в будущем? И нужны ли ?
2
Шестое марта
Классная работа
Сложное
предложение
с различными
видами
связи
3
Прочитайте
предложение.Определите шаги ,
которые приведут вас цели.
Знание выше простой
информации ,
а мудрость - это больше,
чем знание;
стать мудрым можно лишь
тогда , когда овладеешь
информацией ,
суммой знаний и опытом.
Мудрый человек , обладая
знаниями и подкрепив их
опытом , становится
по-настоящему
4
Вот эти шаги к
успешности :
информация
знания
опыт
мудрость и как результат –
успешность !
5
Актуализация знаний по синтаксису.
1. Какие предложения называются сложными?
2. Как в сложных предложениях могут быть
соединены простые предложения?
3. На какие две группы в зависимости от
средств связи делятся сложные предложения?
4. На какие две группы делятся союзные
сложные предложения?
5. Какое предложение называется
сложносочинённым?
6. Какое предложение называется
сложноподчинённым?
7. Посредством чего соединяются
части бессоюзного сложного предложения ?
6
Работа со схемами
Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее
и обоснуйте свой выбор.
1
2
а) [ ],и
[ ].
б) [ ],
(чтобы.. .).
в) [ ],
( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
а) [ ],
( что. . . ).
б) [ ], но
[ ].
в) [ ], а [
].
г) [ ], и [
].
Ответ: 1-Г, 2-А, 3-В
3
а) [ ] - [
].
б) [ ]: [
].
в) [ ], и
[ ].
г) [ ]; [
].
7
Работа со схемами
Соотносите указанные сложные предложения
с данными схемами.
1) [ - = ] : [ - = ].
2) [ - = ], (что… ).
3) [ - = ], а [ - = ].
4) [ - = ] : [ - = ],
(которые… ).
А) ССП
Б) БСП
В) СПП
Г) сложное с разными
видами связи
Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-
Г
Как вы определили СП с разными видами
связи? Вспомните, какие существуют связи
простых предложений в составе сложной
8
конструкции.
Формирование нового понятия
Многочленные сложные предложения
Многочленные сложные
предложения
сообщают
о трёх и более
ситуациях .
Вспомните , какие существуют связи
простых предложений в составе
сложного.
9
Вспомнили?
Сравните свой ответ:
• Сочинительная;
• Подчинительная ;
• Бессоюзная.
10
Формирование новых понятий и действий
(блок 1)
Виды синтаксической связи в сложных предложениях.
1. Солнце закатилось, и ночь последовала
за
это
обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)
промежутка,
ним, без
как
2. Когда проснулся, уже всходило солнце;
курган заслонял его собою (А. Чехов)
А.
сочинительная
и бессоюзная
связи
Б.
сочинительная
и
подчинительна
я связи
В.
подчинительна
я и бессоюзная
связи
11
Г.
сочинительная,
подчинительна
светом
брызнуть
3. Когда он проснулся, уже всходило
солнце; курган заслонял его собою, а оно,
стараясь
на мир,
напряженно палило свои лучи во все
стороны и заливало горизонт золотом (А.
Чехов)
4. Уже давно село солнце, но еще лес не
успел стихнуть: горлинки журчали вблизи,
кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)
Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-
А
Формирование новых понятий и действий
(блок 2)
Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи
В сложном предложении с
различными видами связи
применяются те же пунктуационные
правила , что и в ССП,СПП и БСП.
(Расставьте знаки препинания)
Местность по которой мы ехали
казалась знакомой те же холмы и
перелески то же бездонное небо но
что-то насторожило меня.
Знаки препинания в сложном
предложении с различными видами
связи (рядом два союза)
А сейчас – ВНИ-МА-НИ-Е!
В многочленных сложных
предложениях с
сочинительной и
подчинительной связями
рядом могут стоять два
союза !
(и когда , и хотя ,что если ,
что когда
и другие).
13
Создание проблемной ситуации
Как вы думаете , нужно ли
ставить между союзами ,
стоящими рядом ,
запятую ?
14
материала
парах)
План - задание для исследования (работа в
Внимательно рассмотрите два предложения
Чем они отличаются? Нужна ли запятая на
.Что у них общего?
стыке союзов ?
Сделайте вывод: когда в многочленных
когда – нет.
сложных предложениях между рядом
оказавшимися союзами ставится запятая , а
С вёсел падали капли , и (?) когда
они касались воды, на их месте
вспыхивало голубое сияние.
С вёсел падали капли , и (?) когда
они касались воды, то на их месте
вспыхивало голубое сияние.
15
Сравните свой вывод .
Ставим ли запятую между союзами ,
оказавшимися рядом?
ДА!
НЕТ !
после придаточного
после придаточного
Условие :
нет
Условие :
есть
второй части
составного союза (то
, так , тем ).
(С вёсел падали
капли , и, когда они
касались воды, на их
месте вспыхивало
голубое сияние).
вторая часть
составного союза
(то , так , тем ).
(С вёсел падали капли
, и когда они
касались воды, то на
их месте вспыхивало
голубое сияние).
16
Формирование умений и
навыков
(анализ предложений)
Брат строго сказал Алёше что если
тот обещал принести книгу должен
обещание выполнить.
Брат строго сказал Алёше что если
принести книгу так
тот обещал
должен обещание выполнить.
Ну, получилось ?
Да – молодец!
Нет – задай вопрос !
( Рефлексия
деятельности)
17
Формирование новых понятий и действий
(блок 2)
Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И)
Ещё раз – ВНИ-МА-НИ-Е!
Мы знаем,
что в сложных предложениях
перед разделительным союзом И
ставится запятая.[ - = ], и [ -
= ]
Гол забили, и игра оживилась.
18
Создание проблемной ситуации
Как вы думаете ,
всегда ли ставится запятая
перед союзом И
в сложном предложении ?
19
Исследование рабочего материала ( работа
в парах)
Записать предложение и объяснить, почему в нём не стоит
запятая между предложениями перед сочинительным союзом
И.
[
Это было в ту пору , когда все
]
Не получилось? Даём подсказку!
(
казалось радостным и от
)
жизни ждали только одни
радости .
(
)
20
[
Продолжаем исследование рабочего материала
( работа в парах)
Записать предложение и объяснить, почему в нём не стоит
запятая между предложениями перед сочинительным союзом
И.
Не получилось? Даём подсказку!
когда?
2) Занималась заря и двери
заводили свой разноголосый
концерт
, когда старички
садились за столик и пили
кофе .
)
когда?
]
(
21
Сравните свой вывод .
Ставим ли запятую перед союзом И в данных
ситуациях ?
Вывод:
запятая не ставится
перед союзом И , если
ими
соединяемые
предложения
имеют
общий второстепенный
член
общее
или
придаточное
22