Открытый урок русского языка в 4 классе
по теме «Глагол. Обобщение»
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Цели:
1. Создать условия для повторения, обобщения, систематизации знаний по теме
«Глагол»,
2. Создать предпосылки для составления алгоритма морфологического разбора
глагола как части речи на следующем уроке. Классифицировать изменяемые и
неизменяемые признаки глагола.
Результаты:
Личностные. Создать условия для формирования умения проявлять положительную
мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового
материала.
Регулятивные. Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с
целью выполнения заданий. Определять самостоятельно цель учебной деятельности,
соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само и
взаимопроверку работ. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Познавательные. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
иллюстрация, таблица, схема, модель (кластер) и др.). Использовать преобразование
словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать
модели при решении учебных задач.
Коммуникативные. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в пантомиме
с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать
свою точку зрения. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в
группе.
Оборудование: учебник 4 класса (2 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др.,
разноуровневые карточки с пословицами для самостоятельной работы; карточки с
фразеологизмами для работы в парах; карточки «Четвертый лишний» для групповой
работы; карточкислова для физминутки; разрезные слова для кластера; презентация к
уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Придумано кемто просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
И я вам хочу пожелать, чтобы хорошее настроение длилось весь день!
У нас сегодня необычный урок. Вопервых, на нашем уроке присутствуют гости,
которых мы поприветствуем. Вовторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. И чтобы урок получился познавательным и интересным, я хочу предложить
вам провести его в форме деловой игры. Сегодня мы с вами будем сотрудниками
Детективного агентства («Знатоки»). Какие качества помогут нам в работе?
(Точность, внимательность, …). Ну что ж, за работу, детективы!
Нам предстоит разыскать и выяснить особые приметы очень важного объекта речи. В
этом нам поможет …
Орфографическая разминка. Игра «Меткий стрелок».
(на доске магнитные буквы, закрытые пронумерованными кружкамимишенями 1 6:
Г, Г, О, А, Л, Л)
1) Непроверяемый согласный в слове, являющемся синонимом к слову «внезапно»
(вдруг). А что такое синоним?
2) 5я буква в слове, обозначающем 1000 граммов (килограмм).
3) Орфограмма в слове, которое является антонимом к слову «нападение»
(оборона). А что такое антоним? Сколько их? (2)
4) 3я буква в слове, обозначающем разговор нескольких лиц (диалог).
5) 13я буква в алфавите (л).
6) Буква, обозначающая последний звук в слове «печаль» (л)
Соберите слово из этих букв.
И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока и назвать
объект речи, с которым мы будем работать.
Тема: «Глагол»
Правильно, речь пойдёт о глаголе.
Это новая для вас тема? (Нет)
Тогда какова будет цель урока?
Цель: обобщить и систематизировать, закрепить и расширить, углубить знания и
умения по теме «Глагол».
А что значит «систематизировать» и «обобщить»?
А для чего нам вся информация о глаголе? (Уметь правильно писать и использовать
в речи)
Молодцы! Сегодня мы приведем в систему известные нам знания. А это, в свою
очередь, поможет нам выяснить особые приметы этого важного объекта нашей речи.
2. Чистописание
«Глагол придаёт речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова».
(Н. И. Греч)
Как понимаете смысл этого высказывания?
Спишите высказывание.
Оцените работу в парах. По каким критериям будете оценивать?
Блицопрос. Игра «Дополни словечко»
Являюсь … (частью речи)
Обозначаю … (действие или состояние предмета)
Изменяюсь … (по временам, лицам и числам)
В предложении чаще всего бываю … (сказуемым)
Отвечаю … (на вопросы что делать? что сделать? и др.)
3. Словарная работа. От данных словарных слов образуйте однокоренные глаголы, определите
спряжение:
Беседа … (беседовать – на –ать, не исключение 1 спр.)
Завтрак … (завтракать)
Работа … (работать)
Обида … (обидеть)
Чувство … (чувствовать)
Что общего во всех словах? (Стоят в начальной форме) Заполнение кластера на
магнитной доске.
Назовите способ образования этих слов. (Суффиксальный)
Выделите суффиксы. Как они называются? В чем их особенность? (Входят в основу)
Что еще можно определить у этих глаголов? (Вид, спряжение)
Вид и спряжение – это изменяемые признаки глагола или неизменяемые? (Заполнение
кластера)
Найдите лишнее слово. Докажите. (Обидеть – сов.вид, искл., 2 спр.)
Молодцы! Что повторили? Для чего уметь определять спряжение глагола? Как
определить спряжение глагола?
Проверим это ваше умение.
4. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками.
У меня есть карточки разного цвета с заданиями в зависимости от уровня сложности
(13). Каждый из вас возьмет задание того цвета, которое он сможет выполнить.
1 уровень (легкий):
Вставьте в глаголы пропущенные окончания и спишите пословицы:
1) Труд человека корм…т, а лень порт…т.
2) Что посе…ш…, то и пожнёш… .
2 уровень (средний):
Спишите пословицы, поставив глаголы в нужную форму:
1) Труд человека (кормить), а лень (портить).
2) Что (посеять), то и пожнёш… .
3 уровень (трудный):
Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы:
1) Труд человека ___________, а лень __________ .
2) Что _______, то и _______ .
Так какую же роль играет глагол в речи? (Без глаголов наша речь бедна, а глагол
делает её ясной и понятной.)
Что мы отрабатывали в этом задании?(Умение писать безударные окончания
глагола)
5. Работа в парах. Игра «Угадай фразеологизм»
Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах. Что такое фразеологизмы?
(Устойчивые (постоянные) сочетания слов.) Ребята, сейчас поработаем в парах. Я раздам вам карточки с фразеологическими
оборотами, а вам нужно посовещаться с напарником и изобразить его с помощью
движений. Задача остальных детективов – угадать фразеологизм, заменить его одним
словом. Например: бить баклуши – бездельничать.
Употребите глагол в разных наклонениях.
Зарубить на носу – запомнить (ЗАПОМНЮ, ЗАПОМНИЛ БЫ, ЗАПОМНИ)
Прикусить язык – замолчать
Водить за нос обманывать
Унести ноги убежать
Надуть губы обидеться
Клевать носом засыпать
Распускать руки – драться
Витать в облаках – мечтать
В чем упражнялись? Что вспомнили? Сформулируйте вывод. (Глагол
употребляется в трех наклонениях: изъявительном, повелительном, условном)
Наклонение – это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему?
(Заполнение кластера)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Игра «Не ошибись!»
А теперь поиграем в игру. Её цель – проверить, как вы умеете определять время
глагола.
(Карточки со словами. На доске 3 столбика: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.)
Условия игры: по цепочке выйти к доске, взять карточку со словом и прикрепить в
нужный столбик.
В чем особенность глаголов каждого времени?
Что повторили? Для чего уметь изменять глаголы по временам?
Время – это постоянный или непостоянный признак глагола? Кластер
Молодцы!
6. Работа в группах. Игра «Четвертый лишний»
Найдите и назовите лишнее слово. Объясните, по какому признаку оно лишнее.
Трещу, скрипишь, вою, сижу. (Скрипишь – 2 лицо, а остальные глаголы – 1 лица.)
Встречают, визжит, скрипит, дует. (Встречают – 3 лица мн. ч., а остальные глаголы
– в ед.ч.)
Прочитаем, запишем, поиграет, нарисуем. (Играет – 3 лица ед. ч., а остальные
глаголы –1 лица мн. числа.)
По каким признакам находили лишнее слово? (Лицо и число)
Это постоянные или непостоянные признаки глагола? Кластер
Все ли «приметы» глагола мы с вами перечислили? Чего не хватает? (Член
предложения)
7. Работа с деформированным предложением (фронтально).
(Из слов: звёзды, тёмном, зажглись, в, яркие, небе, и осветили, дорогу составить
предложение, выполнить синтаксический разбор, разобрать по членам предложения).
В темном небе зажглись яркие звезды и осветили дорогу.(Повест., невоскл.,
полное, распростр., основа …, с ОЧП)
Каким же членом предложения чаще всего является глагол? Кластер Какие грамматические признаки глагола мы повторили? На какие 2 группы можно
разделить? (Постоянные и непостоянные) Кластер
8. Итог урока (рефлексия)
Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? Где нам может пригодиться
сегодняшний «портрет»? (В морфологическом разборе глагола)
А это уже тема нашего следующего урока.
Молодцы! Отличная работа, детективы! У кого было более 5 правильных ответов? (За
каждый правильный ответ на полях ставится «+», неправильный ответ – «»)
Отметки на уроке …
9. Домашнее задание:
1. Подготовиться к контрольному словарному диктанту.
2*. Творческое задание*: сочинить сказку о глаголе.
***Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского,
современника М.М. Пришвина: «С русским языком можно творить чудеса. Нет
ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать
русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы,
детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, о
котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.
Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.
Мне сегодня было приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных и
заинтересованных детей. А если у когото чтото не получилось не беда. На ошибках
мы учимся!
Спасибо за работу!
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.