Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")
Оценка 4.6

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
09.10.2019
Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")
Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ") Цели: 1) идентификация изобразительно-выразительных средств языка; 2)развитие исследовательских и коммуникативных навыков; 3)воспитание чувства литературной нормы; 4)подготовка к выполнению заданий ЕГЭ. Учебные задачи: 1. извлечение информации из прочитанного текста; 2. тренировка умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые 3. явления и факты; 4. создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
5 урок.docx
МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район» Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно­выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")  Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы Ибрагимова П.М. Цели: 1) идентификация изобразительно­выразительных средств языка; 2)развитие исследовательских и коммуникативных навыков; 3)воспитание чувства литературной нормы; 4)подготовка к выполнению заданий ЕГЭ. Учебные задачи: 1. 2. 3. 4. извлечение информации из прочитанного текста; тренировка умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые  явления и факты; создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга. 1. Орг.момент Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, пожелаем друг другу удачи. 2. Актуализация Вопросы учащимся: ­ Какие стили речи вы знаете? ­ Какой из стилей самый богатый? Почему? Учащиеся называют особенности художественного стиля: образность, широкое  использование изобразительно­выразительных средств языка. Этот стиль позволяет  испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание. Обобщая ответы, отметим, что художественный стиль является "ключом" к душе  человека. "Ключ" этот можно подобрать при помощи изобразительно­выразительных  средств языка. Сегодня на спецкурсе мы продолжим работу над изобразительно­ выразительными средствами языка и их ролью в тексте. 3. Работа по определению изобразительно­выразительных средств языка в тексте Сначала повторим, что изобразительно­выразительные средства языка ­ это тропы и  стилистические фигуры. Вспомним, что тропы ­ это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной  выразительности. Учащиеся называют известные им тропы: эпитет, сравнение,  метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота,  аллегория, ирония. Названные тропы записываются на доске и в тетрадях. Затем с помощью ассистента 1 организуем работу по определению тропов в тексте. Ассистент раздает учащимся таблицы, в которых в первой колонке процитированы  строчки художественных произведений. Учащиеся определяют тропы, называя их  Функциональную роль в тексте. "Чахлая рябина мокнет под дождём" Эпитет помогает зримо представить предмет "Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела" Сравнение делает зримым отвлечённое понятие "В саду горит костёр рябины красной" Метафора образное выражение превращается в реальную картину "Заря алая улыбается" Олицетворение усиливает выразительность речи "Съел три тарелки" Метонимия употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи "И слышно было до рассвета, как ликовал француз" Синекдоха для выразительности речи "Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед" Перифраза заменяет название по существенному признаку, избегается повтор слова "В сто сорок солнц закат пылал" Гипербола чтобы преувеличить значение, обратить внимание "Мальчик с пальчик" Литота для эмоциональной оценки "За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне  Недолго я ещё благодарил" Ирония даёт отрицательную оценку предмета или явления Ассистент определяет правильность выполнения задания. После работы с таблицей задание усложняется. Предлагаем стихотворение Ф. Тютчева "Осенний вечер" Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев Багряных листьев томный, лёгкий шелест Туманная и тихая лазурь Над грустно сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье ­ и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья. Подготовленный ученик читает стихотворение выразительно наизусть. Учащиеся  определяют тропы в полном тексте. 4. Работа по определению стилистических фигур текста организуется аналогично: 1. Определение стилистической фигуры (синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания). 2. Перечисление стилистических фигур (анафора, эпифора, антитеза, градация,  инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание  парцелляция). Запись названий стилистических фигур на доске и в тетрадях. 5. Работа в группах. ­ В каждой группе есть консультант, который следит за правильностью ответа. На  столах лежат распечатки. В помощь даны справочные материалы. Это первый лист.  Далее задания, которые необходимо выполнять на специальных листах, вписывая  названия тропов рядом с примерами. Время на подготовку ­10­12 минут. В то время,  когда группа отвечает, всем следует делать записи на другом листе – это будут ваши  затруднения. Лексические средства выразительности (группа 1). Примеры Лексическое средство выразительности. Синтаксические средства. Мои затруднения. Стилистические фигуры. Мои затруднения. «Отговорила роща  золотая берёзовым  весёлым языком…» "В саду горит костёр  рябины красной" "Луна, как бледное  пятно, сквозь тучи  мрачные желтела" "Заря алая улыбается" Живой труп; мёртвые  души; молодая  старость. Царь зверей; «Люди в  белых халатах нашу  жизнь охраняют от  бед» Синтаксические средства выразительности (группа 2). Примеры Синтаксическое Лексические средства. Мои затруднения. средство выразительности. «Люблю тебя, Петра  творенье, Люблю твой строгий,  стройный вид…» «Милый друг, и в  этом тихом доме Лихорадка бьёт меня.  Не найти мне места в  тихом доме Возле мирного  огня.»(А. Блок) "Да, это была  непогода! Какая там  гроза! Вихрь, ураган,  циклон, смерч, тайфун обрушился на нас". "Роняет лес багряный  свой убор…» «Этим летом я видел  море. Первый раз.» «Гляжу на  будущность с  боязнью, Гляжу на прошлое с  тоской…» Стилистические фигуры (3 группа). Примеры Стилистические фигуры. Лексические  средства. Мои  затруднения. «Глаза громадные, как Стилистические фигуры. Мои затруднения. Синтаксические средства выразительности. Мои затруднения. прожекторы». «Мальчик с пальчик». "И пращ, и стрела, и  лукавый кинжал  щадят победителя  годы». "Швед, русский колет, рубит, режет"… «Откуда, умная,  бредёшь ты, голова?» «А новое так отрицает старое!» (После работы в группах ответы прослушиваются, рецензируются, учащиеся отмечают  свои затруднения, на листах самооценки выставляют баллы). 6. Совместная работа класса с рецензией. На столах перед учениками лежит текст. После выразительного прочтения  выполняется задание В­8. (1)Александра Ивановна..(2) Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на  неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще? (3) Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней  каким­то образом нераздельно слились два чувства ­ любовь к ней именно, такому  человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам  раскрывала. (4) Она нам почти каждый день что­нибудь читала из русской классики или несколько  реже что­нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы. (5) Осталось в памяти чтение "Капитанской дочки" Пушкина, как минуты сладчайших  переживаний. (6) Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые  испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от  удовольствия тишина. (7) Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла другая учительница.  (8) На последнем уроке она пыталась продолжать чтение "Капитанской дочки", но как  только мы услышали её голос, нас охватил ужас и отвращение. (9) Это было совсем, совсем не то! (10) Видно, она и сама это почувствовала, да и  ребята в классе расшумелись с какой­то искусственной злой дерзостью. (11) Она  закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать. (12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её  чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что­то. (15)Этим препятствием была сама  временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о  вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница,  хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко. (18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой "Мой Пушкин", я вспомнил наши  чтения "Капитанской дочки" и удивился несходству впечатлений. (19) Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным,  заманчивым, прекрасным. (20) Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и  радовал в этой книге Савельич. (21) Не только меня, я уверен, и весь класс. (22) В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог себе  позволить в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24) Величайшее  чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея  преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия.  (26) Идея преданности самой идее, которая, по­видимому, из­за отсутствия других  воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы  не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой. (27) Может быть, именно поэтому чтение "Капитанской дочки" производило тогда  такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28) И именно поэтому мы  толкнули (чуть­чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение  Александры Ивановны. Задание В­8. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые  особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие  номеру термина из списка. "Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых героях, его речь  особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся ­­­­ (предложение 5, 6, 27), и ­­­­  (предложение 22), и ­­­ (предложение 9). :Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому используются  такие синтаксические средства, как ­­­ (предложение 5, 13), ­­­­ (предложения 21, 24)" Список терминов. слова с уменьшительными суффиксами; просторечные слова и формы слов; эпитеты; метафора; сравнительные обороты; риторическое обращение; инверсия; экспрессивный повтор; ряды однородных членов; парцелляция. (Ответы: 3, 4. 8, 7. 10) 7. Закрепление. Работа с текстом. ­ А теперь постараемся применить свои знания при выполнении задания 24 из тестов  ЕГЭ. Перед вами текст. Прочитайте его. Читая текст, подумайте, какую проблему  поднимает автор? Это поможет вам сэкономить время в процессе работы с текстом на  ЕГЭ (чтение вслух).   Текст           (1) Быть культурным не значит знать обо всём понемногу, не значит это и знать  всё о чем­нибудь одном. (2) Быть культурным – значит не поверхностно, а глубинно  изучить произведения великих писателей, проникнуться духом их творчества. (3)  Существует немало авторов, которые станут нам верными спутниками на всю жизнь. (4)           Хорошо было бы, чтобы их мудрые мысли стали вашими мыслями, их произведения –  вашими воспоминаниями. (5) Не пожалейте времени на Гомера, и вы увидите, что «Илиада» вовсе не  скучна, а «Одиссея» подавно. (6) Независимо от того, верующий вы или неверующий,  найдите в своей небольшой библиотеке место для Ветхого и Нового Заветов. (7) Невозможно прожить достойную жизнь, не прочитав Вольтера и Дидро. (8) Ни большего ума, ни лучшего стиля нельзя себе представить. (9) Вы не можете обойтись ни без Шекспира, ни без Лопе де Веги. (10) Ни без Свифта. (11) Ни без Диккенса. (12) Ни  без Эдгара По, ни без великого Гёте. (13) Ни без Данте, ни без Сервантеса. (14)  Наконец, никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские  писатели. (15) Нет ничего прекраснее лучших произведений Толстого. (16) Рядом с  Толстым поместите повести Пушкина, рассказы и пьесы Чехова. (17) Некоторые считают, что необразован тот, кто читал Шекспира, но не знают  законов физики. (18)На самом деле то и другое равно необходимо. (19) Наука даёт  человеку всевозрастающую власть над внешним миром, литература помогает приводить ему в порядок мир внутренний. (По Андрэ Моруа)  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на  места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. « К числу проблем, затронутых А.Моруа, относится проблема выбора книг для  самообразования. Для привлечения внимания читателей автор прибегает к такой  стилистической фигуре, как ____________ (предл.1,2). Составляя список книг для  обязательного прочтения, он использует ____________ (предл. 5,7,9,12) и  ______________ (предл. 10­13). Давая характеристику творчеству великих  писателей,, автор применяет такое лексическое средство, как __________ (предл.  15). Список терминов: 1. сравнительный оборот 2. литота 3. эпитет 4. анафора 5. метафора 6. градация 7. парцелляция 8. гипербола 9. ирония ­ Подумайте, какую проблему поднимает автор? Но а сейчас приступаем к выполнению задания 24, где анализируются языковые  особенности данного текста ( 3­5 минут). Перечитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на  места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 8. Рефлексия Мне понравилось на уроке… Я ощущал себя на уроке… После урока я задумаюсь… 9. Домашнее задание. К предложенному учителем тексту сильная группа учащихся  составляет свою рецензию, слабая группа – выполняет готовое задание, средняя  группа – исправляет ошибки во фрагменте рецензии (зачеркните неверный  ответ, правильный ответ впишите рядом, ответ обоснуйте в свободном поле  после рецензии). Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г. Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А. МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район» Отзыв коллег об уроке русского языка в 10а классе, по теме "Изобразительно­выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ") учителя русского языка и литературы МКОУ «ШСОШ» Ибрагимовой П.М. На уроке были использованы следующие приёмы : использование текста  публицистического стиля на нравственную тему, побуждающего к выявлению  авторской позиции и формулировки собственного мнения по проблеме, беседа­стимул,  презентация, рефлексия. Заготовки сочинении ребята делали на специальных рабочих  листах не только с целью экономии времени, но и с целью не упустить ни одну из  частей сочинения. Было организовано 5 групп, каждой ­ определена основная учебная  задача, кроме того, было предложено сформулировать какой­нибудь интересный вопрос  или какое­нибудь задание классу в логике подготовки к ЕГЭ. Это должно было  активизировать внимание учащихся при заслушивании отчётов групп о проделанной  работе. Компьютерные технологии использовались с целью повышения качества образования,  мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения,  внимания. На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка : Текстоориентированный :монологический ответ, создание собственного текста , работа с текстом публицистического стиля. Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи . Интегрированный подход осуществлялся через связь с литературой , текст  публицистического стиля. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся  посредством высказывания позиции автора, собственного мнения Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как  учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания,  консультировала, помогала, старалась, чтобы отношения учеников на уроке были  основаны на взаимоуважении. Урок начался с психологического упражнения, который  должен был настроить учащихся на доброжелательный, открытый лад и подготовить  учащихся к усвоению нового материала. Для активизации познавательной деятельности учащихся на этапе введения новых  знаний  использовала разные методы и приёмы обучения. Это и беседа, и объяснение,  выразительное чтение текстов учащимися, демонстрация слайдов. В течение всего  урока мы вместе с учащимися выполняли упражнения, анализировали тексты, делали  выводы, что способствовало воспитанию, развитию учащихся и формированию опыта  ценностных отношений. На уроке целесообразно применялась ИКТ. Можно отметить, что все ребята на уроке  были достаточно активными, что позволило эффективно реализовать поставленные  задачи. В атмосфере, царящей на уроке, преобладали положительные эмоции у детей, и у  учителя.  Психологический климат на уроке был очень комфортный, так как  присутствовало взаимопонимание между учениками и учителем. В ходе урока были  применены элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве.  Были соблюдены основные принципы обучения: последовательность, доступность,  наглядность, активность, научность. В целом, удалось решить на необходимом уровне  поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения ,  избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив рабочее настроение  и хорошее самочувствие. На уроке осуществлялась проектная деятельность­  социологический опрос.Учащимся было предложено опережающее задание, с которым  они охотно справились. Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г. Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А. МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район» Отзыв родителей об уроке русского языка по теме "Изобразительно­выразительные средства языка" в 10а классе, ("Подготовка к ЕГЭ") учителя русского языка и литературы МКОУ «ШСОШ» Ибрагимовой П.М. На уроке были использованы индивидуальные и фронтальные формы организации  учебной деятельности учащихся. Каждая форма является оптимальной при решении  данной конкретной задачи урока. На уроке использовался наглядный, словесный и  практический методы. В ходе урока были применены элементы технологии  критического мышления, работы в сотрудничестве, ИКТ, проблемного обучения;  развитие критического мышления, здоровьесберегающей технологии. Были соблюдены  основные принципы обучения: последовательность, доступность, наглядность,  активность, научность. В целом, удалось решить на необходимом уровне поставленные  задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежав при этом  перегрузки и переутомления учащихся, сохранив рабочее настроение и хорошее  самочувствие. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры  речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:  коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются  факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и  ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические  позиции. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по  основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и  т.д. Урок развивающий, обучающий, воспитывающий любовь к своей стране, культуре  своей страны. Как сказал один из моих учеников: « Культурная речь­ показатель  образованности, воспитанности и общей культуры человека». Только с такими  представителями нового поколения возможно прекрасное будущее нашей страны. Я  хочу напомнить свое педагогическое кредо – воспитывать будущее России, без  которого немыслима наша жизнь . Родители 10а класса

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")

Конспект открытого  урока в 10а классе "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2019