Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"
Оценка 4.6

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
16.11.2017
Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"
Данный материал разработан для детей и подростков, обучающихся в системе дополнительного образования по предмету "Эстрадный вокал". Данное занятие имеет чётко определённую цель, задачи и предполагаемые результаты. Состоит из трёх частей, разъясняет обучающимся такие понятия, как -"Дикция", "Артикуляция", "Певческий аппарат" и помогает применить их на практике.Конспект открытого занятия: "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях".
Конспект открытого занятия Дикция и артикуляция. Голубкова А.В..docx
Конспект открытого занятия. «Дикция и артикуляция в музыкально­ тренировочном материале и вокальных произведениях» Творческое объединение «ТОНИКА» Возраст обучающихся: 12­15 лет Год обучения – первый. Конспект открытого занятия в творческом объединении «Тоника» МБОУ ДО «ГДДТ «Журавушка». педагог – Голубкова Анна Владимировна. Тема занятия: «Дикция и артикуляция в музыкально­тренировочном материале и вокальных  произведениях». Дата проведения занятия: 14.03.2017г. Место проведения: Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского  Первый год обучения. Длительность занятия – 45 минут Присутствовало 12 обучающихся (11 девочек, 1 мальчик) Возраст обучающихся: 12­15 лет. Коллектив состоит из обучающихся 5­8 классов одной школы. К концу учебного года коллектив сформирован. Отношения в коллективе дружеские, Занятие на тему: «Дикция и артикуляция в музыкально­тренировочном материале и вокальных  произведениях» относится к разделу «Развитие вокальных навыков» Степень сложности для данного коллектива – средняя. Цель занятия: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки  правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения. Задачи: Обучающие:  Обучать правильному произношению скороговорок, пропеванию дикционных оборотов в  музыкально­тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.  Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Дикция"    Формировать навыки фразировки музыкально­вокального произведения с опорой на  Развивать певческий и артикуляционный аппарат дикционный оборот. Развивающие:  Формировать речевую культуру Воспитательные:  Воспитывать умение работать в коллективе.  Формировать сознательный подход к обучению, повышать уровень самооценки, стремление к  совершенствованию и творческой самореализации. Форма учебного занятия – комбинированное. Форма организации занятия – индивидуально­групповая. Предполагаемые результаты: Личностные:  Формирование ответственного отношения к процессу обучения.  Умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности. Метапредметные:  Формирование речевой культуры.  Проявлять творческую инициативу.  Анализировать проделанную работу и адекватно относится к критике товарищей. Предметные:  Овладение навыками и умениями правильного произношения скороговорок, пропеванию  дикционных оборотов в музыкально­тренировочном материале и при исполнении музыкальных  произведений. Закрепление полученных знаний по теме «Дикция».  Развитие певческого и артикуляционного аппарата.  •      Формирование навыков фразировки музыкально­вокального произведения с опорой на  дикционный оборот. План занятия. 1.Организационный момент. Введение в тему. (13 мин.) 2. Основная часть. (25 мин.)   Учебно­тренировочные упражнения на развитие речевого и голосового аппарата.   Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения 3.Подведение итогов занятия. (7 мин.)    Ход учебного занятия   1. Организационный момент. Введение в тему. Приветствие. Ознакомление с целью занятия. Работа над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов  при исполнении музыкальных произведений. Вспомнить с обучающимися такие понятия как  «дикция» и «артикуляция».          Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или  вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и  артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него  отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.            Артикуляция – это работа органов артикуляционного аппарата, направленная на  создание звуков речи (гласных и согласных) . Артикуляционный аппарат – это часть голосового  аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость  (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему  голосового аппарата. Обратить внимание на плакат «Схема голосового аппарата». Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит  качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно  чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное  произведение.  Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Зачем он,  великий мастер, это делал? Для того, чтобы контролировать правильную работу голосового  аппарата, убрать все ошибки, которые порой видны только со стороны. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как  произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.  Певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный  инструмент, а точнее сказать ­ настроить его. Что же для этого нужно? Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого  произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы  приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос, как любой музыкальный  инструмент требует правильной настройки. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой  аппарат.   2. Основная часть. Учебно­тренировочные упражнения на развитие речевого и голосового аппарата. Переходим к практической части нашего занятия. Предлагаю вспомнить попевки­ скороговорки,  которые мы разучили на предыдущих занятиях. Первая ­ «брай­брэй­брай». (cid:252) (cid:252) Рекомендации: В попевке в пределах терции отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а  также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата. Скороговорка «Корабль» ­ расширение диапазона до кварты. Рекомендации: В попевке­скороговорке идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и  произношением по фразам с правильным вдохом и выдохом. Попевка­скороговорка поется в  достаточно быстром темпе. Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям  на развитие голоса. Распеваясь, голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.  (Пропеть 3­5 знакомых попевок с расширением диапазона).   Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения Исполнение песни «Три танкиста». Сл. Ласкина, муз. Д. Покрасс          Рекомендации: Во время работы над вокальным произведением  необходимо обратить внимание на чёткое  произношение  слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат учащихся и их дикцию.  Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с  артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном  положении. Трудности при исполнении возникают во время движения. Помимо дикции и  артикуляции следить за положением микрофона при движениях. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.   Вторая песня ­ «Времена года». Сл. и муз. А.Ермолова                               Рекомендации: При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные  звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Так как темп песни медленный, то важно  следить за мягкой атакой звука. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх.  Извлекать согласные звуки мягко, певуче.   3.     Подведение итогов занятия.   Итак, мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над  согласными буквами в скороговорках и распевах.                  Для закрепления материала предложить разгадать кроссворд: 1.    Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада). 2.    Работа органов речи, направленная на создание гласных и согласных (артикуляция). 3.    Составные части речевой полости: (щёки; челюсти; язык). 4.    Человек, поющий песни на сцене (певец).    Методы обучения: По характеру познавательной деятельности: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный. Методы вокальной педагогики: фонетический, вокальные упражнения, методы показа и  подражания, мысленного пропевания. Технологии: здоровьесберегающие, личностно­ориентированные, информационно­ коммуникационные. аудитория – кабинет музыки Материально – техническое оснащение занятия:   музыкальный инструмент ­ фортепиано  ТСО ­ ноутбук, микрофон, звукоусиливающая аппаратура, СD диски с минусовыми и  плюсовыми фонограммами песен.  Дидактический материал: наглядный и раздаточный материал ­ нотная литература, тексты  песен, кроссворд, плакат. Список литературы для педагогов: 1. Аванесов Р. «Русское литературное произношение» ­ М.: «Просвещение», 1994. 2. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.: «Академия пед. наук»,1983. 3. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания» М.: «Академия пед. наук», 1984. 4. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей». М.: «Академия пед. наук, 1980. 5. Буйлова Л.Н. Образовательная программа детской эстрадной студии «Музыкальный фрегат».  6. Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» М.: «Музыка», 2000. 7. Исаева И. «Эстрадное пение». Экспресс­курс развития вокальных способностей. –М.: АСТ  М.: «Музыка», 2000г. «Астрель» ,2006. 8. Риггс С. «Как стать звездой» ­ М.: «Guitar College»,2000. Список литературы для обучающихся  Исаева И. «Эстрадное пение». Экспресс­курс развития вокальных способностей. М.,: АСТ  «Астрель» ,2006  1 3 4 2 1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих 2. Работа органов речи, направленная на создание современные песни. гласных и согласных. 3. Составные части речевой полости. 4. Человек, поющий на сцене.

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Конспект открытого занятия на тему "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2017