Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)
Оценка 4.7

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Оценка 4.7
Работа в классе +2
docx
искусство +1
9 кл
12.03.2019
Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)
«Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими...» (Павел Флоренский) Урок искусства в 9 классе по программе Сергеевой, Критской «Искусство. 8 – 9 классы» Цель урока: знакомство с разными видами религий и их воплощением в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки.
иск-во 9 кл.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева Тамбовская область, г. Моршанск КОНСПЕКТ УРОКА ИСКУССТВА В 9 КЛАССЕ ТЕМА: «ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ» Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории Цель: знакомство с разными видами религий и их воплощением в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация ХОД УРОКА «Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими...» (Павел Флоренский) Рассказ учителя проходит на фоне презентации:  Ученье ­ свет, а неученье ­ тьма.  На   протяжении   всей   истории   развития   человечества   именно   свет знания   воспламенял   пытливые   умы   и   побуждал   их   к   открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно   красота   спасет   мир.   Стремление   к   знаниям   и   красоте   заставляло людей   творить   то,   что   сейчас   называется   нашим   культурным   наследием. Россия, в отличие от Запада, развивалась особым, предназначенным ей путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. В них писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. Сегодня,   на   примере   культуры   русского   и   частично   западного средневековья, мы убедимся, что храм объединяет все виды искусства. Храмы   —   это   культовые   постройки,   воплощающие   образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианство,  буддизм,  ислам),  ее основные  ценности.  Звучит колокольный звон. Храм  ­ как бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,   место   единения   с   Богом   через   таинство,  место  спасения  души.  В   храме  человек   ищет   убежище   от   мирской   суеты. Обращаясь   в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного. Певучесть   Слова,   строгие   лики   древних   икон,   величественная архитектура церквей  и  храмов, звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно­прикладного искусства — все это вызывает высокие   нравственные   чувства,   раздумья   о жизни   и  смерти,   грехе   и   раскаянии,   рождает   стремление   к   истине   и   идеалу.  Религиозное   искусство   обращается   к   таким   человеческим   чувствам,   как сострадание   и   сочувствие,   умиление   и  покой,   просветленная   радость   и  одухотворение. Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? ­ Обилие икон. Прочитание икон ­ это зримое выражение самой сути Православия.  Вопросы: 1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником? 2. Чем икона отличается от картины?  Синтез   искусств   —   это   соединение   нескольких   разных   видов  искусства в   художественное   целое. Синтез   искусств   можно   встретить в  разных  сферах  художественной  деятельности.  С   древних   времен   известен   синтез  архитектуры,  скульптуры  и  живописи. Возникновение, развитие и существование  искусства  разных  народов мира   обладает   удивительным   сходством.   Это   свидетельствует   об  общечеловеческих   законах   искусства, которые   находят   свое   воплощение  в обрядах,  верованиях,   архитектуре,  религиозных   ритуалах.   В оформлении  храмов,   отразились представления  человека  о  мире. музыкальном   сопровождении   богослужения  В   православном   храме   для   молящихся   отводится   основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная  часть  —  для  божественной  сверхреальности.   Зримым напоминанием  о  Боге  и  призывом  к Нему  является  икона.  Строгие  одноголосные  напевы (знаменный распев) созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах,  в  мозаиках,  фресках. Прослушивание: «Знаменный распев» В   XVIII   в.   их   сменили   многоголосные   концертные   композиции (партесное пение),   символизирующие   могущество   и   единение   светского и церковного начал,  как основы государственности  России. Прослушивание: «Григорианский хорал» Золотой   фон   словно   уносит   фигуры   святых   в   недосягаемые  светящиеся   сферы.   Интенсивные   красочные пятна   в   мозаиках   придают  выразительность   образам   святых   и   реальных   людей.   Сияние   огромного  количества   лампад   и   свечей,   пение   искусных и   подготовленных   певцов  усиливают   благолепие   службы.   Но   внутреннее,   душевно­духовное  наполнение   обряда   молитвой   есть   дело   находящихся   в   храме   людей. Грандиозность   и   величественность   архитектурного   образа   католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера.   Мощным   потоком   вверх устремляются   все   элементы   декора: тонкие,   изящные   столбы,   колонны, стрельчатые арки. Огромные   ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду   между   интерьером   собора и   внешним   миром.   Льющийся   через стекла   витражей   цветной   таинственный  свет,   создавая   в   храме  необычную   цветовую   среду,   отличную   от внешнего   мира,   символизирует  свет христианского  познания.  Архитектура,   скульптура,   живопись,   таинство   литургического действа   в   православном   храме   соотносятся   с   хоровым   пением   без  сопровождения  (а’cаpеllа).  В  католическом  —  не  только  с пением,  но  и  со  звучанием  органа.  храм   (мечеть)   Мусульманский   куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета).  Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства   —   открытый   двор   и   затененный   молитвенный  зал. великим   своим   Главные   архитектурные   элементы мечети   послужили   основой   для  формирования   мусульманских   понятий   о   красоте.   Огромный   купол, парящий   над   мечетью,   так   же   как   и   архитектурные   «сталактиты»   —  ниши,   нависающие   друг   над   другом,   создают   иллюзию   бесконечного   и  непостижимого божественную совершенную  красоту,   а   минарет   —   божественное   величие.   На   стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана. символизируют   неба   и     Древний   буддийский   храм,   сооруженный   из   мощных   обтесанных  камней   и   плит,   был   основой   для   пышного   и   тяжелого   орнаментального  скульптурного  декора,   охватывающего   почти   всю   его   поверхность. Своеобразным   следствием   этого   является   отсутствие   арки   и   свода.   В буддийских храмах на кровлях   висят   многочисленные   колокольчики. Они раскачиваются   при   малейшем   порыве   ветра,   наполняя   окружающее  пространство   нежным   мелодичным   звоном.   Одновременно   колокольчики были защитой святилища от проникновения   злых   духов,   входили   в состав ритуальных   предметов,   которые   использовались   в   церковных   обрядах. Буддийские   религиозные   праздники сопровождаются   обычно шествиями   с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом воздухе. Вопросы и задания: 1) Рассмотрите  фотографии   храмов,   представляющих   основные  мировые   религии:   христианскую  (католицизм   и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Есть  ли  между  ними  что­либо  общее?  Если  да,  то  что  именно?  Что можно  сказать  о  стилях  этих  храмов?  В  чем  специфичность  каждого? 2) Какие  искусства  задействованы  в  религиозных  ритуалах? 3) Послушайте   музыку,   сопровождающую   богослужения   в  разных  религиях,  и  определите, в каких  храмах  она  должна  звучать.   Соотнесите   характер   ее   звучания   с особенностями  того   храма.  иного   или   На   слайде   –   изображение  собора   Парижской  Богоматери   и   храма Покрова на Нерли.  Обучающийся читает отрывок из Р. Киплинга: Запад есть Запад, Восток есть Восток. Не встретиться им никогда – Лишь у подножия Престола Божия В день Страшного суда! Учитель.  Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов. Обучающиеся   пытаются   дать   сравнительную   характеристику готического и православного храмов ­ особенности архитектурных стилей. Предлагается изложить эти особенности в таблице и записать на доске. В результате получается: Готический собор.  Архитектурные детали ­ шпили, арки, стрельчатые окна, трансепты, контрфорсы, аркбутаны, витражи, окно­роза, башни, своды. Купол, барабан, аркатурный пояс, закомары, четверик, антропоморфность. Определите,   какому   древнерусскому   храму   посвятила   свое стихотворение И. Снегова: Свечой на ладони ­ на голом лугу ­ Прямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна. (Храм Покрова на Нерли) Кульминация На экране ­ слайд с изображением Собора Василия Блаженного. Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие»: Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель,­ Гласит летописца сказанье,­ В память оной победы Да выстроят каменный храм И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых. И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых. Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый. Изразцовая печка. Божница. Угар я от жара. И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым, Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера. «Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю. Государь приказал. И в субботу на вербной неделе, Покрестись на восход, Ремешками схватив волоса, Государевы зодчие Фартуки наспех надели, На широких плечах Кирпичи понесли на леса. Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху. Переходы, Балкончики, Луковки да купола. И дивились ученые люди, Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была! Был диковинный храм Богомазами весь размалеван, В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом. Живописной артелью Монаха Андрея Рублева Изукрашен зело Византийским суровым письмом... А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала, Торовато кричала купцам: «Покажи, чем живешь!» Ночью подлый народ До креста пропивался в кружалах, А утрами истошно вопил, Становясь на правеж. Тать, засеченный плетью, У плахи лежал бездыханно, Прямо в небо уставя Очесок седой бороды, И в московской неволе Томились татарские ханы, Посланцы Золотой, Переметчики Черной Орды. А над всем этим срамом Та церковь была – И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту, ­ Непотребная девка Стояла у Лобного места И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту... А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь – От подвалов и служб До креста И, окинувши взором Его узорчатые башни, «Лепота!» ­ молвил царь. И ответили все: «Лепота!» И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! Соколиные очи Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не могли. И клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных, И кидали их, Темных, На стылое лоно земли. И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела, Где сивухой разило, Где было от пару темно, Где кричали дьяки: «Государево слово и дело!» ­ Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино. И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась. И звонила она, Будто их отпевала навзрыд, И запретную песню Про страшную царскую милость Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры. (1938 г.) Вопрос   на   закрепление:  Какие   виды   искусства   воплощает   в   себе храм? Задание   на   дом:  Подумать,   представить   и   описать,   каким   вы представляете себе храм будущего.

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)

Конспект по искусству на тему "Храмовый синтез искусств" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019