Конспект по литературному чтению для 4 класса "Дары Терека"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по теме «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека» Автор: Аверкова Л.А. Место выполнения работы: МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Тамбовской области. Урок литературного чтения 4 класс Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека» Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания. Задачи урока: формируемые УУД Познавательные: знакомство учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией; развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков. Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы. Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.Урок литературного чтения 4 класс Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека» Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
Иконка файла материала ЛИТ. ЧТ. 4 КЛ. ДАРЫ ТЕРЕКА.docx
Разработка урока по теме «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Дары Терека» Автор: Аверкова Л.А. Место выполнения работы: МБОУ СОШ №19  г. Мичуринска Тамбовской области. Урок литературного чтения  4­б класс Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека» Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания. Задачи урока: формируемые УУД Познавательные: знакомство учащихся  со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией;  развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах  художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях);  отрабатывать навыки выразительного чтения  стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков. Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным  эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Личностные: нравственно­этическое оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы. Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф.  Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ход урока Оргмомент  Создание эмоционального настроя Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений,  Но без труда талант не впрок… ­ Как вы поняли эти строки? Познавательные: знакомство учащихся  со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией; развитие навыков смыслового чтения. Настрой на урок Актуализация знаний Целеполагание Прочитать   с   карточек   стихотворение   М.Ю. Лермонтова «Утес»»: ­ «птичьим базаром», ­хором, ­ по вариантам: Ответы  детей на вопрос. Читают   с   карточек   стихотворение   М.Ю. Лермонтова «Утес» ­ «птичьим базаром», ­хором ( тихо) ­ по вариантам: 1 вариант ­ выделяя голосом существительные 1 вариант ­ выделяя голосом существительныеи местоимения, 2 вариант – весело Какой   вариант   прочтения   стихотворения является наиболее правильным. и местоимения, 2 вариант – весело Отвечают   на   вопрос   учителя,   что   вариант прочтения   стихотворения   с   интонационным выделением   существительных   и   местоимений более правильный.   Во   время   речевой   разминки   работали   над стихотворением   замечательного   русского поэта, прозаика и драматурга. Отвечают   на   вопрос. затрудняются, несколько стихотворений М.Ю.Лермонтова.    Если   учащиеся   предлагаю   послушать   еще ­О каком поэте идет речь? ­Определить тему урока, пользуясь учебником. Определяем цели урока. Знакомство с биографией поэта Учитель: Прослушав   несколько   стихотворений   автора, вы, наверное, заметили определенную тематику его творчества. Для того, чтобы понять, почему большинство   его   произведений   посвящены Кавказу, биографии М.Ю.Лермонтова. обратимся     к   (Выступают учащиеся) Детство Лермонтова было счастливым и несчастным   одновременно.   Он   рано   потерял мать,   зато   бабушка   окружила   его   заботой   и лаской. В 17 лет он потерял и отца. До 14 лет Высказывают   предположения   о   теме   урока, пользуясь   учебником.   Читают   название   темы урока. Называют   личностно­значимые   цели   изучения творчества М.Ю.Лермонтова. Регулятивные: развитие умений  самоконтроля на основе сличения способа  действия и его результата с заданным эталоном, контроля и оценки процесса и результатов  деятельности. Учащиеся, работая в группах, готовят сообщения по творчеству М.Ю.Лермонтова, слушают рассказы ответственных, учитель сопровождает показ слайдами. ­Группа ребят  работали в библиотеке и в  интернете .Они нашли интересные факты о  Изучение нового материалатворчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов жил в имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский   благородный   университетский пансион. Через 4 года (1831г.) он поступает в Московский университет. Ко времени учебы в пансионе   относятся   первые   известные стихотворения Лермонтова, а за годы учебы в университете он написал более половины своих поэтических   произведений.   В   1832   году Лермонтов   поступает   в   военное   училище   в Петербурге.   Через   2   года   после   окончания училища   он   становится   офицером   Гусарского полка.   После   появления   стихотворения «Смерть   поэта»   (30   января   1834г.),   он   стал знаменит. Стихотворение мгновенно разнеслось по Петербургу. Но стихи  попали к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэт был арестован, а поэже отправлен в действующую армию Кавказа.   Первая ссылка была   недолгой,   благодаря   бабушке,   которая вымолила прощение внуку, и вскоре Лермонтов попадает   в   блестящий   литературный   круг Петербурга. Но в феврале 1840 года его снова арестовывают из­за дуэли и отправляют воевать на   Кавказ.   Лермонтов   навсегда   влюбился   в Кавказ   и   посвятил   ему   много   своих стихотворений.   Здесь   вышли   две   его   книги: поэтический сборник и роман, которые имели огромный успех. Погиб Лермонтов на Кавказе на дуэли соПервичное осмысление Познавательные: знакомство учащихся   со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары  Терека», его биографией; развитие навыков  смыслового чтения, умения осознанно и  произвольно строить речевое высказывание в  устной форме, учить детей чувствовать и  понимать образный язык художественного  произведения; закрепить знания о средствах  художественной выразительности (метафорах,  эпитетах, сравнениях);  отрабатывать навыки  выразительного чтения стихотворений; умений  анализировать объекты с целью выделения  признаков. Пытаются объяснить значение непонятных слов. Используют толковый словарь Знакомятся   с   правильным   непонятных слов значением своим однокашником. Ему было всего 27 лет. Словарная работа Попробуйте   объяснить   значение   слов, записанных   на   доске   (Терек,   дары,   Казбек, Дарьял, валун) Демонстрирую слайды с фотографиями  г.   Казбек,   Дарьяльского   ущелья,   валунов. Демонстрация   сопровождается объяснением значения данных слов: слайдов   Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял   –   Дарьяльское   ущелье,   глубокая горная   долина   с   отвесными,   непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун  –   большой   обломок   горной   породы (камень),   который   под   воздействием   воды   и ветра   из   остроугольного   превратился   в круглый. Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет   свое   начало   на   склоне   Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево­балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км.   В   верхнем   своем   течении   Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам.   Здесь   он   очень   стремительный   и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течетуже   по  равнине,  где  становится  спокойным  и широким. Физкультминутка                          Руки подняли и покачали ­                          Это деревья в лесу,                          Вниз опустили,                          Кисти встряхнули –                          Листья роняют росу.                          В стороны руки,                          Плавно помашем –                          Это к нам птицы летят.                         Как они сядут – тоже покажем,                          Крылья сложили назад. Первичное восприятие стихотворения —    Прочитайте   название   стихотворения.   Как вы думаете, о чем оно?  Чтение  стихотворения  М. Лермонтова «Дары Терека» (аудиозапись) Понравилось ли стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало? Воспринимают   стихотворение, учителем.   читаемое Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения. Читают стихотворение 2­3 раза Прочитайте стихотворение самостоятельно 2­3 раза Чтение по строфам и анализ стихотворения  Один   ученик   читает   первые   4   строки стихотворения.Читаем  первые 4 строки стихотворения.  ­ Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…» ­   Река   очень   быстрая,   волны   с   шумом разбиваются   о   камни,   создается   впечатление, что она воет и рычит. ­ С диким, злым зверем, олицетворяет ее. ­ С кем автор сравнивает реку? ­ Дикий, злобный. ­ Какие эпитеты он при этом использует? ­ Горы, скалы. ­ Что такое утесистые громады? ­ Метафору – скрытое сравнение. ­ Какое средство  художественной  выразительности здесь использует поэт? ­   Как   понимаете   выражение   «Буре   плач   его подобен, слезы брызгами летят…» ­   Грохот   падающей   воды   как   буря,   капли, которые   разлетаются   в   разные   стороны  –  как слезы. ­   Сравнение,   олицетворение   –   плакать   может только человек. ­   Какие   выразительные   средства   здесь использовал поэт? ­ Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная. ­ Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?  Один ученик читает следующие 4 строки Чтение следующих 4 строк: ­ Как меняется характер реки на равнине? ­   Река   на   равнине   становится   спокойной, ласковой. ­   Лукавый   принял   вид,   приветливо   ласкаясь, журчит. ­ Хитрый.­ Какие слова и выражения указывают на это? ­ Что означает слово «лукавый»? ­   Можно   ли   верить   Тереку, действительно стал спокойным и ласковым? ­ О чем же журчит Терек старому Каспию?  Прочитаем следующие 4 строки.   что   он ­ Как вы поняли эти строки? ­ С кем сравнивается море? ­ Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер. Один ученик читает следующие 4 строки: ­ Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья.  ­Море   сравнивается   со   стариком   –   это олицетворение. Прочитаем   стихотворения.  последние   8   строк Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения. ­ Где Терек берет свое начало? ­ Терек берет свое начало у горы Казбек. ­ С кем сравниваются облака? ­ Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? ­   Как   поняли,   о   чем   идет   речь   в   следующих строках? ­ Найдите метафору в этих строках. ­ Чем является выражение «разорил Дарьял»? ­ С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение. ­   Терек   –   река   непокорная,   очень   опасная, человек   в   схватке   с   ней   может   погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку. ­   Терек   принес   в   подарок   Каспию   огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью. ­ Куча камней сравнивается со стадом. ­   Олицетворением.   Терек   здесь   в   образе завоевателя, который разоряет и грабит.­ В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? ­   Какой   вывод   можем   сделать   о   характере реки? Закрепление Работа над выразительностью ­ С какой интонацией будем читать первые 4 строки? ­ Как будем читать следующие 8 строк?  ­ С какой интонацией будем читать последние 8 строк?         Итог урока     вариант учебнике сокращенный В   стихотворения, и вот, что было дальше: ­   Кроме   валунов   Терек   предлагал   Каспию   и другие   дары:   мертвого   воина   кабардинца, которого   он   принес   прямо   с   поля   битвы,   и прекрасную   казачку   с   томно­бледными плечами, светло­русою косой. ­   Звук   [р].   Для   того,   чтобы   ярче   показать суровый   характер   реки,   которая   рычит   как дикий зверь. ­ Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый,   что   говорит   о   непостоянстве   его характера. Личностные: нравственно­этическое  оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: развитие умений  слушать и вступать в диалог, участвовать в  обсуждении проблемы. ­   Первые   4   строки   нужно   читать   громко, сердито.  ­   Следующие   8   строк   ­   с   хитрой   и   ласковой интонацией ­ Последние 8 строк – горделиво Регулятивные: развитие умений самоконтроля  на основе сличения способа действия и его  результата с заданным эталоном, контроля и  оценки процесса и результатов деятельности. Чтение концовки стихотворения. Слушают чтение учителя.Обобщающая беседа: ­Как принял старый Каспий дары Терека? ­ Какова тема стихотворения? ­ Какова основная мысль? ­ Как человек должен относиться к такой реке?     со ­Познакомившись стихотворениями Лермонтова,  что   можем   сказать   о  нем,  как   о человеке? ­ Какой литературный прием использовал автор для передачи характера реки? Домашнее   задание дифференцированно е выбору учащихся): (по     1. Найти другое стихотворение Лермонтова о   Кавказе.   Подготовить   выразительное чтение. 2. Выучить   стихотворение   «Дары   Терека» наизусть. 3. Иллюстрировать   стихотворение   «Дары Терека». ­ Да, они ему понравились. ­ Терек, и его непостоянный характер. ­   Терек   –   река   с   непостоянным   характером, очень   опасная   и   никогда   не   покорится человеку. ­ С уважением, с восхищением, с опасением. ­   Лермонтов   любил   природу   Кавказа, восхищался   ею.   Сам   он   обладал   бунтарским, непокорным характером, как и Терек. ­ Олицетворение, как ­ будто Терек – человек с непокорным характером, сам автор. Коммуникативные: развитие умений  слушать и вступать в диалог, участвовать в  обсуждении проблемы. Рефлексия ­   Ребята,   у   вас   на   партах   лежат   карточки желтого, красного и синего цвета. Поднимите ту, которая соответствует  вашему настроению, вашей работе на уроке.  Коммуникативные: развитие умений  слушать и вступать в диалог, участвовать в  обсуждении проблемы.Поднимают карточки, давая самооценку своей деятельности.