Разработка урока по теме «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Автор: Аверкова Л.А.
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Тамбовской области.
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
Задачи урока: формируемые УУД
Познавательные: знакомство учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией; развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков.
Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.Урок литературного чтения 4 класс
Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
Разработка урока по теме «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Дары Терека»
Автор: Аверкова Л.А.
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Тамбовской области.
Урок литературного чтения 4б класс
Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
Задачи урока: формируемые УУД
Познавательные: знакомство учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией;
развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах
художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения
стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков.
Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Личностные: нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
Оргмомент
Создание эмоционального настроя
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок…
Как вы поняли эти строки?
Познавательные: знакомство учащихся со
стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары
Терека», его биографией; развитие навыков
смыслового чтения.
Настрой на урок
Актуализация знаний
Целеполагание
Прочитать с карточек стихотворение М.Ю.
Лермонтова «Утес»»:
«птичьим базаром»,
хором,
по вариантам:
Ответы детей на вопрос.
Читают с карточек стихотворение М.Ю.
Лермонтова «Утес»
«птичьим базаром»,
хором ( тихо)
по вариантам:
1 вариант выделяя голосом существительные
1 вариант выделяя голосом существительныеи местоимения,
2 вариант – весело
Какой вариант прочтения стихотворения
является наиболее правильным.
и местоимения,
2 вариант – весело
Отвечают на вопрос учителя, что вариант
прочтения стихотворения с интонационным
выделением существительных и местоимений
более правильный.
Во время речевой разминки работали над
стихотворением замечательного русского
поэта, прозаика и драматурга.
Отвечают на вопрос.
затрудняются,
несколько стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Если учащиеся
предлагаю послушать еще
О каком поэте идет речь?
Определить тему урока, пользуясь учебником.
Определяем цели урока.
Знакомство с биографией поэта
Учитель:
Прослушав несколько стихотворений автора,
вы, наверное, заметили определенную тематику
его творчества. Для того, чтобы понять, почему
большинство его произведений посвящены
Кавказу,
биографии
М.Ю.Лермонтова.
обратимся
к
(Выступают учащиеся)
Детство Лермонтова было счастливым и
несчастным одновременно. Он рано потерял
мать, зато бабушка окружила его заботой и
лаской. В 17 лет он потерял и отца. До 14 лет
Высказывают предположения о теме урока,
пользуясь учебником. Читают название темы
урока.
Называют личностнозначимые цели изучения
творчества М.Ю.Лермонтова.
Регулятивные: развитие умений
самоконтроля на основе сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном,
контроля и оценки процесса и результатов
деятельности.
Учащиеся, работая в группах, готовят
сообщения по творчеству М.Ю.Лермонтова,
слушают рассказы ответственных, учитель
сопровождает показ слайдами.
Группа ребят работали в библиотеке и в
интернете .Они нашли интересные факты о
Изучение нового
материалатворчестве М.Ю.Лермонтова.
Лермонтов жил в имении Тарханы Пензенской
губернии, а затем бабушка отдала его учиться в
Московский благородный университетский
пансион. Через 4 года (1831г.) он поступает в
Московский университет. Ко времени учебы в
пансионе относятся первые известные
стихотворения Лермонтова, а за годы учебы в
университете он написал более половины своих
поэтических произведений. В 1832 году
Лермонтов поступает в военное училище в
Петербурге. Через 2 года после окончания
училища он становится офицером Гусарского
полка.
После появления стихотворения
«Смерть поэта» (30 января 1834г.), он стал
знаменит. Стихотворение мгновенно разнеслось
по Петербургу. Но стихи попали к императору
Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837
года поэт был арестован, а поэже отправлен в
действующую армию Кавказа. Первая ссылка
была недолгой, благодаря бабушке, которая
вымолила прощение внуку, и вскоре Лермонтов
попадает в блестящий литературный круг
Петербурга. Но в феврале 1840 года его снова
арестовывают изза дуэли и отправляют воевать
на Кавказ. Лермонтов навсегда влюбился в
Кавказ и посвятил ему много своих
стихотворений. Здесь вышли две его книги:
поэтический сборник и роман, которые имели
огромный успех.
Погиб Лермонтов на Кавказе на дуэли соПервичное
осмысление
Познавательные: знакомство учащихся
со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары
Терека», его биографией; развитие навыков
смыслового чтения, умения осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в
устной форме, учить детей чувствовать и
понимать образный язык художественного
произведения; закрепить знания о средствах
художественной выразительности (метафорах,
эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки
выразительного чтения стихотворений; умений
анализировать объекты с целью выделения
признаков.
Пытаются объяснить значение непонятных слов.
Используют толковый словарь
Знакомятся с правильным
непонятных слов
значением
своим однокашником. Ему было всего 27 лет.
Словарная работа
Попробуйте объяснить
значение слов,
записанных на доске (Терек, дары, Казбек,
Дарьял, валун)
Демонстрирую слайды с фотографиями
г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов.
Демонстрация
сопровождается
объяснением значения данных слов:
слайдов
Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.
Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая
горная долина с отвесными, непроходимыми
склонами, самая узкая часть русла Терека.
Валун – большой обломок горной породы
(камень), который под воздействием воды и
ветра из остроугольного превратился в
круглый.
Терек – это река на Северном Кавказе, которая
берет свое начало на склоне Кавказского
хребта и впадает в Каспийское море. Название
реки Терек в переводе с карачаевобалкарского
языка означает «быстрая вода». Длина реки 623
км.
В верхнем своем течении Терек
прокладывает себе путь по горным ущельям и
склонам. Здесь он очень стремительный и
бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течетуже по равнине, где становится спокойным и
широким.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Вниз опустили,
Кисти встряхнули –
Листья роняют росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Первичное восприятие стихотворения
— Прочитайте название стихотворения. Как
вы думаете, о чем оно?
Чтение стихотворения М. Лермонтова «Дары
Терека» (аудиозапись)
Понравилось ли стихотворение, какие чувства,
эмоции оно вызвало?
Воспринимают стихотворение,
учителем.
читаемое
Говорят о своих впечатлениях от услышанного
стихотворения.
Читают стихотворение 23 раза
Прочитайте стихотворение самостоятельно 23
раза
Чтение по строфам и анализ стихотворения Один ученик читает первые 4 строки
стихотворения.Читаем первые 4 строки стихотворения.
Как понимаете выражение «Терек воет, дик и
злобен…»
Река очень быстрая, волны с шумом
разбиваются о камни, создается впечатление,
что она воет и рычит.
С диким, злым зверем, олицетворяет ее.
С кем автор сравнивает реку?
Дикий, злобный.
Какие эпитеты он при этом использует?
Горы, скалы.
Что такое утесистые громады?
Метафору – скрытое сравнение.
Какое средство художественной
выразительности здесь использует поэт?
Как понимаете выражение «Буре плач его
подобен, слезы брызгами летят…»
Грохот падающей воды как буря, капли,
которые разлетаются в разные стороны – как
слезы.
Сравнение, олицетворение – плакать может
только человек.
Какие выразительные средства здесь
использовал поэт?
Река очень быстрая, шумная, неуправляемая,
опасная.
Что можно узнать о характере горной реки из
первых строк стихотворения?
Один ученик читает следующие 4 строки
Чтение следующих 4 строк:
Как меняется характер реки на равнине?
Река на равнине становится спокойной,
ласковой.
Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь,
журчит.
Хитрый. Какие слова и выражения указывают на это?
Что означает слово «лукавый»?
Можно ли верить Тереку,
действительно стал спокойным и ласковым?
О чем же журчит Терек старому Каспию?
Прочитаем следующие 4 строки.
что он
Как вы поняли эти строки?
С кем сравнивается море?
Он притворяется. Эта река еще покажет свой
суровый характер.
Один ученик читает следующие 4 строки:
Терек впадает в Каспийское море. Здесь он
просит, чтоб море расступилось и приняло его в
свои объятья.
Море сравнивается со стариком – это
олицетворение.
Прочитаем
стихотворения.
последние
8
строк
Один ученик читает вслух последние 8 строк
стихотворения.
Где Терек берет свое начало?
Терек берет свое начало у горы Казбек.
С кем сравниваются облака?
Как понимаете выражение «С чуждой властью
человека вечно спорить был готов…»?
Как поняли, о чем идет речь в следующих
строках?
Найдите метафору в этих строках.
Чем является выражение «разорил Дарьял»?
С женщиной, которая кормит ребенка грудью
– это олицетворение.
Терек – река непокорная, очень опасная,
человек в схватке с ней может погибнуть.
Человек никогда не сможет укротить эту реку.
Терек принес в подарок Каспию огромное
количество камней, которые захватил с собой,
протекая по Дарьяльскому ущелью.
Куча камней сравнивается со стадом.
Олицетворением. Терек здесь в образе
завоевателя, который разоряет и грабит. В стихотворении очень часто употребляется
один звук. Какой? Для чего?
Какой вывод можем сделать о характере
реки?
Закрепление
Работа над выразительностью
С какой интонацией будем читать первые 4
строки?
Как будем читать следующие 8 строк?
С какой интонацией будем читать последние 8
строк?
Итог урока
вариант
учебнике
сокращенный
В
стихотворения, и вот, что было дальше:
Кроме валунов Терек предлагал Каспию и
другие дары: мертвого воина кабардинца,
которого он принес прямо с поля битвы, и
прекрасную казачку с томнобледными
плечами, светлорусою косой.
Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать
суровый характер реки, которая рычит как
дикий зверь.
Терек то дикий и злобный, то спокойный и
ласковый, что говорит о непостоянстве его
характера.
Личностные: нравственноэтическое
оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: развитие умений
слушать и вступать в диалог, участвовать в
обсуждении проблемы.
Первые 4 строки нужно читать громко,
сердито.
Следующие 8 строк с хитрой и ласковой
интонацией
Последние 8 строк – горделиво
Регулятивные: развитие умений самоконтроля
на основе сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном, контроля и
оценки процесса и результатов деятельности.
Чтение концовки стихотворения.
Слушают чтение учителя.Обобщающая беседа:
Как принял старый Каспий дары Терека?
Какова тема стихотворения?
Какова основная мысль?
Как человек должен относиться к такой реке?
со
Познакомившись
стихотворениями
Лермонтова, что можем сказать о нем, как о
человеке?
Какой литературный прием использовал автор
для передачи характера реки?
Домашнее задание
дифференцированно
е
выбору
учащихся):
(по
1. Найти другое стихотворение Лермонтова
о Кавказе. Подготовить выразительное
чтение.
2. Выучить стихотворение «Дары Терека»
наизусть.
3. Иллюстрировать стихотворение «Дары
Терека».
Да, они ему понравились.
Терек, и его непостоянный характер.
Терек – река с непостоянным характером,
очень опасная и никогда не покорится
человеку.
С уважением, с восхищением, с опасением.
Лермонтов любил природу Кавказа,
восхищался ею. Сам он обладал бунтарским,
непокорным характером, как и Терек.
Олицетворение, как будто Терек – человек с
непокорным характером, сам автор.
Коммуникативные: развитие умений
слушать и вступать в диалог, участвовать в
обсуждении проблемы.
Рефлексия
Ребята, у вас на партах лежат карточки
желтого, красного и синего цвета. Поднимите
ту, которая соответствует вашему настроению,
вашей работе на уроке.
Коммуникативные: развитие умений
слушать и вступать в диалог, участвовать в
обсуждении проблемы.Поднимают карточки, давая самооценку своей
деятельности.