Конспект по музыке на тему "Хоровод муз" (1 класс)

  • Документация
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: - раскрыть мысль о том, что музыкальный язык разных народов мира, разных стран, несмотря на отличие разговорного языка, понятен всем без перевода; - познакомить обучающихся с характерными особенностями песен и танцев разных народов мира; - разучить текст песни, выучить шаг хоровода и научиться исполнять песню-хоровод.
Иконка файла материала 1 кл.docx
Урок 2. ХОРОВОД МУЗ З а д а ч а:   Раскрыть мысль о том, что музыкальный язык  разных народов понятен без перевода. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     Греческий танец «Сиртаки»; молдавская хороводная   песня­пляска   «Хора»,   рус.   хоровод   «Во   поле   береза   стояла»;   Па­де­де   из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Пение – р.н.п. «Во поле береза стояла». Х О Д   У Р О К А 1. П. Чайковский «Па­де­де» из балета «Щелкунчик» ­ вход в класс ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА ее? УЧИТЕЛЬ. Ребята, когда вы вошли в класс, звучала знакомая музыка. Кто сочинил ­ Петр Чайковский. ­ Как называют человека, сочиняющего музыку? ­ Композитор. Как называют коллектив, который исполнил эту музыку? ­ Оркестр. А кем вы были, когда слушали эту прекрасную музыку композитора Петра Ильича Чайковского? ­ Слушателями. Музыка   в   жизни   сопровождает   нас   повсюду,     она   звучит   в   самых   различных жизненных обстоятельствах: при рождении, в будни, праздники. Отдыхает ли человек – напевает   любимую   песню,   работает   ли   –   тоже   помогает   себе   песней.   Музыку   можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в душе человека, и в природе: Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поет волна, Как дождь в окно твое стучится, ­ Повсюду музыка слышна. Вспомните какой­нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким­то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка стала уже частью жизни. ИГРОВОЙ МОМЕНТ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ»   (Затем учитель обращает внимание детей на иллюстрацию из учебника ­ с.3): Звучит ли здесь музыка? Птицы на ветке поют, и их слушает девушка с обручем на голове. Кто она такая? (Рассказываем о музах: волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки). На прошлом уроке одна из Муз познакомила нас с песней о школе. Продолжаем разучивать песню. Споем эту песню выразительно, напевно, легким звуком.РАБОТА   НАД   «ПЕСНЕЙ   О   ШКОЛЕ»   (МУЗ.   КАБАЛЕВСКОГО)   И ИСПОЛНЕНИЕ. (Перед   началом   исполнения   учитель   стремится   создать   в   классе   атмосферу «концертного   зала»:   музыка   должна   звучать   в   тишине,   перед   исполнением   песни необходимо настроиться на нужный характер – выпрямиться и т.п.) 2. ВВЕДЕНИЕ   В   ТЕМУ   УРОКА   И   РАБОТА   ПО   НЕЙ   (БЕСЕДА­ ПРЕЗЕНТАЦИЯ) УЧИТЕЛЬ. Мы исполнили песню. Как можно нас назвать? ­ Исполнители. Поющий коллектив исполнителей называют словом хор. Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в театральных представлениях Древней Греции (слайд). Позже этим словом стали называть певческий коллектив, а также музыкальное   произведение   для   хорового   исполнения.   Услышишь   слово  хор  –   и   сразу представляешь много певцов. Скажите, как мы исполняли сегодня «Песню о школе»? ­ Хором. Услышишь слово  хоровод  – и перед глазами возникают девушки и парни, которые двигаются по кругу в танце. Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого   народа.   Хороводы   тесно   связаны   с   обрядами   и   праздниками   любого   народа. Хоровод   —   это   всегда   движение,   чаще   всего   по   кругу.   Хоровод   –   слово   греческого происхождения, в переводе означает – групповой танец с пением. Потому в хороводах любого   народа   сочетаются   пение,   инструментальная   музыка,   игра   и   танец.  (Показ слайдов). Слова хор и хоровод – родственные. Объясните, почему? ­ Один корень ­ «хор». Что это означает? ­ Коллективное исполнение. УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша добрая фея – Муза приглашает в необычное путешествие. Она поведет нас в разные страны: из одной в другую, раскроет перед нами особенности песен и танцев разных народов мира. Вы услышите в записи музыку и русского хоровода, и греческий танец сиртаки, и молдавскую хору (хороводную пляску с пением). Сравните эти танцы   между   собой,   обратите   внимание   на   сходство   или   различие   их   характера   и настроения, выделите характерные интонации и ритмы. Итак, слушаем песни и танцы разных народов мира. Какие из них вам знакомы?  СЛУШАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: «БЕРЕЗКА», Р.Н.М. «СИРТАКИ» (МУЗ. М. ТЕОДОРАКИСА) «ХОРА», МОЛДАВСКАЯ Н.М. УЧИТЕЛЬ. Чем схожи и чем отличаются эти мелодии разных народов? Какими чувствами наполнена музыка русского, греческого и молдавского танцев? Каковы особенности звучания инструментов? певческих голосов? (Учитель   использует   метод   «сходства   и   различия»,   с   помощью   которого начинается познание детьми жанровых и стилистических особенностей музыки, ее музыкального языка.)3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА УЧИТЕЛЬ. Хоровод муз объединил сегодня непохожие друг на друга музыкальные образы, сделал понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов. Мы убедились, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека и рождены ею, так как связаны с обычаями,   нравами,   бытом,   особенностями   речи   и   темперамента   людей,   с   природой, которая их окружает. Подберите выразительные движения к этим танцам­хороводам разных стран. ПОВТОРНОЕ   ПРОСЛУШИВАНИЕ   С   ЭЛЕМЕНТАМИ   ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (ИМПРОВИЗАЦИИ): САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА       (Элементы импровизации на уроке послужат подкреплением мысли о том, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека.) Выход из класса под музыку РНП «Березка».