Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)
Оценка 4.8

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
искусство +1
5 кл
12.03.2019
Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)
Разработка урока музыки в 5 классе №3 1-ой четверти на тему "ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ МИР" по программе Алеева. Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ. Цели урока: рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
музыка 5 кл.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева Тамбовская область, г. Моршанск КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ I ЧЕТВЕРТЬ Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ Урок 3. ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ МИР Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории Цели урока: рассмотреть искусство с точки зрения историко­философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру. Материалы к уроку:  рисунки детей 2­7 лет, слуховая наглядность: «Маленький принц» муз. М. Таривердиева, сл. Н Добронравова, «Продавец зонтиков» (автор неизвестен). Организационный момент Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова. Ход урока: ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать».                                                                                      А. Толстой Сообщение темы урока ­ Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир. Работа по теме урока 1. Беседа о роли искусства в жизни человека ­ Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения   и   на   протяжении   всей   жизни   люди   погружены   в   искусство.   Нет   ни   одного   народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более   того,   возникновение,   развитие   и   существование   искусства   разных   народов   обладает удивительным   сходством,   что   свидетельствует   о   его   общечеловеческих   законах.   У   музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования ­ человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир. Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука,   искусство.   Искусство   в   окружающей   человека   действительности   ­   это   радость,   утешение, поддержка. На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии   становились   речью,   пытались   воспроизводить   разные   звуки,   которые   постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью. Известно,   что   древние   человеческие   послания   по   большей   части   изображали   какие­либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались. Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами. Однако и сейчас необходимо иметь и воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках. Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2­7­летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по­своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.) То   же   касается   и   слов,   которые   придумывают   дети   для   обозначения   того   или   иного   предмета. Приведите примеры из своего детства. Учащиеся приводят примеры. 2. Работа с учебником ­ А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняются в этом возрасте! К сожалению, новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по­другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц», где как раз говорится об этом, а затем побеседуем. Антуан де Сент­Экзюпери (1900 —)1944, французский писатель, поэт и профессиональный лётчик В. Север. Иллюстрация к книге А. Сент­Экзюпери «Маленький принц»  Вот как она начинается: «Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея ­ удав ­ глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано: В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться,   и   спит   полгода   подряд,   пока   не   переварит   пищу».   Я   много   раздумывал   о   полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал: Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им. ­ Разве шляпа страшная?­ возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые   никогда   ничего   не   понимают   сами,   а   для   детей   очень   утомительно   без   конца   им   все объяснять и растолковывать». В этой книге автор делает ещё один грустный вывод: «Взрослые   очень   любят   цифры.   Когда   рассказываешь   им,   что   у   тебя   появился   новый   друг,   они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», ­ они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!» ­ Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.) ­ Конечно, все взрослые ­ разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие ­ сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга». Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!» 3. Вокально­хоровая работа. Разучивание песни «Маленький принц» ­ Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».) ­ Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть,   искренность,   тонкость   и   красота.   Слова   написаны   поэтом­песенником   Николаем Добронравовым. Микаэл Леонович Таривердиев (1931—1996), советский и российский композитор, Народный артист РСФСР (1986), Лауреат Государственной премии СССР (1977) Николай   Николаевич   Добронравов   (1928),   советский   и   российский   поэт­песенник,   Лауреат Государственной премии СССР (1982) В. Север. Иллюстрация к книге А. Сент­Экзюпери «Маленький принц» Разучивание первого куплета. ­ Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного. Но   бывает   так,   что   какое­то   событие   переворачивает   жизнь   такого   человека   ­   и   он   вдруг обнаруживает   в  себе   способность  плакать,   смеяться,   сопереживать.   Всё   это   было   в   человеке,   но только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни. И нужен был какой­ то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам. Продолжение разучивания песни «Продавец зонтиков». 4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей» Ганс Кристиан Андерсен (1805 —1875), датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых ­ В Китае, как вы знаете, глава государства ­ император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки те, кто читал эту сказку? ­ Правильно ­ это «Соловей» Г. Х. Андерсена ­ сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Эта сказка изложена в ваших учебниках на странице 16. Прочитайте её. О. Боман. Иллюстрация к сказке  Г. Х. Андерсена «Соловей» Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на   них   стекались   путешественники   со   всех   концов   света.   Возвращаясь   домой,   путешественники превозносили в своих книгах все, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря. Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» ­ такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора. И мы видим, что император жесток и своенравен. Каковы же его подданные? «И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли­шли, вдруг где­то замычала корова. ­   О!   ­   воскликнули   молодые   придворные.   ­   Вот   он!   Какой,   однако,   сильный   голос!   И   у   такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше. ­ Это мычат коровы,­ сказала девочка.­ Нам ещё далеко идти. Немного погодя в болоте заквакали лягушки. ­ Изумительно! ­ вскричал придворный проповедник. ­ Теперь я слышу! Точь­в­точь колокольчик в молельне. ­ Нет, это лягушки! ­ возразила девочка. ­ Но теперь мы, наверное, скоро услышим его. И, наконец, запел соловей. ­ Вот это соловей!  ­ сказала  девочка. ­ Слушайте, слушайте! А вот он и  сам! ­ И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях. Е. Харук. Иллюстрация к сказке  Г. Х. Андерсена «Соловей» ­   Неужели   этот?   ­   удивился   первый   приближенный.   ­   Вот   уж   не   ожидал,   что   он   такой!   Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ! Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах. И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе. Однако сам император был глубоко потрясён: «Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили   на   глазах.   Вот   они   покатились   по   щекам,   а   соловей   залился   ещё   более   звонкой   и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён. ­ Я видел на глазах императора слезы,­ какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!» Слезы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором и изгнанный из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила. «Ты   уже   вознаградил   меня   раз   и   навсегда!­   сказал   соловей   в   ответ   на   горячую   благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!» После чтения учащиеся высказывают своё мнение о героях сказки.  ­ Отныне император и соловей обрели друг друга. Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства   и   маленькой   серой   птичкой,   но   в   этом   единении   обнаружилось   нечто   высшее,   чем сословные и вельможные предрассудки. Итог урока ­   Искусство   способно   воспитывать,   оно   открывает   мир   ­   не   всегда   видимый   глазу,   не   всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Мы уже знаем, что внешнее, поверхностное никогда не бывает самым главным. Как создается искусство? Заслушиваются ответы учащихся. ­ Искусство это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении ­ у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового. Когда художник берет в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, не означает ли это, что в эту минуту ему открывается некий сокровенный смысл, которым он спешит поделиться со всеми людьми? Вопросы и задания: 1. «Искусство открывает мир». Как ты понимаешь эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»? 2. Был ли в твоей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения ты совершил добрый поступок? 3. Согласен ли ты, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это? 4.   Внимательно   рассмотри   портреты   великих   деятелей   искусства.   Какие   черты   объединяют   эти изображения? 5.   3адумайся:   слово   дух   родственно   словам   духовность,   одухотворённость.   Почему   возможно говорить о реальности духа? 6.   В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   запиши   стихотворение   о   музыке.     Какие   чувства   оно вызывает в тебе?

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019