Конспект по музыке на тему "Искусство открывает мир" (5 класс)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 12.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока музыки в 5 классе №3 1-ой четверти на тему "ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ МИР" по программе Алеева. Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ. Цели урока: рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
Иконка файла материала музыка 5 кл.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева Тамбовская область, г. Моршанск КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ I ЧЕТВЕРТЬ Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ Урок 3. ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ МИР Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории Цели урока: рассмотреть искусство с точки зрения историко­философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру. Материалы к уроку:  рисунки детей 2­7 лет, слуховая наглядность: «Маленький принц» муз. М. Таривердиева, сл. Н Добронравова, «Продавец зонтиков» (автор неизвестен). Организационный момент Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова. Ход урока: ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать».                                                                                      А. Толстой Сообщение темы урока ­ Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир. Работа по теме урока 1. Беседа о роли искусства в жизни человека ­ Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения   и   на   протяжении   всей   жизни   люди   погружены   в   искусство.   Нет   ни   одного   народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более   того,   возникновение,   развитие   и   существование   искусства   разных   народов   обладает удивительным   сходством,   что   свидетельствует   о   его   общечеловеческих   законах.   У   музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования ­ человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука,   искусство.   Искусство   в   окружающей   человека   действительности   ­   это   радость,   утешение, поддержка. На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии   становились   речью,   пытались   воспроизводить   разные   звуки,   которые   постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью. Известно,   что   древние   человеческие   послания   по   большей   части   изображали   какие­либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались. Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами. Однако и сейчас необходимо иметь и воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках. Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2­7­летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по­своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.) То   же   касается   и   слов,   которые   придумывают   дети   для   обозначения   того   или   иного   предмета. Приведите примеры из своего детства. Учащиеся приводят примеры. 2. Работа с учебником ­ А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняются в этом возрасте! К сожалению, новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по­другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц», где как раз говорится об этом, а затем побеседуем. Антуан де Сент­Экзюпери (1900 —)1944, французский писатель, поэт и профессиональный лётчикВ. Север. Иллюстрация к книге А. Сент­Экзюпери «Маленький принц»  Вот как она начинается: «Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея ­ удав ­ глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано: В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться,   и   спит   полгода   подряд,   пока   не   переварит   пищу».   Я   много   раздумывал   о   полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал: Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им. ­ Разве шляпа страшная?­ возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые   никогда   ничего   не   понимают   сами,   а   для   детей   очень   утомительно   без   конца   им   все объяснять и растолковывать». В этой книге автор делает ещё один грустный вывод: «Взрослые   очень   любят   цифры.   Когда   рассказываешь   им,   что   у   тебя   появился   новый   друг,   они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры онлюбит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», ­ они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!» ­ Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.) ­ Конечно, все взрослые ­ разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие ­ сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга». Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!» 3. Вокально­хоровая работа. Разучивание песни «Маленький принц» ­ Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».) ­ Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть,   искренность,   тонкость   и   красота.   Слова   написаны   поэтом­песенником   Николаем Добронравовым. Микаэл Леонович Таривердиев (1931—1996), советский и российский композитор, Народный артист РСФСР (1986), Лауреат Государственной премии СССР (1977)Николай   Николаевич   Добронравов   (1928),   советский   и   российский   поэт­песенник,   Лауреат Государственной премии СССР (1982) В. Север. Иллюстрация к книге А. Сент­Экзюпери «Маленький принц» Разучивание первого куплета. ­ Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного. Но   бывает   так,   что   какое­то   событие   переворачивает   жизнь   такого   человека   ­   и   он   вдруг обнаруживает   в  себе   способность  плакать,   смеяться,   сопереживать.   Всё   это   было   в   человеке,   но только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни. И нужен был какой­ то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам. Продолжение разучивания песни «Продавец зонтиков». 4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей» Ганс Кристиан Андерсен (1805 —1875), датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых ­ В Китае, как вы знаете, глава государства ­ император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки те, кто читал эту сказку? ­ Правильно ­ это «Соловей» Г. Х. Андерсена ­ сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Эта сказка изложена в ваших учебниках на странице 16. Прочитайте её.О. Боман. Иллюстрация к сказке  Г. Х. Андерсена «Соловей» Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на   них   стекались   путешественники   со   всех   концов   света.   Возвращаясь   домой,   путешественники превозносили в своих книгах все, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря. Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» ­ такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора. И мы видим, что император жесток и своенравен. Каковы же его подданные? «И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли­шли, вдруг где­то замычала корова. ­   О!   ­   воскликнули   молодые   придворные.   ­   Вот   он!   Какой,   однако,   сильный   голос!   И   у   такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше. ­ Это мычат коровы,­ сказала девочка.­ Нам ещё далеко идти. Немного погодя в болоте заквакали лягушки. ­ Изумительно! ­ вскричал придворный проповедник. ­ Теперь я слышу! Точь­в­точь колокольчик в молельне. ­ Нет, это лягушки! ­ возразила девочка. ­ Но теперь мы, наверное, скоро услышим его. И, наконец, запел соловей. ­ Вот это соловей!  ­ сказала  девочка. ­ Слушайте, слушайте! А вот он и  сам! ­ И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях. Е. Харук. Иллюстрация к сказке  Г. Х. Андерсена «Соловей»­   Неужели   этот?   ­   удивился   первый   приближенный.   ­   Вот   уж   не   ожидал,   что   он   такой!   Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ! Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах. И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе. Однако сам император был глубоко потрясён: «Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили   на   глазах.   Вот   они   покатились   по   щекам,   а   соловей   залился   ещё   более   звонкой   и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён. ­ Я видел на глазах императора слезы,­ какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!» Слезы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором и изгнанный из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила. «Ты   уже   вознаградил   меня   раз   и   навсегда!­   сказал   соловей   в   ответ   на   горячую   благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!» После чтения учащиеся высказывают своё мнение о героях сказки.  ­ Отныне император и соловей обрели друг друга. Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства   и   маленькой   серой   птичкой,   но   в   этом   единении   обнаружилось   нечто   высшее,   чем сословные и вельможные предрассудки. Итог урока ­   Искусство   способно   воспитывать,   оно   открывает   мир   ­   не   всегда   видимый   глазу,   не   всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Мы уже знаем, что внешнее, поверхностное никогда не бывает самым главным. Как создается искусство? Заслушиваются ответы учащихся. ­ Искусство это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении ­ у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового. Когда художник берет в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, не означает ли это, что в эту минуту ему открывается некий сокровенный смысл, которым он спешит поделиться со всеми людьми? Вопросы и задания: 1. «Искусство открывает мир». Как ты понимаешь эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»?2. Был ли в твоей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения ты совершил добрый поступок? 3. Согласен ли ты, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это? 4.   Внимательно   рассмотри   портреты   великих   деятелей   искусства.   Какие   черты   объединяют   эти изображения? 5.   3адумайся:   слово   дух   родственно   словам   духовность,   одухотворённость.   Почему   возможно говорить о реальности духа? 6.   В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   запиши   стихотворение   о   музыке.     Какие   чувства   оно вызывает в тебе?

Посмотрите также