Конспект по музыке на тему "Повсюду музыка слышна" (1 класс)

  • Документация
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: - знакомить с истоками возникновения музыки; - учить понимать роль музыки в повседневной жизни человека; показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке; - познакомить с народными песенками-попевками; - уметь определять характер, настроение песенок, их жанровую основу; - развивать творческие способности обучающихся.
Иконка файла материала повсюду музыка.docx
Урок 3. ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА З а д а ч а:   Развивать творческие способности. Э л е м е н т   с о д е р ж а н и я.   Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными  песенками­попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора». М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     «Веснянка»; Наигрыш «Ах ты, береза». Сочинение мелодии и исполнение песен­попевок. ХОД УРОКА I. Вход в класс под мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла». После входа в класс выясняем: ­   Кто   сочиняет   народные   песни,   танцы,   наигрыши   для   различных   музыкальных инструментов? ­ Народ. ­  Какие народные песни знают или любят петь в твоей семье? … ­ Народные песенки­попевки сочинил сам народ, откликаясь на различные явления природы и жизни человека. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в народной музыке. Слушание: 1) Рус. нар. наигрыш «Ах ты, береза» 2) Песенки­заклички:   «Веснянка»,   «Выйди,   выйди,   солнышко»,   «Дождик, дождик, посильней» УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, мы с вами тоже попробуем сочинять песни ­ поиграем в композиторов: войдем в увлекательный мир композиторского творчества. II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УЧИТЕЛЬ.   Прежде   чем   сочинить   мелодию   песенки,   надо   подобрать   стихи. Послушайте   слова   народных   стихов­песенок.   Расскажите,   о   каких   событиях   они рассказывают? 1. Чтение народных песенок­стихов, поиск нужной (речевой) интонации: «Солнышко»: ­ Когда с такими словами обращаются к солнышку? ­ Когда звали, закликали весну. ­ Как? С каким настроением надо прочитать, чтобы получилась закличка?  Выберите из   словаря   те   слова,   которые  наиболее   соответствуют   характеру   этого   фольклорного текста. ­ Кто хочет прочитать так, чтобы солнышко услышало? «Дождик»:­ В каком характере, с каким настроение будем читать стихотворение? (Используем слова­подсказки.) Произнесем слова в темпе шепотом ­ изобразим шелест листвы.  «Гори, гори ясно»:  ­   Определите   настроение   и   характер   этого  фольклорного  текста.   Какое   слово   из словаря   эмоциональных   настроений   подходит   к   характеру   данного   стихотворения? Прочитайте как считалку (добавляем треугольник). «Трам, трам, трам»: ­ С какой интонацией, с каким настроением следует прочитать это стихотворение? Выбери соответствующее слово из эмоционального словаря. Читаем как марш и играем на воображаемом барабане (используется прием «эхо». Учитель обращает внимание уч­ся на четкую дикцию.) «Баю, баюшки, баю»: ­ Мы устали за день: и солнышко встречали, и дождик призывали, и маршировали. Наступил вечер. А какие песни поют детям вечером? ­ Колыбельные. ­ Как звучат колыбельные? Найдите соответствующее слово в словаре эмоций. ­ Нежно. ­ Прочитайте мягко, ласково, нежно с имитацией покачивания колыбельки. 2. Ролевая «игра в композитора» ­ сочинение мелодий песенок: ­   А   сейчас   мы   с   вами   превратимся   в   композиторов.   Но   чтобы   песенка   у   вас получилась красивой и мелодия соответствовала тексту, нужно определить ее жанровую основу. Скажите, какие из этих стихотворений можно исполнить как песню, а какие – как танец или марш? Подумайте также  над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную?  (В результате беседы возникают «Солнышко» как оживленно­призывная песенка­ закличка,  «Гори,  гори  ясно…»   —  радостно­игровая   песенка­считалка,  «Трам,  трам, трам» — задорный марш­песня, «Баю, баюшки, баю» — тихая и ласковая колыбельная песенка). Дети выбирают стихотворение, к которому будут сочинять мелодию, выразительно поют   собственные   мелодии   песенок.   Вокальные   «опусы»   детей   можно   усилить ритмическим   сопровождением   —   игрой   на   воображаемых   инструментах,   имитацией движений. Приёмы исполнения: ­ сочинение по фразам ­ по цепочке ­   разучивание   и   повторение   хором   наиболее   удавшихся   индивидуальных импровизаций: самых ярких мелодий или даже отдельных интонаций. (Учитель   при   работе   с   детьми   должен   быть   готовым   к   тому,   чтобы предложить   школьникам   свои   короткие   импровизации­сочинения   на   предложенные тексты.   Если   класс   не   очень   активно   включается   в   процесс   сочинительства, желательно разучить с детьми несколько разнохарактерных учительских вариантов песенок, так как именно исполнительская деятельность поможет первоклассникам убедительно и аргументированно ответить на вопросы.) III. ПОВТОРЕНИЕ «ПЕСНИ О ШКОЛЕ» (муз. Д. Кабалевского):Работа   над   плавным,   мягким   звучанием,   чистым   интонированием,   отчётливой дикцией. IV. РАЗУЧИВАНИЕ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ» (муз. В. Шаинского) Итог. V. Выход из класса под музыку песни Кабалевского «Песня о школе».