Цели и задачи урока:
- знакомить с истоками возникновения музыки;
- учить понимать роль музыки в повседневной жизни человека; показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке;
- познакомить с народными песенками-попевками;
- уметь определять характер, настроение песенок, их жанровую основу;
- развивать творческие способности обучающихся.
Урок 3. ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА
З а д а ч а: Развивать творческие способности.
Э л е м е н т с о д е р ж а н и я. Звучание окружающей жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное
обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенкамипопевками.
Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в
композитора».
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: «Веснянка»; Наигрыш «Ах ты, береза».
Сочинение мелодии и исполнение песенпопевок.
ХОД УРОКА
I.
Вход в класс под мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла».
После входа в класс выясняем:
Кто сочиняет народные песни, танцы, наигрыши для различных музыкальных
инструментов?
Народ.
Какие народные песни знают или любят петь в твоей семье?
…
Народные песенкипопевки сочинил сам народ, откликаясь на различные явления
природы и жизни человека. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в народной
музыке.
Слушание:
1) Рус. нар. наигрыш «Ах ты, береза»
2) Песенкизаклички: «Веснянка», «Выйди, выйди, солнышко», «Дождик,
дождик, посильней»
УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, мы с вами тоже попробуем сочинять песни поиграем в
композиторов: войдем в увлекательный мир композиторского творчества.
II.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
УЧИТЕЛЬ. Прежде чем сочинить мелодию песенки, надо подобрать стихи.
Послушайте слова народных стиховпесенок. Расскажите, о каких событиях они
рассказывают?
1. Чтение народных песенокстихов, поиск нужной (речевой) интонации:
«Солнышко»:
Когда с такими словами обращаются к солнышку?
Когда звали, закликали весну.
Как? С каким настроением надо прочитать, чтобы получилась закличка? Выберите
из словаря те слова, которые наиболее соответствуют характеру этого фольклорного
текста.
Кто хочет прочитать так, чтобы солнышко услышало?
«Дождик»: В каком характере, с каким настроение будем читать стихотворение? (Используем
словаподсказки.) Произнесем слова в темпе шепотом изобразим шелест листвы.
«Гори, гори ясно»:
Определите настроение и характер этого фольклорного текста. Какое слово из
словаря эмоциональных настроений подходит к характеру данного стихотворения?
Прочитайте как считалку (добавляем треугольник).
«Трам, трам, трам»:
С какой интонацией, с каким настроением следует прочитать это стихотворение?
Выбери соответствующее слово из эмоционального словаря. Читаем как марш и играем на
воображаемом барабане (используется прием «эхо». Учитель обращает внимание учся
на четкую дикцию.)
«Баю, баюшки, баю»:
Мы устали за день: и солнышко встречали, и дождик призывали, и маршировали.
Наступил вечер. А какие песни поют детям вечером?
Колыбельные.
Как звучат колыбельные? Найдите соответствующее слово в словаре эмоций.
Нежно.
Прочитайте мягко, ласково, нежно с имитацией покачивания колыбельки.
2. Ролевая «игра в композитора» сочинение мелодий песенок:
А сейчас мы с вами превратимся в композиторов. Но чтобы песенка у вас
получилась красивой и мелодия соответствовала тексту, нужно определить ее жанровую
основу.
Скажите, какие из этих стихотворений можно исполнить как песню, а какие – как
танец или марш? Подумайте также над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную,
напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную?
(В результате беседы возникают «Солнышко» как оживленнопризывная песенка
закличка, «Гори, гори ясно…» — радостноигровая песенкасчиталка, «Трам, трам,
трам» — задорный маршпесня, «Баю, баюшки, баю» — тихая и ласковая колыбельная
песенка).
Дети выбирают стихотворение, к которому будут сочинять мелодию, выразительно
поют собственные мелодии песенок. Вокальные «опусы» детей можно усилить
ритмическим сопровождением — игрой на воображаемых инструментах, имитацией
движений.
Приёмы исполнения:
сочинение по фразам
по цепочке
разучивание и повторение хором наиболее удавшихся индивидуальных
импровизаций: самых ярких мелодий или даже отдельных интонаций.
(Учитель при работе с детьми должен быть готовым к тому, чтобы
предложить школьникам свои короткие импровизациисочинения на предложенные
тексты. Если класс не очень активно включается в процесс сочинительства,
желательно разучить с детьми несколько разнохарактерных учительских вариантов
песенок, так как именно исполнительская деятельность поможет первоклассникам
убедительно и аргументированно ответить на вопросы.)
III.
ПОВТОРЕНИЕ «ПЕСНИ О ШКОЛЕ» (муз. Д. Кабалевского):Работа над плавным, мягким звучанием, чистым интонированием, отчётливой
дикцией.
IV.
РАЗУЧИВАНИЕ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ» (муз. В. Шаинского)
Итог.
V.
Выход из класса под музыку песни Кабалевского «Песня о школе».