В данном конспекте главной целью является о понятии о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие причастия; работа над орфоэпическими нормами.
Учащие работают по перфокартам, организована работа в группах. Индивидуальное составление таблицы с краткими и полными причастиями.
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Краткие и полные страдательные причастия»
Цели:
1. Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в
предложении; формирование умения различать полные и краткие причастия;
работа над орфоэпическими нормами.
2. Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении.
3. Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: перфокарты, «змейка», таблица с суффиксами, жетоны.
I.
II.
Орг. момент. Приветствие, проверка принадлежностей к уроку.
Закрепление. Повторим краткие прилагательные, написание Н и
НН в суффиксах прилагательных.
1. Работа с перфокартой:
ветреный кожаный полотняный
карманный костяной ранний
внутренний куриный соловьиный
воробьиное ледяной румяный
У ребят на карточке: н н н 3 нн
нн н нн 9 н
нн н н
н н н
2. Опрос в группах.
Класс делится на группы по 4 человека. Ребята выслушивают по
прошедшего времени», задают вопросы (сначала отвечают сильные
ученики).
Учитель: Кому мы можем дать жетоны? (жетоны выдают за полные и
правильные ответы).
3. Словарный диктант: «Змейка».
Учитель: «Посмотрим, как вы запомнили написание слов с
непроверяемыми орфограммами, изученными в теме: «Причастие».
Каждый ученик по цепочку записывает слово и передает листок
следующему. Остальные в это время пишут диктант в тетрадях:
присутствовать, колонна, гирлянда, отразить, калитка, пакет,
паром, силуэт, поразительный, прибывший, движимый, приведенный.
Взаимопроверка диктанта, ученики на полях отмечают ошибки.
Учитель оценивает работу класса на «Змейке».4. Задание по вариантам:
На доске таблица с суффиксами причастий и глаголы в рамках:
сжать, ведут, читают, делить, решить, прожить.
В1 В2
ем(ом), им нн, енн, т
Образуйте за 3 мин. причастия от данных глаголов с суффиксами в
таблице (по 3 причастия каждый вариант).
Проверка учителем, кто выполнил верно – жетон.
А сейчас немного отдохнем.
Физминутка. Я называю слова, если это причастие – хлопок над
головой, если нет – присесть (летящий, бегущий, жующий, решенный,
жужжит, живой, говорящий, делимый, звучный, молчит).
III. Изучение нового.
1. Словарная работа.
Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову краткий (короткий,
краткость, сократить).
2. Объяснительная беседа.
Запись на доске: далёкая музыка цель далека (слово сокращается)
далекий далек мн. ч. самостоятельно
далекое далеко
Ребята составляют словосочетания, ставят вопросы.
От причастий из предыдущего задания образовать краткие в любом роде
( нр: решенный – решена).
Что изменилось при этом?
Что общего между полными и краткими причастиями?
Чтение параграфа № 22 и составление опоры в тетрадях, затем 2 ученика
читают опору:
ПОЛНОЕ КРАТКОЕ
НН Н
Число, род, падеж Число, род
Какой? Каков?Определение Сказуемое.
Составьте предложения с краткими причастиями.
Все упражнения выполнены. У Саши тетрадь закрыта. Урок начат.
IV. Закрепление.
1. Выполнение упражнений (один у доски).
2. Задание по рядам. Измените по числам и родам причастия (кто первый?
победителям жетоны):
помещенный созданный измененный
3. Задание за доской (образовать краткие причастия):
трава (скосить) окно (открыть)
дуб (спилить) стаканы (вымыть)
класс проверяет и оценивает.
4. Заполнение таблицы (56 своих примеров)
Краткие страдательные причастия прошедшего времени
М. р.
заперт
Ж. р.
С. р.
Мн. ч.
заперта
заперто
заперты
Полные
страдательные
причастия
прошедшего
времени
запертый
V. Итог. Делается вывод о том, что краткие причастия похожи на краткие
прилагательные ( окончания, роль в предложении, ударение, вопрос).
В конце подсчитывается количество жетонов, выставляются оценки всем
ученикам.
VI. Домашнее задание. Закончить составление таблицы, составить 2
предложения с краткими и полными причастиями, закончить поговорку:
«……….сестра таланта», параграф № 17.