Конспект по русскому языку на тему "Отрицательная частица НЕ с глаголами"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
11.06.2019
В конспект урока "Отрицательная частица НЕ" включены интересные задания для знакомства с новой темой. Проводится устная и письменная работа, ученики работают индивидуально и в группах. Для закрепления материала предложены задания разного уровня сложности. Обогащается словарный запас обучающихся. В конце урока подводится итог.
НЕ с глаголами, 4 кл..doc
Тема. Отрицательная частица НЕ с глаголами.
Цель. Познакомить обучающихся с отрицательной частицей НЕ, формировать навыки
правописания частицы НЕ с глаголами,
продолжить работу над развитием речи,
воспитывать культуру общения и поведения.
Оборудование. Слайды с текстами, фото озера Байкал, запись на доске.
Ход.
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Что объединяет данные буквы?
( Буквы ш, ц, ж обозначают всегда твердые согласные звуки )
Пропишите строку этих букв и соединений.
3. Индивидуальная работа по карточкам ( 4 чел.)
4.Открытие нового материала
Чтение детьми стихотворения Ю.Вронского «Вредные привычки» (Слайд 1)
Завести велели мне новые привычки:
Никогда девчонок не дергать за косички!
Никогда с братишкой не драться за обедом!
На уроках больше не говорить с соседом!
Я согласен даже не рисовать на карте!
Я согласен даже не танцевать на парте!
Но не делайте вы мне никаких упреков,
Если даже я и не выучу уроков!
Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?
( Герой непослушный ребенок, драчун и забияка. Не умеет вести себя ни на уроках,
ни на перемене. Не зря так назвали стихотворение)
Выпишите из стихотворения все глаголы. (дети работают самостоятельно)
Какие слова у вас записаны?
( Возможно, ктото выпишет глаголы без частицы НЕ.
Почему вы выписали глаголы с НЕ, ведь я попросила выписать глаголы, ничего не
сказав про НЕ?
(Это слово отрицает. Поэтому часть речи и называется отрицательной частицей НЕ)
Сформулируйте правило написания отрицательной частицы НЕ с глаголами.
(Слайд 2: тема урока)
Прочтите правило на стр.91 учебника (НЕ с глаголами, глаголыисключения)
Докажите, что данные глаголы действительно не употребляются без НЕ.
5. Осознание полученных знаний.
1. Игра «Аукцион»
Внимание! Внимание! Проводим аукцион! Называем двусложные глаголы с
отрицательной частицей НЕ!
(Учитель считает до трех после каждого названного слова, говорит «принято», а
ученики записывают слово на доске и в тетради)
Следующий лот! Выпишите из загадки глаголы с частицей НЕ:
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы.
Не стучали топором,
А под елью вырос дом. (муравейник)
(Самопроверка. На доску выписаны глаголы: не найдешь, не рубили, не стучали)
О каком доме идет речь в загадке? Что вам подсказало, что это муравейник?
Устно определите время, лицо, число глаголов.
Итак, что такое глагол?
Как изменяются глаголы?
Какие суффиксы могут иметь глаголы в инфинитиве?
Предмет речи прямо не называется, а характеризуется другими словами.
Получается, что об одном и том же предмете можно сказать поразному. Для этого в
русском языке есть немало языковых явлений и приемов, например, фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы?
Приведите примеры фразеологизмов.
2. Работа над текстом (Слайд 3)
Прочитайте текст.
Найдите фразеологизмы, назовите их.
(Дети называют фразеологизмы, объясняют их значение, по ходу работу выписывают
их на доску и в тетрадь, подчеркивают орфограмму)
– Прочитайте выписанные фразеологизмы и объясните их значение.
Я не нахожу слов. Озеро такое красивое, что трудно найти подходящие слова, чтобы
выразить чувства.
Предположите, в каких ситуациях человеку бывает трудно выразить свои чувства
словами? (Когда человек радуется, грустит, волнуется…)
Я не поверил своим глазам. Как можно сказать подругому? (Сильно удивился, не
ожидал такого улова, поражен размерами рыбы)
Не выходил из головы. Как вы понимаете эту фразу? ( Когда чтото важное не
забывается, всегда присутствует в мыслях)
Было ли у вас в жизни чтото такое, что до сих пор не выходит из головы?
Вернемся к тексту. (Слайд 4)
Байкал удивительное озеро и по количеству живущих в нем виду животных, рыб и
по своей величине, и по своей красоте. О Байкале написано много песен, стихов. Огромное
количество туристов спешит посетить это удивительное место. Это уникальный памятник
природы, которому нет равных в мире. В Байкале более 50 видов рыб, большую часть
которых составляют рыбы, которые водятся только в этом озере. В озере и по его берегам
обитают животные (птицы, насекомые, звери), большая часть из которых обитает только
здесь. Прозрачность воды в озере составляет 40 метров.
3.«Дополни пословицы (Слайд 5)
Прочитайте, дополните пословицы.
___ учи рыбу плавать.
По воробьям из пушки ____ стреляют.
Слезами горю ____ поможешь.
Когда так говорят? Когда можно применить эти фразы?
Запишите пословицы, выделите орфограмму «НЕ с глаголами».
4. Работа по учебнику.
Стр.93, упр.126:
составить и записать по 3 предложения, в которых были бы глаголы с отрицательной
частицей НЕ ( по рядам : 1 ряд правила поведения в лесу,
2 ряд – правила поведения в столовой, 3 ряд – правила пользования книгой ).
5.Домашнее задание:
стр.92, правило;
провести исследовательскую работу – на примере любого рассказа, стихотворения,
сказки. Понаблюдайте; как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпишите глаголы, укажите
орфограмму. В скобках укажите произведения, из которого вы их выписали.
4. Итог.
С каким правилом вы познакомились?
Назовите глаголыисключения.
Мы только начали знакомство с частицей НЕ и пока говорили только об одном
правиле. Но у частицы НЕ есть еще секреты. О них вы узнаете на следующем уроке.
А я прошу вас мысленно пройтись по сегодняшнему уроку, подумать, в чем были
трудности, что получалось легко, и закончить фразу: «На уроке я НЕ …»
Конспект по русскому языку на тему "Отрицательная частица НЕ с глаголами"
Конспект по русскому языку на тему "Отрицательная частица НЕ с глаголами"
Конспект по русскому языку на тему "Отрицательная частица НЕ с глаголами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.