Конспект по русскому языку «Понятие о разделительном мягком знаке» (2 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала по программе "Школа 2100".Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак, место его в словах и развить орфографическую зоркость. При введении правила о разделительном мягком знаке используется групповая, исследовательская. проблемная технология. На уроке используются различные виды работ: фронтальная, индивидуальная и в парах.
Иконка файла материала Русский язык 2 класс Мартынова .docx

Русский язык  2 класс «Школа 2100»

Тема: «Понятие о разделительном мягком знаке»

Цель: Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила употребления Ь разделительного знака в словах в процессе исследовательской деятельности.

Задачи для учащихся:

- увидеть проблему с написанием слов с разделительным Ь знаком;

- исследовать проблему ( через соотношение произношения с написанием);

- вывести правило употребления разделительного Ь знака.

Задачи для учителя;

- продолжить формирование коммуникативных умений в группе;

-развивать личностные качества: наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Оборудование:

- таблички для записи слов- отгадок;

- рабочие листы с заданием для каждой группы;

- план исследования, выводы (заготовки).

 

Ход урока:

1.       Организационный момент.

- Сегодня наш урок пройдет под девизом:  «Учиться, всегда пригодиться».

       2. Минутка чистописания.

- Пропишите красиво, правильно буквы  в тетрадях записанные на доске.

Аа Ии О о Уу ы Яя Ее Юю Ёё Ээ

       3.Актуализация знаний

   I. Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак.

    А)   Обозначающие твёрдость согласных  -  а,о,у.ы,э,   мягкость согласных – и,е,ё,ю,я (какая буква тоже обозначает мягкость согласного звука – Ь)

    Б) гласные обозначающие один звук - а,о,у.ы,э,и  два звука - е,ё,ю,я

   II. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы запишите  слова – отгадки. ( в тетрадях и за доской). Давайте договоримся что подсказывать  друг другу не будем, а  потом проверим написанное.

   

 (- на ушко скажи свой ответ шепотом, ученик записывает слово за доской, обозначая орфограмму)

 

Спереди – пятачок,

Сзади-крючок,

Посредине-спинка

А на ней щетинка. Кто это? (Свинья) 

 

 На скамейке у ворот

Лена горько слёзы … (льет)

Проверка  слов учениками, с проговариванием известных орфограмм.

 

4. Выход на проблему.

 

- Что интересного заметили? ( у ребят слова написаны по разному) У некоторых ребят не хватает мягкого знака в словах.

-Кто из ребят написал слово свинья правильно? Докажите. Почему?

                                       Слово льёт ? Докажите. Почему?

- Значит в чём затруднение? Сформулируйте проблему ?(не знаем зачем пишется Ь знак в таких случаях)

Наша цель выяснить  роль мягкого знака в таких словах,  для чего он  необходим.

 

 

 

 

5.Поиск решения.

 

 - Для решения этой проблемы я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.

 - Вы получаете рабочие листы с заданием.

 - В конце работы  группы представят результаты своих исследований.

 

План исследования:  (2 мин)

1.       Прочитайте слова и их звуковые сочетания

2.       Сравните буквенные и звуковые записи слов

3.       Выявите после каких букв пишется Ь знак __________________________(после мягк. согл.)

4.       Перед какой буквой пишется Ь _____________________ (е,ё,я, ю, и)

5.       Какой звук рождается  в этих словах с появлением Ь _______________________(й)

6.       На что указывает Ь? Какую работу выполняет? ________________________________(разделяет глас., от согл.)

 

Проверка  работы групп.  (3 мин)

- Ребята! Сейчас очень важный момент. Вспомним,  решение какой проблемы мы должны найти?( Почему  в таких словах пишется  Ь знак.)

С фиксацией результат на доске.

 

                                                               Я

                                                               Ю

                             Ь   [й]                     И

                                                                Ё

                                                                Е

6.      Сделайте общий вывод по нашему исследованию о Ь знаке в данных словах.

(Ь знак стоит перед гласными я.е,ё.ю,и, после согласной. Выполняет роль разделения согласной от гласной.                

                                                                                      

Соотнесение сделанного вывода детьми с правилом в учебнике. Стр. 130.

И так, тема нашего урока «Разделительны Ь знак» 

7.Физминутка.  Игра «Чуткий слух»

Если в слове  есть разделительный Ь знак – присидаем,

Если Ь знак показатель мягкости согласного –  встаем и хлопаем в ладоши.

Пень, листья, лень, счастье, конь, пальто, льет, стулья, цель, пальма, деревья, коньки.

8.Первичная проверка усвоенного материала. Закрепление.

1.       Учебник с.131 упр.201 по заданию. Списывание слов столбиков по рядам.

2.       Работа у доски и в тетрадях.

- Замените предложение одним словом, запишите это слово.

 

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (обезьяна)

Фрукты или ягоды сваренные в сахарном сиропе. (варенье)

Кондитерское изделие из теста. (печенье).

 

- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте  орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему?

Устно составьте предложение с любым словом.

9. Рефлексия. Подведение итога урока.

- Что узнали нового о Ь знаке?

-Что было легко? Что было трудно?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

 

Выразите цветом на полях в тетради свою работу на уроке.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – квадрат синего цвета.

- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем  понравилась работа  - квадратом зеленого цвета.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – квадрат  красного цвета.

 

10. Домашнее задание.

Д.м. с.83. упр. 191

 

Урок окончен.  Всем спасибо за работу.

 

 

План исследования: 

1.       Прочитайте слова и их звуковые сочетания

2.       Сравните буквенные и звуковые записи слов

3.       Выявите после каких букв пишется Ь знак __________________________(после мягк. согл.)

4.       Перед какой буквой пишется Ь _____________________ (е,ё,я, ю, и)

5.       Какой звук рождается  в этих словах с появлением Ь _______________________(й)

6.       На что указывает Ь? Какую работу выполняет? ________________________________(разделяет глас., от согл.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Прочитайте слова.

2.       Сравните буквенные и звуковые записи слов.

3.       В каждом слове обозначьте цветом звук который стоит перед Ь знаком.

 

 

cемья -  [ с,эм,й,а]

пьёт - [п,й,от]

польют - [пал,й,ут]

веселье - [в,ис,эл,й,э]

 

 

 

 

 

Сделайте вывод:

 

Мягкий знак в слове стоит после  ________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Прочитайте слова.

2.       Сравните буквенные и звуковые записи слов.

3.       В каждом слове обозначьте цветом звук который стоит после Ь знака.

 

 

cемья -  [ с,эм,й,а]

пьёт - [п,й,от]

польют - [пал,й,ут]

веселье - [в,ис,эл,й,э]

 

 

 

 

 

Сделайте вывод:

 

Мягкий знак пишется перед буквами  __________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Прочитайте слова.

2.      Сравните буквенные и звуковые записи слов.

3.      Какой звук рождается  в этих словах с появлением Ь знака, обозначьте цветом .

 

 

cемья -  [ с,эм,й,а]

пьёт - [п,й,от]

польют - [пал,й,ут]

веселье - [в,ис,эл,й,э]

 

 

 

 

 

Сделайте вывод:

 

          В словах с появлением Ь знака появляется  _______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Прочитайте слова.

2.      Сравните буквенные и звуковые записи слов.

3.       Подчеркни в словах Ь знак.  Подумай. На что указывает Ь? Какую работу выполняет? Сделай вывод.

 

 

cемья -  [ с,эм,й,а]

пьёт - [п,й,от]

польют - [пал,й,ут]

веселье - [в,ис,эл,й,э]

 

 

 

 

 

Сделайте вывод:

 

          Мягкий знак  _____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cемья -  [ с,эм,й,а]

пьёт - [п,й,от]

польют - [пал,й,ут]

   веселье - [в,ис,эл,й,э]

 

 

 

 

 

 

cемья

пьёт

польют

веселье